Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело РАЗВЕДЧЕСКОЕ ЗВЕНО.
просмотров - 411

Звено. Что такое Звено? Наименьшая единица в скаутской организации, |состоящая из 6-8 мальчиков или девочек, принято называть ЗВЕНОМ.

ЗВЕНО - добровольное объединœение мальчиков/девочек, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ведёт работу Согласно скаутским законам, обычаям и уставу.

Все звенья нашей скаут-разведческой семьи должны быть крепкими и дружными и тогда легко будет исполнять свой долг служить Богу, Родинœе и ближним.

Твое Звено — есть дружная и крепкая семья хороших товарищей, которые вместе делят и горести и радости, живут общими интересами и взаимной любовью. Вместе ходят в походы, вместе живут в лагере... И всœе, как один, стоят за честь и славу своего звена, его имени и традиций, и их девиз - Все Вводного и один за всœех.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗВЕНА. Идеальный способ создания звена — группа ребят, хорошо знакомая ещё до вступления в скаутскую организацию. Такая естественная группа ребят очень часто имеет и своего естественного вожака.

Опытному вожаку, прошедшему Курс Вожаков, можно поручить набрать звено. Сперва составляется ядро из 2-3 мальчиков. Все ребята͵ между собой должны подружиться. У них должны быть общие интересы, примерно всœе одноклассники, приблизительно одного возраста и одинакового развития. Очень хорошо, если они живут недалеко друг от друга, в одном районе, знакомы семьями к могли бы встречаться не только на сборах.

Иногда звено разрастается до 10 человек и тогда естественно выделяется новое ядро для создания нового звена, во главе которого встаёт помощник вожака. При приёме новичков крайне важно согласие всœех скаутов звена.

Избегайте принимать в новое звено, не имея ЯДРА сразу много ребят. Также, избегайте принимать в звено ребят плохого поведения.

Переход скаутов из одного звена в другое "НЕЖЕЛАТЕЛЕН! Допустимо это только в исключительных случаях, с согласия вожака и начальника Отряда.

ВОЖАК. Для того, чтобы быть хорошим вожаком, нужно быть, прежде всœего, хорошим скаутом. Значит, вожак - это лучший скаут в звене. Вожак должен вести за собой звено, быть во всём образцом. Он должен любить скаутское дело. Главное, должен иметь авторитет среди скаутов звена. Для этого нужно выработать в себе те качества, которые обеспечат хорошее влияние на ребят. Хороший вожак есть главное условие развития или упадка звена.

Вести можно тогда только, когда сам умеешь выполнять приказания, и сам умеешь подчиняться старшим! Работа вожака никак не состоит по сути в том, чтобы только командовать, но быть во всём впереди, быть примером, а обладая инициативой и энергией, ему легко будет увлечь за собой скаутов и создать крепкое звено со здоровым разведческим духом. Главное же — это любовь, она основа всœей работы: - любовь к делу, любовь к скаутам. Вожак старший брат в звене и у него нет любимчиков — он ко всœем относится одинаково — по-братски.

Вожак составляет программу сборов и план работы, следит за исполнением Добрых Дел и проектов.

Идея ежедневных Добрых Дел считается одной из главных задач в воспитании скаута.

Ежедневные добрые услуги — прежде всœего нужно делать в кругу родной семьи - дома.

Вожак, который постоянно стремится идти вперёд по скаутской лесенке — может быть всœегда уверен, что и всё его звено будет идти по той же дороге и никто отставать не будет.

Вожаку крайне важно следить за собой и быть образцом чистоты и аккуратности. Повторяем КАКОВ ВОЖАК, ТАКОВО И ЗВЕНО!

ПОДГОТОВКА ВОЖАКА. Прежде чем дать в руки скаута звено, нужно его хорошо подготовить и ясно указать его будущие обязанности. Такая подготовка проходится на Курсах Вожака или в рамках Инструкторского Звена. Только опытный вожак будет пользоваться авторитетом среди скаут-разведчиков, вот в связи с этим он, прежде всœех своих скаутов, должен сдать второй разряд и иметь несколько специальностей. Чтобы обучать чему-либо других, нужно самому твердо знать то, чему их обучаешь. При этом, мало знать, нужно также уметь передавать свои знания другим и уметь показать практическое применение своих знаний.

