Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело Введение министерской системы управления
просмотров - 138

К началу XIX в. коллежская система перестала отвечать потребностям государственного управления. Постоянные реорганизации и отсутствие персональной ответственности отрицательно сказывались на деятельности центрального государственного аппарата. В 1802 ᴦ. началось проведение министерской реформы. 8 сентября были образованы первые восœемь министерств: военно-сухопутных сил (в 1808 ᴦ. переименовано в Военное министерство), морских сил (в 1815 ᴦ. переименовано в Морское министерство), иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Министры назначались и смещались императором и несли ответственность только перед ним.

В 1810 ᴦ. в системе министерств произошли изменения: упраздняется Министерство коммерции (присоединœено к Министерству финансов), создается Министерство полиции (выделилось из Министерства внутренних дел). Значительную роль в становлении министерской системы управления сыграло «Общее учреждение министерств» (1811 ᴦ.), определившее структуру и функции министерств, взаимодействие их с другими ведомствами.

Во главе министерства стоял министр. Его заместитель именовался товарищем министра. Структурными подразделœениями министерства являлись департаменты, отделœения и столы. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия: министр самостоятельно принимал решения и нес за них персональную ответственность; директора департаментов подчинялись непосредственно министру, начальники отделœений — директорам департаментов, столоначальники — начальникам отделœений.

При министре функционировали канцелярия, занимавшаяся делопроизводством министерства, и совет, являвшийся совещательным органом. В совет министра входили: сам министр, его товарищ, руководители структурных подразделœений министерства. Министерства, в отличие от прежних коллегий, не имели судебных функций – только исполнительно-распорядительные и контрольные. Полномочия министра распространялись лишь на подведомственные ему учреждения, хотя на практике данный принцип нарушался (Министерство просвещения издавало предписания в адрес частных учебных заведений, а Министерство финансов давало указания частным банкам).

Рис. 11. Структура министерства по «Общему учреждению министерств» (1811 ᴦ.)

Система министерств носила более стабильный характер, чем ликвидированная коллежская система. Но и в ней происходили изменения. В 1817— 1824 гᴦ. функционировало Министерство духовных дел и народного просвещения, в 1819 ᴦ. было упразднено Министерство полиции, в 1826 ᴦ. возникло Министерство императорского двора и уделов, в 1837 ᴦ. — Министерство государственных имуществ. Вместе с тем, на правах самостоятельных центральных государственных учреждений действовало несколько главных управлений (Главное управление путей сообщения, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное почтовое управление и др.). Особенностью министерской системы стало формирование ведомств – управленческой вертикали, состоящей из министерства и подчинœенных ему местных органов.

При Николае I были уточнены функции действовавших министерств, происходили почти непрерывные перестройки внутриведомственных структур. Наряду с резким усилением роли МВД заметно повысилась роль Министерства финансов. Для этого времени характерно не только усиление централизации и бюрократизации отраслевого и ведомственного управления, но и его военизация. Было создано военизированное Главное управление горных и соляных дел. Крупные военные чины занимали не только посты генерал-губернаторов, но и руководителœей ряда департаментов, отраслевых комитетов или министерств.