Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ ЗАЧЕМ ЖУРНАЛИСТУ «КОПИЛКА»?
просмотров - 319

СУТЬ ПОНЯТИЯ

ТВОРЧЕСТВА

ЖУРНАЛИСТСКОГО

СПОСОБ

ЧАСТЬ III

Что будет с теми, у кого нет ни «счастливых», ни «проигравших» билетов, не сообщается.

Решите следующие задачи:

а) выявите конкретную реальную ситуацию, о которой идет речь;

б) четко сформулируйте тему заметки — так, чтобы была ясна и ситуация, и проблема.

2. Прочитайте заметку еще раз и определите, как звучит ее идея для разных категорий читателœей:

а) работников транспортной системы;

б) транспортных «зайцев»;

в) обычных пассажиров городского транспорта.

3. Рассмотрите элементарные выразительные средства, использованные в тексте. Определите, какую они играют роль (для выражения какой информации служат).

4. Обратите внимание на монтаж и композицию заметки. Какие особенности Вы здесь находите и чем можете их объяснить?

5. Скажите, есть ли в данном материале журналистский образ. Какой принцип организации этого текста избрали бы Вы?

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ

Глава 1: В чем заключается

Беседа двенадцатая

Значит, теперь нам предстоит заглянуть в творческую лабораторию журналиста ?

Считайте, что так. Хотя... Что Вы имеете в виду, когда говорите «творческая лаборатория»?

А разве это не общепринятое выражение?.. Думаю, что я не буду оригинален в объяснении. Творческая лаборатория, творческая кухнятак обычно называют процесс работы со всœеми его секретами.

— Вот видите, с секретами... Иначе говоря, со всœеми индивидуальными особенностями, а их у каждого журналиста немало. Об этих особенностях и разговор должен быть особый. Мы же сейчас будем рассматривать тообщее, что присутствует в творческой лаборатории разных журналистов и, по сути, делает их людьми одной профессии.

Насколько я понял из того, о чем уже шла речь, людьми одной профессии журналистов делают потребности общества в специфических информационных продуктах, место и роль журналистики в обществе, ее функции, цели ее как социального института...

Вы правильно поняли. Это всœе задает специфику журналистики как деятельности и тем самым предопределяет существование особого профессионального корпуса — ее субъекта. Практически же он складывается в результате освоения этой самой специфики. Как видите, противоречия здесь нет. Специфика Деятельности и есть то общее, что, с одной стороны, объединяет

всœех журналистов, а с другой — отличает их, «отъединяет» представителœей других профессий.

Значит, оно, это общее, и составляет предмет нашего интереса ?

Да, и ему есть имя:способ творческой деятельности журналиста.

Способ?.. Чаще говорят о методе деятельности...

Вот давайте и разберемся с этими понятиями. Их действительно употребляют в обыденной речи как синонимы, отдавая неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предпочтение слову «метод». В научной же речи понятие «способ» встречалось главным образом в составе словосочетания «способ производства», освоенного в качестве термина политэкономией. Между тем, как показали философские исследования социальной деятельности и культуры, в частности работы Эдуарда Саркисовича Маркаряна, терминологический потенциал этого понятия много шире.

Вы говорите о способе производства?

Нет, о способе деятельности. За ним открылся вполне определœенный объем содержания, отнюдь не тождественный тому, который устойчиво связывается с понятием «метод». Маркарян справедливо усмотрел в понятии«способ деятельности» интегральную категорию, выражающую собой тукомбинацию реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается задуманный результат. При этом он специально подчеркнул, что при общенаучной и культурологической интерпретации слова «способ» следует максимально освободиться от тех ассоциаций, порой очень жестких, какие закрепились в нашем сознании в связи с обычным его использованием.

Интегральная категория... То есть по содержанию она шире понятия «метод», которым, нужно полагать, как раз и обозначаются какие-то из «реальных составляющих» деятельности ?

В определœенном смысле — да, шире. Но только в определœенном смысле, а именно: способ деятельности всœегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. При этом в ином отношении, напротив, понятие «метод» шире...

Вы сказала метод — средство деятельности? В этом суть понятия?

Быть средством — функция метода. Но, если хотите, в этом и его суть. Вы помните словарное толкование понятия?

Кажется, путь исследования, познания...

Да. В современных научных словарях Вы найдете такую формулировку: «...форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта». Как Вы полагаете, что представляет собой эта «форма практического и теоретического освоения» в реальности?

Ну, какие-то практические шаги или умственные действия в целях освоения...

Только не какие-то, а вполне определœенные — «исходящие из закономерностей объекта»... Что это значит?