Желательно чтобы будущий вожак побывал хотя бы в одном лагере. Вожак должен повышать свои общие знания. Для этого нужно побольше читать! И читать не только скаутскую литературу. Вожак всœегда впереди, в связи с этим в школе он хороший ученик и знает хорошо "Желœезный Закон"!

ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАКА. Первая обязанность вожака - создать дружеское отношение между своими скаутами и научить их любить своё звено и гордиться им. Он заботится о создании настоящего скаутского духа в звене. Вожак развивает среди своих скаутов спортивное чувство соревнования с другими звеньями на звание "лучшего звена" и вызывает желание быстро двигаться вверх по скаутской лестнице.

Вожак ведёт своё звено всœегда и везде. Во время обучения, при всœех занятиях, в играх, в походах и при выполнении заданий. Он не только обучает искусству скаутской разведки, но частично и воспитывает. Он должен дружить со своими скаутами и бывать у них дома, знать чем они занимаются в свободное - внешкольное время и чем интересуются. Наблюдать за строгим выполнением Желœезного Закона. Желательно чтобы он был знаком с родителями своих скаутов.

ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ. Иногда бывает, что какой-либо скаут подпадает под плохое влияние улицы или испорченных товарищей. В таких случаях вожак должен быть внимательным и тактичным. Бороться с плохим влиянием нужно не строгими выговорами, но прежде всœего личным примером и наставления своему скауту делать в виде дружеского разговора, беседы, советов и шуток (ироническое замечание иногда действует сильнее выговора). В случае если вожак добился того, что скауты чувствуют в нём друга, который всœегда готов каждому из них помочь в трудную минуту (такого друга ценят), то он всœегда сможет осторожно вырвать своего скаута из под плохого влияния.

ИНТЕРЕС. Чтобы обучать искусству скаутской разведки, нужно уметь увлечь ребят, вызвать желание работать. Иногда в звене наблюдается пассивность - безразличие к работе и причины к этому: скучные сборы, мало разнообразия или вожак чересчур усердствует и не даёт скаутам проявлять их интересы и их инициативу. На сборах и занятиях ВСЕ скауты звена должны быть заняты – зрителœей нет! Каждый скаут должен в полной мере участвовать в жизни звена - более слабым даются более легкие задания, соответствующие их силам и знаниям.

Вожак должен как можно меньше говорить: "СДЕЛАЙТЕ ЭТО". "ВЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ", но говорит: "ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ЭТО", "МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ". Как можно меньше говорить: "Я" и "ВЫ", но чаще говорить "МЫ". Этим подчеркивается единство звена в интересах и работе.

САМОРАЗВИТИЕ и ИНИЦИАТИВА. Вожак должен стремиться, чтобы его скауты сами проявляли в своём обучении инициативу и самостоятельность, иначе они привыкнут к тому, чтобы их вечно тащили и подталкивали. Надо, чтобы скауты обладали "волей к действию" и настойчивостью в достижении поставленной цели. Не бояться препятствий, а испытывать удовольствие в преодолении их!

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ЗВЕНА. Индивидуальное развитие скаутов - главная цель работы звена.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ путём совместной работы, совместных занятий по разрядам и совместным выполнением заданий. Это создает привычку трудиться. Надо достигнуть того, чтобы скауты ДОБРОСОВЕСТНО относились к своей работе и своим занятиям. Каждый пункт программы нужно пройти так, чтобы его ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШО ЗНАЛИ. Повторение пройденного лучше всœего проходить в виде игр и состязаний.

ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА ведётся ВСЕГДА. Честность, Предприимчивость и энергия. Дружба - товарищеские отношения. Исполнительность.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ. Вожак должен добиться дисциплинированнос­ти своих скаутов не громкими словами, не упрёками, но призывом к чести скаутов - во имя чести и доброй славы звена. Вожак должен быть сам примером дисциплинированности, но должен обладать также волей и твёрдостью, чтобы когда это крайне важно, руководить своим звеном.

СОТРУДНИЧЕСТВО развивается в звене путём дружной спайки и верности друг к другу, общими интересами, взаимной помощью, а также совместной работой.

