Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело ТЕМА 8. Право внешних сношений.
просмотров - 215

План:

1. Понятие и источники права внешних сношений.

2. Органы внешних сношений.

3. Дипломатические представительства. Порядок назначения главы представительства.

4. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и их персонала.

5. Порядок создания и функции консульских учреждений.

6. Правовое положение консульств и их персонала.

Изучение данной темы следует начать с уяснения понятий дипломатии, органов внешних сношений, дипломатического и консульского права.

Зарубежные органы внешних сношений (дипломатические представительства при международных организациях, торгпредства, консульства и специальные дипломатические миссии) нужно изучить таким образом, чтобы знать и уметь разграничивать их функции, порядок назначения и отзыва дипломатов, консулов, особенности дипломатических и консульских иммунитетов и привилегий.

Под правом внешних сношений («посольское право», «диплома­тическое и консульское право») подразумевается система междуна­родно-правовых, а также норм внутригосударственного права, опре­деляющих юридический статус, функции и порядок деятельности органов внешних сношений государств, международных межгосудар­ственных (межправительственных) организаций и занятого в этой деятельности персонала. Данная отрасль международного публично­го права, являясь, быть может, древнейшей из его отраслей, во многом базируется на международном обычае, хотя начиная с XIX в. подвергалась постепенной кодификации, и ныне соответствующие пра­воотношения подпадают под действие положений Гаванской конвен­ции о дипломатических чиновниках 1928ᴦ., Венской конвенции о ди­пломатических сношениях 1961ᴦ., Венской конвенции о консульских сношениях 1963ᴦ., Конвенции о специальных миссиях 1969ᴦ., Вен­ской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975ᴦ. и некоторых других.

Органы внешних сношений государства, представляющие его в официальных контактах с другими субъектами международного права, подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. В свою очередь, внутригосударственные органы внеш­них сношений делятся на конституционные и специализированные, а зарубежные - на постоянные (дипломатические представительст­ва – посольства и миссии, консульские учреждения, торговые пред­ставительства и постоянные представительства государств при меж­дународных организациях) и временные (специальные миссии, делœе­гации и группы наблюдателœей на международных конвенциях, делœегации для участия в работе сессий международных организаций и др.).

Посольства – дипломатические представительства высшего клас­са (у Ватикана – нунциатуры) и миссии – дипломатические предста­вительства второго класса (у Ватикана – интернунциатуры) учрежда­ются на основе двусторонних соглашений, заключаемых заинтересо­ванными государствами между собой, с возложением на них функций представительских, по защите интересов аккредитующего государст­ва и его граждан в стране пребывания (аккредитования), ведению переговоров с правительством этой страны, выяснению законными спо­собами условий и событий, происходящих в ней, поощрению дружест­венных отношений и развитию взаимовыгодных связей в области экономики, культуры и науки.

Порядок назначения глав дипломатических представительств, ко­торые подразделяются на классы послов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах, предусматривает предваритель­ный запрос у государства аккредитования его согласия (агремана) на предлагаемую аккредитующим государством кандидатуру, причем отказ в даче агремана не требует мотивировок и не должен рассматри­ваться как недружественный акт. По получении агремана глава аккре­дитующего государства вручает назначаемому дипломату веритель­ную грамоту – личное письмо главе государства пребывания послед­него, где содержится просьба «верить» этому лицу как представителю направляющего его государства.

Прекращение дипломатической миссии главы представительства наступает в случаях отозвания этого лица аккредитующим государст­вом, объявления его правительством страны пребывания утратившим доверие – нежелательным лицом (persona non grata), разрыва дипло­матических отношений между двумя странами, войны между ними либо прекращения существования одной из них в качестве субъекта международного права. В первом из перечисленных случаев дипло­мат вручает главе государства аккредитования отзывную грамоту, по­лучая при этом от него отпускную грамоту.

В целях обеспечения дипломатическому представителю макси­мально благоприятных условий для осуществления его официальной миссии ему предоставляется ряд исключительных прав и преиму­ществ в стране пребывания, именуемых привилегиями (льготы, по­четные права) и иммунитетами (изъятия из-под действия уголовной, административной и частично гражданской юрисдикции местных органов власти). Привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипло­матическому представительству, включают:

- неприкосновенность его помещения (зданий, подсобных помещений, земельных участков) от вторжения без согласия на это главы представительства;

- освобождение такового и находящегося в нем имущества, транспортных средств от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

- освобождение от всœех государственных, местных и муниципальных налогов, сборов и пошлин (кроме платы за оказываемые услуги), в том числе от налогов на поступления в виде сборов, взимае­мых при выполнении своих обязанностей (выдача паспортов, виз);

