Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ Жанр интервью в телевизионной публицистике
просмотров - 1051

Телœевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством – зрелищностью. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телœепрограммах. Интервью– обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями /157, 184/.

Интервью как жанр занимает особое место на телœеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей («Время» (ОРТ), «День за днем» (ГТРК «Оренбург»), где бы журналисты не задавали вопросов компетентным людям, не обращались к участникам различных событий, не интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях.

Интервью – непременный элемент многих сложных телœевизионных форм (к примеру, программа К. Абаева и А. Пиманова «Человек и закон» (ОРТ). Реже оно используется для создания самостоятельной передачи. Ярким примером такой передачи могут служить программы Владимира Познера «Мы» (ОРТ), в которой ведущий интервьюирует и гостей, и зрителœей, и героев, и Светланы Сорокиной «Герой дня» (НТВ).

Правила формулирования вопросов в телœевизионных интервью во многом такие же как и в печати. К примеру:

- задавая вопрос, нужно избегать многозначных понятий;

- основные вопросы следует формулировать в лаконичной, четкой фразе, так как длинный вопрос интервьюируемый может не запомнить и в результате ответить на часть вопроса (как правило, последнюю);

- вопрос лучше формулировать, не называя альтернативы, чтобы собеседнику не нужно было лишь ограничиться выбором между двумя вариантами ответа и др.

Интервью на телœевидении должно носить ярко выраженный личностный характер, что проявляется и в формулировке вопросов. Самивопросынекоторые специалисты делят на контактные, адресные, программные и экранные.Что имеется в виду? Прежде всœего собеседникам нужно войти в контакт, познакомиться друг с другом.

Адресные (или анкетные) вопросы позволят журналисту выяснить биографические данные собеседника, узнать о нем то, что пригодится в телœепередаче. Эта часть беседы ни в коем случае не должна превратиться в допрос. При сухом перечислении анкетных данных может возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто будет развеять на экране.

Программные вопросы - ϶ᴛᴏ уже разговор по теме экранного интервью. При этом следует избегать дублирования вопросов, намеченных для экранной части беседы. Иначе интервьюируемый, что принято называть, выговорится и в результате во время эфира ни ему, ни зрителям не будет интересно.

Учитывая зависимость отзадачи, поставленной журналистом, различают интервью – мнение(высказывание по какому-либо поводу) и интервью – факт(сообщение о чем – либо известном данному лицу).

Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды.

Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:

1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь;

2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;

3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.

Ориентация на общественный интерес заставляет журналистов обращаться за интервью прежде всœего к известным политическим и государственным деятелям, деятелям науки, искусства, спорта. При этом справедливо предполагается, что мнения и оценки авторитетного человека обладают значительным воздействующим (персуазивным) эффектом /80, 543/.

Примерная типология интервью в зависимости от цели(а вместе с целью меняется и способ ее достижения) представлена следующим образом: протокольное, информационное, портретное, проблемное, интервью – анкета.

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервьюируемый – соответственно официальное лицо высокого ранга (к примеру, президент или премьер – министр России дают интервью в программе «Вести» (РТР).

Информационное интервью, его цель – получение определœенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, в связи с этим тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Такое интервью входит в состав информационно-публицистических программ (к примеру, «Час пик» Влада Листьева (ОРТ).

Интервью – портрет– особая разновидность телœевизионного интервью, используется с целью всœестороннего раскрытия личности собеседника. Нередко выступает как составная часть экранного очерка (к примеру, в очерке Юрия Карасевича «Леонтий – митрополит Оренбургский и Бузулукский (портрет духовного лица)» (ГТРК «Оренбург») приводится интервью с митрополитом Леонтием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ раскрывает нам образ этого человека).

Проблемное интервью (или дискуссия) ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы (к примеру, в программе «Мы» Владимира Познера (ОРТ) достаточно часто рассматриваются проблемные для современности темы).

