Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ Зарождение и развитие христианской публицистики.
просмотров - 382

Зародившись в 1 веке в Восточном Средиземноморье, христианская проповедь впитала в себя черты как древнегреческого и древнеримского, языческого, так и древнееврейского, ветхозаветного ораторского искусства. На Самого Христа͵ как и на Его современниках, наибольшее влияние оказала ветхозаветная традиция. Единственным первоисточником новозаветного ораторского искусства служат канонические Евангелия.

Риторика Ветхого Завета как первооснова новозаветной проповеди.

Риторика Ветхого Завета (первой части Библии) носит целиком религиозный характер. Ветхозаветными ораторами были пророки, которые возвещали современникам откровения, полученные ими от Бога. Οʜᴎ выступали против социально й несправедливости, обличали власти, учили, что соблюдение религиозных обрядов без любви к ближнему и милосœердия – бессмысленно.

Наиболее известными были пророки Исайя, Иеремия, Даниил, Иезекииль. Их книги представляют собой важную часть Ветхого Завета.

Моисей (ок. 1350 – 1230 гᴦ. до н.э.).

Первый ветхозаветный пророк. О нем рассказывается в книге Исхода. Моисей стал посредником между Богом и людьми. На горе Синай получил от Бога Десять заповедей. Умер в возрасте 120 лет.

Моисей был от природы косноязычен. Все услышанное от Бога он сообщал брату Аарону, который, обладая ораторскими способностями, выступал от имени Моисея перед народом.

Риторика Ветхого Завета оказала решающее влияние на новозаветную проповедь, стала эталоном для многих проповедников Нового Завета.

Иоанн Креститель.

Точкой отсчета новозаветной риторики является проповедь Иоанна Крестителя. Он вел аскетический образ жизни, до 30 лет жил в пустыне. Главная цель Иоанна-оратора – подготовить людей к приходу Христа и восприятию его проповеди.

За обличение нечестивой жизни царя Ирода непримиримый проповедник был заключен в тюрьму, а затем казнен.

Иисус Христос.

Крестился от Иоанна, начал проповедовать в 30 лет.

Проповеди Христа можно разделить на 3 вида:

ü рассчитанные на апостолов и ближайших учеников

ü произнесенные перед простым народом

ü обращенные к фарисеям и иудейской религиозно-политической верхушке.

В общем виде Христос систематизировал и изложил Свое учение в Нагорной проповеди, произнесенной перед учениками и большим количеством народа. Он выдвинул идеальную модель поведения нового человека.

В дальнейшем Христос развивал и конкретизировал высказанные в Нагорной проповеди принципы. Его проповеди носили исключительно практический характер. Цель Спасителя была не только в просвещении ума, но и в очищении сердец слушателœей, Он учил нравственности.

В каждом Евангелии постоянно встречаются или пространственная критика фарисеев, или отдельные реплики Христа в адрес оппонентов. Полемическая острота речей Христа к фарисеям объясняется их ненавистью к Иисусу и отрицанием Его учения. В полемике с ними Христос-оратор предстает как искусный мастер немедленного и яркого ответа на провокации собеседников.

Свои проповеди Христос часто подкреплял различными чудесами (к примеру, усмирением бури, исцелœением неизлечимо больных и т.п.). Все чудеса носили глубокий внутренний смысл.

Притча как риторический прием.

Для лучшего и образного понимания своих речей Христос использовал притчи, которые отличались простотой и наглядностью, а также имели местный характер. В умелом и уместном употреблении притчевых рассказов и примеров заключается особенная сила речей Иисуса.

Притча – повествование о вымышленном, но совершенно правдоподобном событии с целью наглядно объяснить какой-либо нравственный или духовный предмет.

Притча быстрее запоминалась, была связана с историей и обычаями иудейского народа, а также с профессиональной деятельностью людей (к примеру, земледелием).

Ораторское искусство апостолов.

После окончания земного служения Христа христианская риторика приобретает не только устный характер (проповедь), но и письменный (послания). В Новом Завете мы видим развитие риторики в Деяниях святых апостолов, написанных евангелистом Лукой, и в Послании апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды (тезки предателя), Павла.

Апостол Петр.

Первый среди 12 апостолов. Его самостоятельная ораторская и проповедническая деятельность началась через 10 дней после Вознесения Христа, в день сошествия Святого Духа на апостолов. В тот день Петр произнес пламенную речь, обращенную к жителям и гостям Иерусалима. В ней он объяснил на примерах Ветхого Завета͵ что распятый Иисус из Назарета – тот самый Мессия, приход которого предсказывали всœе ветхозаветные пророки. В тот же день 3 000 человек приняли крещение. Второй речью на следующий день Петр обратил в христианство 5 000 человек.

С этих двух речей Петра началась эра христианской проповеди.

Особенности риторики Петра в ее безыскусности, краткости, в отсутствии вводных предложений, метафор и риторических фигур, в строгом и логическом построении речей. Речь Петра, несмотря на лаконичность, всœегда звучала искренне и убедительно.

Архидиакон Стефан.

В Деяниях подробно приводится единственная речь Стефана, произнесенная в Иерусалиме перед судом Синœедриона. В этой речи он доказывал, что Христос – Мессия и тем самым эпоха ВЗ уступила место эпохе НЗ.

Слушатели были настолько возмущены его речью, что, не дав ему договорить, забили его до смерти камнями.

Апостол Павел.

Его ораторское искусство представляет особую важность, его миссионерская и ораторская деятельность занимает ведущее место в книге Деяний. Там приводятся его важнейшие речи, среди которых – речь в афинском ареопаге и речь перед царем Агриппой.

Речи Павла насыщены риторическими фигурами и часто отличаются друг от друга в зависимости от аудитории.

В 64 ᴦ. по приказу императора Нерона Павел был казнен.

13 посланий апостола Павла, включенные в НЗ делятся на:

ü миссионерские (обращенные к жителям определœенных городов и регионов: римлянам, коринфянам и др.);

ü пастырские (обращенные к ученикам: Титу, Тимофею, Филимону).

Из миссионерских посланий наиболее характерно Первое послание коринфянам. Основная тема – единство Церкви.

Новозаветная риторика оказала исключительное влияние на дальнейшее развитие устного и письменного слова. Христианская лексика апостола Павла прочно вошла в европейскую публицистическую речь.


Читайте также


  • - Зарождение и развитие христианской публицистики.

    Зародившись в 1 веке в Восточном Средиземноморье, христианская проповедь впитала в себя черты как древнегреческого и древнеримского, языческого, так и древнееврейского, ветхозаветного ораторского искусства. На Самого Христа, как и на Его современниках, наибольшее... [читать подробенее]