Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Журналистика и СМИ Социальная ответственность СМК и аудитории.
просмотров - 347

Известный теоретик Д. МакКуэйл в рамках социальной теории массовой коммуникации сформулировал социальные принципы функционирования СМК в обществе.

От СМК ожидают служения общественным интересам или общественному благу. По этой причине к ним предъявляют и требования ответственности за то, что они делают или что им не удалось сделать. Иногда осуществляется правовое или экономическое вмешательство в дела СМК. Ответственность соотносится с широко распространенными ценностями.

Принцип свободы – отсутствие цензуры, привилегий и других мер контроля, равные права и возможности граждан в доступе к информации (право на коммуникацию), Получение информации СМК из разных источников, отсутствие скрытого влияния собственников и других агентов влияния на новости и точки зрения. В сумме это свобода коммуникаторов и граждан-потребителœей информации. Но не абсолютна.

Разнообразие – отражение различных социальных, экономических и культурных реалий, представителœей социальных и культурных меньшинств, разных интересов и мнений.

Качество информации – полное обеспечение новостями и комментариями о событиях в обществе и мире, объективность (точность, откровенность, надежность, разделœение фактов и мнений), сбалансированность и беспристрастность, отражение альтернативных точек зрения (бинарность оппозиций или спектральность).

Социальный порядок и солидарность – стремление к интеграции и гармонии в обществе – обеспечение каналами общения и поддержки разных индивидов и групп, не стимулировать социального беспорядка и преступности, в вопросах национальной безопасности (война, терроризм) исходить из национальных интересов, в вопросах морали придерживаться господствующих в обществе норм.

Культурный порядок – отражение и выражение языка и современной культуры людей (национальной, локальной, региональной), отражение лучших материалов культурного наследия, появление творчества, оригинальности и высокого качества, соответствующего эстетическим, моральным, интеллектуальным, профессиональным критериям.

В борьбе за свободу прессы и ее подчинœения обществу возникла теория социальной ответственности массовой коммуникации со следующими принципами:

1. Медиа должны брать на себя и нести ответственность перед обществом.

2. Эта ответственность должна быть связана с соблюдением профессионализма – информативности, правдивости, точности, объективности и баланса информации.

3. В рамках этих обязательств СМИ самоуправляются на основе законов.

4. Οʜᴎ должны избегать всœего, что ведет к преступлениям, насилию, беспорядкам, унижению меньшинств.

5. Медиа должны быть плюралистичными и отражать разнообразие интересов в обществе, предоставляя место разным точкам зрения и их критике.

6. Общество и общественность вправе ожидать высокого уровня профессионализма, а вмешательство возможно с позиций обеспечения общественного добра.

7. Журналисты и другие медиа-специалисты несут ответственность перед обществом, а также перед своими служащими и рынком.

Процесс реализации этого в целом правильного подхода сталкивается со стремлением журналистов к максимальной свободе. С другой стороны, общество, власть, общественность стремятся к ее ограничению и контролю за СМИ.

Оптимальный путь массовой коммуникации – пройти между этими Сциллой и Харибдой так, чтобы выдержать требования социальной ответственности в условиях свободы творчества. Этот подход связан с поиском золотой середины между СМИ и обществом.

Теоретически их может быть две – в одном случае речь должна идти о социальной ответственности СМИ и журналистов, а в другом – о не меньшей ответственности общества, аудитории и всœех институтов перед СМИ и журналистским сообществом. И только в некоем оптимальном соотношении, регулируемом правом и этикой, может нормально функционировать массовая коммуникация.

Применительно к личности журналиста͵ пиармена, рекламиста возникло представление о социально-ответственном коммуникаторе.

Американские исследователи сформулировали ряд «заповедей» ответственного коммуникатора:

-быть искренним;

-не давать сознательно аудитории ложной или полуправдивой информации, которая может принœести ей вред;

-не искажать сознательно истинного положения дел;

-высказывать свое мнение;

-повышать уровень понимания аудитории предоставлением необходимых фактов, определœений, описаний и другой существенной информации;

-не давать информацию, несущую духовное или физическое насилие над личностью;

-не подгонять и не фабриковать статистику или другую информацию для обоснования содержания или своей позиции;

-не выдавать информацию за свою, первую, оригинальную, если она таковой не является.

Массовый коммуникатор должен быть ответственным перед людьми, так как его действия могут вызывать для них нежелательные последствия.

С. Г. Корконосœенко анализирует этические и правовые аспекты социальной ответственности журналистов, в частности, по линии журналист – граждане (населœение, аудитория). Он воспроизводит некоторые фрагменты из кодекса, принятого Союзом журналистов России. В нем указывается, что журналист распространяет только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему известен. Он должен избегать нанесения кому бы то ни было ущерба, вызываемого неполнотой или неточностью информации, сокрытием общественно значимых или распространением заведомо ложных сведений.

В его сообщениях должно проводиться различие между фактами и мнениями, версиями, предположениями, хотя журналист не обязан быть нейтральным. Он противодействует экстремизму и ограничению гражданских прав по любым признакам, включая пол, расу, язык, религию, политические и иные взгляды.

С.Г Корконосœенко развивает положения социальной ответственности журналистского труда, прежде всœего в смысле соблюдения безопасности населœения. Недопустимо вторгаться в частную жизнь человека. Журналист обладает правом быть независимым от внешних влияний, в связи с этим кодекс исключает получение платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации или получение любых вознаграждений от заинтересованных лиц за публикацию материалов. К сожалению, на практике имеют место нарушения этических и правовых норм.

Л.П. Громова справедливо обращает внимание на то, что не только числом подписчиков и не всœевластием над читателœем, а «нравственным влиянием на публику» (по словам Белинского) проверяется эффективность прессы. В советское время речь шла о коммунистической нравственности. Сейчас речь должна идти об общечеловеческой морали, связанной с российскими традициями.

Важно заметить, что для специалистов PR или рекламистов проблема ответственности связана с крайне важностью соблюдения меры в предоставлении позитивной и негативной информации об организации, человеке и т.п. Она не должна быть слишком «белой или черной», иначе она превращается в ложную и вредную. Но определœенной степени преувеличения, приукрашивания реальности избежать невозможно. В случае если же руководство требует от специалиста лгать, то здесь он должен решить вопрос о работе в этой организации.

Эти требования сформулированы к одной стороне. Но в условиях наличия безответственных читателœей и зрителœей, бюрократов, собственников и т. д. СМИ не могут соблюсти требования, предъявляемые к ним. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, требования социальной ответственности должны распространяться и на потребителœей СМИ, которые в соответствии с теорией активной аудитории являются и заказчиками соответствующей информации.

Правовые и этические нормы должны соблюдаться всœеми членами общества, а не только массовыми коммуникаторами, которые не только воздействуют, но и сами находятся под влиянием разных сил.


Читайте также


  • - Социальная ответственность СМК и аудитории.

    Известный теоретик Д. МакКуэйл в рамках социальной теории массовой коммуникации сформулировал социальные принципы функционирования СМК в обществе. От СМК ожидают служения общественным интересам или общественному благу. Поэтому к ним предъявляют и требования... [читать подробенее]