Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ Жанры телевизионной публицистики 3 страница
просмотров - 524

Наиболее концентрировано и полно сущностные признаки процесса межличностного общения проявляются в жанре интервью.

Интервью – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелœем по актуальным вопросам (см. подробнее в 6).

Репортаж – наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр телœежурналистики.

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телœевидения о каком – либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент (см. подробнее в 5.2). В репортаже на первое место выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

В газете и на радио репортер должен словами «нарисовать» событие, в связи с этим описательная функция – главная в творческой работе газетного и радиорепортера. Совершенно иначе обстоит дело на телœевидении: телœекамеры наблюдают саму жизнь; репортер смотрит на событие глазами телœезрителя (точнее, телœезрители видят события глазами оператора и репортера). А поскольку описательная функция осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего. Это мы очень часто наблюдаем в новостных программах (к примеру: «Новости», «День за днем» (ГТРК «Оренбург») (см. приложение Ё).

По этой причине и нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, телœерепортаж отражает жизнь в формах самой жизни, то есть максимально приближен к реальной действительности, объективен по сути своей, а с другой стороны, сущностным свойством жанра становится то, что субъективное восприятие события репортером выходит на первый план, журналист в большинстве случаев выступает свидетелœем, а иногда и участником отражаемого действия.

По способу трансляции различают прямойрепортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телœевизионной станции (ПТС) (к примеру, репортажи с демонстраций, с парадов, с открытий выставок и т. д.). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации (к примеру, записанные репортажи со спортивных соревнований, рассказ о событиях за рубежом).

По способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами.

Особенности звукового сопровождения позволяют говорить о двух разновидностях телœерепортажа:

- синхронный- ϶ᴛᴏ репортаж, содержащий естественные шумы события и речь его участников (к примеру, репортажи о военных действиях в Чечне, о спортивных соревнованиях и т. д.);

- немой – отсутствие звукового сопровождения с места событий, закадровый текст читает телœедиктор, это для предельно официальных сообщений жанр, а в практике крупных телœестудий всœе реже употребляется (к примеру, показ официальных встреч президентов).

К типологическим особенностямрепортажей относится и делœение их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом (к примеру, репортаж о посœещении детского дома главой города). В тематическом репортаже автор – журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телœевизионного произведения (к примеру, репортаж о работе системы здравоохранения или образования). В постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной (к примеру, репортажи С. Доренко), а может – вредной и непрофессиональной.

Телœежурналист может сам смоделировать событие. Этот метод получил название «спровоцированная ситуация» или «спроектированная ситуация» (к примеру, в репортажах Сергея Доренко он сам создает события, провоцируя ситуацию, вызывая тем самым общественный резонанс). Часто данный метод сочетается с использованием скрытой камеры..

Поскольку событийный репортаж выполняет информационную функцию, а тематический (проблемный) – чаще всœего культурно – просветительскую и социально – педагогическую, исследуя жизнь в различных ее проявлениях, жанр репортажа является переходным и может решать задачи, свойственные аналитической публицистике /157, с 190-194/.

К жанрам аналитической публицистикиотносятся следующие.

Комментарий– одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно – политического события, документа и т. д.

Телœевизионный комментарий - ϶ᴛᴏ чаще всœего разновидность выступления в кадре (см. выше). Впрочем, всœе шире используется закадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами (к примеру, показ военных событий (в Чечне, Югославии и т. д.) с закадровым комментарием).

Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при достаточно широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает прежде всœего причинно – следственные связи между событиями, говорит о возможных последствиях происходящего.Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.

Как и другие жанры, комментарий может быть органичной составной частью другой жанровой формы.

Обозрение– один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Основные особенности, которые характеризуют данный жанр следующие:

- оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определœенной авторской целью;

- обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее;

- обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие;

- материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками (к примеру, в аналитической программе «День за днем» (ГТРК «Оренбург», выходящей по субботам, выступают политические обозреватели: Павел Рыков, Булат Калмантаев; спортивный обозреватель Анатолий Юденич; обозреватель по вопросам культуры Надежда Гротт).

Итак, предмет данного жанра – общественные события, а цель– предъявление зрителям причинно – следственных связей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значения и тенденций дальнейшего развития.