Не могу сказать...

Да почему же? Подумайте: если действия исходят из знания закономерностей объекта͵ значит, они научно обоснованы, так ведь?

, — Так... И тогда можно дать очень простое определœение метода: это научно обоснованные действия, умственные или практические, необходимые для освоения объекта. Нормально?

Почти. Утверждение «для освоения объекта» годится, когда речь идет о познании или преобразовании уже существующих реальностей. А в случае творчества, когда создается новый объект?.. Получается не очень точно, верно? По этой причине давайте примем такую формулировку:метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа.

При этом обнаруживается очень любопытная вещь: задачи одного и того же типа встречаются в самых разных видах деятельности. Так, у врача среди прочих задач есть задача получить сведения о состоянии больного. Однотипная задача стоит перед психологом, исследующим способности человека: получить сведения о проявлениях задатков личности в тех или иных условиях. И перед журналистом на месте события: получить сведения о том, как оно произошло. Во всœех случаях — получить сведения. Что Вы можете сказать в этой связи о методах?

Что и методы, вероятно, повторяются. Врач беседует с человеком, исследователь беседует, журналист беседует... Но беседы эти, я думаю, проходят всœе же по-разному.

— Совершенно верно. Для решения типовых задач существуют типовые методы. В основе своей они универсальны, а потому могут служить в качестве средства для разных видов деятельности, обретая там, конечно, известное своеобразие. Именно в этом смысле понятие «метод» шире понятия «способ». Способ всœегда связан с определœенной деятельностью, он рождается вместе с ней, воплощает в себе ее специфику, через него она и осуществляется. А методы — универсальны, они используются в Разных видах деятельности, входя как одна из составляющих в их способы.

Но если методы — одна из составляющих, то, следовательно есть и другие составляющие?

— Само собой разумеется. И мы этого уже касались, когда сравнивали один из моментов в работе врача, исследователя-психолога и журналиста.

А, да... Речь шла о типовых задачах.

~ Точнее, об одной из задач. А в процессе работы человеку приходится решать далеко не одну. Причем состав их в конкретных видах деятельности достаточно устойчив и характерен именно для данного вида деятельности. Ход работы выглядит как цепочка шагов, подчинœенных решению определœенных комплексов задач. Это дает основание говорить об устойчивойоперациональной структуре творческого процесса.

Минуточку! Мне нужно подумать, тут всœе очень абстрактно. . В случае если перевести на журналистику, что получится ?

— А то и получится: над какими бы материалами ни шла работа͵ Вы неизбежно оказываетесь перед крайне важностью решить неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ количество похожих задач и предпринимаете для этого соответствующие действия. В результате творческий процесс предстает как определœенная последовательность операций...

~ Этапов, вы хотите сказать ?

— В журналистской практике чаще всœего говорят именно так — этапы. При этом понятия «операция» и «этап», на мой взгляд, не тождественны, их содержание совпадает лишь отчасти «Операция» — это обозначение отрезка деятельности, ее фрагмента͵ подчинœенного решению некоторого комплекса задач, независимо от его места в структуре творческого акта. Так сказать, характеристика данного фрагмента с точки зрения состава задач. Понятие «этап» же указывает не только на состав задач, но и на место фрагмента в творческом акте — это его характеристика с точки зрения последовательности решения задач. Состав задач в процессе того или иного вида деятельности относительно стабилен, а вот последовательность их решения — изменчива, здесь часто возникает инверсия — в зависимости от внутривидовой специфики деятельности или от конкретных ее условий. По этой причине мне представляется более правильным говорить обоперациях как структурных элементах творческого акта: при определœенных обстоятельствах они становятся тем или иным его этапом.

Это только в журналистике?

— Почему же?.. Операциональная структура, как и методы, — составляющая способа любого вида деятельности. Тот же врач — разве он не выполняет определœенного набора задач, добиваясь выздоровления пациента? Сначала составляет анамнез — историю болезни, получая сведения об обстоятельствах, предшествовавших ее возникновению, и субъективных ощущениях больного. Затем осматривает пациента͵ назначает анализы, исследует их результаты, ставит диагноз, проводит необходимые консультации — пока наконец не выработает стратегию лечения g не определит необходимые для этого средства.

Вы рассматриваете деятельность врача как творческую?!

— Конечно! Стратегия лечения конкретного человека и совокупность необходимых для этого средств в готовом виде не существуют, найти их — значит осуществить особый акт творчества. Другое дело, что в жизни мы частенько сталкиваемся с профанацией этой благородной творческой миссии. Но мы уже обсуждали с Вами подобные ситуации — это вопроскачества деятельности.

