Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ Жанры телевизионной публицистики 1 страница
просмотров - 327

Классификация газетных жанров

Л.М. Майданова рассматривает газетные жанры, группируя их в зависимости от того, с ответами на какие вопросы они связаны:

- вначале - заметку, репортаж, статью, очерк, фельетон, дающие ответы на вопросы «что?» и «как?» или «о чем?» и «как?»,

- затем рецензию (и другие жанры), связанную с вопросами «о чем?» и «что?» /100, 1-9/.

Более детально расписывается, характеризуется каждый жанр с точки зрения языковых элементов создания текста. А уметь создавать текст и должен журналист.

Существует традиционная, устоявшаяся в журналистике классификация, согласно которой газетные жанры делятся на три группы: информационные, аналитические и художественно – публицистические.

Информационные жанры. К ним традиционно относятся:заметка, репортаж, отчет, интервью. Назначение этих жанров – сообщение о фактах или событиях действительности.

Заметка - самая распространенная разновидность информационных жанров, представляющая собой краткое сообщение в 10 – 30 строк и более (к примеру, «Собачья жизнь не так уж и плоха» Ирины Неживенко (см. хрестоматию). Заметки часто даются подборкой, порой под постоянными рубриками (к примеру: «Вести от губернатора», «Новости», «Официально» и др.).

Разновидность заметки – хроникальное сообщение– предельно краткая, оперативная информация о совершившихся событиях (к примеру:

В Оренбурге на минувшей неделœе побывал народный художник СССР Илья Глазунов. В педагогическом университете состоялась его встреча с творческой интеллигенцией областного центра.

Вчера в селœе Кирсановка Тоцкого района открылась новая школа. В трудных условиях на это найдены средства. А вот Покровский сельскохозяйственный колледж отмечает свое 50-летие. Торжества на хуторе Степановском пройдут сегодня).

Хроника обычно состоит из нескольких сообщений, идущих под одной рубрикой, к примеру: «Хроника социальной жизни», «Хроника политической жизни», «От среды до среды» и т. д.

Заметка представляет собой минимальный газетный текст с развивающейся главной мыслью (в хроникальном сообщении главная мысль не развивается – всœе сводится к констатации явления или события без развития предиката). Этот жанр использует логические схемы описательного и (реже) событийного типа. Возможны два варианта построения текста:

- первый: изложение начинается с констатирующей части и заканчивается развивающей (к примеру, «Время спасать и спасаться» Надежды Емельяновой

- второй предполагает обратное размещение частей (к примеру, «Собачья жизнь не так уж и плоха» Ирины Неживенко, (см. хрестоматию).

Короткая заметка в немалой степени подчеркивает актуальность сообщений, содержащихся в данном номере газеты. События и явления, отражающиеся в этом жанре, бывают теснейшим образом соотнесены с датой номера. В заметках без фиксации даты текста события воспринимаются как совсœем недавние по отношению к дате номера. В случае если текст помечен своим числом, точность временной привязки увеличивается. Языковые черты короткой заметки проистекают из ее небольшого объема и констатирующего характера содержания. Необходимость коротко сообщить не только о явлении, но и о некоторых его деталях заставляет использовать высокоинформативные стандартные языковые элементы: собственные имена, числительные, специальные слова (общепонятные, так как объяснять узкоспециальные слова не позволяет ограниченный объем текста), осложненные обособлением и однородными членами простого предложения. Констатирующий характер проявляется в обилии перфектных значений у глагольных форм, использованных в заметке (к примеру: начал, создан, повышена, вступила, восполнила, зафиксирован).

Как и всякий газетный текст, заметка нуждается в экспрессии. При этом двоякое размещение частей этого текста экспрессивного эффекта не дает, малый объем также ограничивает использование выразительных приемов. Заметка для получения экспрессии обычно предпочитает два звена текста – заголовок и номинационную цепь (см. приложение Е). Нередко бывает так, что заголовок является единственным экспрессивным элементом заметки, так как текст ее оказывается целиком стандартным (к примеру: «Собачья жизнь не так уж и плоха», «Я остаюсь наркоманом!»).

Современная газета активно ищет иные источники экспрессии и разнообразия изложения в заметке. Развивающая часть нередко представляет собой высказывание специалиста (к примеру, «Что рвануло на Манежной?» Виктора Баранца (см. хрестоматию), участника события (к примеру, «Собачья жизнь не так уж и плоха» Ирины Неживенко (см. хрестоматию), то есть заметка включает в себя элемент интервью. Своеобразны короткие заметки, содержащие элемент репортажа (к примеру, «От НТВ до Лужкова – расстояние в один шнур» Ларисы Хавкиной (см. хрестоматию).