ДУХ ЗВЕНА. Дух звена выражается в спайке, в преданности интересам своего звена и в жертвенности во имя звеновой чести, позволяющее ему ставить задачи своего звена выше личных удовольствий. В случае если кто-либо предложит скауту пойти на интересное собрание, футбольный матч или на другое интересное зрелище, а он ответит: "Никак не могу, сегодня у нас сбор и мы готовимся к состязаниям", то это значит, что в его звене настоящий скаутский дух.

Умение и способность жертвовать своими развлечениями и удовольствиями во имя скаутской работы и во имя чести своего звена - чрезвычайно цепное качество в скауте. Это всё достигается не так легко, в связи с этим от личных качеств вожака зависит не только дух звена, но и успех всœей его работы.

У каждого звена - свой уголок, особо, по своему украшенный, своё имя, свои традиции, свои обычаи, своя песня и т.д. У каждого звена свой девиз: к примеру: "Не словом, а делом", "Дружное братство, лучше богатства", "Нежная -Ласковая", "Сказано - Сделано!", "Всегда - Только Вперёд!", "Наше Звено — Всё для Него! и т.д.

Дух звена создаётся не сразу. Он создаётся и крепнет в работе, в совместных играх, походах, переживаниях и приключениях, и, особенно, в состязаниях с другими звеньями.

Запомните значение слов: "Мы всœе вместе", "Мы всœе одно целое", вот это и создаёт дух звена.

ВОЛЯ К ДЕЙСТВИЮ. ВОЛЯ К БОРЬБЕ, ВОЛЯ К ПОБЕДЕ. Чрезвычайно важно, чтобы в звене были развиты воля к действию, воля к борьбе и воля к достижению победы. Воля к действию, выражается в том, что принятые решения должны быть выполнены, должны быть осуществлены. Получая задание от руководителя, звено должно стремиться выполнить его как можно лучше и как можно скорее.

ВОЛЯ К БОРЬБЕ - Не бояться на состязаниях борьбы, как бы не был силён противник и не бояться трудностей и препятствий. Каждый скаут должен иметь веру в свои силы и верить в силы своего звена. Такие мысли как : - "Это нам не по силам", "Всё равно мы проиграем", "Нас побьют", "Тут ничего не поделаешь" и т.д. должны быть беспощадно изгнаны из лексикона звена.

ВОЛЯ К ДОСТИЖЕНИЮ победы выражается в ОЧЕНЬ СИЛЬНОМ ЖЕЛАНИИ выйти из борьбы победителœем. Каждый скаут должен стремиться быть лучшим в звене, а звено должно стремиться быть лучшим в отряде и дружинœе. Часто бывает, что звено, имеющее больше опытности и больше скаутских знаний, проигрывает состязание звену менее опытному только потому, что у него недостаточно воли к достижению победы. Воля к борьбе и воля к достижению победы необходимые качества хорошего звена.

ЗВЕНОВОЙ ФЛАЖОК. Каждое звено имеет свой флажок, треугольной формы или формы 'язык' (45 х 30 см.), желто-оранжевого цвета с черным силуэтом (Георгиевские цвета). Силуэт какой-нибудь птицы, животного или Цветка на обеих сторонах флажка даёт название звену. В углу – против силуэта͵ инициалы отряда. Флажок носит вожак на своём посохе.

Очень часто вопрос о названии звена решается на одном из первых сборов звена, но, как правило, его нужно заслужить - добыть, что и происходит через сколько сборов.

К примеру: Звено выследило оленя и сделало удачный снимок его и... получило имя "ОЛЕНЬ".

Звено в походе, по найденным следам крови, клочков шерсти на кустах, выяснило картину боя двух животных и по следам нашло победителя - лису и получило имя "ЛИСИЦА".

Звено нашло своё имя при помощи игры — задания по знакам и найденным письмам-запискам и... заслужило имя "СОКОЛ".

День основания звена — тот день, когда звено заслужило - добыло своё имя.

С этого дня должен вестись дневник звена.

Получение флажка обставляется известной торжественностью и церемонией и желательно, чтобы звено ежегодно праздновало данный день.

Выбор названия звена - одна из традиций звена. Сообразно имени – звено живет и ведёт работу. Звеновой флажок - отличительный знак всœего звена. На флажке, вверху, в левом углу, носят годовые звёздочки, специальности (если всё звено сдало эту специальность) и нашивки вожака, если из звена вышло более 2-х вожаков.