Вопрос качества... А у меня вот какой вопрос возникает. Мы говорим о задачах, о комплексах задач в ходе деятельности... Но откуда они берутся ? Кто эти задачи задает ?

Правильнее спросить — не кто, а что... Неужели не догадываетесь?.. Поставьте себя в исходный момент творческого процесса!

Хорошо. Допустим, я получил в редакции задание подготовить материал о... ну, пусть о каких-то соревнованиях. Мне ясно:

чтобы не ударить в грязь лицом, нужно добыть информацию, и желательно интересную. Я решаю: поговорю с тем-то, с тем-то, схожу на эти соревнования...

А почему ясно-то? Откуда ясно?

Из опыта͵ наверное. Из общения с работниками редакции... Ну, и само представление о спортивном материале вроде бы требует этого.

Вот самое главное! Представление о произведении, его образ... Мы же говорили — порождающая модель творчества!

Только теперь я, кажется, понял по-настоящему, что означают слова «порождающая модель»: она несет в себе всœе задачи, решение которых разворачивается в творческий процесс, — потому и порождающая.

Да. И в соответствии с ними определяется структура этого

творческого процесса — основная составляющая способа.

Значит, способ творческой деятельности включает в себя структуру творческого процесса, определяемую задачами, методы

решения этих задач и... что еще?

Еще — технические средства, используемые в ходе творческой деятельности, и систему профессионально-этических регуляторов поведения.

Но техника— она и есть техника,в какой бы деятельности ее ни применяли. Разве тут можно говорить об особенностях ?

Еще как можно! В первую очередь, для каждого вида деятельности используется свой набор технических средств. Вы же, допустим, не берете с собой на задание томограф или тонометр! Различается и характер использования. Смотрите: и журналист, ц вокалист прибегают к помощи магнитофона. Но журналист применяет такую его портативную разновидность, как диктофон: он лучше приспособлен для записи речи, его можно поставить близко к говорящему; при этом следить за тем, как он работает, непросто; да и расшифровка записей потом — целая история. А вокалист в расшифровке не нуждается, зато ему нужна аппаратура с высоким качеством записи: в ходе работы над сложным произведением он фиксирует на пленке звучание своего голоса и потом прослушивает кассету, анализируя исполнение. Так что особенностей и здесь хватает...

Ну, а четвертая составляющая способа обусловлена тем, что любая деятельность в большей или меньшей степени включена в общественные отношения, в общение. Решая свои творческие задачи, человек взаимодействует с другими людьми, и от того, как он строит свое поведение в процессе этого взаимодействия, во многом зависит успех дела. Есть некоторые общие этические стандарты поведения, выступающие как признак нравственной зрелости личности, признак культуры. Но для получения успешного, устраивающего общество результата деятельности во многих ее видах, в силу специфики их внутренних и внешних условий, оказывается необходимым и соблюдение неких дополнительных стандартов. Вот они и отражаются в профессиональном сознании общности и каждого ее члена, регулируя творческое поведение.

То, что принято называть профессиональной этикой ?

В принципе — да, только понятие «профессиональная этика» в его основном значении много шире: это наука о профессиональной морали и нравственности, в ней много аспектов. много разделов. Способ же деятельности вбирает в себя только тот пласт научных представлений, который связан с регулятивной функцией профессиональной морали.

Ну, что входит в понятие «способ творческой деятельности», ясно. А вот как он возникает ? Постепенно формируется в ходе развития деятельности или разрабатывается наукой?

Можно сказать так: он формируется в опыте деятельности. Опыт ведь может быть разным — удачным, неудачным... Говорят: на ошибках учатся. Значит, постепенно избавляются от ошибок... А удачи становятся примером для подражания, на них тоже учатся. Образуется нечто вроде коллективной копилки позитивного профессионального опыта. Сначала данный опыт передается из уст в уста͵ из рук в руки, потом он начинает фиксироваться в литературе. Наконец, дело доходит и до науки: она данный опыт систематизирует, обобщает, выявляет определœенные алгоритмы деятельности и описывает их в виде системы понятий.

Так получается, что способ деятельности не просто носитель ее своеобразия, но и копилка профессионального опыта ? Бросил глаз в «копилку»— и знаешь, как действовать!

Да, только подчеркну: позитивного опыта.

Но, по-моему, творческому человеку в самом начале пути опасно пользоваться такой «копилкой». Разве не подталкивает она к стандартизации ?

— Что ж, давайте обсудим и это...

Беседа тринадцатая