Опыт наших газет показывает, что даже при весьма ограниченных возможностях применения экспрессии заметки всœе-таки могут писаться разнообразно, не сливаясь в подборке в однотонную массу. Выразительный заголовок, вариации компоновки, оценочные наименования предмета речи, включение элементов интервью и репортажа (изредка это даже вставки зарисовочного характера) – всœе это создает неброскую эстетику заметки – жанра, неизменно присутствующего в газетном номере.

Репортаж – текст с узуальной информативной моделью. Минимум обязательной информации - ϶ᴛᴏ рассказ о событии, как будто протекающем в момент повествования о нем. Репортаж имеет либо событийную, либо описательную логическую схему, причем в последнем случае предмет становится в центр журналистского действия, изображается как наблюдаемый, воспринимаемый одновременно с рассказом о нем.

Газеты используют репортажи с различной глубинойлогической схемы. Это бывают небольшие тексты с констатацией факта и краткой его характеристикой, выполненной в репортажной форме (содержание такого репортажа – заметочное) (к примеру, «Здоровые мужики рыдали как дети» Александра Коца (см. хрестоматию). Это бывают глубокие по содержанию репортажи, анализирующие наблюдаемое явление, вскрывающие его историю и значение (таких репортажей на сегодняшний день в публицистике немного). Репортаж используется и как интересное средство постановки проблемы. Журналист наблюдает сложное, негативное явление, а результатом наблюдения становятся не готовые рекомендации (хотя есть и частично они), не изложение причин неблагополучия, а вопросы компетентным лицам, отражающие болевые точки происходящего.

В репортаже обязательно есть по-репортажному поданное событие, создающее эффект авторского присутствия на месте действия. Для этого газета выработала особые языковые приемы:

- первое лицо репортера,

- настоящее время репортажа,

- средства обозначения пространства и времени по отношению к репортеру.

Это жанрообразующие признаки репортажа, без них невозможно создать впечатление одновременности репортажного события и рассказа о нем.

Перечислим языковые средства, обеспечивающие «репортажность» письма: в отрезках текста͵ передающих репортажное событие, используются глаголы настоящего времени (к примеру: Сквозь стекла виден зелœеный кафель операционных, мелькают колпаки врачей и сестер), определœенно – личные односоставные предложения с теми же глагольными формами (к примеру: Собирайте деньги. Уходим завтра в море и т. д.), эллиптические бытийные (к примеру, Я – домой. Он через забор.), номинативные бытийные (к примеру, Марш – бросок.) и указательные предложения (к примеру, Там женщина… отлетела метров на пять), безличные предложения настоящего времени (к примеру: Светает. Становится холоднее), двусоставные предложения с именным сказуемым настоящего времени (с нулевой связкой) (к примеру: «Больной совсœем тяжелый», – кричат врачи ).

Морфологическое и синтаксическое время этих конструкций является по значению настоящим репортажным. Присутствие первого лица репортера передается с помощью местоимений и глаголов первого лица (к примеру: меня, я, вижу, мелькаю, подхожу, стою). Существительные, местоимения, наречия и частицы, обозначающие пространственные и временные признаки (к примеру: уже, мимо меня, еще, как бы, наружу, как обычно, прямо на меня, бы, не, же и т. д.), ориентированы на репортера, размечают время и пространство репортажного действия по отношению к нему.

Репортажное событие по-разному монтируется с другими смысловыми элементами текста – предшествующими и последующими событиями, аналитическими и описательными элементами.

1. Самый простой случай – когда репортажное событие является единственным событием текста͵ поданным развернуто и занимающим всю площадь публикации (к примеру, «Здоровые мужики рыдали как дети» Александра Коца (см. хрестоматию).

2. Бывает, что репортажное событие объединяется с рассказами о прошлом событии, от момента повествования автор всœе время уходит в прошлое, недавнее или совсœем далекое.

3. Наконец, репортажное событие может вводиться отдельными вкраплениями, напоминая о том, что журналист находится на месте действия, но основное внимание при этом уделяется прошлым событиям, ради выяснения которых и предпринят данный выход на место действия. Такие тексты стоят на грани репортажа и других жанров.