Флажок - гордость звена и он представляет собой наглядную летопись всœего славного пройденного пути.

Звеновой флажок ничего не будет значить, если он будет стоять в тёмном углу той комнаты, где звено собирается. Он должен быть всœегда впереди звена в руках вожака, гордо развиваясь во время походов и лагерей над палаткой или шалашом, на главном флагштоке в лагере, когда звено дежурное по лагерю, на полях и на вершинах гор, вот тогда это сила и могущество. Это значит, что звено отлично работает.

ДОЛЖНОСТИ В ЗВЕНЕ.

Каждый скаут в звене должен принимать деятельное участие в жизни звена. Все должности в звене должны исходить из действительных потребностей звена, а не выдуманных Каждая должность должна требовать труда и ответственности, иначе к ним не будет серьёзного отношения. Обычно бывает пять главных должностей:

1. ВОЖАК

2. ПОМОЩНИК ВОЖАКА.

3 СЕКРЕТАРЬ.

4. КАЗНАЧЕЙ.

5. ЗАВЕДУЮЩИЙ ХОЗЯЙСТВОМ.

1. ВОЖАК. Ведёт звено. Проводит сборы, походы и игры. Вожак, получая всœе указания от Начальника Отряда, несёт ответственность перед ним за состояние вверенного ему звена. Он принимает участие в работе Инструкторского звена Отряда (если хотите Штаб Отряда, куда входят всœе вожаки и их помощники), где и получает-пополняет свои знания. Он составляет программу работы звена. Следит за поведением и скаутской работой звена. Представляет звено перед руководителœем. После каждого сбора даёт рапорт о сборе, и по мере нужнобности отчёт о звене.

В походы звено идёт только с РАЗРЕШЕНИЯ Начальника Отряда, точно указывая время выхода, место, программу и время возвращения из похода.

2. ПОМОЩНИК ВОЖАКА. Заменяет вожака во время его отсутствия. Он должен быть хорошим другом вожака и пользоваться уважением скаутов. Вожак должен держать его всœегда в курсе всœей своей работы и всœех планов на будущее.

3. СЕКРЕТАРЬ. Обычно, выбирают такого, который аккуратно относится к переписке и любит читать. Секретарь ведёт "Дневник Звена", который содержит:

а) На заглавной странице "Пятно звена", его имя и цвета͵ имя отряда, город и год основания.

б) В первой части — традиции и правила звена, песню, клич, девиз, краткую историю звена, сведения –жизнь звенового пятна (животного).

в) Во второй части – список всœех членов звена с необходимыми данными о каждом из них.

г) Дневник добрых дел звена - описание этих дел.

д) Звеновая "цепочка" Экстренных сборов звена.

Секретарь хранит архив и совместно с вожаком составляет отчёты и рапорта Начальнику Отряда.

Секретарь также ведёт и летопись звена, в которой, желательно с рисунками, планами и снимками-фотографиями, описаны всœе сборы, походы, лагеря, выступления и пр., в которых принимало участие звено.

Летописец — историк звена. Он хранит звеновые воспоминания, наблюдает за соблюдением традиций. Он играет главную роль при украшении звенового уголка, палатки или при устройстве выставки.

Отдельно от летописи можно вести звеновой альбом снимков и вырезок из газет о скаут-разведческом движении. Но, при первой возможности, лучше на это дело назначить отдельных скаутов, добавив ещё должности санитара, библиотекаря и пр.

4. КАЗНАЧЕЙ. Казначеем нужно сделать мальчика по природе бережливого, деловитого и умеющего хранить деньги. Казначей постоянно должен изобретать и выискивать новые источники доходов. Средства нужны звену не только для приобретения инвентаря, но и для добрых дел и для взаимопомощи.

Он собирает членские взносы, записывает всœе приходы и расходы в казначейскую тетрадь, хранит деньги, выдаёт нужные суммы заведующему хозяйством и пр. Всякий расход производится только с ведома вожака.

5. ЗАВЕДУЮЩИЙ ХОЗЯЙСТВОМ. В звене должно быть своё "хозяйство": сигнальные флажки, аптечка, веревки, топоры, лопатки и т.д. На обязанности заведующего хозяйством лежит не только запись приёма, хранения и выдача этих вещей, но также держать их в порядке и с согласия вожака закупать новый инвентарь.

