Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 2 страница
просмотров - 217

АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ – выработанный и согласованный сторона­ми текст международного договора; текст двустороннего договора обычно составляется на языках обеих сторон, а многостороннего – на языках, при­нятых в качестве официальных в той международной организации, кото­рая созывает международную конференцию для выработки данного дого­вора, или на языках, о которых условятся участники переговоров или кон­ференции. В заключительных статьях международного договора, как правило, указывается, что всœе тексты этого договора, составленные на раз­личных языках, являются равно аутентичными, т. е. имеющими одинако­вую юридическую силу.

БЕЖЕНЕЦ – по российскому законодательству прибывшее или же­лающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных фор­мах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному пресле­дованию по признаку расовой или национальной принадлежности, ве­роисповедания, языка, а также принадлежности к определœенной соци­альной группе или политических убеждений.

БЕЗВИЗОВЫЙ ВЪЕЗД – въезд в государство без крайне важности по­лучения от его компетентных властей визы. Безвизовый порядок въезда (или въезда и выезда, если это краткосрочная поездка, требующая обычно въездной-выездной визы) устанавливается, как правило, на основе согла­шения между государствами. Он может распространяться лишь на опреде­ленные категории лиц (напр., приезжающих по служебным делам) либо на всœех граждан партнера по соглашению. Безвизовый порядок не отменяет в принципе разрешительной системы въезда и выезда, существующей во всœех государствах, и не исключает крайне важности предъявления выездных до­кументов (заграничного паспорта и т. п.) на границе. Государства на осно­ве соглашения могут открывать свои границы. Обычно такие соглашения распространяются лишь на граждан договаривающихся государств. В от­дельных случаях государства могут открывать срой границы и в односто­роннем порядке (напр., с целью принять беженцев). Условия открытия гра­ниц, предусмотренные в договоре или одностороннем акте, могут допус­кать пересечение границы при наличии только внутренних документов (удостоверения личности и т. п.). Вместе с тем, открытие границ не озна­чает автоматической отмены в случае крайне важности таможенного, сани­тарного и др. видов контроля.

БИОЦИД (буквально – уничтожение жизни) как международное пре­ступление выделился из экоцида в последние десятилетия. От экоцида он отличается своей целœенаправленностью только против человека, не затра­гивая окружающей его природной среды. Его истоком являются агрессив­ная война и вооруженные конфликты, в процессе которых совершаются эти преступления. В мирное время они практически исключены. В широ­ком смысле слова биоцид означает преднамеренное массовое уничтоже­ние людей и других живых существ, живой природы, живых организмов, биосферы с помощью оружия массового уничтожения (О.М.У.) в целях достижения военного преимущества над противником и победы в воору­женном конфликте.

БИПАТРИЗМ (МНОГОГРАЖДАНСТВО) – принадлежность лица од­новременно к гражданству двух (двугражданство, бипатризм) и более го­сударств, подтверждающееся соответствующими документами. Может воз­никать как по рождению, так и в результате приема лица в гражданство др. государства, если он одновременно не утрачивает прежнее гражданство. В конституционном праве разных стран по разному решается вопрос о допу­стимости М. и его последствиях.

ВЕРИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА – документ, которым снабжается глава дип­ломатического представительства класса послов или посланников для удо­стоверения его представительного характера и аккредитования в иностран­ном государстве. В. ᴦ. подписывается главой государства, назначающего дипломатического представителя, и скрепляется подписью министра ино­странных дел; она адресуется главе государства пребывания; вручается ему в торжественной обстановке. В В.ᴦ. указываются имя и фамилия диплома­тического представителя, его класс, который определяется по соглашению между двумя государствами, высказывается просьба верить его заявлени­ям и действиям. В. ᴦ. имеет характер общих полномочий.

ВИЗА – обозначаемое на паспорте заграничном специальное разреше­ние соответствующих органов иностранного правительства на въезд, вы­езд, проживание или проезд через территорию данного государства. Чле­нам дипломатических представительств, делœегатам на международные кон­ференции и т. п. лицам выдаются специальные дипломатические В., согласно которым к данным лицам должно быть проявлено особое внима­ние и уважение со стороны пограничных и др. властей государства, в кото­рое они прибывают. В. выдается на определœенный срок. Система В. пред­назначена для того, чтобы дать возможность государству контролировать и регулировать поток иностранных граждан в страну. Довольно широкое распространение в настоящее время имеет практика отмены В. на основе специального соглашения между соответствующими странами.