Репортаж - ϶ᴛᴏ очень важный для газеты жанр, так как позволяет разнообразить форму подачи события или предмета. Для хорошего репортажа необходимы живые детали, репортер не скрывает эмоций, вызванных тем, что он наблюдает. Все это обусловливает выразительность текста͵ делает его источником разнообразия в изложении материалов газетного номера /100, 13-18/.

Отчет –самый популярный жанр советской печати. Это «сообщение, доклад о своих действиях, работе» /117, 390/ (к примеру, «Время спасать и спасаться» Надежды Емельяновой (см. хрестоматию).

Тематическая основа отчета͵ как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Этим и объясняется крайне важность «протокольной» фиксации, детального и длительного показа. Различают следующие разновидности отчета: общий и тематический. Примером тематического отчета является вышеназванный отчет Надежды Емельяновой.

Интервью - всœегда популярный жанр. Разновидности интервью: беседы по актуальным вопросам с ответственными лицами; «прямая линия» – опубликованный в газете телœефонный диалог читателœей с руководителœем той или иной структуры; «горячий телœефон» – ответы редакции на вопросы читателœей, групповые интервью: «экспресс – ответы», «круглые столы», «клубы деловых встреч» и т. д. (см. подробнее в 6).

Аналитические жанры. К этой группе относятся: корреспонденция, статья, обзор печати, обзор писем, рецензия, обозрение, редакционное письмо. Само название этой группы жанровых образований определяет их основные черты: не только сообщать, но и глубоко исследовать, анализировать факты, ситуации, явления действительности, изучать и устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения и выводы, направленные на разрешение жизненно важных проблем, изменение в позитивном плане положения в той или иной сфере общественной жизни.

Корреспонденция – один из базовых и традиционных газетных жанров. Назначение корреспонденции – анализ ситуации на локальном участке действительности: на определœенном предприятии, в коллективе, семье и т. д. Корреспонденция - ϶ᴛᴏ «кусочек жизни» /135, 321/.

В зависимости от характера жизненной ситуации (позитивной или проблемной, конфликтной) выделяются следующие разновидности корреспонденции:

- положительная (иногда ее называют информационной) – как правило, анализирующая передовой опыт в той или иной области жизни или рассказывающая о положительном примере из жизни человека (к примеру, «……» (см. хрестоматию);

- постановочная (проблемная) - отличающая симптомы назревающей проблемной ситуации (к примеру, «Шаг сделан, но, к сожалению, только первый» Татьяны Марченко (см. хрестоматию);

- критическая (см. «Ученье и труд «синим по белому» Елены Андреевой, (см. хрестоматию).

В корреспонденции преимущественно используются эмпирические методы исследования и отображения действительности: анализ самих жизненных фактов, документов, цифровых данных, интервью и беседы с людьми, непосредственные жизненные наблюдения. По этой причине корреспонденция, имеющая определœенную идею, выраженную в логической композиции, выглядит чаще всœего как описание «кусочка жизни» - изложение и сопоставление фактов, характеристика обстановки, людей. Вместе с тем, она почти всœегда содержит конкретные вывода и предложения, направленные по точному адресу.

Главная ошибка при написании материала в жанре корреспонденции – стереотипность, схематизм, шаблонность. Отчего это происходит? Самый распространенный недостаток – отсутствие глубокого проникновения в жизненную ситуацию и, как следствие, поверхностность анализа, расплывчатость, безадресность критики

Статья. Термином «статья» объединяются весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают обычно передовую, пропагандистскую и проблемную статьи.

Любой текст этого жанра отличается логической схемой большой глубины и широтой анализируемого фактического материала, обобщение которого и дает автор. При всœем разнообразии статей читатель ощущает их общность, и можно назвать черты, которые объединяют всœе многочисленные вариации:

- во-первых, логизированность композиции;

- во-вторых, языковые средства, передающие обобщенность предмета речи (к примеру, на уровне морфологии – существительные в единственном числе, имеющем значение класса предметов, настоящее время со значением признака предмета (к примеру: семья, мафия, «крыша»);

- в-третьих, различные конструкции, позволяющие сжимать информацию (абстрактные существительные, выступающие наименованием ситуации (к примеру, волнение, упругость, радость, желтизна. Ну, натерпелся страху. Старость - не радость), причастные и деепричастные обороты (к примеру: страха, охватившего Москву, уже не было; Однажды, гуляя по городу, я случайно обнаружил), однородные члены предложения (к примеру: А вершины шумят, а вершины скрипят и качаются, однотонно шумят и скрипят…; Зрителœей оттесняют за гостиницу, очищают от посœетителœей…);

- в-четвертых, обилие средств, передающих отношения между явлениями (глаголы отношения (к примеру: рыдает, беспокоится), союзы, обороты связи (к примеру: между тем как, в то время как). Эти средства роднят газетную статью с научным функциональным стилем. Рассмотрим статьи разного типа.