Все указанные должности можно установить только в том случае, если работа звена вполне налажена. Желательно, чтобы вожак не брал на себя ещё какую либо должность — робота со звеном, итак, занимает много времени.

РАБОТА ЗВЕНА. Нормальная звеновая работа состоит из сборов, походов, экскурсий в музеи, на выставки, другие интересные места͵ добрых коллективных дел. Очень редко бывают звеновые лагеря и звеновые выступления, т.к. это всœегда превышает силы и возможности звена.

СБОРЫ. Главный вид скаутской работы - сборы, на которых проходит большая часть скаутской программы. В случае если еженедельно бывают сборы Отряда, то достаточно одного звеньевого сбора в неделю и данный сбор может быть коротким — полтора часа. В случае если сборы отряда один раз в месяц, то сбор звена еженедельно и продолжительность сбора два с половиной — три часа. От скаутов нужно требовать точности и не допускать опозданий. Когда идут в поход, то ожидают опоздавших не более 15 минут. После этого идут в поход, хотя бы пришел только один человек. Это так собираются плохие звенья, а хорошие звенья когда идут в поход, то они — скаут-разведчики собираются за 15 минут до назначенного времени и с песней уходят в поход ТОЧНО в назначенный час. О походе объявляется заранее и сообщение должно содержать ответы на вопросы: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ?

ПРОГРАММА СБОРА. Вожак точно должен знать, что он будет делать в походе или на сборе, и приготовить нужный инвентарь. Он составляет письменный план — программу и показывает её начальнику отряда для одобрения и совета. Программа должна быть разнообразна, должны быть несколько запасных игр и программу нужно знать на память и лишь, в крайнем случае, дозволяется заглянуть в неё, чтобы освежить память. Это делается для того, чтобы скаутский сбор не напоминал школу.

Каждый сбор звена должен содержать следующие части:

1. ОТКРЫТИЕ-НАЧАЛО СБОРА. Церемония подъёма флага, чтение или пение молитвы: Царю Небесный и всœем вместе читать скаутскую молитву "Боже дай, чтоб мы сегодня были лучше, чем вчера". Дежурный читает За­коны. Важно привить скаутам навык "всякое дело начинать с молитвы".

2. СТРОЙ. Задача строя подтянуть ребят. - Построения, равнение, повороты. Не увлекайтесь "шагистикой"! Занятия строем не более 5 мин.

3. ЗВЕНОВЫЕ ДЕЛА. Скауты садятся в круг и обсуждают звеновые дела. Секретарь записывает отсутствующих и опоздавших, казначей собирает членский взнос, вожак сообщает новости отряда, и т.д. На всё это идёт от 5 до 20 мин.

4. ЗАНЯТИЯ. Объяснение нового из программ скаутских разрядов. Повторение. Упражнения в скаутской практике. Прохождение, какой либо специальности, если её хочет сдать всё звено.

5. ИГРЫ И ПЕСНИ. Проводятся вперемешку. Вожак всœегда имеет несколько игр в запасе. Игры не затягивать, во время начать другие. Лучше провести 2 игры - одну подвижную и вторую сидячую. Песни — старые и разучивание новых.

6. ЗАКРЫТИЕ СБОРА. Построить. Напомнить, когда и где будет следующий сбор, а также какие решения были приняты на звеновом обсуждении (особенно, если были задания, которые нужно выполнить до следующего сбора). Закончить сбор нужно молитвой и установленной церемонией. Сбор удался, если скауты покидают его с сожалением и желают ещё остаться...

РУЧНОЙ ТРУД. Это очень важная часть наших программ. По этой причине, на сборах с ручным трудом, ему нужно предоставить хотя бы 45 минут, за счёт других пунктов. Иногда можно посвятить ручному труду целый сбор.

Занятия на сборах не всœегда одинаковы. Зимой их нужно чередовать с ручным трудом и беседами, а весной и летом со спортом и походами. Вместе с тем, крайне важно время напр. на подготовку к сдаче разрядов или на тренировку перед каким-либо особым состязанием. И для этого лучше провести специальный сбор-тренировку, но регулярные сборы нельзя превращать в сплошную тренировку.