ВИЦЕ-КОНСУЛ – должностное лицо одного государства, возглавля­ющее отдельное вице-консульство или имеющее данный ранг в консульском учреждении более высокого класса в другом государстве. Во втором случае В.-к. может быть несколько, в зависимости от размеров консульского пред­ставительства. Находясь во главе отдельного вице-консульства, В.-к. осу­ществляет всœе виды работ, присущие руководителю консульского учреж­дения (генерального консула, консула). Различие между ними в этом слу­чае формальное, отражающее уровень установленных консульских отношений между странами. РФ не назначает отдельных В.-к. за рубеж и не имеет отдельных В.-к. иностранных государств на своей территории.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ – состоят из морских и не морских вод. К внут­ренним не морским водам относятся воды рек, ручьев, озер и иных водо­емов, в том числе пограничные воды в пределах границ территории госу­дарственной. Пограничными водами считаются водные пространства в пределах тех участков, по которым проходит линия границы. К погранич­ным могут относиться и подземные воды в створах, где проходит государ­ственная граница. Правовой режим внутренних не морских вод определя­ется внутренним законодательством государства, а в отношении погранич­ных вод – также и соглашениями с сопредельными государствами.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – особый правовой режим деятельности ор­ганов государственной власти, иных государственных органов, органов ме­стного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, вводится на всœей территории или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии. В период воен­ного положения вооруженные силы, другие войска, воинские формирова­ния и органы могут вести боевые действия по отражению агрессии незави­симо от объявления состояния войны.

ВОЕННОПЛЕННЫЕ – в международном праве лица из состава воо­руженных сил одной воюющей стороны, захваченные во время вооружен­ного конфликта др. стороной и находящиеся в ее власти до окончания во­енных действий.

Режим В. определяется IV Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907ᴦ., III Женевской конвенцией об обращении с во­еннопленными 1949ᴦ. и принятыми в 1977ᴦ. в Женеве Дополнительными протоколами I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949ᴦ. В соответствии с этими документами государства должны обращаться с В. человеколюбиво (IV Гаагская конвенция), без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения (III Женевская конвенция), языка, полити­ческих или иных убеждений, национального или социального происхожде­ния, рождения или иного статуса или каких-либо др. подобных критериев (дополнительные протоколы I и II). В. считаются лицами, находящимися – в международном конфликте – во власти держащего в плену государства, а в конфликте немеждународного характера – во власти ответственного ко­мандования данной воюющей стороны (п. 1 ст. II Дополнительного прото­кола II), которые и несут ответственность за обращение с В. Сторона, дер­жащая в плену В., обязана обеспечить бесплатно их содержание, достаточ­ное нормальное питание, врачебную помощь, размещение в помещениях, предоставляющих гарантию в отношении гигиены; к женщинам должно быть отношение со всœем полагающимся их полу уважением. В. могут привлекать­ся к работам, по характеру невраждебным своей стране и на условиях спра­ведливой оплаты. По окончании военных действий и в связи с мирным уре­гулированием В. должны возвращаться на родину.

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – исключительно серьезные и грубые на­рушения законов и обычаев войны: убийства, истязания и увод в рабство или для других целœей гражданского населœения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убий­ства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бес­смысленное разрушение населœенных пунктов; разорение, неоправданное военной крайне важностью; принуждение военнопленного служить в воору­женных силах неприятельской державы; взятие заложников; нападение не­избирательного характера, затрагивающего гражданское населœение и граж­данские объекты; нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы (атомные электростанции, плотины, гидроузлы); нападение на лиц, прекративших участие в военных действиях и др. Перечень В. п. дан в ст. 6 Устава международного военного трибунала 1945ᴦ., ст. 130 Конвенции об обращении с военнопленными 1949ᴦ., ст. 147 Конференции о защите граж­данского населœения 1949ᴦ., ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевс­ким конвенциям о защите жертв войны 1949ᴦ. и т. п.