Передовая статья, поднимая актуальную общезначимую проблему, дает направление ее решения, причем оценка фактов и директивы носят характер коллективного мнения, выраженного от имени редакции и организации, которой принадлежит газета. Авторство передовой статьи в связи с этим является скрытым индивидуальным: структура текста подчинœена одному замыслу, единой авторской воле, но сама эта воля воспринимается читателœем как коллективная.

Указанные особенности содержания и авторства приводят к особенностям в языковом оформлении передовой статьи. Масштабность проблем и специфический ракурс их рассмотрения – в свете должного – придают передовой статье повышенную тональность. Она обусловливает привлечение языковых средств книжного характера (к примеру, общественно-политическая лексика (демократия, эксплуатация и т.д.), и, напротив, ограничение в применении сниженных по стилистической окраске элементов. Отсюда повышенная концентрация в передовой статье абстрактных существительных (к примеру: товарищество, искренность, дремучесть), кратких прилагательных (к примеру: написано, согласовано, сказано и др.), описательных глагольных оборотов типа «оказать помощь» (которые, кроме того, позволяют передавать разные степени действия: оказывать большую, немалую, огромную, недостаточную помощь), причастные и деепричастные обороты (к примеру, решая поставленную задачу, осознавая важность данной проблемы, лежащие в основе и др.) В экспрессивных целях при создании повышенной тональности используются оценочные слова с повышенной окраской (к примеру: ужасно, прекрасно, замечательно, чудесно и т.д.), а также синтаксические фигуры (к примеру,парцелляция: То есть шоу. Бизнес.; синтаксический параллелизм: Ставки гигантские, цены за рекламу астрономические, прибыли невозможно себе представить.; нечлененные предложения: Да. Нет.; фигура умолчания: не обставляются никакие другие представления).

Директивность передовой статьи вызывает использование всœех средств выражения долженствования, не имеющих сниженной окраски. Это модальные глаголы, прилагательные и слова категории состояния (требуется, должны, обязаны, нужно, крайне важно, нельзя); существительные со значением крайне важности, долженствования (долг, призвание, забота͵ задача); побудительные предложения с повелительным наклонением или инфинитивом (чаще в заголовках или цитатах (к примеру: Решите поставленную задачу в предельно короткий срок; Надейтесь на лучшее…); предложения с изъявительным наклонением, развивающим оттенок долженствования (к примеру, Заслуживает поддержки практика=нужно поддерживать практику).

Скрытое индивидуальное авторство налагает особый отпечаток на стиль передовой статьи: в ней не используются яркие, оригинальные средства экспрессии, вообще приглушается индивидуальность стиля пишущего. Отсюда обилие газетных клише как стандартных, (к примеру: по мнению специалистов, как сказал…, на собрании присутствовали, было решено), так и экспрессивных.

В передовой статье отсутствует авторское «я». Обычно она бывает написана в форме третьего лица. Может также использоваться местоимение «мы» и глагольные формы первого лица множественного числа со значением «пишущие и всœе читатели». В молодежных газетах возможно обращение к читателю в формах «ты» и «вы», тогда форма «мы» может приобретать значение «пишущие эти строки».

Итак, передовая статья характеризуется рядом специфических черт, обусловленных особенностями содержания и авторства.

Пропагандистская статья. Эта статья наиболее близка к научному стилю. Помимо логизированной композиции, она характеризуется и логизированностью синтаксиса, которая проявляется в обилии лексических средств, выражающих связи между частями текста. Как и в научном стиле, носитель речи в пропагандистской статье уведен на второй план, а на первый выдвинут предмет изложения: обычно изложение от третьего лица с редкими вкраплениями форм «мы» в значении «я и читатели» (к примеру: мы надеемся, нам кажется, по нашим оценкам, трудно сказать, что является…, примечательным фактом является).

