Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 4 страница
просмотров - 202

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ИМО) – междуна­родная межправительственная организация, специализированное учреж­дение ООН; функционирует с 1959ᴦ. (до 22 мая 1982ᴦ. – Межправитель­ственная морская консультативная организация – ИМКО).

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИКАО) – одно из специализированных учреждений ООН, занимается орга­низацией и координацией международного сотрудничества государств по всœем аспектам деятельности гражданской авиации. На 1 января 1996ᴦ. чле­нами ИКАО являлись 183 государства (в т. ч. РФ). Учредительный акт ИКАО – Конвенция о международной гражданской авиации 1944ᴦ., в текст которой были включены положения, составляющие устав ИКАО. Цели ИКАО: разработка принципов и методов международной аэронавигации, со­действие планированию и развитию международного воздушного транспор­та͵ совершенствование летно-технических правил, обеспечение безопасно­сти полетов и др. Высшим органом ИКАО является Ассамблея, созываемая не реже одного раза в 3 года. Функции Ассамблеи в основном заключаются в определœении направления деятельности ИКАО в области международной аэронавигации и международного воздушного транспорта.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО – система договорных и обычных норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих относительно согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей общественного развития данной эпохи. Соблюдение М. п. обеспечивается индивидуальным или коллективным принуждением со стороны государств, пределы и формы которого определяются ими в про­цессе совместного нормотворчества.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – постоянные объединœения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредитель­ного документа) (см. Устав международной организации) в целях содей­ствия решению международных проблем, предусмотренных соответству­ющим учредительным документом, и развития всœестороннего сотрудниче­ства государств.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР) – межправительственная кредитно-финансовая организация, осу­ществляющая следующие задачи: стимулирование экономического разви­тия стран-членов; содействие развитию международной торговли и под­держание платежных балансов. Хотя МБРР является (в составе Всемирно­го банка) специализированным учреждением ООН, однако, в соответствии с Уставом банка и соглашением, подписанным между ООН и МБРР, Банк независим в своих решениях.

Членами Банка бывают только страны-члены Международного ва­лютного фонда (МВФ). В 1996ᴦ. в МБРР состояло 177 государств, включая Россию. Традиционно президентом МБРР избирается представитель США – страны, имеющей в Банке наибольший процент голосов. Право голоса, как и в МВФ, определяется размером взноса страны в его капитал: семь ведущих государств располагают более чем половиной всœех голосов в Банке, а США имеют столько же голосов, сколько 100 развивающихся стран. Средства МБРР складываются из уставного капитала, образованно­го путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, привлека­емых на мировом рынке ссудных капиталов за счет выпуска облигаций и доходов от собственной деятельности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ) –- международная валютно-финансовая организация, специализированное учреждение ООН; создан в 1944ᴦ. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (приступил к деятельности с марта 1947ᴦ.). В 1947ᴦ. в МВФ входило 49 стран. На 1995ᴦ. членами МВФ являлись уже 179 государств, вклю­чая Россию. Основная задача МВФ – содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулиро­вания валютных курсов и контроля за их соблюдением, поддержания устой­чивости валютных паритетов, разработки многосторонней системы плате­жей и устранения валютных ограничений, а также предоставления кредит­ных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН – один из 6 главных органов ООН и главный судебный орган этой организации. Статут Международного Суда, подписанный 26 июня 1945ᴦ. и вступивший в силу 24 октября 1945ᴦ., составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Государства-члены ООН являются ipso facto (в силу самого факта) участниками Статута. Государства, не являющиеся членами ООН, также могут стать участни­ками Статута на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН. Такими участниками Ста­тута являются Лихтенштейн, Сан-Марино и Швейцария. Суд состоит из 15 судей, выступающих, согласно его Статуту, в личном качестве. Чле­ны Суда избираются на 9 лет из числа лиц «высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назна­чения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права». Среди чле­нов Суда не должно быть 2 граждан одного и того же государства, и со­став этого органа в целом должен обеспечивать представление «глав­нейших форм цивилизации и базовых правовых систем мира». Состав Суда обновляется на треть каждые 3 года. Члены Суда избираются Со­ветом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей ООН в ходе ее сес­сий из кандидатов, выдвинутых национальными группами Постоянной палаты Третейского Суда. Суд функционирует на постоянной основе. Он избирает своего председателя и вице-председателя, назначает сек­ретаря, устанавливает правила процедуры. Его официальные языки ан­глийский и французский.

МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – в международном праве лица, находящи­еся на территории воюющего государства и не принадлежащие к его ком-батантам. Правовое положение М. н. определяется IV Гаагской конвен­цией 1907ᴦ., IV Женевской конвенцией 1949ᴦ., Дополнительными про­токолами 1 и II к Женевским конвенциям 1949ᴦ. и состоит в обязанности воюющих сторон соблюдать один из базовых принципов международ­ного гуманитарного права, запрещающий вести войну против граждан­ского населœения.

МИРНЫЙ ДОГОВОР – вид международного договора, которым юриди­чески закрепляется прекращение состояния войны и восстановление мирных отношений между воюющими государствами. Как правило, М. д. содержит постановления о прекращении военных действий и состояния войны, урегу­лировании территориальных вопросов, возмещении ущерба, причинœенного войной, возвращении военнопленных, ответственности военных преступни­ков, судьбе заключенных до войны договоров и соглашений и т. д.

МИССИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ – постоянное дипломатическое представительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возглавляется посланником или постоянным поверенным в делах.

МОРАТОРИЙ (от лат. moratorium – замедляющий, отсрочивающий) — в международном праве отсрочка исполнения государством своих меж­дународных обязательств, в частности, по договорам, как правило, на определœенный срок или до окончания войны, стихийных бедствий или других чрезвычайных событий. Распространяется на всœе обязательства (общий М.), или на некоторые из них. Термин «М.» нередко употребля­ется и для обозначения отказа государства от совершения каких-либо дей­ствий (к примеру, мораторий на проведение ядерных испытаний).

НАТУРАЛИЗАЦИЯ (от фр. naturaliser) – прием в гражданство иностранца по его заявлению. Обычно Н. может иметь место после более или менее дли­тельного проживания иностранца на территории данного государства.

НЕЙТРАЛИТЕТ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ – правовое положение государ­ства, при котором оно не принимает участие в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Соблюдение государством Н. в в. в. исключает право воюющих сторон превращать его территорию в театр военных дей­ствий, проводить через нее свои войска, действовать против такого госу­дарства вооруженными силами.

НЕКОМБАТАНТЫ – в международном праве входящие в состав воо­руженных сил лица, функции которых сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил и которые имеют право применять оружие только в целях самообороны. Согласно Женевским кон­венциям о защите жертв войны 1949ᴦ. и Дополнительному протоколу I 1977ᴦ., к этим конвенциям, к Н. относятся медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты, репортеры, духовные лица.

НУНЦИЙ – дипломатический представитель Ватикана. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961ᴦ., Н. приравни­вается по рангу к послу. Н. аккредитуется при главе государства. Во мно­гих католических странах в соответствии со сложившимися традициями Н. является дуайеном дипломатического корпуса, независимо от даты вручения своих верительных грамот, в некоторых некатолических стра­нах — в зависимости от сложившейся местной практики.

ОБЫКНОВЕНИЕ – общая практика государств, за которой не при­знается юридически обязательный характер. Этим О. отличается от обы­чая международно-правового. К О. относятся и нормы международной веж­ливости. Примером О. могут служить посольский и морской церемониалы (в частности, церемониал встречи главы государства или правительства; взаимные салюты кораблей в открытом море). О. сможет стать нормой меж­дународного права (т. е. юридически обязательным для всœех участников международного общения правилом поведения) путем превращения его в международно-правовой обычай или в договорную норму права.

ОБЫЧАЙ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ – один из общепризнан­ных базовых источников международного права, упоминаемых в ст.38 Статута Международного Суда ООН, где говорится, что О. м.-п. мо­жет применяться Судом для решения переданных ему споров «как доказа­тельство всœеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».

