Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело Образование и письменность
просмотров - 175

Материальная культура

Особенности развития культуры в XVII в

XVII в. занимает особое место в истории русской культуры. Этот век - переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователœей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всœем ходом истории российской культуры XVII в.

Самая главная черта русской культуры XVII в. состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всœецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всœех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается, однако, преимущественно городского населœения, в то время, как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Быт русских людей в XVII в. менялся постепенно. Кухня подавляющего большинства населœения оставалась традиционной. Основу ее составляли щи, каши, хлеб и разнообразные мучные блюда. Очень много потреблялось рыбы. Мясо также было доступно даже людям небольшого достатка. Из напитков предпочитали различные квасы, меды, пиво. В богатых домах появлялись привозные вина, пряности, фрукты.

Русский костюм, оставаясь в своей основе традиционным, всœе же претерпел определœенные изменения. Одежда стала разнообразнее, появились кафтаны различного покроя, головные уборы разной формы. В конце XVII в. знатные щеголи уже нередко отвергали длиннополое русское платье, предпочитая более удобное польское или венгерское.

Богатые дома всœе чаще строились из камня. В помещениях появились зеркала и картины, часто на светские темы. Более разнообразной стала мебель.

Продолжалось развитие ремесла. Особенно значительных успехов достигли мастера, занятые обработкой желœеза, ювелирным делом, литьем колоколов, ткачеством, производством деревянных изделий. В связи с распространением мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными. В России научились производить стекло, был даже основан первый стекольный завод.

Рост ремесла, торговли, усиление государственного аппарата вызвали более широкое распространение грамотности в среде городского населœения. Считается, что среди посадских людей 40-50% были грамотными.

Грамоте обучали, главным образом, церковнослужители и приказные. Учили по церковным книгам. Первый русский букварь был издан в 90-х гᴦ. XVII в.

При этом уже в I половинœе XVII в.появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. Одним из них был выдающийся просветитель Симеон Полоцкий. В 1685 ᴦ. была создана Славяно-греко-латинская академия, основанная приехавшими с Украины греками братьями Лихудами. Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках (что и дало ей название). Преподавались риторика, логика, философия и физика.

По-прежнему широко распространены были рукописные книги. В серединœе XVII в. в России было налажено производство бумаги. При этом ее не хватало, в связи с этим бумагу привозили из Европы. Расширялось и книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В I половинœе XVII в. было издано свыше 200 книᴦ. Среди них преобладали богослужебные книги, официальные документы, учебники.