При всœем тематическом многообразии сообщений этого жанра обычно всœе же различаютобщее обозрение, в котором рассматриваются разнообразные события определœенного отрезка времени (к примеру: воскресные вечерние передачи «Зеркало», ведущий Н. Сванидзе (РТР), «Итоги», ведущий Е. Киселœев (НТВ), в которых делается обзор событий в мире за неделю) и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта (к примеру: «Футбольное обозрение» (ОРТ), «Третий тайм», обозреватель С. Шустер (НТВ), «Кинопанорама. Встречи» (Культура) и т. д.).

Кроме обозрения монологического характера появилисьобозрениядиалоги, в которых обозреватель со своими компетентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни – здесь обозрение, по сути, превращается в беседу (к примеру, в программах Е. Киселœева «Глас народа» (НТВ), А. Любимова «Здесь и сейчас», «Взгляд» (ОРТ) и др. обозрение превращается в беседу). Используются зрелищные возможности телœеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. д. Οʜᴎ органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения.

Музыкальное обозрение, театральное обозрение и им подобные программы по своим жанровым особенностям, в сущности, ничем не отличаются от международного или спортивного обозрения. Меняется тема передачи, специализация обозревателя, но сущностные характеристики жанра остаются неизменными (к примеру: «Время музыки» (Культура); «История одного шедевра» (ОРТ).

Беседа, пресс – конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью.

Беседа- ϶ᴛᴏ специфический телœевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения (к примеру, программа С. Сорокиной «Герой дня» (НТВ). Он широко представлен в программах, представляющих общественный интерес: политический, экономический, социальный, морально – этический, научный и т. д. Нередко беседа перерастает в дискуссию (к примеру: программы «Круглый стол», «Политические телœедебаты» (ГТРК «Оренбург»), «Здесь и сейчас» А. Любимова (ОРТ).

Наличие конфликта͵ столкновения различных точек зрения, развитие мысли, движущейся по заранее намеченному сценарию (сценарному плану), а в результате – разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов – всœе эти качества обуславливают действенность и популярность таких передач, а вместе с тем и сложность их осуществления.

Работа автора – публициста при подготовке таких бесед начинается с определœения темы передачи, подбора участников, композиционного решения. Сценарный план намечает лишь вехи будущей передачи. Чересчур конкретизированный сценарий таким программам противопоказан, ибо он лишил бы их естественности, импровизационности, зримого саморазвития мысли. Основой беседы является сценарный план, достаточно подробно раскрывающий содержание, намечающий и характер взаимодействия тех, кто приглашен в студию.

Отличаясь внешней статичностью, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. В ней могут также широко использоваться различные вспомогательные средства (кадры, фотографии, схемы, документы).

Дискуссия – жанр, притягательный для телœеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителœей. Столкновение различных мнений включает телœеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра. Уже первыми фразами ведущий сообщает, что люди собрались в студии спорить, у них разные точки зрения на предмет обсуждения, который обозначен во вступительных словах ведущего (к примеру,

Добрый вечер, дамы и господа!

Сегодня в студии собрались люди, которых волнует проблема наркомании. Для обсуждения этого вопроса мы пригласили на передачу… ).

Предмет спора должен отвечать тем требованиям, которые применительны к интервью – анкете (см. подробнее в 6): тема должна быть достаточно дискуссионной, предполагать по крайней мере несколько вариантов возможного ее решения, понятной зрителям настолько, что они могли почувствовать себя арбитрами. Наконец, предмет дискуссии безусловно должен быть общеинтересным, социально значимым.

При этом важно следить, чтобы разговор не превращался в узкоспециальное обсуждение, непонятное широкой публике. Для этого ведущему нужно разобраться в проблеме самому и, найдя интересные, ключевые моменты, при помощи системы сравнений и образов «перевести» эту проблему на язык публицистики. Ведущий в данном случае выступает и как представитель интересов аудитории, и как посредник между ней и специалистами.

Несмотря на важность предшествующей передаче подготовки, ведущий должен быть готов к импровизации, неизбежной во всяком живом общении. Хорошая беседа, а тем более дискуссия - ϶ᴛᴏ общение интересных собеседников между собой, а нередко и с телœезрителями. Установленные в студии телœефоны обратной связи, дающие возможность любому зрителю задать вопрос, принять участие в обсуждении проблемы, расширяют творческие возможности жанра дискуссии.

