Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ ВЫПУСК ГАЗЕТ В 2008 ГОДУ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
просмотров - 332

Типы газет Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млн экз.
Общественно-политические 22,6
Производственно-практические 20,4
Рекламные газеты 54,2
Духовно-просветительные 1,6 20,2
Учебно-методические 0,4 10,8
Газеты для досуга 11,1
Официальные газеты 0,9 39,5
Научно-популярные газеты 1,5 20,1
Иллюстрированные газеты 13,4
Литературно-художественные 0,1 0,6

В современных условиях многие функции СМИ актуализируются, и эта тенденция будет продолжена в будущем. Политические, деловые, производственные, экономические коммуникации, а также научные, художественные и иные в процессе общественных преобразований, становления информационного общества расширяют и активизируют функциональное поле СМИ, различные его фрагменты. Для осуществления этих функций нужны новые, более совершенные структуры, и начало этому процессу уже положено.

Для реализации функций рекламы многократно увеличены площади в изданиях. В результате существенно модифицирована структура СМИ, отдельных изданий и программ.

При этом аналитические функции оказались в значительной степени невостребованными редакционными структурами. Главные причины заключены в недостаточной развитости, обогащенности потенциала научного познания современного российского общества, в недостаточной его включенности в массовый информационный процесс. Да и сами редакционные структуры по экономическим, политическим и иным причинам не всœегда стремятся к тому, чтобы сплотить вокруг себя дееспособный авторский актив с целью обеспечить действительно представительное обсуждение назревших общественных проблем. В результате структура аналитических изданий в значительной мере отстает от степени актуализации аналитических функций СМИ, рожденной потребностями общественного прогресса.

3. В условиях системной трансформации

Функционирование газетной периодики в России отягощено целым рядом объективных условий и субъективных факторов. Прежде всœего это экономические условия, когда доходы от подписки, продажи тиража составляют незначительную часть редакционного бюджета многих изданий, в то время как доходы от рекламы, инвестиции государственных и иных организаций, в том числе из сферы бизнеса, имеют решающее значение в налаживании регулярного производства и распространения печатной продукции. Чрезмерная зависимость от инвесторов и рекламодателœей нередко значительно ослабляет внимание изданий к аудиторным потребностям. Существуют также трудности, связанные с обновлением техники, взаимодействием с властными структурами, уровнем подготовки кадров. Появление в информационном пространстве значительного количества новых газет и журналов, радиостанций, телœестудий, интернет-СМИ чрезмерно сегментирует, дробит это пространство, усиливает в нем конкуренцию.

Эти и многие другие причины ограничивают рост тиражей, влияют на периодичность выхода изданий, уменьшая количество ежедневных газет и увеличивая отряд еженедельников. Для аудиторных групп многих периодических изданий сейчас характерна замкнутость их информационного пространства. Степень охвата потенциальной аудитории одним изданием часто составляет незначительный процент. Оставляют желать лучшего и полнота͵ разнообразие информации, глубина анализа происходящего.

Реально складывающиеся типы газет в значительной части не отвечают информационным потребностям своих аудиторных групп.

Системный подход ставит в центр внимания исследователя характер целостности изучаемого объекта. Уровень этой целостности определяется, как известно, тем, насколько компоненты изучаемой системы, ее структура успешно «работают» на единый совместный интегральный результат. Степень системности, организованности российских СМИ пока не позволяет в полной мере проявиться их качественной определœенности. Одна из главных причин – медленная перестройка всœего системного «механизма» в соответствии с требованиями переходного периода. Медиасреда, в том числе экономическая, технологическая сфера, сфера духовного производства и потребления духовных продуктов, управления, сдерживают развитие экономической и технологической базы СМИ, их редакционной и аудиторной составляющих, функционального многообразия. Сами СМИ в духе прошлых времен продолжают пользоваться устаревшими стратегиями и технологиями.

Нуждается в серьезном пересмотре сложившийся типологический облик ряда средств массовой информации. Многие общероссийские газеты, к примеру, пока не могут решить одну из главных своих задач ‒ обеспечить массовую коммуникацию в масштабе всœей страны. В них мы не видим полной картины текущей российской действительности, не встречаем в должной мере глубокого анализа многих актуальных проблем. Жизнь регионов, их мнения, предложения, опыт, критика с мест находят слабое отражение на страницах этих изданий. Многие функции познавательного, аксеологического, организационного характера отходят на второй план, уступая место развлекательным, рекламным, «пиаровским» текстам. Реальная аудитория общероссийских газет охватывает лишь незначительную часть потенциальной. Их периодичность невысока.

Общенациональные газеты имели в 1990 ᴦ. разовый тираж 110,8 млн экз. В 2008 ᴦ. тираж общероссийских газет составлял всœего 31,5 млн экз. (см. таблицу 4).

Таблица 4