Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ Выдвижение гипотез
просмотров - 411

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗ ИССЛЕДОВАНИЯ

J

См

формулировать стоявшую перед ним цель и решавшиеся для ее достижения це­ли, это будут не первоначальные «рабочие» определœения, а концептуально сформулированные «чистые» характеристики. И вряд ли кто рискнет показы­вать свой путь, «приключения мысли» от «сырых» наметок, общего замысла к итожащим определœениям. А жаль: это так помогало бы другим исследо­вателям.

Проделанная на начальных этапах работа исследователя в предметно-проблемном «поле» (включая обдумывание проблемной ситуации и изуче­ние «литературы вопроса») неизбежно приводит к формулированию предпо­ложений о действительной, с его точки зрения, сущности изучаемого явления журналистики и — одновременно или даже прежде всœего — предположений о частичной или полной верности/неверности/спорности предложенных другими исследователями представлений о сущности ставшего предметом исследования явления журналистики. Эти предварительные представления формируются на основании многообразных вероятностных, и потому «плы­вущих» предполагаемых утверждений, которые предстоит в ходе исследова­ния проверять. Этот этап называют этапом выдвижения гипотез.

Гипотезы (греч. hypothesis — предположение; от hipo — под, внизу + thesis — положение) — так на научном языке называются предположения, возникающие у исследователя как версии возможных решений поставлен­ной проблемы в перспективе разрешения проблемной ситуации и объясне­ния сущности изучаемого предмета. Ограничивающим и вместе с тем направ­ляющим фактором работы являются цель и детализирующие способы ее решения задачи исследования. И гипотезы формулируются (а в ходе работы и переформулируются) такие и так, чтобы достичь поставленную цель.

При выдвижении гипотез важно избежать двух крайностей. Одна — «подтаскивание» гипотез к уже накопленной о предметно-проблемной сфе­ре информации. В таком случае серьезного продвижения в исследовании не будет. Более того, возможны серьезные нарушения в исследовательской ра­боте — манипулятивное выпячивание «подходящих» фактов и интерпрета­ций и игнорирование «не годящихся». Вторая — произвольное, ни на чем не основанное фантазирование, что вовсœе не одно и то же, что выдвижение «безумных идей». В случае если при соотнесении с ранее установленными фактами и концепциями возникают затруднения, вступает в действие «принцип соот­ветствия»: имеющееся знание рассматривается как «частный случай», «не­достаточное, неосновательное, устаревшее знание», требующее перехода на новый уровень разработки, в том числе и гипотез.

Выдвижение гипотез выявляет важное качество исследователя — уме­ние разумно ставить актуальные вопросы. Это качество проявляется на всœех этапах, однако решающее значение оно имеет при формировании гипотез, поскольку гипотезы предваряют и определяют характер следующей части исследования — постановку конкретных задач, сбор эмпирического мате­рила, его систематизацию и интерпретацию при движении к выработке кон­цепции. «Бедные» гипотезы чаще всœего предполагают и «бедные», баналь­ные результаты. А плохо сформулированные, касающиеся лишь части предметно-проблемной сферы гипотезы не просто затрудняют работу, но могут вести по неверному пути дальнейший ход исследования и даже блокировать движение к познанию сущности. Дело в том, что гипотезы — это, во-первых, теоретические предпосылки для планирования и контроля хода эмпирической части исследования, а во-вторых, «конкурентная база» при осмыслении накопленного эмпирического материала и формирования концептуальных идей.

Гипотезы как форма и предварительно-вероятностный результат познава­тельной деятельности возникают «на пересечении» логических подходов (дедуктивных и индуктивных), редукции, экстраполяции и интерполяции, аналогии и контраналогии, рассуждений на основе имеющихся данных, на путях полемики с другими исследователями, «здравого смысла» исследо­вателя и его интуитивных догадок, «озарения», инсайта.

Логическая структура гипотезы приобретает разные формы: «если ..., то...», «имеется достаточно аргументов, чтобы предположить, что...» и т.п.

Конечно, имея четкие представления о предмете и решая ясно сформули­рованную проблему, можно обойтись и без выдвижения гипотез, но в таком случае работа идет как бы вслепую, что, впрочем, не исключает возможнос­ти верных решений.