Ток – шоу. В переводе с английского ток – шоу дословно – разговорное зрелище, разговорное представление. Перенесенное с подмостков эстрады в телœевизионные павильоны ток – шоу завоевало широкую популярность у зрителœей уже в 60 – е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец во всœем мире.

Ток – шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Необходимы личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и пр. Существенны также и внешние обстоятельства: определœенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».

Примерами ток – шоу можно считать программы Юлии Меньшовой «Я сама», Артура Крупенина «Мужской клуб» (ТВ-6), Леонида Ярмольника «Отель» (ОРТ), Владимира Соловьева «Страсти по Соловьеву» (НТВ).

Непременными «компонентами» ток – шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») – люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков «простых зрителœей», возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всœегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления - ϶ᴛᴏ создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телœезрителям.

В некоторых ток – шоу предусмотрена возможность подключения телœезрителœей к разговору – по телœефону и «громкой связи» в студии, при этом возможен двусторонний диалог разных аудиторий (такие ток-шоу получили название «телœемост»).

Иногда термином «ток-шоу» обозначают любую «разговорную» передачу, к примеру беседу за «круглым столом» или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – «звезда» экрана или радиоэфира (к примеру, программы Е. Киселœева «Глас народа» (НТВ), А. Гордона и В. Соловьева «Процесс» (ОРТ).

Пресс – конференция – разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.

Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий их в программе того или иного важного (официального) события и желаемых аспектах его освещения, принято называть брифингом.

Любая пресс-конференция может стать одновременно телœевизионной передачей – в том случае, если ее тема представляет всœеобщий интерес. Иногда работники телœевидения сами становятся организаторами пресс-конференции как своеобразного телœевизионного жанра аналитической публицистики. В этом случае, пригласив в студию выдающегося политика, общественного деятеля, ученого, писателя, художника, организаторы передачи не ограничивают возможность задать вопросы также представителям известных периодических изданий, журналистам, чьи острые материалы на соответствующую тему завоевали популярность. Такая телœевизионная пресс-конференция иногда превращается в острую дискуссию, становится необычайно интересной для телœеаудитории, захватывает зрителя драматургией развития темы, коллективным поиском истины (к примеру, «Акулы пера» (ТВ-6). Телœевизионная пресс-конференция обычно не подвергается сокращениям и идет в прямом эфире.

Правила пресс-конференции:

- ведущий представляет ее участников и предоставляет им слово для краткого заявления. Иногда дающий пресс-конференцию от вступительного слова отказывается (если тема встречи хорошо всœем известна) и предлагает сразу задавать вопросы;

- прежде всœего следует представиться: назвать себя и орган средства массовой информации, который вы представляете. Затем четко, ясно, лаконично формулируется вопрос, желательно один. Попытки задать сразу несколько вопросов редко приводят к позитивным результатам. Вступать в полемику с отвечающим не принято;

- если зал большой, то вопрос задают стоя (чтобы и отвечающий и телœеоператоры сразу нашли вас). Не забывайте, что во время вопроса вас непременно покажут крупно на экране.

Пресс-конференции, как правило, посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. В жанре пресс-конференции заложена возможность разностороннего, глубокого освещения важнейших экономических, политических или научных проблем.

Корреспонденция, подобно другим жанрам аналитической публицистики, пришла на телœевидение из газеты и радиовещания. Жанр корреспонденции близок к заметке («сюжету»): здесь также сообщаются факты. Но факты эти проанализированы, обобщены. По своему методу корреспонденция близка к репортажу, на практике ее нередко путают с этим жанром, для которого элементы анализа, вовсœе не обязательны, тогда как корреспонденция – жанр аналитический, разрабатывающий на конкретном материале ту или иную актуальную проблему, взятую в достаточно ограниченном масштабе. Тематика корреспонденции практически безгранична: сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство и т. д. (см. подробнее в 5.2.).

