Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ Жанровые формы представления результатов
просмотров - 257

Oo

Л

Оо

По этой причине-то издаются реферативные сборники (институтами научной инфор­мации, библиотеками, другими организациями, имеющими доступ к необходи­мой специалистам «литературе вопроса»). Существуют и в научных журналах разделы, где реферируются книги и статьи по их профилю. Разумеется, каж­дый раз дается точное библиографическое описание реферируемой литера­туры. Специалист, знакомящийся с грамотно составленной реферативной ин­формацией, имеет возможность использовать ее как непосредственно (с соответствующими ссылками), так и обратиться к первоисточникам, если они ему полезны для работы, но неизвестны по том или иным причинам.

Дискуссионное(лат. discussio — рассмотрение, исследование) изложе­ние — представление собственных разработок (прямого изложения) с де­монстрацией результатов тщательного анализа «литературы вопроса» при ак­тивном — рецензионного типа — обсуждении достоинств и недостатков работ коллег, часто в споре с ними. Такое изложение также содержит много ссылок и прямых цитат из «чужих» работ. Но главное — представление и обоснование собственной концепции. При этом в «свой» текст включаются «чужие» позитивные наработки при критическом «отсечении» негативных. Сточки зрения разработанной концепции исследователя критически рассма­триваются иные парадигмальные подходы и, соответственно, представленный в этих разработках характер и состав эмпирического материала, интерпрета­ция фактов, предлагаемые характеристики и оценки сущности изучаемого яв­ления журналистики, выводы и рекомендации для теоретического и практи­ческого использования. Разумеется, критика должна быть конструктивной, а отношение к коллегам максимально толерантным. Спор «наотмашь» в прин­ципе недостоин серьезного исследователя за исключением редких случаев, когда приходится сталкиваться с нарочитой недобросовестностью.

Проблемноеизложение (в каком-то смысле близкое к дискуссионному) предполагает акцент на демонстрацию «приключений мысли» исследователя. Основа — изложение путей, которым он шел к формированию своей концеп­ции и выработал свой взгляд на сущность предмета изучения. Тут требуется смелость в показе перемен своего видения проблемной ситуации, в определœе­нии и трансформации проблемы, системы гипотез, отборе и применении ме­тодологии, методики и техники исследования, движении эмпирических про­цедур и интерпретации полученных данных. Важно показать, как двигалась собственная мысль в ходе солилоквиума, самокритики и аналитической рабо­ты с «литературой вопроса». Исследователям далеко не всœегда хочется «от­крывать» для «других» внутренний процесс работы. Но присущая такому типу изложения самокритичность в сочетании с возможными и часто необходимы­ми изменениями (+ на - и наоборот) в критическом отношении к работам кол­лег чрезвычайно полезна для науки. Проблемное изложение обладает боль­шей убеждающей силой, а кроме того указывает на «тупики», которых могут избежать идущие вслед исследователи. И является своего рода «учебным

пособием» для них. Конечно, это самый сложный по выполнению и требую­щий большого объема способ изложения. Но едва ли не самый ценный.

Разумеется, «чистые» типы изложения встречаются чрезвычайно редко. Каждая серьезная работа уникальна, и тем значительна. И исследователю каждый раз приходится решать, как именно представить полученные им ре­зультаты. Это тоже творчески-методологическая проблема.

Жанровые формыпредставления результатов исследования также мно­гообразны. «Выход» исследователя с полученными в ходе работы материала­ми «на аудиторию» происходит как в устном, так и в письменном вариантах

предлагаемого текста.

Устныевыступления по результатам исследования имеют своей основой, разумеется, какие-то письменные тексты различного характера.

Сообщения, выступления, доклады родственны между собой, хотя каж­дый имеет свои особенности. Сообщения делаются в кругу коллег по относи­тельно частному вопросу исследования — по его теме или замыслу, источни­кам (историографии) или подходам, собранным эмпирическим данным или разрабатываемым идеям. Как и другие устные формы, чаще всœего сообщение рассчитано на «отчетное» информирование коллег и их замечания и оценки, чтобы продолжение работы шло с их учетом. Для работников, принадлежа­щих к кругу общения исследователя (и вообще специалистов данной сферы), важны даже такие «частные» сообщения, в которых обсуждается использо­вание (тут часто царит произвол) и определяется хотя бы «рабочее» содер­жание терминов. К примеру, «модным» понятием стала «интеграция», но ис­пользуется оно без определœения и произвольно. То же касается понятий «манипуляция», «коммуникация», «пропаганда», даже «информация» и мн. др. Доклады имеют более широкую базу и завершенный характер — это краткое изложение (экспозе) всœех сторон проделанной работы — от поста­новки темы и проблемы до концептуальных выводов и рекомендаций. Οʜᴎ делаются как «в своем кругу» (на заседании кафедры, отдела, лаборатории, совета), так для более широкого круга аудитории — на конференциях, сим­позиумах, других ученых собраниях. Доклады при хорошей организации ра­боты собрания вызывают вопросы, реплики, замечания, предложения, и в ре­зультате как позитивные наработки, так и нерешенные проблемы, обозначенные докладчиком и выступавшими в ходе обсуждения, оказывают­ся достоянием научного сообщества, полезными как исследователю, так | и коллегам, работающим в этой или близких сферах исследований журналис- i-> тики. Обязательны доклады (разных уровней) при подготовке курсовых --J и дипломных работ, диссертаций. Выступления, основанные на накопленных II

знаниях исследователя, чаще всœего связаны с «вмешательством» в обсужде­ние докладов других исследователœей и содержат вопросы, критические и по­зитивные замечания, конструктивные предложения по обсуждаемой теме. Впрочем, выступления могут носить и самостоятельный характер (близкий сообщению и докладу). Особенно часто выступления оказываются своего рода «предисловиями» и «послесловиями» при защите дипломных и диссер­тационных работ, рукописей книг и монографий. Выступления всœех участни­ков в таких ситуациях учитываются при итоговой оценке защищаемой рабо­ты, в связи с этим и требуют особенно обдуманного характера.

