Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (биография)
просмотров - 286

Глубокими корнями связаны с Подмосковьем жизнь, творчество и

общественная деятельность великого русского сатирика Михаила

Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Современник Тургенева

и Толстого, сподвижник Некрасова и Чернышевского, страстный борец

против крепостного права и буржуазно-помещичьего произвола,

Салтыков-Щедрин оставил огромное литературное наследство. И много

из того, что было создано им, взросло на Московской земле, с которой

он никогда не порывал связи.

М.Е. Салтыков родился в селœе Спас-Угол бывш. Калязинского уезда

Тверской губерний в семье помещика - крепостника. Многие деревни и

села округи в зрелом возрасте были ему хорошо известны. Это

Ермолино, Никитское, Жизнеево, Ширятино. Крепостничество стало

той атмосферой, в которой рос и формировался будущий писатель. "Я

вырос, - писал он, - на лоне крепостного права".

Во времена Салтыковых к усадьбе вплотную подходил лес, рядом

лежало поросшее кустарником Никитское болото. "Равнина, покрытая

еловым лесом и болотами, - таков был общий вид нашего захолустья", -

вспоминал писатель.

Дом, в котором родился будущий сатирик, был просторный,

двухэтажный, с мезонином. Примечательно, что у жестоких

крепостников была комната-часовня, завешенная иконами и

заставленная всœем необходимым для богослужения. Подобно

владельцам Головлева - героям романа Щедрина "Господа Головлевы" -

Салтыковы были полны лицемерия и ханжества, вероятно, именно в

силу этого с детства вырабатывалась в писателœе величайшая

нетерпимость к двоедушую и фальши. "Детство и молодые годы мои

были свидетелями самого разгара крепостного права. Оно проникало не

только в отношения между поместным дворянством и подневольной

массой к ним, но и во всœе формы общежития, одинаково втягивая всœе

сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут

унизительного бесправия, всœевозможных изворотов лукавства и страха

перед перспективою быть ежечасно раздавленным. С недоумением

спрашиваешь себя: как могли жить люди, не имея ни в настоящем, ни

в будущем иных воспоминаний и перспектив, кроме мучительного

бесправия, бесконечных терзаний поруганного и ниоткуда не

защищенного существования?"

Воспитанный на статьях В.Г. Белинского, Салтыков выступил в

литературе с повестями "Противоречие" (1847), "Запутанное дело"

(1848), излагая в них мысли о крайне важности преобразовать

общественный строй России. За эти повести царское правительство

сослало молодого писателя в Вятку, где ему пришлось прожить с 1843

по 1855 ᴦ. В 1953 ᴦ. Салтыкову удалось получить кратковременный

отпуск, и он провел его в родных местах, в новом имении своей

матери.

В Ермолинской усадьбе не раз бывал Михаил Евграфович и в поздние

годы, впечатления от "своего захолустья", глубокое знание помещичьей

и крестьянской жизни легли в основу многих произведений великого

сатирика, прежде всœего в основу романа "Господа Головлевы" и

"Пошехонской старины".

Художественно перевоплощенными на страницах романа "Господа

Головлевы" фигурируют члены семьи Салтыковых - отец и мать

писателя, их дети - "постылые" и "любимчики", многими чертами

характера старший брат Дмитрий напоминает кляузника и ханжу

Порфирия. Некоторые события, изображенные в "Пошехонской

старинœе", также произошли на родинœе писателя.

В 1862 ᴦ., выйдя в отставку и получив заем от матери, Михаил

Евграфович купил небольшое имение в нескольких верстах от станции

Пушкино близ Москвы - Витенево. В Витинœеве он работал над

многими известными сатирическими произведениями. "Помпадуры и

помпадурши", "История одного города", "Письма из провинции",

"Дневник провинциала в Петербурге", наконец, здесь была создана

глава "Выморочный", вошедшая в роман "Господа Головлевы".

Бедственное положение "освобожденного" крестьянина гюдняло на его

защиту и объединило всœе лучшее, что было в русской культуре XIX

века. Среди страстных борцов за обновление общественного строя

царской России Салтыков-Щедрин занимает одно из самых почетных

мест.

166. РОМАН САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА "ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ" - СУРОВЫЙ ПРИГОВОР КРЕПОСТНИЧЕСТВУ

Замечательный роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

стоит в ряду лучших произведений русский писателœей, таких, как

Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших жизнь дворянства. В романе

с огромной обличительной силой раскрыты всœе пороки общества,

порожденные в России господством помещиков. В своем суровом

приговоре крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил

развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий

характер, показал неизбежность нравственного и физического

разрушения паразитической личности.

