Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ Виды коммуникации
просмотров - 319

(отрывок)

В непосредственном, живом общении людей словесное сообщение всœегда сопровождается несловесным (невербальным).

Для того, чтобы лучше понимать людей и быть для них более понятным самому, крайне важно владеть неречевыми средствами общения – умением передавать, кодировать, выражать бессловесную информацию, “читать” её.

Невербальная коммуникация труднее поддается сознательному контролю, и всœе же многое мы можем воспринять и почувствовать.

Одни из нас уделяют больше внимания визуальным средствам, то есть тому, что можно увидеть: движениям рук, ног, головы, позе, выражению лица и др.

Для других – определяющими являются акустические невербальные средства, такие как: громкость, высота голоса, интонация, а также не связанные с речью признаки: смех, вздохи и т. д.

Для третьих, так называемые тактильные невербальные средства – прикосновения, пожатие рук и т. д.

Для четвертых – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественный и искусственный запах человека…

Одним из самых выразительных видов движений человека являются жесты… По жестам можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции могут оказаться одним из оснований для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека, к примеру, о суетливости, склонности к мелодраматичности и т. д.

Вот некоторые примеры: пальцы, сведенные кончиками вместе, по мнению исследователœей, означают покорность, смирение; палец у губ – стыд; палец, зажатый обвисшими его пальцами другой руки – самоободрение.

Движение беспокойства заключается в усиленной мимике рта͵ закусывании губ, частом покачивании головы, ерзании на стуле, в отбрасывании “мешающих” волос.

Почесывание и поскребывание носа различным образом - указательным пальцем – может означать следующее: “Я вхожу в зону конфликта”.

Почесывание в разговоре коленки может означать: “Мне бы хотелось уйти от разговора, из ситуации, но я решил остаться, потому, что это будет хорошо для меня”.

В случае если человек теребит край одежды, то это может быть следующее: “Я злюсь, но не могу сказать об этом прямо”.

Почесывание мочки уха. Это может в себе нести следующее сообщение: “Мне не нравится то, что я слышу, мне это неприятно”.

Характерная для человека осанка и типичные позы также являются одним из компонентов облика человека, который учитывается при коммуникации.

Походка также может быть сигналом состояния человека, говорить о перенесенном им заболевании, о роде его занятий (походка моряка, солдата и т. п.).

Довольно тонким инструментом выражения состояния и некоторых других особенностей человека является его голос. Он может быть инструментом “управления” коммуникацией. Замедление речи с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к особо ответственным моментам сообщения. В случае если человек понижает силу голоса и говорит доверительно, то слушающие напрягаются и оказываются активно включенными в восприятие материала. Тихий голос сближает людей, а крик разобщает.

Помимо признаков, образующих физический облик человека, вспомогательным невербальным средством общения являются его одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки, с помощью которых достигается то или иное “оформление” облика человека. Одежда может говорить о деятельности человека, о его национальной принадлежности, служить дополнительным признаком возраста͵ свидетельствовать о вкусах, привычках и т.д. От оформления облика человека зависит характер впечатления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ складывается у воспринимающих его людей. Учитывая зависимость отдеятельности, соединяющей людей, данный компонент внешности в одних случаях осознается меньше, в других – больше.

Итак, если хотите произвести хорошее впечатление, мужчинœе следует носить: однотонные костюмы, к примеру, серый с бледно-голубой рубашкой и темно-бордовым галстуком; бежевый костюм с голубой рубашкой; темно-синий костюм с бледной рубашкой; клетчатые костюмы бежевых и неярких тонов. Не следует носить: ничего кричащего; ничего контрастного, к примеру, черных костюмов с белой рубашкой (такое сочетание приемлемо для вечернего костюма – примеч. Авторов).

Женщинœе стоит носить на работу: костюм с юбкой; костюм с учетом специфики вашей работы; простые туфли на среднем каблуке; пальто, покрывающее вашу юбку и платье; одежду хорошего качества; спортивную одежду хорошего качества (конечно, в специальных случаях – на выезде, а не в учреждении и т.д.

Психологические аспекты общения.

Материалы к лекциям. – С.- П., 1992. – С. 9-20.


Читайте также


  • - Виды коммуникации

    (отрывок) В непосредственном, живом общении людей словесное сообщение всегда сопровождается несловесным (невербальным). Для того, чтобы лучше понимать людей и быть для них более понятным самому, необходимо владеть неречевыми средствами общения – умением передавать,... [читать подробенее]


  • - Сущность и виды коммуникации

    Коммуникации в современной организации В переводе с английского языка communicate значит «передавать», «сообщать». Исходя из этого, коммуникация,представляет собой процесс передачи информации, опыта и сведений от одного человека к другому. Процесс коммуникации, или... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды коммуникации

    Термин коммуникация – это социальный процесс передачи и восприятия информации при межличностном, массовом общении на основе использования различных каналов и средств. Функции социальной коммуникации: - информационная Информационная функция отражает способность... [читать подробенее]


  • - Основные виды коммуникации

    Функции коммуникации В зависимости от разнообразных причин различные формы общения приобретают соответствующее назначение в жизнедеятельности людей, то есть функцию. Функциональный анализ коммуникации дает возможность выявить ту социальную роль, которую она... [читать подробенее]


  • - ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ

    Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов. Это весьма существенное различие для профессионального коммуникатора, поскольку технология работы в каждом случае имеет свою специфику (даже громкость голоса в случае, например, разговора с самим собой, с одним... [читать подробенее]


  • - Коммуникационные мотивы и виды коммуникации

    Люди общаются друг с другом в организациях по разным причинам. Мотивы коммуникации могут быть рассмотрены с разных точек зрения: &... [читать подробенее]


  • - Тема 3. Уровни и виды коммуникации.

    Виды коммуникации: бизнес-коммуникации, политическая, социальная, групповая, личностно-групповая, межсоциумная, массовая, медиакоммуникация, публичная и глобальная коммуникации. Организационные коммуникации и их структура. В типологии социальной коммуникации ее виды... [читать подробенее]


  • - Тема 3. Уровни и виды коммуникации.

    Виды коммуникации: бизнес-коммуникации, политическая, социальная, групповая, личностно-групповая, межсоциумная, массовая, медиакоммуникация, публичная и глобальная коммуникации. Организационные коммуникации и их структура. В типологии социальной коммуникации ее виды... [читать подробенее]


  • - Коммуникационные мотивы и виды коммуникации

    Система коммуникации и ее элементы Коммуникации в организации Существует несколько определений коммуникации. Коммуникации (от латинского слова communicatio - связь, сообщение) – общение, процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте. Коммуникации в... [читать подробенее]


  • - Виды коммуникации.

    Формы коммуникации. Формы коммуникации. Виды коммуникации. Коммуникативная среда и сферы коммуникации. Формы коммуникации, такие как письменная, устная, визуальная и т.п. отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания. Коммуникационные средства... [читать подробенее]