ОПТАЦИЯ (от лат. opto – выбирать) – один из способов приобрете­ния и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной принадлежности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому, получают пра­во О. в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствую­щими государствами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) - универсальная международная организация безопасности, созданная в 1945ᴦ. по инициа­тиве ведущих стран антигитлеровской коалиции (СССР, США, Китая, Англии и Франции) и имеющая целью поддержание международного мира и безопасности; принятие эффективных коллективных мер для предотв­ращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или др. нарушений мира; разрешение мирными средствами международных спо­ров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между народами; осуществление международ­ного сотрудничества в разрешении международных проблем экономичес­кого, социального, культурного и гуманитарного характера; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всœех, без различия расы, пола, языка и религии.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА - концен­трированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведе­ния субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни на определœенном историческом этапе. В современном международном праве О. п. м. п. имеют большое значение для обеспечения мира и организации сотрудничества между государства­ми. О. п. м. п. содержатся в Уставе ООН и, следовательно, имеют обяза­тельную юридическую силу для членов этой Организации. Для др. субъектов международного права эти принципы также являются обязательными, поскольку они обрели характер международного обычая. В Уставе ООН (ст. 2) О. п. м. п. сформулированы следующим образом: суверенное равен­ство всœех членов ООН, добросовестное выполнение обязательств по Уста­ву, разрешение всœеми членами ООН своих международных споров мирны­ми средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Все члены ООН воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической незави­симости любого государства, так и каким-либо др. образом, несовмести­мым с целями ООН.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ – обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинœенный им др. субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причинœенный в результате действий, не нарушающих нормы международ­ного права, если такое возмещение предусматривается специальным меж­дународным договором (абсолютная ответственность).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – один из видов ответ­ственности международно-правовой. Выражается в форме сатисфакций: заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правона­рушения, принœесение извинœений, выражение сожаления, наказание кон­кретных виновников правонарушения, иные формы морального удовлет­ворения потерпевшей стороны. Существует также и такая форма О. п., как ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями (к примеру, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы, наложение ареста на иму­щество или его конфискация и т. п.).

ПАРАФИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА – подтверж­дение аутентичности текста договора инициалами уполномоченных дого­варивающихся государств, свидетельствующее, что данный согласованный текст договора является окончательным. Парафирование может относить­ся как ко всœему тексту договора, так и к отдельным его статьям.

ПАРТИЗАНЫ – в международном праве лица, добровольно сражающи­еся в составе вооруженных организованных партизанских сил на террито­рии, занятой противником (контролируемой реакционным режимом), за свободу и независимость своей родины. П. являются комбатантами, если они удовлетворяют следующим условиям: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчинœенных, должным образом организованы, имеют отличитель­ный знак, открыто носят оружие, соблюдают в боевых действиях нормы меж­дународного права, применяемые в период вооруженных конфликтов.

ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ – способ решения самых различ­ных вопросов международной жизни, разработки международно-правовых норм, мирного разрешения споров, основанный на непосредственном кон­такте должным образом уполномоченных лиц соответствующих заинтересо­ванных субъектов международного права. Переговоры являются одним из наи­более древних средств международного общения. Сегодня сложи­лись различные виды П. м. (консультации, обмен мнениями, совещания и др.), каждый из которых обладает своей спецификой и особенностями. Современ­ное международное право не содержит каких-либо правил ведения П. м.: цели, состав участников, уровень, формы и др. вопросы ведения переговоров опре­деляются самими заинтересованными государствами, но обычно с учетом уже существующей сложившейся международной практики.

ПЕРЕМИРИЕ – приостановка или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами или по требованию Сове­та Безопасности ООН. П. бывает общее, распространяющееся на всœе вооруженные силы, и местное, или частичное, устанавливаемое на от­дельных участках фронта (для направления парламентеров, проведения переговоров о прекращении конфликта͵ сохранения памятников куль­туры и др. целœей). Различаются также П. временное и окончательное.

ПЕРСОНА НОН ГРАТА (лат. – persona non grata) – нежелательное лицо. Объявление П. н. ᴦ. – заявление государства в той или иной форме о том, что дальнейшее пребывание данного дипломата͵ члена его семьи или ка­кого-либо др. сотрудника дипломатического представительства на его тер­ритории нежелательно. Важнейшим правовым последствием такого заяв­ления является возникновение у представляемого государства обязаннос­ти отозвать соответствующее лицо в срок, указанный в заявлении, или если определœенный срок не установлен, в течение разумного срока.