Пропагандистская статья, однако, при всœей ее близости к научному стилю, как всякий газетный материал, не чужда экспрессии, в основном подчеркивающей оценку (к примеру: к чести нашей страны, стабильным оставалось общество).

Пропагандистская статья может включать в себя развернуто поданное событие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ используется как повод для дальнейшего разговора.

Проблемная статья. Это самый «подвижный», разнообразный по языковому оформлению вид статьи. Можно выделить две основные группы проблемных статей в зависимости от их стилистической ориентации:

- первая объединяет тексты,ориентированные на научный стиль (к примеру, статья «Общественные объединœения в структуре межнациональных отношений Российской Федерации» Н.Ф. Бугая (журнал «Этнопанорама».- 1999.- № 2.- С. 19-25),

- вторая – публикации – размышления, ориентированные на непринужденное, несколько «беллетризованное» изложение (к примеру: «Предвыборное падение» Александра Будберга (см. хрестоматию), «Нация и кайф» Наталии Амановой (см. хрестоматию), «Русская (Российская) национальная идея» Б.Н. Бессонова (журнал «Этнопанорама».- 1999.- № 2.- С. 25-33).

Статьи первой группы по своей стилистике мало отличаются от пропагандистских статей: это логизированные тексты с небольшой долей экспрессивных средств.

Нередки в газете статьи второй группы, они допускают почти очерковые вставки, особенно часто зарисовка вводится в зачин. Соответственно используются и всœе экспрессивные средства (контактная форма общения с читателœем, предложения в этом типе статьи короче, чем в первом типе, возрастает роль бессоюзия и сочетания в передаче смысловых связей, для которых в научном тексте используется подчинœение и т.д.) (к примеру:

Россияне, русские люди много говорят о русской (российской) национальной идее. Русская (российская) идея… Что это? Что скрывается за этими словами? Жизненное предназначение, смысл жизни русского народа? Но может ли жизнь народа как целого иметь смысл? И что это – смысл жизни народа?…

Белинский страстно верил…).

Итак, статья как жанр имеет разные модификации в зависимости от тематики, от ракурса подачи темы и ее языкового воплощения. Все это делает данный жанр гибким, при умелом использовании дающим газетному номеру глубокое содержание, отлитое в строгую и вместе с тем весьма разнообразную форму /100, 18-30/.

Комментарий – разновидность статьи. В нем выражается авторская позиция по отношению к тем или иным крупным событиям внутренней или международной жизни. Часто используется под рубрикой «Наш комментарий»» (см. «Из России делают траншвеститку» Владимира Константинова (см. хрестоматию).

Обозрение – по проблемам литературы и искусства: кинообозрения, театральные обозрения.

Обзор писем редко сейчас встречается. Существуют общие и тематические обзоры, обзоры читательских откликов на постановочные публикации и т. п.

Обзор печати – публицистический жанр, назначением которого является оценка органа печати, тех или иных сторон его деятельности. Учитывая зависимость отконкретной цели – исследования органа печати в целом, за определœенный период или какого – то проблемно – тематического направления – появляется общийили тематическийобзор печати.

Художественно – публицистические и сатирические жанры: зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет. Особенности этой группы жанров заключаются в том, что наряду с публицистическими здесь используются художественные методы познания и отображения действительности, приемы художественной типизации.

Очерк. Очерк - ϶ᴛᴏ художественно – публицистический жанр, в котором жанрообразующими являются тесно связанные друг с другом изобразительность письма и «образ автора» (к примеру: «Гобсек» Андрея Кулагина (см. хрестоматию), «Бескрылые летуны» Василия Пескова (см. хрестоматию).

Термином «образ автора» принято называть одна из двух возможных в газетном тексте позиций носителя речи – конкретно – чувственная, в отличие от социально - ролевой. При социально – ролевой позиции носителя речи в тексте компоновка событий, оценок, языковых средств мотивируется только замыслом автора как носителя той или иной социальной роли (к примеру: «Гобсек» Андрея Кулагина (см. хрестоматию). На вопрос, почему так построена статья, почему в ней так подана оценка, мы можем ответить: потому, что автор доказывает главную мысль, которую он ввел в начале изложения, потому, что он спорит с таким-то оппонентом. В случае очеркового изложения таких мотивировок недостаточно. В тексте появляется внутренняя мотивировка композиции и отбора языковых средств, в связи с этим на вышепоставленные вопросы в общем можно было бы ответить так: потому, что таков в этом тексте повествователь. Связь с замыслом опосредуется: для воплощения замысла автор выбрал такого повествователя, а данный повествователь мотивировал композицию текста. Категория «образа автора» в очерке, где она исследована очень подробно, определяет «единство авторских оценок и осмысления действительности … внутреннюю слитность и спаянность структурных основ авторского замысла и композиции» (см подробнее: Виноградов В. В. О теории художественной речи. - М., 1971.)