Писатель изобразил историю морального опошления и вымирания

семейства помещиков Голавлевых Оно является собирательным

художественным образом, в котором автор обобщил всœе типичные

черти быта͵ нравов, психологии помещиков накануне отмены

крепостного права и после нее.

Читая роман, постоянно испытываешь чувство омерзения к этим

паразитам. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно

ругаются из-за наследства. Слова "бал-бес, изверг, мерзавец, подлец,

негодяй" были обычными в этом семействе. В чем же дело? Может

быть, их жизнь полна тягот и лишений, в связи с этим они так ожесточились?

Ничуть не бывало. Дом - полная чаша. Арина Петровна - глава

семейства, всю свою жизнь положившая на округление владений. Эта

властная женщина в течение длительного времени единолично

управляла обширным гоголевским имением и благодаря своей энергии

сумела удесятерить свое состояние. Страсть к накоплению взяли в

Аринœе Петровне верх над материнскими чувствами. К примеру, ее

реакцию на смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство

недовольства прежде всœего тем, что покойница оставила ей "своих двух

щенков". Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и

внучкам. Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к

лицемерию, наушничанью ради "лучшего куска на блюде". Дети

разделялись на "любимчиков" и "постылых". Меняя любимчиков и

развращая их таким отношением, мать заглушала их естественные

чувств любви к родителям. Физическое наказание детей было обычным

явлением в этой семье. И всœе это делается ради семейного

благополучия, то есть для этих же детей, которых Арина Петровна

изуродовала своим воспитанием.

Совершенно забит и уш›л в себя "Пашка-тихоня", прожил купленный

ему матерью дом в Москве и влачит жалкое существование "Степка-

балбес, постылый сын"; "нa кислом молоке и попорченной солонинœе"

воспитываются сиротки-внучки. Таковы предварительные итоги

помещичьего воспитания.

От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании,

нравственного увечья, следующих одна за другой смертей членов

головлевского семейства. Запертый в душной и грязной комнате,

лишенный даже одежды и еды, спился о одиночестве Степка-балбес.

Умер Павел, имением которого тотчас завладел Иудушка Головлев.

Трагически сложилась жизнь наследников Арины, чье изуродованное

детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели. В конце

жизни перед Ариной Петровной предстают итоги ее деятельности,

которая была подчинœена бессердечному стяжательству и формированию

"извергов".

Самый страшный из них - Порфирий, еще в детстве прозванный в

семье Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела к тому,

что Порфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал

перед матерью, лебезил, показывал, что он - "весь послушание и

преданность" Притворная почтительность как способ получения

лучшего куска или избежания наказания - это способ, который, всœе

более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты

стяжательства развились в нем до предела. Он стал владельцем

Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к рукам всœе

капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и властную хозяйку

головлевской семьи на одиночество и вымирание и сам сделался

властелином всœех головлевских богатств.

Писатель неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком,

сосущим кровь своих жертв. Иудушка - садист, он находит в страданиях

других наслаждение. Его нравственное оскуднение так велико, что без

малейшего содрогания, прикрывая ласковыми речами свое истинное

"Я", Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих своих

сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку.

Иудушка - пустослов. Он "зудил, нужноедал, тиранил" своими речами

окружающих. Он может словами, как говорит о нем один крестьянин,

"сгноить человека". Но запас его слов определяется запросами паука-

помещика и в связи с этим крайне беден. По определœению Салтыкова-

Щедрина, Иудушка не просто говорит, а источает "массы словесного

гноя". Свои злодейства Иудушка совершает как самые обычные дела,

"потихонечку до полегонечку", а что самое ужасное - "по закону". Так

писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийца законами

власти и религии. Ведь он с большим искусством пользовался такими

прописными истинами, как почитание семьи, религии и закона. И хотя

всœе считают его кровопийцем, и с полным на то правом, он может

возразить тем, что юридически всœе им соблюдается правильно.

Писатель показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного,

никчемного. И вместе с тем, это олицетворение ничтожества держит в

подчинœении и страхе окружающих, доводит их до гибели, и происходит

это потому, что ничтожество Иудушки и ему подобных опирается на

крепостническую мораль, на закон и религию. Так Салтыков-Щедрин

разоблачает нравственность собственников-эксплуататоров вообще,

отрицая социальные и политические принципы дворянско-буржуазного

общества. На мой взгляд, своим произведением писатель- сатирик

вынес смертный приговор исторически обреченному классу

помещиков-крепостников.