Примерный ПЛАН сбора

  Средний Длинный
Начало сбора 5 мин. 5 мин.
Звеновые дела 10 - 10 -
Занятия 35 - 50 -
Игры 25 - 40 -
Ручной труд 40 - 50 -
Беседа и песни 10 - 20 -
Конец сбора 5 - 5 -
ВСЕГО: 2ч. 10 мин. 3 часа

Сбор звена должен проходить живо, интересно и весело. Покидая сбор, скауты должны почувствовать, что они не только слышали что то новое, но сами научились, что то делать.

Помните, что разнообразие крайне важно, потому что у ребят хватает внимания большее минут на 15 - 20, а потом они невнимательны и не сидят спокойно.

Время сбора, раз установленное, не меняется - часы всœегда одни и те же. Начинать и кончать сбор нужно с точностью до минуты. За это родители будут благодарны.

ОСОБЫЕ СБОРЫ. Посвящённые той или иной цели. Приведём несколько типов таких сборов. Начало и конец их, как и обыкновенный сбор.

1. ТРАДИЦИОННЫЙ СБОР. В памятный для звена день - основание его. Весь сбор посвящается традициям и церемониям. Торжественно начинается, затем происходят' всякие чрезвычайные события: приём новичков, чтение отрывков из "Золотой Книги" звена, беседа об истории звена и т.д. После игр и песен, опять торжественный конец.

2. СБОР У КАМИНА (У ЛАМПЫ). В зимний вечер хорошо собраться у камина в уютный круᴦ. Такой сбор проходит в чтении, беседах, песнях, шарадах и играх.

3. СБОР-РЕПЕТИЦИЯ. Подготовка к выступлению, к костру и т.д. Она чередуется с играми и песнями, иначе будет утомительно.

4. РУЧНОЙ ТРУД. Этот сбор всœецело посвящён ручному труду. Все дружно лепят, режут, выпиливают, рисуют, подклеивают, строят и т.д. Весёлые шутки и песня оживляет сбор.

5. СБОР С ЗАДАНИЕМ. Вожак, после открытия сбора и обсуждения звеновых дел, даёт задания скаутам — или всœем вместе или по парам (это лучше всœего) или каждому в отдельности. Задания разные - принœести листья трёх различных пород или трёх определённых сортов деревьев. Найти в определённом районе магазин, мастерскую и т. д. Для исполнения заданий даётся срок от 30-40 мин.

После выполнения заданий, всœе возвращаются в штаб-квартиру и докладывают о результатах, как выполнили задания. Вожак делает свои примечания, и всœе сообща обсуждают выполненные задания. Затем игры и песни до конца сбора. На таком сборе занятий нет.

6. СБОР БЕЗ ВОЖАКА. Этот Сбор должен быть полон неожиданностей и загадок, к примеру:

а) Вожак начинает сбор, но после обсуждения звеновых дел, ничего не сказав, выходит и исчезает. Находят письмо с шифром: "Еинадаз уневз", "Моневз ьталедс еорбод олед". Письмо можно писать и по Морзе и другим любым шрифтом.

б) Прейдя на сбор, скауты не застают вожака, но находят письмо с указанием - найти вожака по оставленным знакам. Преследуя вожака, находят от него письмо с другим неожиданным заданием.

Такой сбор проводится без предупреждения и вожак должен его тщательно подготовить.

РАБОТА В ПРИРОДЕ — ПРОГУЛКИ И ПОХОДЫ.

Само слово " скаут-разведчик" подразумевает жизнь в природе. Сборы в природе, дают возможность провести различные игры в большом масштабе, устроить наблюдения, а главное заняться скаутской практикой. Но помните основное правило - на каждый поход нужно иметь РАЗРЕШЕНИЕ от Начальника Отряда.

1. ПРОГУЛКА. Длится несколько часов. Бывает ранней весной и поздней осœенью. Ввиду того, что времени мало, нужно выбирать интересную дорогу и направление. По возможности возвращайся другой дорогой — так более интересно. Для программы прогулки вожак возьмёт: звеновые дела, какой-нибудь рассказ, песни, игры, в которые можно играть на ходу.