При этом более продуктивный путь в исследовании, особенно в сложных познавательных ситуациях, когда путь к решению явно не просматривается, лежит через выдвижение гипотез как предполагаемых вариантах решения. Поскольку гипотезы — вероятностное знание, то, очевидно, по одному и то­му же вопросу полезно выдвигать несколько гипотез, стремясь исчерпать всœе возможные варианты предположений. Широта поля гипотез — свидетельст­во антидогматической раскованности и изобретательности мысли. И следует иметь в виду, что на этом пути вырабатывается умение видеть проблемно-предметное поле в целом, притом с разных сторон и в разных вариантах, а это очень важно для оттачивания исследовательской мысли, формирова­ния творческой фантазии, эвристических навыков, ведения внутреннего ди­алога, солилоквиума в поисках наиболее точного решения.

Сразу сформировать законченное «поле» гипотез удается редко, в связи с этим перечень гипотез на протяжении всœего исследования должен быть «откры­тым» для пополнения. Равно как для их трансформации, критики и даже от­каза от опровергнутых в ходе исследования. Сначала появляются первич­ные» рабочие гипотезы, которые по ходу исследования перерастают в научные гипотезы, а затем — по результатам исследования — одна из них (или комбинированная, или переструктурированная и т.д.) оказывается ис­комым решением.

«Приключения мысли» в этой сфере при публикации законченного ис­следования до читателя, к сожалению, не доходят, и только в диссертациях случается их демонстрация. Это вызывает сожаление, поскольку «за кадром» остался путь, которым шел исследователь, и «пропадают в неизвестности» отвергнутые варианты и выдвинутые против них аргументы. А это было бы || интересно и, главное, полезно для исследователœей, работающих в этой или ^ близкой сфере.


Читайте также


  • - Постановка проблемы и выдвижение гипотез

    Всякое научное исследование начинается с потребности что-то узнать, т. е. с определения проблемы, которая часто выглядит как противоречие. Например, можно заинтересоваться, почему люди, живущие в экологически чистых районах, согласны бороться за чистоту окружающей среды,... [читать подробенее]


  • - Выдвижение гипотез

    ФОРМУЛИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗ ИССЛЕДОВАНИЯ J См формулировать стоявшую перед ним цель и решавшиеся для ее достижения це­ли, это будут не первоначальные «рабочие» определения, а концептуально сформулированные «чистые» характеристики. И вряд ли кто рискнет... [читать подробенее]


  • - Выдвижение гипотезы системности работы коры, как способности формировать динамический стереотип, независимый в определенной мере от внешних стимулов.

    Жесткий анатомический подход к проблеме рефлекса, к середине 19 века, вступил в противоречие с эволюционными взглядами Ч. Дарвина. И.М. Сеченов на основании эволюционных взглядов сформулировал существенно измененную концепцию рефлекса. Его психофизиологическая концепция... [читать подробенее]


  • - Выдвижение гипотез

    План Разработка гипотезы и концепции исследования СУ. Лекция 6 1. Понятие гипотезы 2. Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления Гипотеза(в переводе с греческого – предположение) – научное допущение или предположение, истинное значение которого... [читать подробенее]


  • - Выдвижение гипотез - один из самых трудных и не формализуемых этапов научного исследования.

    Концепцией исследования системы управления называют совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования. Концепции разрабатывают для исследования плохо структурированных проблем. Концепция содержит набор гипотез и этапы их исследования.... [читать подробенее]


  • - Выдвижение гипотезы

    Этапы разработки гипотезы Гипотеза представляет собой процесс развития мысли. Безусловно, дать общий образец построения гипотезы для всех случаев жизни не представляется возможным. Это связано с тем, что условия для разработки гипотезы зависят от своеобразия... [читать подробенее]


  • - Выдвижение гипотез

    В. Построение гипотез Б. Предварительное описание предмета исследования Операционализация понятий Эмпирическая интерпретация понятий Интерпретация понятий позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор данных,... [читать подробенее]


  • - Выдвижение гипотезы и разработка методики проверки ее справедливости - второй этап исследования

    Выявление противоречия и формулирование проблемы -первый этап исследования Эксперимент как метод педагогического исследования Как правило, исследователь выбирает предмет своего иссле­дования на основе личной заинтересованности в нем, глубокого знания его... [читать подробенее]


  • - Выдвижение гипотезы или вопросов, направляющих ход исследования

    Определение позиции исследователя Определение проблемы исследования Выбор темы исследования, уточнение ее формулировки Обобщенная модель исследовательской деятельности1.1 Уточнение значения основных терминов, употребленных в формулировке темы,... [читать подробенее]


  • - Выдвижение гипотезы

    Постановка проблемы Проблема – это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Именно недостаточность знаний, информации, противоречивость научных представлений в общественной практике или в результате научного исследования создают условия для... [читать подробенее]