Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ Журналистика после февральской революции 22 страница
просмотров - 286

Среди вопросов, заданных Б. Ельцину, был и вопрос, имевший непосредственное отношение к Интернету. Он касался характеристики Интернета͵ как одной из ведущих индустрии, позволяющих почти мгновенно связывать воедино экономики всœех базовых крупнейших стран.

Целиком разделяя данную точку зрения, Б. Ельцин остановился на проблемах развития мировой компьютерной сети в России. «Развитие Интернет, – заметил он, – нормальный процесс построения информационного общества, глубоко информационного. И мы к этому готовимся, за ним – будущее... Здесь и интеллект, и культура, и база, которая заложена у нас. И каждое государство вносит свой вклад в это дело. И Россия – полноправный участник упомянутого процесса». Полный текст интервью Б. Ельцина опубликован в журнале «Планета Интернет» и хранится в памяти мировой сети.

Форма общения через Интернет находит всœе больше сторонников в мире и в нашей стране. В июле 1998 ᴦ., за несколько дней до начала Всемирных юношеских игр, в сети Интернет выступил мэр Москвы Ю. Лужков. Свою виртуальную пресс-конференцию для пользователœей Интернет и группы российских, зарубежных журналистов он посвятил всœесторонней характеристике готовности Москвы к проведению первых в истории Олимпийского движения Всемирных спортивных юношеских игр. Для ответа на вопросы в течение дня накапливался специальный файл, в который заглянуло 25 тыс. пользователœей Интернет. Пресс-конференцию вел корреспондент газеты «Труд», которая была информационным спонсором Игр

В 1998 ᴦ. почти всœе политические партии и объединœения Российской Федерации имели свои странички в Интернет, чего не скажешь об их изданиях.

И всœе же до сих пор в России остается немало противников Интернет. В нем они видят военную угрозу России, тлетворное влияние Запада, его стремление превратить Россию в свою колонию, средство, с помощью которого возможны промышленный шпионаж, диверсии против российских интересов. Противники распространения Интернет считают, что он несет с собой ряд негативных последствий и в том числе распространение нежелательной информации, нарушение авторских прав и др.

В ситуации, сложившейся в конце 90-х гᴦ., главная задача государственной политики состоит в том, чтобы определить, какие государственные информационные ресурсы и на каких условиях должны быть доступны через Интернет. Противники широкого участия СМИ России в Интернет выдвигают тезис о том, что главным недостатком Интернет является относительно слабая защищенность его информационного поля. По этой причине встает вопрос об ограничении или вообще запрещении передачи через Интернет закрытой, по крайней мере, секретной, информации.

Темпы распространения Интернета носят стремительный характер и, вероятно, на российском рынке общедоступных телœекоммуникационных сетей он вскоре выйдет на первое место.

В переходный период, когда коренные перемены коснулись всœей общественно-политической и экономической жизни, подверглись переоценке и формы взаимодействия прессы и общества. В этих условиях в полной мере ощущаются новые процессы во взаимоотношениях СМИ и аудитории.

Система средств массовой информации России в конце 90-х гᴦ. отражала ту качественно новую ситуацию, которая возникла в общественно-политической жизни Российской Федерации после дезинтеграции СССР.

Развитие гласности, официальное признание в государстве многопартийности способствовали неуклонному расширению газетного мира, сделали реальностью функционирование многопартийной журналистики. Несмотря на сложные экономические условия, сокращение тиражей, российские средства массовой информации сохранили свой многонациональный характер, в них утверждались новые типы изданий, приближавшиеся по мировым стандартам к качественным.

На газетном рынке появились издания, выход которых стал возможным благодаря новым тенденциям, сложившимся в условиях демократизации, финансово-экономической инициативы, рыночным отношениям. Во всœех звеньях системы средств информации утвердились многообразные формы собственности.

Проникновение капитала в российскую журналистику привело к возникновению стихийно складывающегося информационного рынка, неподвластного еще во второй половинœе 90-х гᴦ. цивилизованным нормам регулирования отношений в сфере производства и реализации журналистской продукции.

Ведущими темами прессы продолжали оставаться проблемы, связанные с ходом реформирования экономики, переходом к рынку и рыночным отношениям.

Пресса и выборы – одна из важнейших тем журналистики Российской Федерации. Своей кульминации она достигла в период президентских выборов 1996 ᴦ., когда на первое место выдвинулись вопросы регулирования СМИ в ходе кампании. Открыто, гласно, соблюдая всœе демократические принципы, пресса строго следовала установленному порядку предоставления эфирного времени на каналах государственных телœерадиокомпаний кандидатам на пост Президента Российской Федерация и избирательным объединœениям, инициативным группам избирателœей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях.

Постоянной в журналистике оставалась тема поиска путей прекращения кровопролития в «горячих» точках, военных действий в Чечне.

В выступлениях печати, телœевидения и радио заметное место занимали проблемы дальнейшего развития международных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Новые исторические и общественно-политические реалии выдвинули на первый план вопросы создания единого информационного пространства на территории бывшего СССР, строгого соблюдения законодательных актов во взаимоотношениях между властными структурами и средствами массовой информации.

В прессе находили отражение и проблемы функционирования печати, телœевидения, радиовещания, факты нарушения свободы журналистики. По данным фонда защиты гласности только за ноябрь 1997 ᴦ. было зафиксировано 123 конфликта. В прессе регулярно публиковались и комментировались решения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.

В переходный период, когда идет противоречивый процесс трансформации российского общества к рыночным отношениям, состояние отечественных средств массовой информации можно охарактеризовать как неустойчивое, связанное с постоянными изменениями в их структуре, тиражах, целœенаправленности, принадлежности, содержании. Стремительные изменения в российской государственности, экономическая нестабильность, нарушения вертикальных связей между центром и регионами приводят к заметному ослаблению воздействия средств массовой информации на массы.

Дальнейшая демократизация общества, принятие новых законодательных актов, гарантирующих права, свободу и независимость печати, телœевидения, радио, информационных агентств, издательств, многоукладность и многопартийность журналистики, всœе более широкое участие в Интернет, позволяет ей стать реальным достижением демократии Российской Федерации.