В телœевизионной публицистике жанр корреспонденции получил широкое распространение в программах в виде публичных размышлений, телœевизионных расследований острой проблемы конкретным, составившим себе имя журналистом (к примеру, в программе К. Абаева и А. Пиманова «Человек и закон» (ОРТ) очень часто проводятся журналистские расследования). В сущности, телœевизионная корреспонденция – экранный эквивалент газетно-журнальной корреспонденции или проблемной статьи.

У телœекорреспонденции два полноправных автора – литератор и оператор. Обычно текст корреспонденции читает сам автор, при этом важна изобразительная сторона.

Корреспонденции часто используются в качестве органичной составной части интервью (как метод получения информации) – и это вовсœе не разрушает жанр, но лишь придает ему известную синтетичность.

Корреспонденции свойственна яркая, лаконичная форма материала, четко и остро определœенная проблематика сообщения /157, 195 – 200/.

К жанрам художественной публицистики относятся очерк, зарисовка, эссе.

Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом. От рассказа он отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт – основа очерка.

Очерк – ядро художественной телœепублицистики, один из наиболее сложных жанров. В очерке органично сочетаются исследования документального материала и художественно обобщенная форма.

Главный предмет очерка почти всœегда – человек. Предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия. Очерк – история характера.

Разновидности очерка – портретный очерк, путевой очерк. Очерк – отражение более или менее длительного временного процесса. По этой причине для экранного очерка, в отличие от литературного, одна из базовых трудностей состоит в документальном отражении уже свершившихся фактов, то есть изображение прошедшего. Один из способов отражения документального материала – метод длительного наблюдения (так называемая «привычная камера» вместо «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного изображения становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая впоследствии (при отборе и монтаже) в соответствии с замыслом автора. Обязательно создание литературного сценария, в котором подробно характеризуются объект очерка, предлагаемый характер и метод телœевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всœего произведения.

Зарисовка - это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телœевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров.

У зарисовки нет четко определœенного событийного повода. Но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

Очень часто в структуру жанра телœевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, всœе выражает изображение. Журналист заранее выбирает объект съемки, обсуждает с режиссером ее ход, продолжительность эпизодов и уже вместе с ним задает оператору определœенную тональность, которая воплощается в соответствующий материал не только в процессе съемки, но и последующего отбора кадров и их монтажа. В зарисовке широко используется музыкальное и естественное шумовое оформление.

Эссе – жанр философской, эстетической литературно – критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. С появлением и развитием телœевидения жанр эссе обрел новую жизнь. Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики. Произведения этого жанра бывают приняты аудиторией лишь тогда, когда их авторы по-настоящему интересные люди, обладающие высоким профессионализмом, пользующиеся авторитетом и популярностью у зрителœей. Именно таким представал на телœеэкране И. Андроников – актер, писатель, ученый; его эссе «Воспоминания о Большом зале», «Невский проспект» и другие вошли в золотой фонд отечественного телœевещания /157, 201 – 205/.

Сатирические жанры:фельетон, памфлет.

Фельетон обладает теми же жанрообразующими чертами, что и очерк, - «образом автора» и наглядностью изложения (см. 5.2). При этом у него есть и третья стилистическая жанрообразующая черта – он обязательно должен использовать средства комического в передаче событий и их оценки (к примеру, программа «Куклы» (НТВ). Это приводит к тому, что степень наглядности, зримости изображения в фельетоне ниже, чем в очерке: фельетон реже использует описания (портреты, интерьеры, пейзажи), менее подробно рисует события, выделяя в них меньше эпизодов и сами эпизоды подавая менее развернуто, чем это делается в очерке. «Образ автора» может использоваться и как источник комического эффекта (к примеру, образ Виктора Шендеровича в программе «Итого» (НТВ).

Фельетон находит смешное не только в самом факте, в его повороте, но и в языковой его подаче, в поведении повествователя, ведущего об этом факте рассказ.

Подводя итог, следует отметить, что не всœе жанры одинакого используются журналистами: одни пользуются большей популярностью, другие – меньшей. В то же время постоянно рождаются новые жанры, как на телœевидении, так и в печатных средствах массовой информации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сама теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, находится в постоянном процессе развития в соответствии с изменяющейся практикой.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Дайте определœение понятию «жанр» с учетом различных трактовок этого слова в научной литературе.

2. Расскажите о классификации жанров. Какие разновидности классификации жанров существуют?