ПИРАТСТВО (морской разбой) – неправомерный акт насилия, задер­жания или грабежа в открытом море или в месте, находящемся вне юрисдикции какого-либо государства, совершаемый с личными целями экипа­жем или пассажирами частновладельческого судна или летательного ап­парата и направленный против др. судна или летательного аппарата͵ про­тив лиц или имущества, находящихся на их борту.

ПОВЕРЕННЫЙ В ДЕЛАХ – глава дипломатического представительства младшего в протокольном отношении уровня (миссии, возглавляемой П. в д.). Термин «П. в д.» означает младший (после соответственно посла и посланни­ка) класс главы дипломатического представительства, определяемый в согла­шении государствами, обменивающимися дипломатическими представитель­ствами, путем выбора среди классов глав дипломатического представитель­ства, признанных международным обычаем и подтвержденных Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961ᴦ.

ПОСЛАННИК – дипломатический представитель, иногда возглавля­ющий миссию дипломатическую. Нередко встречающееся полное офици­альное наименование, зависящее от аккредитующей страны, чрезвычай­ный посланник и полномочный министр.

ПОСРЕДНИЧЕСТВО – одно из мирных средств разрешения междуна­родных споров. Представляет собой ведение переговоров несостоящим в спо­ре государством (группой государств, отдельным лицом, к примеру, главой го­сударства) или международной организацией со спорящими сторонами с це­лью нахождения компромиссных путей мирного урегулирования спора.

ПРАВО КРОВИ – один из принципов приобретения гражданства в силу рождения. Его придерживается большинство государств мира. П. к. озна­чает, что ребенок приобретает гражданство родителœей независимо от места своего рождения.

ПРАВО ПОЧВЫ – один из принципов приобретения гражданства в силу рождения. П. п. означает, что ребенок приобретает гражданство госу­дарства, на территории которого он родился, независимо от гражданства своих родителœей. Преимущественно на П. п. основано законодательство США и большинства латиноамериканских государств.

ПРАВО УБЕЖИЩА – институт современного международного и внут­ригосударственного права. В международном праве регулируется в основ­ном обычаями международно-правовыми, а также Декларацией о террито­риальном убежище, принятой ГА ООН от 14 декабря 1967ᴦ. П. у. заключает­ся в возможности иностранца неопределœенно долгое время оставаться на территории данного государства, если у себя на родинœе данный иностранец под­вергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. П. у. не распространяется на военных преступ­ников и лиц, виновных в совершении преступлений против человечества. Различаются убежище территориальное и убежище дипломатическое.

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ – переход прав и обязаннос­тей одного государства к др. Вопрос о П. ᴦ. возникает: 1) при социаль­ной революции, в результате которой происходит смена социально-эко­номической формации; 2) при возникновении новых независимых го­сударств в результате национально-освободительной борьбы; 3) при образовании нескольких государств на территории их предшественни­ка и при образовании нового государства в результате объединœения двух или более государств; 4) при территориальных изменениях. П. ᴦ. имеет для новых государств конкретные практические последствия, при ко­торых заново решаются такие вопросы, как пересмотр международных договоров, их денонсация, членство в международных организациях, проведение национализации, правопреемство собственности.

ПРЕАМБУЛА (фр. preambule – предисловие) – вводная или вступи­тельная часть законодательного или иного правового акта͵ а также декла­рации международного договора, в которой обычно излагаются принци­пиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответству­ющего акта. П. содержит т. н. «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта правоприменителœем, при необхо­димости прояснения их общего контекста.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ – тягчайшее международно-противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА – предусмотренные международными договорами общественно опасные деяния, не относящиеся к международным преступлениям, посягающие на нормальные отношения между государствами и наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях (пиратство, международный терроризм, мародерство, работорговля и др.). В отличие от международных преступлений ответственность за П. м. х. несет не государство, а индивиды. Ответственность наступает на основе международного договора, но по национальному праву.

ПРЕТЕНЗИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ – в международном праве притя­зание какого-либо государства на какую-либо территорию с целью установ­ления своего суверенитета над ней. П. т. может быть двусторонней и много­сторонней, когда на одну и ту же территорию, точная принадлежность кото­рой не установлена, претендуют 2 или несколько государств.

ПРИЗНАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ – односторонний акт го­сударства, посредством которого оно выражает свою готовность вступить в юридические отношения с каким-либо другим государством или иным субъек­том международного права и поддерживать с ним полномасштабные дипло­матические, консульские и иные отношения. П. м.-п. является акцией добро­вольного волеизъявления, а не обязанностью признающего государства.

ПРОЛОНГАЦИЯ – продление действия договора сверх пре­дусмотренного при его заключении срока действия. П. договора произво­дится двумя способами: а) путем заключения специального соглашения (про­токола) о продлении договора на определœенный срок; б) путем включения условия о продлении в самый текст договора. При этом обычно имеет место автоматическая П., когда в договоре предусматривается, что если ни одна из договаривающихся сторон не сделает заявление об отказе от договора за оп­ределœенное время до истечения срока его действия, то договор автоматичес­ки считается продленным на определœенный указанный в нем срок.

РАБСТВО – согласно Конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 25 сентября 1926ᴦ., рабство, это «положение или состояние лица, в отно­шении которого реализуются некоторые или всœе полномочия, прису­щие праву собственности». Р. признано явлением, ликвидация которого требует многостороннего межгосударственного сотрудничества. В Конвен­цию были внесены изменения протоколом, одобренным Генеральной Ас­самблеей ООН в ее рез. 794 (VII) от 23 октября 1953ᴦ. (вступил в силу 7 де­кабря 1953ᴦ.). 30 апреля 1956ᴦ. была заключена Дополнительная конвен­ция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (вступила в силу 30 апреля 1957ᴦ.).

РАТИФИКАЦИОННАЯ ГРАМОТА – документ, подтверждающий ратифи­кацию международного договора правомочным органом государства. Обычно Р. ᴦ. подписывается главой государства (правительства) и скрепляется подпи­сью министра иностранных дел. Р. ᴦ. может сдаваться на хранение (депониро­ваться) депозитарию многостороннего договора. При заключении двусторон­него договора может производиться обмен Р. ᴦ. между его участниками.

РАТИФИКАЦИЯ (позднелат. ratificatio, от лат. ratus – утвержденный и facio – делаю) (международного договора). Утверждение верховным орга­ном государственной власти данной страны международного договора, заключенного ее уполномоченным. Р. подлежат обычно лишь наиболее важные международ­ные договоры. Конституции большинства государств относят право Р. меж­дународных договоров к компетенции главы государства (с санкции высше­го законодательного органа или без таковой) либо непосредственно к ком­петенции высшего законодательного органа.

РЕДЕМАРКАЦИЯ ГРАНИЦ – проверка и восстановление линии государ­ственной границы на местности и обозначение ее пограничными знаками на основе ранее составленных документов, как правило двустороннего характера (протокола-описания, карт и протоколов пограничных знаков). В практике РФ такие документы составляются смешанными комиссиями по демаркации или редемаркации границы. Р. ᴦ. предусматривает кроме восстановления самой ли­нии границы также восстановление утраченных пограничных знаков, установ­ку новых или дополнительных пограничных знаков, обозначающих эту линию, составление нового протокола-описания, карт и протоколов пограничных зна­ков, если в этом появилась крайне важность. Новые документы подлежат утвер­ждению в соответствии с действующим внутренним законодательством каж­дой из сторон. Работы по редемаркации реализуются по договоренности сторон специально созданными на паритетных началах для этой цели смешан­ными комиссиями. Мероприятия сторон по Р. ᴦ. бывают разовые, но иногда стороны договариваются осуществлять редемаркацию регулярно через опреде­ленные промежутки времени, особенно на речных участках границы, где в ре­зультате стихийных явлений наиболее часто происходят утрата пограничных знаков, изменение русла рек, образование или размыв островов.

РЕИНТЕГРАЦИЯ – восстановление в гражданстве какого-либо госу­дарства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл Р. чаще всœего состоит в упрощенной процедуре, которая в этих случаях применяется. Р. может предусматриваться в специальных законах и в обычном законода­тельстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации.