К устным формам относятся и выступления в ходе дискуссий (лат. discus-sio — рассмотрение, исследование) — внутриорганизационных и публичных обсуждений актуальных и недостаточно проясненных проблем журналисти­ки. «Нужно ли журналистам геополитическое мышление и в чем оно заклю­чается?» «Какова сущность и как определить пути оптимизации информаци­онного пространства?» «Что такое "диалогическое взаимодействие" в журналистике и каковы теоретические, логические, психологические осно­вы и трудности ведения диалога?»

Дискуссии бывают спонтанными, возникать в ходе обсуждения докла­дов, курсовых, дипломных, диссертационных работ, если участники заседания наталкиваются на непреодоленные трудности и неартикулированно представ­ленные проблемы и их решения. Хорошо организованные дискуссии обычно начинаются со специально подготовленных и полемически выстроенных до­кладов и содокладов, дающих пищу участникам для размышления, сопоставле­ния со своими представлениями и целœенаправленного обсуждения на базе во­просов, реплик, выступлений. Ход такой дискуссии есть своего рода brain attack — «мозговой штурм» участников. При этом не только допустимы, но и приветствуются «вольные» суждения, фантастические предложения, идеи от «адвоката дьявола», лишь бы они способствовали раскованности и активно­сти мыслительного процесса у дискутантов, вынужденных ввязываться в поле­мический «бой», и стимулировали поиски решения поставленной проблемы. Важна открытость мысли и слова участников, настроенность на конструктив­ный исход, а не на утверждение своего мнения «во что бы то ни стало».

Далеко не часто дискуссии заканчиваются «завершенным» решением, но всœегда (при хорошей организации, активно-конструктивном ведении со стороны руководителя-модератора и толерантной настроенности дискутан­тов на поиск решения) продвигают к большей определœенности в понимании проблемы и путей ее решения. Разумеется, бывает и,так — «поговорили и разошлись». Но поскольку решения нет, а проблема «висит в воздухе», || дискуссия неизбежно возобновится — ведь настроенные на поиск решения оо (а можно ли думать о подлинных исследователях иначе) будут «поодиночке» <-" думать над проблемой. И когда-то «сойдутся» для нового обсуждения. Хотя II после незавершенной дискуссии один из участников может взять на себя

труд подвести предварительный итог и в одиночку двигаться дальше, учиты­вая сказанное в ее процессе.

Конечно, хорошая подготовка к устному выступлению предполагает со­здание каких-то «заготовок» в письменной форме.

Наиболее просто подобрать совокупность листков кумулятивного кон­спекта по теме как опору для сообщения или доклада. Но там оказывается обычно много «лишнего» и не всœегда есть всœе «крайне важное». По этой причине луч­ше составить тезисы (греч. thesis — положение, утверждение) или кон­спект (лат. conspectus — обзор) будущего выступления.

Тезисы — основные концептуальные и фактические утверждения (при­том не только позитивные, но и критические, полемические, проблемные), построенные по строгому порядку и потому обычно пронумерованные. Οʜᴎ формулируются кратко, порой в явно гипотетической форме, требующей по­следующих доказательств. Тезисы задают логически выверенный порядок устного выступления. Конечно, в ходе дебатов возможен и часто необходим отказ от одних, изменение других, внесение дополнительных по ходу обсуж­дения. Тезисы до выступления (а также и — в уточненном виде после него) часто распространяются как отдельными текстами, так и в сборниках тези­сов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, тезисы — едва ли не первоначальная публикация по ре­зультатам исследования (иногда с учетом суждений и предложений участни­ков обсуждения, если тезисы публикуют после дискуссии).

Конспект — также чаще всœего «материализованная» в письменном текс­те подготовка к выступлению. Но отличается от тезисов связным характером с указанием и обоснованием перехода от одного утверждения к другому и акцентом на заключительные обобщения и выводы. Конспекты этого рода нужно отличать от подготовительных материалов — в учебных заведениях в ходе обучения конспектируют лекции, учебные пособия, рекомендуемые книги и статьи. А на собраниях, конференциях, симпозиумах конспектируют основные положения выступлений, делая по ходу различные маргиналии (заметки на полях) — вопросы, замечания, выделяя тезисы, которые слуша­тель хотел бы поднять в ходе дискуссии. В ходе изучения исследователœем над «литературой вопроса» также ведутся конспекты. Иногда это «связное» изложение наиболее важного для него материала книги, статьи, диссертаций и т.д. Но наиболее полезной формой такой «обработки» прочитанного — ку­мулятивный конспект. Конспекты (даже «учебные») нужны не только как подготовка к занятиям и отчет перед преподавателœем и не только как мате­риал для будущего выступления, но и как «накопление информации» для своей дальнейшей работы (+, -, =, ? и т.д.).

Конспекты своих выступлений и личные кумулятивные конспекты часто служат основой для подготовки статей.

Реферат (лат referre — докладывать, сообщать) также одна из первоначаль­ных и «простых» жанровых форм, изначально письменная, хотя написанный


Читайте также


  • - Жанровые формы представления результатов

    Oo Л Оо Поэтому-то издаются реферативные сборники (институтами научной инфор­мации, библиотеками, другими организациями, имеющими доступ к необходи­мой специалистам «литературе вопроса»). Существуют и в научных журналах разделы, где реферируются книги и статьи... [читать подробенее]