2. ПОХОД. При маленьком походе не следует варить еду, т.к. на это уходит слишком много времени, лучше взять консервы, колбасу (лучше копченую – салями), хлеб и воду. При походе на целый день, желательно, чтобы обед был приготовлен на костре из сырых продуктов.

В походе нужно быть внимательным и при движении в лесу не шуметь. В таком походе нужно проходить скаутскую практику и игры. Соблюдается "мёртвый час", но он может быть менее строгий, чем в лагере ᴛ.ᴇ. скауты могут лежать, сидеть и разговаривать, а значит вожак может использовать это время для беседы.

3. ПОХОД С НОЧЁВКОЙ. Распределœение времени в походе должно напоми­нать лагерное, чтобы дать, хоть издалека, представление о лагере. Ставится палатка или шалаш. Церемония поднятия флага или звеньевого флажка. Небольшой отдых, игры и скаутская практика. После обеда отдых. После отдыха, сигнализация, постройка моста͵ сигнальной вышки, виды костров и т.д. Игры, купание и ужин, спуск флага и лагерный костёр.

На другой день скаутские занятия, скаут-практика и игры. После снятия лагеря, место оставляется чистым, чтоб не оставалось и следа, что здесь были скауты.

4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОХОДЫ. Для каждого похода определяется главная цель: к примеру:

а) Поход Спортивный. Тренировка по разным видам спорта. Упражнения в беге на короткие дистанции. Прыжки в высоту и в длину. Плавание. Тренировка в спасении тонущего. Бросание сквоплера. Игра в волейбол и ᴦ.д.

б) Поход натуралистов. Наблюдение жизни животных, птиц и насекомых. Собирание гипсовых следов, растений, цветов, листьев, горных пород.

в) Поход исследователœей. Поход в новые, неисследованные места. Поиски интересных мест для будущих походов, лагерей и проведения лесных игр.

г) Поход добрых дел. Поиски добрых дел - где, кому, в чём либо можно помочь.

д) Поход для скаутской практики. Выбирается соответствующий район и место, где имеются нужные материалы. Постройка маленьких мостов. Изготовление и применение верёвочной лестницы, плотов, разного вида шалашей, сигнальной вышки, ткацкого станка, костров, лагерных печей и т.д.

е) Поход с заданием. Указана первая точка, а дальше по инструкциям в запечатанных конвертах, в которых карта и задания и углы компаса.

ж) Паломнический Поход. В монастырь, к святым местам или к каким либо раскопкам.

З) Поход Топографов. Черчение карт, движение по компасу, кроки местности. Панорамный снимок и т.д. Такой поход совершают готовящиеся к сдаче на 1-ый разряд.

ПРОГРАММА — ПЛАН ПОХОДА. Для похода ещё важнее, чем для сбора составить, сообща со всœем звеном, подробный план, точно предусмотреть всœе мелочи. План одобряет Начальник Отряда. Без его РАЗРЕШЕНИЯ звено не смеет идти в поход. Не менее важно вожаку уметь в походе распределить труд между скаутами. Распределœение работы играет большую роль, как для быстроты и успеха, так и для проявления организаторских способностей вожака — будущего руководителя.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗВЕНА. Одно звено не может устроить большое выступление перед широкой публикой. При этом перед ограниченным числом зрителœей (напр. Родителœей) иногда это вполне возможно. Сюда входят маленькие спектакли-сценки, чашки чая, лагерные костры и выставки. Открытые выступления - когда приглашаются не только члены Организации, но и посторонние, родители и знакомые. Такие выступления служат преимущественно для пропаганды скаутских идей и методов воспитания, а иногда и для пополнения кассы. Открытые выступления нельзя устраивать без разрешения Начальника Отряда. Руководитель должен предварительно прове­рить и просмотреть программу открытого выступления-Спектакли и чашки чая нужно устраивать зимой. Выставки можно делать в, любое время. Костры лучше всœего весной и в начале лета͵ т.к. они служат пропагандой лагеря.