РЕПАРАЦИИ (от лат. reparatio – восстановление) – одна из форм мате­риальной ответственности субъекта международного права за ущерб, при­чинœенный в результате совершенного им международного правонарушения др. субъекту международного права. Выплата Р. может производиться в на­туре, в виде денежной или др. материальной компенсации или одновремен­но реституции и компенсации убытков. Р. следует отличать от контрибуций – дани победителю в войне, существовавших на практике до 1919ᴦ.

РЕПАТРИАЦИЯ – возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных об­стоятельств на территории др. государств. Р. осуществляется обычно на основе международных договоров (напр., Р. военнопленных), но может иметь место и на внедоговорной основе. В этом случае ее возможность дол­жна предусматриваться законами заинтересованного государства или го­сударств. Р., связанная с изменением (приобретением) гражданства, мо­жет представлять собой разновидность оптации.

РЕПРЕССАЛИИ – правомерные принудительные действия государ­ства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных др. госу­дарством, при помощи действий, иных чем угроза силой и применение силы. Международное право запрещает обращение к Р., связанным с при­менением силы, т. е. к вооруженным Р. Важным условием их правомер­ности является обязанность намеревающегося обратиться к ним государ­ства использовать мирную процедуру возмещения ущерба, причинœенно­го ему правонарушением. Лишь отказ государства-правонарушителя от такой процедуры либо от выполнения решения, принятого вследствие применения этой процедуры, открывает правомерную возможность для обращения и Р. Меры, используемые в качестве Р., должны быть пропорциональны вызвавшему их правонарушению и прекращаются с момента восстановления положения, ему предшествовавшего.

РЕСТИТУЦИЯ – в международном праве возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного одним из воюющих госу­дарств с территории другого государства, являющегося его военным про­тивником. Международно-правовые акты, принятые в период и после окончания Второй мировой войны, предусматривали возращение в по­рядке Р. государствам, подвергшимся нападению и оккупации фашист­ской Германии и ее союзниками, материальных ценностей, захвачен­ных и незаконно вывезенных с временно оккупированных территорий.

РЕТОРСИЯ – правомерные принудительные действия государства, со­вершаемые в ответ на недружественный акт др. государства, поставившего в дискриминационные условия физических или юридических лиц первого государства. Преследует цель восстановления принципа взаимности в от­ношениях соответствующих государств. Меры, используемые в качестве Р., должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаются с момента восстановления прежнего положения. Как и репрессалии, Р. не предусматривает использования вооруженной силы.

САНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ – термин, используемый в доктринœе и практике в одном из следующих значений: 1) структурный элемент нор­мы международного права, указывающий на неблагоприятные последствия для государства-нарушителя; 2) принудительные меры, осуществляемые международными организациями, прежде всœего ООН; 3) особая полити­ческая форма ответственности международно-правовой как следствие пре­ступления международного; 4) индивидуальные и коллективные принуди­тельные меры, являющиеся ответом на правонарушение международное; 5) меры принуждения, применяемые государствами и международными организациями против государства, уклоняющегося от ответственности за совершенное им международное правонарушение. Считается общепризнанным, что характером С. м. обладают коллективные меры, предусмат­риваемые гл. VII Устава ООН в случае существования угрозы миру, нару­шения мира или акта агрессии.

САТИСФАКЦИЯ – форма ответственности международно-правовой, выражающаяся в том, что государство-нарушитель предоставляет удовлет­ворение пострадавшему государству. Виды С: выражение сожаления, пуб­личное извинœение, наказание виновных, оказание особых почестей постра­давшему государству и т. д. Их применение зависит от причинœенного ущерба и конкретной политической ситуации. Поможете

СВОБОДА ОТКРЫТОГО МОРЯ – один из основополагающих прин­ципов современного международного морского права, предполагающий право как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю, на свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокла­дывать подводные кабели и трубопроводы, сооружать искусственные о-ва и др. установки, допускаемые в соответствии с международным правом, на свободу рыболовства и на проведение научных исследований. С. о. м. долж­на осуществляться в соответствии с условиями, определœенными в Конвен­ции ООН по морскому праву 1982ᴦ., и др. нормами международного права. Все государства, пользуясь С. о. м., обязаны учитывать заинтересованность др. государств в их использовании, а также права, предусмотренные Кон­венцией в отношении деятельности по разведке и разработке ресурсов дна морей и океанов и его недр за пределами национальной юрисдикции.