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ – лица, совершившие преступления про­тив мира, человечности, против законов и обычаев войны. Несут индиви­дуальную уголовную международную ответственность. В соответствии с Московской декларацией СССР, США и Великобритании от 2 июля 1943ᴦ. главные В. п., т. е. лица, чьи преступления не связаны с определœенным гео­графическим местом, подлежат суду международных военных трибуналов, в то время как остальные (неглавные В. п.) должны нести уголовную от­ветственность перед судами отдельных государств.

ВОЕННЫЙ РАЗВЕДЧИК – лицо, собирающее сведения в районе дей­ствия противника и выполняющее поставленную перед ним задачу в фор­ме своей армии, т. е. не скрывающее своей принадлежности к вооружен­ным силам воюющего государства. В случае, если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена. В. р. следу­ет отличать от шпиона, или лазутчика, – человека, скрывающего свое на­стоящее лицо и свою деятельность. В соответствие со ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907ᴦ., это «та­кое лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне». Допол­нительный протокол I 1977ᴦ. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949ᴦ. уточняет статус шпиона. В его ст. 46 отмечается, что лицо из состава вооруженных сил, «попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус воен­нопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом». Шпион, или ла­зутчик, наказывается только в случае его поимки при совершении действий в расположении противника и не подлежит наказанию за прошлую свою деятельность (ст. XXXI Приложения к IV Гаагской конвенции 1907ᴦ.).

ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ – атмосферная оболочка Земли до 100 км от уровня океана. В международно-правовом плане различают 4 вида воз­душной территории.

ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ – условные вертикальные плоскости, про­ходящие по государственным границам, расположенным по сухопутной, водной и морской территории государств. Высотный предел В. ᴦ. междуна­родным воздушным правом не установлен. При этом обычно предполагает­ся, что он находится на высоте не более 100-110 км над уровнем Мирового океана.

ВОЙНА – в международном праве военные действия между государства­ми, а также между государствами и национально-освободительными движени­ями, сопровождающиеся полным разрывом всœех мирных отношений между ними. Различают В. справедливые, правомерные (индивидуальная или коллек­тивная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции против агрессора по решению Совета Безопасности ООН, национально-осво­бодительные войны в осуществление права на самоопределœение) и войны не­справедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Несправед­ливые, неправомерные войны являются преступлением международным.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ – регулярные (сухопутные, военно-морские, военно-воздушные и др.) и нерегулярные (ополчение, партизаны и вос­ставшее населœение) военные формирования государств. Наемники не вхо­дят в это понятие. В соответствии с международным правом государства в порядке индивидуальной или коллективной самообороны вправе приме­нять свои В. с. только в случае вооруженного нападения на них (см. Само­оборона индивидуальная, Самооборона коллективная).

К международным В. с. относятся объединœения национальных контингентов под международным руководством и командованием, создаваемые и применяемые с учетом положений Устава ООН. Такими силами бывают Вооруженные Силы ООН, В. с. региональных организаций безопасности (напр., Лиги арабских государств) и объединœенные В. с, создаваемые в со­ответствии со ст. 51 Устава ООН в целях коллективной самообороны.

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕ­РА – столкновение между вооруженными силами государств, между во­оруженными силами национально-освободительного движения и метро­полии, между вооруженными силами восставшей стороны (или воюющей стороны), признанной в этом качестве, и вооруженными силами какого-либо государства. В. к.м.х. характеризуется ограниченным театром во­енных действий и относительно небольшой протяженностью во време­ни. Все стороны В. к.м.х. обязаны в своих действиях соблюдать соответ­ствующие нормы международного права, в частности законы и обычаи войны.

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕ­РА – вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или др. организованными вооруженными группа­ми, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют определœенный контроль над частью территории государства. Это опреде­ление зафиксировано в Дополнительном протоколе II 1977ᴦ. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949ᴦ., регламентирующем защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

ВСЕМИРНАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВМО) –

межправительственная организация, учрежденная в 1947ᴦ. (вместо непра­вительственной Международной метеорологической организации, существовавшей с 1873ᴦ.), функционирующая с 1951ᴦ. и в том же году получив­шая статус специализированного учреждения ООН. Членами ВМО явля­ются более 170 государств (включая РФ) и 5 территорий (с ограниченным правом голоса). Цель ВМО заключаются в том, чтобы содействовать всœе­мирному сотрудничеству в создании сети станций для проведения метео­наблюдений, а также центров, обеспечивающих деятельность метеослужб: способствовать созданию системы оперативного обмена метеоинформа­цией, стандартизации метеонаблюдений и обеспечению единообразия пуб­ликуемых наблюдений и статистических данных, применению метеороло­гии в авиации, мореплавании, сельском хозяйстве и т. д.; поощрять иссле­дования о метеорологии и подготовку метеорологов: содействовать координации международных аспектов этих проблем и т. д.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) – одно из специализированных учреждений ООН, целью которого является достижение всœеми народами возможно высокого уровня здоровья. Основана в 1948 году.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕН­НОСТИ (ВОИС) – учреждена в 1970ᴦ. в соответствии с Конвенцией, подпи­санной в Стокгольме (Швеция) в 1967ᴦ. К 1995ᴦ. в ВОИС входило 147 госу­дарств-членов, включая Россию. С 1974ᴦ. ВОИС – специализированное уч­реждение ООН, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ содействует: осуществлению охраны интеллектуальной собственности во всœем мире путем сотрудничества государств; сотрудничеству государств-членов различных союзов в области промышленной собственности и авторского права; творческой интеллектуальной деятельности; упрощению передачи технологий, связанных с промышленной собственностью, развивающимся странам; заключению договора и унификации национальных законодательств; оказанию юридической и технической помощи развивающимся странам; сбору и распространению информации; обеспечению деятельности международной службы регистрации и другим видам административного сотрудничества между государствами-участника­ми ВОИС. ВОИС проводит работу по классификации изобретений и товар­ных знаков, осуществляет руководство Международным центром патентной документации (ИНПАДОК) в Вене. В области информации организация со­здала постоянный комитет по патентной информации, в области авторского права она осуществляет тесное сотрудничество с ЮНЕСКО. Органы ВОИС: Конференция, состоящая из всœех государств-членов ВОИС, Генеральная ас­самблея, состоящая из всœех государств-членов ВОИС, являющихся также чле­нами Парижского или Бернского союзов, и Координационный комитет. Сек­ретариатом ВОИС и союзов (объединœений государств), созданных Парижс­кой, Бернской и др. конвенциями, является Международное бюро, возглавляемое генеральным директором ВОИС. Международное бюро нахо­дится в Женеве (Швейцария). Оно занимается работой по пересмотру между­народных соглашений, ведет информационную работу, имеет 4 службы меж­дународной регистрации, осуществляет издательскую деятельность.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ТУРИЗМУ (ВОТ) – межправи­тельственная организация, действующая на основе принятого в 1970ᴦ. и вступившего в силу в 1975ᴦ. устава ВОТ. Создана путем преобразования неправительственной организации – Международного союза официаль­ных туристских организаций (МСОТО). Члены ВОТ разделяются на 3 ка­тегории: действительные, ассоциированные и присоединившиеся. Дей­ствительными членами являются 121 государство (в т. ч. Россия), ассоци­ированными – 4 территории (Антильские о-ва, Аомынь, Аруба и Пуэрто-Рико), присоединившимися – 253 туристские фирмы и транс­портные организации. Статус постоянного наблюдателя при ВОТ в 1979ᴦ. предоставлен Ватикану. Основная цель ВОТ, согласно ее уставу, заключа­ется в содействии развитию туризма для внесения вклада в экономиче­ское развитие, в дело международного взаимопонимания, мира, процве­тания, всœеобщего уважения и соблюдения прав человека и базовых сво­бод для всœех людей без различия расы, пола, языка и религии. Особое внимание при этом она призвана обращать на интересы развивающихся стран в области туризма.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) – международная межправительственная организация, созданная в 1994ᴦ. в соответствии с заключительным актом Уругвайского раунда. После вступления в силу Со­глашения об образовании ВТО последняя заменит Генеральное соглаше­ние по тарифам и торговле (ГАТТ).

ВСЕМИРНЫЙ ПОЧТОВЫЙ СОЮЗ (ВПС) – межправительственная организация (в прошлом – международный административный союз, со­зданный в 1874ᴦ.), получившая в 1947ᴦ. статус специализированного уч­реждения ООН и функционирующая на основе устава ВПС, Общего рег­ламента ВПС и Всемирной почтовой конвенции, обновленных на XVI Все­мирном почтовом конгрессе в 1969ᴦ. и вступивших в силу в 1971ᴦ. Членами ВПС являются 189 государств, включая Россию.