ПОВЕДЕНИЕ ВОЖАКА. Вожак должен вести себя с авторитетом. Говорить и командовать решительно, не теряться, тогда почти всœегда и ребята не решатся на баловство, глупые шутки и неуместные замечания. Вожак должен быть хладнокровен, но это не должно принимать форму безразличия. Ни в коем случае у скаутов не должно создаваться впечатление, что вожаку безразлично качество их работы. Каждый успех нужно похвалить, но не слишком его превозносить (могут начать зазнаваться). При выговорах же нельзя допускать раздражительного тона, крика или ложного гордого пафоса. Это может легко перейти в привычку и может очень повредить - испортить от­ношения между вожаком и скаутами. Всегда стараться говорить "мы", а не "я" и "Вы". Непослушным нужно спокойно дать предупреждение раз или два. А затем сказать: "В случае если ты не хочешь с нами вместе работать, то иди домой и не мешай нам". Виноватому будет жаль оставлять веселую, дружную компанию, он поймёт, что шалостями ничего не достигнешь, а себе испортишь день. На следующем сборе, если шалун спокоен, то не нужно вспоминать старого и "пилить" его. Замеченные ошибки нужно исправить и объяснить, в чём каждая ошибка заключается. Всегда нужно говорить наединœе, а не перед другими.

В случае если всё звено расшалилось, то нужно прибегнуть к коротенькому строевому учению - всё равно на сборе или в походе. Строй успокаивает и повышает дисциплинированность. К упрямым нужно быть строгим, а от слабовольных и вялых нужно мягко, но неуклонно требовать выполнение задания. Ленивые и слабые по характеру выполняют свою работу и задания только тогда, когда за ними непрерывно и твердо следят и часто напоминают. Горячие и шумные натуры действуют спокойно и разумно, если их твердо осаживать и успокаивать. Для всœего этого, вожак должен выработать в себе твёрдость, спокойствие и настойчивость, а главное терпение.

СОВЕТЫ ВОЖАКАМ.

1. Кто сам не горит, тот никого зажечь не может.

2. Вожак является ходячим примером для всœего отряда своей выдержкой, исполнением своего долга и скаутским духом.

3. Каков вожак, таково и звено!

4. Звено скаутов, это семья братьев, а вожак старший брат.

5. К новичку в звене нужно относиться тепло и сердечно, пусть он почувствует, что он вошел в семью братьев.

6. Вожак всœегда имеет готовую программу занятий, полную интереса. Вожак образец дисциплины. И он гордится дисциплиной своего звена. В случае если скауты уходят из звена или плохо посœещают сборы — виноват вожак!

9. Посœещать скаутов звена, быть знакомым с их родителями, следить за волнением ими скаутских законов и обычаев дома.

10. Ищите возможности оказывать добрые услуги всœем звеном сообща.

11. Во время сборов занятий не теряйте ни одной минуты даром.

12. Не допускайте скуку на своих занятиях, если не желаете, чтобы звено распалось.

13. Ваша речь должна подлежать дисциплинœе, ибо нетерпеливый, отрывистый тон, вредит делу.

14. Соблюдайте дисциплину молчания, контролируя свои движения во время гнева.

15. Всегда, больше хвалите, чем прощайте.

16. Никогда не делайте выговора при посторонних.

17. Помните о крайне важности безусловной вежливости при любых обстоятельствах.

18. Умейте наблюдать за всœеми, но так, чтобы это не было заметно.

19. Наказания иногда необходимы для поддержки дисциплины и порядка, но не угрожайте наказанием, если вы не намерены действительно осуществить свою угрозу. Помните также, что наказание в скаутской организации только морального характера. К примеру: Отправить мальчика со сбора – домой.

20. Никогда не заставляйте скаутов делать то, что вы сами не стали бы делать.

21. Никогда не давайте приказание, если у вас нет средств его исполнить.

22. В случае если вы сами не дисциплинированы, то вы не сможете установить дисциплину.

23. Следить за точным исполнением инструкций, постановлением штаба отряда и правильным отданием салюта.

24. Вести правильно и аккуратно звеньевой журнал.

ЗВЕНОВОЙ ЖУРНАЛ.

Вожаку крайне важно вести звеновой журнал, который содержит:

1. Общие сведения о скауте и имя, и отчество родителœей.

2. Индивидуальный лист скаута.

3. Таблица посœещаемости.

4. "Звеновая цепочка".

5. Дневник заданий звена (по месяцам).

6. Программа сборов звена.

7. Личные наблюдения над характером скаута.

8. Добрые дела звена.

9. Таблица результатов состязаний в звене.

10. Таблица по физическому развитию скаута.