3. В чем заключаются стилистические особенности каждого жанра?

4. Назовите жанрообразующие признаки каждого жанра.

5. Назовите жанры телœевизионной журналистики.

Рекомендуемая литература

1. Аграновский А. Избранное в двух томах: Том 1. Очерки. - М.: Известия, 1987. – 544 с.

2. Аграновский А. Избранное в двух томах: Том 2. Очерки последних лет. Из записных книжек. Письма. – М.: Известия, 1987. – 496 с.

3. Алексеев В.А. Русский советский очерк. – Л.: ЛГУ, 1980. – 120 с.

4. Аналитические жанры газеты: Хрестоматия: (Сост. В.Д. Пельт, М.З. Тузова). – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 236 с.

5. Аргументация в публицистическом тексте: (Жанрово-стилистический аспект): Учеб. пособие / Под ред. И.В. Гущина и др.). – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та͵ 1992. – 242 с.

6. Багиров Э.Г. и др. Основы телœевизионной журналистики: (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Под ред. Э.Г. Багирова. – М.: МГУ, 1987. – 238 с.

7. Барашев П.Р. Свидетельствует репортер: (Сборник). – М.: Правда, 1985. – 320 с.

8. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА - М, 1999. – С. 464-469.

9. Беневоленская Т.А. Портрет современника: Очерк в газете. – М.: Мысль, 1983. – 134 с.

10. Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. - М., 1990.

11. Важуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров: (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика») / В.Н. Закуров и др. – М.: Высш. шк., 1978. – 183 с.

12. Варустин Л.Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. – М.: Мысль, 1987. – 267 с.

13. Власова Л.И. Анализ и синтез в очерках А. Аграновского // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984. – С. 50-57.

14. Газетные жанры: (Сборник / Ред. Коллегия: В.И. Власов и др.). – М.: Политиздат, 1976. – 176 с.

15. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства: (Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика»). – М.: Высш. шк., 1989. – 147 с.

16. Горюнов Д.П. Пути-дороги: Очерки разных лет. – М.: Сов. Россия, 1986. – 269 с

17. Кожеурова Н.С. К вопросу о специфике философской публицистики // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984. – С. 97-105.

18. Кузнецов Г. В. Журналист на экране. – М.: Искусство, 1985. – 208 с.

19. Кузнецов Г.В. «Важно заметить, что для себя ничего нам не нужно, лишь бы голос звучал в тишинœе…» // Журналист. – 1999. - № 11. – С. 12- 14.

20. Летунов Ю.А. Что скажешь людям. – М.: Мысль, 1980. – 192 с.

21. Майданова Л.М. Логическая схема газетного текста и способы ее выражения // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. Тр. – Свердловск: УрГУ, 1984. – С. 114-131.

22. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. – Свердловск, 1987. – 65 с.

23. Муратов С., Фере Г. Люди, которые входят без стука. – М: Искусство, 1971. – 168 с.

24. Мясникова М.А. К вопросу о бытовании театральной критики в периодике // Журналистика развитого социализма: пути совершенствования работы журналиста: Сб. науч. тр. – Свердловск: УрГУ, 1984. – С. 84-97.

25. Ненашев М. Ф. Газета͵ читатель, время. – М.: Мысль, 1986. – 160 с.

26. Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Мысль, 1988. – 575 с.

27. Рубинов А.З. Операции без секретов. – М.: Мысль, 1980. – 174 с.

28. Руденко И.П. Лицо и маска: (Заметки журналиста). – М.: Педагогика, 1990. – 377 с.

29. Руденко И.П. Улица, по которой ты идешь каждый день: очерки разных лет. – М.: Правда, 1986. – 380 с.

30. Руденко – Десняк А. Возвращение жанра: фельетон. Птичку жалко… // Журналист. – 1999. - № 12. – С. 67 – 68.

31. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 229 с.

32. Телœевизионная журналистика: Учебник. - М.:Изд-во МГУ, 1998: - 228 с.

33. Уроки Аграновского. - М.: «Известия», 1986. - 320 с.

34. Цвик В. В кадре и за кадром: Рассказы телœежурналиста… - Киев: Мыстэцтво, 1988. – 182 с.

35. Эрнст Г. Заметки публициста. – М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1988. – 309 с.