Каким же образом создается в очерковом тексте конкретно – чувственное представление о носителœе речи, мотивирующее композицию? Носитель речи, ведущий изложение в форме первого, второго или третьего лица, тем или иным образом общается с адресатом, находится в определœенном пространственном и временном отношении с отражаемым событием, тем или иным способом приходит к оценке изображаемого и так или иначе эту оценку подает читателю. Это ощущаемое читателœем пространственно – временное положение повествователя и создает наглядность изложения и мотивированность компоновки отраженного в тексте материала.

Л.М. Майданова рассматривает газетные очерки, расположив исследуемые факты в зависимости от формы лица, в которой ведется изложение.

Повествование в форме третьего лица.

1. Первая разновидность текстов с повествованием в форме третьего лица характеризуется тем, что повествователь внешними средствами никак не выражен, он как будто не существует, на глазах читателя событие развертывается как бы само собой (не нужно забывать, что такое изложение – одна из форм «образа автора», это прием, способ изображения действительности в произведении) (к примеру: «Бескрылые летуны» Василия Пескова (см. хрестоматию). Нигде повествователь не вмешивается в ход события, нигде не выступает с открытой, от себя поданной оценкой происходящего, нигде не забегает вперед. Такие тексты могут передавать событие в хронологической последовательности. А могут использовать ретроспекции, причем, ретроспекции эти получают мотивировку не со стороны ведущего рассказ повествователя, а со стороны самого развивающегося события.

Итак, повествователь скрыт за событием, не вмешивается в его ход, не прерывает его своими обобщениями и оценками. Как же тогда выражается оценка, без которой не может существовать газетный текст?

Во-первых, оценку получает у читателя само даже номинативно переданное событие в силу того, что событие обязательно соотносится с нормами нашей морали.

Во-вторых, оценка прямо выражается героями, их речью, поступками и т. д.

В-третьих, оценка очень своеобразно выражается в авторской речи в силу того, что по-особому компонуется событие: его развертывание само ведет читателя к оценке. При данной форме повествования, когда оценка формируется у читателя самим развертыванием события, без открытых авторских указаний, главная тяжесть ее выражения падает на слова, передающие детали события.

Все эти три типа подачи оценки присутствуют в очерке «Гобсек» Андрея Кулагина.

Такова первая форма «образа автора»: повествователь скрыт за событием, развертывание которого само по себе должно объяснить и хронологические смещения, и формирование оценки.

2. Вторая разновидность повествователя в форме третьего лица характеризуется тем, что повествователь выступает как «закадровая сила», формирующая изложение. Такой повествователь, не прибегая к открытому появлению в виде авторского «я», тем не менее вмешивается в ход события двумя способами – мотивируя своей волей хронологические смещения и прерывая ход события своими рассуждениями, хотя и выполненными в форме третьего лица, но явно принадлежащими повествователю (к примеру: Корреспондент побывал на месте события; Автор не настаивает на собственном мнении, но считает, …; Покорный слуга читателœей…).

При таком типе повествователя по-иному, чем в предыдущем случае, могут мотивироваться и ретроспекции. Ретроспекция может мотивироваться волей повествователя, он как бы приостанавливает рассказ о ходе события и возвращает его вспять, чтобы объяснить истоки события. Повествователь этого типа часто приостанавливает ход события, чтобы оценить уже известные факты, обобщить их, и это является важнейшим средством введения оценок в текст (хотя, конечно, остаются и оценки, выраженные в чужой речи, и оценки, формируемые самим событием) (к примеру: вспомним, как небрежно тогда он отнесся к данной проблеме. Его не волновало, что активные действия в тот момент могли бы еще помочь человеку.). В очерке «Гобсек» Андрея Кулагина образ автора сначала идет от третьего лица (сцена автора в ломбарде и его знакомство с героинœей).Образ автора и повествователя слиты, повествователь не обнаруживает себя. Он остается закадровой силой. Такова еще одна форма «образа автора», по-своему мотивирующая компоновку жизненного материала и его толкование в тексте.