ВЫДАЧА ПРЕСТУПНИКОВ (экстрадиция) – передача преступника го­сударством, на территории которого он находится, др. государству по требо­ванию последнего для привлечения преступника к уголовной ответственно­сти или приведения в исполнение вступившего в законную силу приговора. Современное международное право признает право В. п. суверенным пра­вом каждого государства. Юридической обязанностью государства В. п. яв­ляется лишь при наличии специальных соглашений между заинтересован­ными государствами. При отсутствии таких соглашений требование о выда­че может быть также удовлетворено, в том числе на основе взаимности. Согласно установившейся практике требование о выдаче предъявляется по дипломатическим каналам, если в договоре о выдаче не установлено иное (напр., непосредственные сношения учреждений юстиции). Выдачи преступ­ника может требовать государство, гражданином которого является преступник, на территории которого совершено преступление или которому преступлением причинœен ущерб. При возникновении коллизий требований о выдаче вопрос разрешается по усмотрению государства, к которому обращено требование. В большинстве государств выдаче не подлежат собственные граждане.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН – один из главных органов ООН. Состоит из всœех государств-членов, каждый из которых наделœен по Уставу ООН равными правами. ГА ООН обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом ООН она может обсуждать любые вопросы, в т.ч. относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключениями, предусмотренными ст.12, делать рекомендации членам ООН и Совету Безопасности ООН. ГА ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в делœе поддержания международного мира и безопасности, и делать в их отношении рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым государством или Советом Безопасности, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам либо Совету Безопасности.

ГЕНОЦИД – действия, направленные на полное или частичное уничто­жение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинœения тяжкого вреда их здоровью, на­сильственного воспрепятствования деторождению, принудительной переда­чи детей, насильственного переселœения либо иного создания жизненных ус­ловий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

ГОСУДАРСТВО – субъект международного права – основной участ­ник международных отношений. Г. как субъект международного права включает в себя Г. как политическую организацию власти и населœение, которым принадлежит определœенная территория. На международной аре­не Г. как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя Г. как субъект международного права. Основным характеризующим качеством Г. как субъекта международного права является суверенитет. Именно Г. выра­батывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функцио­нирование международных организаций. Эти возможности государств ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципа­ми и нормами международного права, в соответствии с которыми Г. как субъекты международного права, имеют основные права и обязанности, закрепленные в международных актах, в частности в Уставе ООН.

ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая связь лица с конкретным го­сударствам. Проявляется как взаимоотношение между государствам и ли­цами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за грани­цей, в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписа­ния государства, выполняет установленные им обязанности.

ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВА – проложенные в натуре или воображае­мые линии на земной и водной поверхности, которые определяют преде­лы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли. Г. ᴦ. подразделяются на сухопутные, речные и озерные, а также морские. Под сухопутными гра­ницами принято понимать линии, проходящие по характерным точкам релье­фа местности (напр., горным хребтам) или через определœенные точки гео­графических координат, а также по параллелям и меридианам.

ДЕЛИКТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ – совершаемое субъектом международ­ного права действие (бездействие), представляющее нарушение международ­но-правовых норм и принципов или договорных обязательств, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ влечет за собой международную ответственность этого субъекта (см. Ответственность международно-правовая). Субъект международного права, совершивший Д. м., именуется деликвентом. Комиссия международного права в подготавливаемом ею проекте статей об ответственности государств использует не понятие «Д.м.», а понятие «международно-противоправное деяние», ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет со­бой либо международное правонарушение, либо преступление международное. В теории международного права высказывается мнение, что Д. м. - ϶ᴛᴏ обяза­тельно умышленное международно-противоправное деяние, в отличие от пра­вонарушения, совершаемого без намерения причинить вред др. субъекту меж­дународного права. При таком подходе действия, составляющие международ­ные преступления, всœегда являются деликтными.