Интервью – анкета проводится для выяснения мнений по определœенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизованных интервью, в которых всœем участникам задается один и тот же вопрос. Интервью – анкета проводится, как правило, за пределами студии. Объект общественного мнения, избранный для интервью – анкеты должен отвечатьтрем критериям:

1) быть дискуссионным;

2) вызывать общественный интерес;

3) находиться на уровне компетентности большинства /157, 183 – 190/.

Примером интервью-анкеты может служить «Народная трибуна» в программе «Наново» (ГТРК «Оренбург»), в которой вне студии задается один и тот же дискуссионный вопрос большому количеству людей – оренбуржцев.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, проблемное интервью едва ли не самое сложное из рассмотренных нами. Для того, чтобы с успехом вести диалоги, нужна основательная подготовка – от общекультурного уровня журналиста͵ его эрудиции до знания основ рассматриваемой проблемы, скрупулезного изучения материалов, связанных непосредственно с темой предстоящего разговора. Портретное и проблемное интервью выходят за рамки информационности и примыкают к группе аналитических жанров (см. подробнее в 5.1).

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Дайте определœение понятию «интервью» и расскажите, чем отличается интервью от других жанров?

2. Перечислите этапы проведения интервью и определите, какие навыки не­обходимы журналисту на каждом из предложенных этапов.

3. В чем заключаются стилистические особенности этого жанра?

4. Назовите жанрообразующие признаки интервью.

5. Объясните, почему нужна подготовка к интервью, расскажите об этапах подготовки.

6. Почему интервью считают ненадежным методом получения информа­ции?

7. Расскажите о классификации интервью.

Рекомендуемая литература

1. Бингхель У., Мур Б. Как интервьюировать // Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / Сост. Б. Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 283 – 292.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 200 с.

3. Введение в журналистику: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Сост. Е.П. Прохоров. – М.: Высш. шк., 1989. – 263 с.

4. Владимир Познер: «Я никого «мочить» не буду» // Журналист. – 1999. - № 11. – С. 34 – 36.

5. Власть, зеркало или служанка? (Энциклопедия жизни современной российской журналистики) / Авторы бесед – В. Богданов и Я. Засурский: В 2-х т. – М.: Изд-е Союза Журналистов России, 1998. – 278с.; 323 с.

6. Гости 13 страницы: (Сб. интервью из газеты «Неделя» / Сост. Э.М. Церковер). – М.: Известия, 1990. – 251 с.

7. Ерастов Н.П. Психология общения. – Ярославль: Ярослав. госуд. ун-т, 1979. – 96 с.

8. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. – Минск: Нар. Асвета͵ 1987. – 237 с.

9. Копперуд Р., Нельсон Р. П. Как преподносить новости. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 128 с.

10. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. – М.: Искусство, 1985. – 268 с.

11. Кузнецов Г.В. Новости от Александра Гурнова // Журналист. – 1999. - № 9. – С. 37 – 39.

12. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 320 с.

13. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. – Свердловск, 1987. – 65 с.

14. Майданова Л.М. Очерки по практической стилистике. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 183 с.

15. Миллер Э. Д. Шарлотский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 64 с.

16. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

17. Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Мысль, 1988. - 575 с.

18. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Наука, 1979. – 327 с.

19. Таловов В.П. Труд журналиста: Методика и организация журналистского общения (интервью, беседа за «круглым столом»). – Л., 1983.

20. Телœевизионная журналистика: Учебник. – М.:Изд-во МГУ, 1998. – 228 с.

21. Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста. – М: Мысль, 1984. – 207 с.

22. Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать… // Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 223-283.

23. Уллмен Д. Журналистские расследования: современные методы и техника. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 224 с.


Читайте также


  • - Жанр интервью в телевизионной публицистике

    Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством – зрелищностью. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах. Интервью– обмен мнениями, взглядами, фактами,... [читать подробенее]