- неприкосновенность архивов, документов, корреспонденции, которая не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Глава и члены дипломатического персонала представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

- личной неприкосновенностью, которая распространяется на членов семьи, в том числе совершеннолетних детей, если они проживают вместе с дипломатом;

- неприкосновенностью частной резиденции в той же мере, что и помещение представительства;

- иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции в полном объеме, независимо от характера возникшего правоотношения (правонарушения);

- иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории страны пребывания, исков, касающихся наследования, как исполнитель завещания, попечитель, наследник или отказополучатель, исков, связанных с любой профессиональной или коммерческой деятельностью, осуществляемой дипломатом за преде­лами его официальных функций;

- таможенными привилегиями, распространяющимися на предметы, предназначенные для нужд представительства или личного пользования дипломата и членов его семьи (освобождение от таможенных сборов, налогов и пошлин).

Юридический статус административно-технического персонала (переводчики, референты, секретари-машинистки и др.) приравнива­ется к статусу дипломатических агентов, за исключением правоотно­шений административного и гражданского характера, а также некото­рых видов таможенных льгот. Члены обслуживающего персонала представительств (повара, садовники, шоферы и т. д.) пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении своих служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый по службе.

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.

Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (к примеру, в случае признания государства де факто). Тем не менее, установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в Венской конвенции о консульских сношениях 1963ᴦ. (вступила в силу в 1967г); различными двусторонними консульскими конвенциями между государствами.

Возможно существование как отдельных консульских представительств, консульских отделов при дипломатических представительствах, так и функционирование выездных миссий консульских отделов в различных регионах государства-пребывания, но на их функционирование крайне важно согласие последнего.

В отличие от дипломатических представительств, на которые аккредитующие государства возлагают в основном миссии политического характера, консульские учреждения выполняют функции спе­циального свойства:

- оказывают практическое содействие развитию торговых, эко­номических и тому подобных отношений с государством пребывания;

- осуществляют ряд административных (в том числе от лица органов записи гражданского состояния) и нотариальных функций;

- представительствуют в правоохранительных, правопримени­тельных и иных органах власти государства аккредитования;

- оказывают правовую и необходимую практическую помощь судам, экипажам и пассажирам морских и воздушных транспортных средств, находящихся на территории соответствующего консульского округа.

Формальности, которыми сопровождается назначение консуль­ского должностного лица, включают выдачу ему ведомством ино­странных дел аккредитующего государства консульского патента (до­кумента͵ подтверждающего полномочия соответствующего лица и очерчивающего район его деятельности - консульский округ), а за­тем получение согласия на исполнение им своих обязанностей в таком округе со стороны компетентного органа страны пребывания – кон­сульской экзекватуры. Консульские учреждения подразделяются на генеральные кон­сульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

Особенности правового положения консульств и их персонала заключаются в том, что в целях беспрепятственного осуществления ими своих функций консульским учреждениям и их работникам предоставляются привилегии и иммунитеты, которые, как правило, более узки, чем у посольств и их сотрудников. К иммунитетам и привилегиям консульских учреждений отно­сятся:

- неприкосновенность консульских помещений, за исключением возникновения чрезвычайных ситуаций (пожар, стихийное бедствие);

- освобождение от обыска, реквизиции, исполнительных действий;

- неприкосновенность служебных архивов, корреспонденции, имущества, транспортных средств;

- освобождение от всœех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за оказываемые услуги;

- свобода сношений с представляемым государством, его дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями;

- право вывешивать государственный флаг и укреплять герб этого государства («консульский щит») на помещении представительства и на его средствах передвижения.

Личные привилегии и иммунитеты консульского должностного лица включают: личную неприкосновенность, т. е. свободу от ареста и предварительного заключения до вынесения судебного приговора, за исключением совершения им тяжкого преступления, а также за ис­ключением исполнения вступившего в силу приговора суда. Должно­стные лица и служащие консульских учреждений освобождаются от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых по службе. Эти лица бывают вызваны в качестве свидетелœей по судебным и адми­нистративным делам. При этом они не обязаны давать показания по во­просам, связанным с их официальной деятельностью, и предоставлять следственным органам относящуюся к ней коррес­понденцию. Следует отметить, что в каждом конкретном случае, когда возникает вопрос об иммунитете от юрисдикции работника того или иного иностранного консульства, крайне важно руководствоваться положениями соответствующей консульской конвенции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику системы органов внешних сношений.

2. Охарактеризуйте основные источники права внешних сношений.

2. В чем заключаются функции дипломатических представительств?

3.Каковы иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его персонала?

4. Назовите виды консульских учреждений.

5. Каковы основные привилегии и иммунитеты консульских представительств?