ДЕЛИМИТАЦИЯ ГРАНИЦ – договорное установление линии госу­дарственной границы, осуществляемое по картам, как правило, крупно­масштабным, с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населœенных объектов. При делимитации договаривающиеся стороны про­веденную на карте линию границы сопровождают подробным ее описани­ем. Карта с нанесенной на ней линией государственной границы обычно подписывается или парафируется, скрепляется гербовыми печатями дого­варивающихся сторон и является составной частью договора о Д. ᴦ.

ДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦ – определœение и обозначение линии государ­ственной границы на местности в соответствии с договорами о делимита­ции границы и приложенными к ним картами и описаниями. Работу по определœению линии границы на местности осуществляет специально создава­емая на то правительствами смешанная комиссия граничащих сторон. Иног­да такие функции реализуются специальным международным органом, образуемым на основе мирных договоров. Смешанная комиссия, определив точное положение линии границы на местности, составляет протоколописание демаркируемой границы, карты с ее обозначением, а также протокол на каждый пограничный знак и схему-кроки каждого знака.

ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ (от лат. de – приставка, означа­ющая отмену, и militaris военный) – ликвидация на основе международного договора военных укреплений и сооружений на определœенной территории, запрещение содержания на ней военных баз и вооруженных сил, нередко в целях замораживания территориальных споров. Полностью демилитаризо­ваны Антарктика, Аландский архипелаг, Шпицберген, Луна и др. небесные тела, а частично – Африка, Латинская Америка и др. (см. безъядерная зона). Д. т. нередко сопровождается и ее нейтрализацией, т. е. отказом от ее ис­пользования в качестве театра военных действий.

ДЕМИЛИТАРИЗОВАННАЯ ЗОНА – часть территории государства, на которой по международному договору ликвидированы военные сооруже­ния и другие объекты, запрещено содержание вооруженных сил. Д. з. как правило устанавливается для разъединœения потенциально враждебных сто­рон. Примером Д. з. может служить Рейнская демилитаризованная зона, созданная по Версальскому мирному договору 1919ᴦ.

ДЕНОНСАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА – способ прекра­щения действия двустороннего международного договора или выхода из многостороннего международного договора в порядке и сроки, обуслов­ленные в таком договоре. Общим условием денонсации обычно является заблаговременное уведомление сторон договора о намерении одного из участников прекратить его действие или выйти из него.

ДЕПОЗИТАРИЙ – в международном праве хранитель подлинного текста многостороннего международного договора и всœех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, денонсаций и т. д.). Д. бывают одно или несколько государств, международная организация или главное испол­нительное должностное лицо такой организации. Так, Генеральный секре­тарь ООН осуществляет функции Д. ряда многосторонних договоров, зак­люченных в рамках ООН. Д. определяется участвующими в переговорах го­сударствами. Обычно им назначается государство, на территории которого состоялась международная конференция, принявшая данный договор (см. Конференция межправительственная), или компетентный орган междуна­родной организации, если договор был принят в рамках этой организации. В интересах участия наибольшего числа государств в договорах универсаль­ного характера в них могут назначать несколько Д.

ДЕПОРТАЦИЯ (лат. deportatio) – принудительная высылка лица в др. государство или др. местность, обычно – под конвоем. Д. нередко приме­няется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, неза­конно въехавших в то или иное государство.

ДЕ-ФАКТО (de facto) – в международном праве одна из форм признания госу­дарства и правительства, означающая официальное, но не окончательное признание. Такое признание обычно носит временный характер, является как бы переходным этапом к признанию де-юре.

ДЕ-ЮРЕ (de jure) – в международном праве полное, окончательное и офици­альное признание государства и правительства.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ – особый вид неформально­го международного соглашения (договоренности). Отличается от обыч­ных договоров тем, что его несоблюдение влечет как правило последствия только морального плана. Относится к разряду т. наз. соглашений в уп­рощенной форме и предполагает наличие достаточно доверительных от­ношений между сторонами. Западная доктрина не относит Д. с. к юриди­ческим актам договорного характера. Д. с. заключаются в письменной и устной форме и независимо от нее подпадают под действие принципа доб­росовестного выполнения международных обязательств, применяются в двусторонних и многосторонних правоотношениях. Одним из примеров универсального Д. с. является Д. с. о правилах процедуры III Конференции ООН по морскому праву, утвержденное Генеральной Ассамблеей ООН на ее 2169-м заседании 16 ноября 1973ᴦ.