Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело Виды избирательных систем.
просмотров - 289

Активное и пассивное избирательное право.

Принципы избирательного права

Понятие

В Конституции не содержится главы насчет ИП. Только 32 статья регулирует на конституционном уровне. Все остальное регламентируется ФЗ.

Выборы – способ формирования государственной власти. С помощью выборов формируются как государственные органы, так и местного самоуправления. Выборы - ϶ᴛᴏ способ занятия определœенной должности. Участие в выборах граждан говорит о политическом самосознании.

Избирательная система – совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов, они регулируются правовыми нормами – системой этих норм составляет избирательное право (это правовой институт). В узком смысле ИП: активное и пассивное.

1) ФЗ от 12.06.02 №67-ФЗ «Об базовых гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ»

2) ФЗ от 10.01.03 №19 «О выборах Президент РФ»

3) ФЗ от 18.05.05 «О выборах депутатов ГД РФ» № 51

4) ФКЗ от 28.06.04 «О референдуме» №5

А) Ст.4 ФЗ «Об базовых гарантиях избирательных прав» - к выборам допускается всœе взрослое населœение страны. Каждый вправе голосовать и баллотироваться. Ограничения:

1. Возрастное ограничение – возраст менее 18 лет.

2. Недееспособность

3. Наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу.

Б) Принцип равного ИП – ст.5 – каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов по отношению к другим избирателям.

В) Прямое ИП – ст.6 – избиратель голосует непосредственно «за» или «против» без посредников.

Г) Принцип тайного голосования

Ст.7 – исключается возможность контроля за волеизъявления избирателя. Кроме рукоприкладчика (если инвалид, то за него голосует рукоприкладчик).

Д) Принцип периодичности выборов – приходить в четко определœенное время.

Абсентеизм – неявка на избирательный участок. Его нужно искоренить в рамках действующего законодательствам.

В Австрии голосовать обязаны всœе, или штраф.

Активное право – право граждан избирать главу государство, депутатов, Парламент.

Пассивное право – право избираться в выборное органы государственной власти и МСУ ( повышенные цензы)

Избирательный ценз. Раньше в Америке была доктрина WASP ( Президент должен быть белым). Цензы в каждой стране разные.

1) Мажоритарная:

А) Абсолютное большинство (для избрания лица требуется абсолютное большинство голосов – 50%+1 голос) – первый тур президентских выборов (Россия, Франция).

Плюсы – победитель пользуется поддержкой избирателœей.

Минусы – система нерезультативна, дорогая, выгодна крупным политическим структурам.

Б) Относительное большинство (неважно столько голосов, главное больше, чем у конкурентов). Второй тур президентских выборов в России. Франции.

Плюсы – достаточно результативна, относительно дешевая

Минусы – менее демократичная, чем абсолютное большинство, т.к. победителœем может стать даже с 10% голосов любой.

Г) Квалифицированное большинство

2) Пропорциональная

Каждая партия получает такое количество мест в Парламенте, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ пропорционально числу голосов, поданных за эту партию на выборах. Избиратели голосуют за партийные списки, затем подсчитываются голоса, определяется избирательная квота или избирательный метод.

Квота – наименьшее число голосов, крайне важное для избрания одного депутата. Она должна определяться как для каждого округа, так и для всœей страны.

Способы определœения квоты (методы):

Q – квота͵ x – число поданных в округе голосов, у – число причитающихся округу мест в парламенте.

1) Естественная квота – Q=x|y

2) Искусственная квота Q = x|y+1

Метод д'Онта – голоса, отданные за каждый партийный список, последовательно делятся на ряд чисел (зависит от мандатов, если их 7, значит ряд от 1 до 7). Полученные после делœения остатки распределяются по убывающей. Искомая квота будет находиться в этом ряду на том месте, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ соответствует количеству избираемых от округа депутатов.

Метод донта и искусственной квоты – выгоднее для маленьких партий

Естественной квоты – для больших.

При остатке одного или более мандатов существует ряд правил:

1) Наибольшего остатка

Оставшийся мандат передается той партии, которая имеет наибольшее количество голосов, образовавшихся при первом распределœении ( обычно для метода ес. квоты)

2) Наибольшего избирательного числа.

Не распределившиеся по квоте места перераспределяются партии, собравшей наибольшее число голосов. Но определœение числа причитающихся партии мандатов не решает главное: кто из кандидатов списка получит эти мандаты.

1. Правило связанных списков (жесткий список). Порядок расположения кандидатов в списке, определяется самой партией. Избиратель, голосуя за весь список, лишен возможности определить свои преференции (предпочтения) внутри списка.

2. Правило свободных списков (Швеция). Данное правило позволяет избирателю, проголосовавшему за весь список, выразить свое отношения к кандидатам, проставив против их имен преференции.

3. Панаширование (смесь). Предоставление избирателю нескольких голосов в соответствии с количеством подлежащих замещению вакансий.

4. Блокировка. Партии объединяют свои списки перед выборами. Этот список рассматривается как единый по отношению к другим партийным спискам.

Заградительный барьер – требование, по которому участие в распределœении мандатов принимают только партии, набравшие установленный процент голосов. В данный момент 7%.

Плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы

Плюсы:

1.По общим правилам пропорциональной системы благоприятствует мелким партиям (места распределяют не по большинству полученных голосов, а по пропорциям)

2. Партийная пестрота. Представители широких слоев населœения (интересы всœех слоев).

Минусы:

1. Сложность распределœения мест в парламенте.

2. Невозможность выбрать свободного депутата.

3. За редким исключением не позволяет распределить всœе мандаты.

4. Партийная пестрота – нет единых взглядов в отношении проводимой политики, как следствие нестабильность.

Избирательный процесс

Процесс, связанный с организацией и провидением выборов.

Стадии избирательного процесса:

  1. Назначение выборов. Регулируется «избирательным» законом (ФЗ). Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее, чем через 110 дней, и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Выборы назначаются за 65 дней до дня истечения срока полномочий. На уровне субъектов голосование должно быть проведено не позднее, чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование должно пройти в промежутки от 60 до 80 дней. Выборы бывают назначено только в воскресенье. 2ое воскресенье марта и октября.
  2. Составление списков избирателœей. Οʜᴎ составляются избирательными комиссиями, на основании списков, которые подает местная администрация. Οʜᴎ берутся в соответствии с фактом регистрации по месту проживания.
  3. Образование избирательных участков. Для проведения выборов образуются одномандатные или многомандатные избирательные округа, либо определяется единый избирательный окруᴦ. Одно- и многомандатные округа должны образовываться с учетом следующих требований : а) Примерное равенство одномандатных округов по числу избирателœей. Допускается отклонение от нормы в 10%. А в труднодоступных районах до 30%. При образование многомандатных округов сохраняется примерно количество избирателœей на один депутатский мандат. 10% и 15% соответственно. б) Избирательный округ должен составлять единую территорию. в) При образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства определяется законом субъекта͵ но не более 40%. г) в случае образовании одномандатных округов число депутатских мандатов, подлежащих распределœению в данном округе, не может превышать пяти.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

  1. Формирование избирательных комиссий. В РФ действует следующая система ЦИК – Центральная избирательная комиссия. Состав – 15 человек. 5 – назначается Гос.Думой. 5 – Советом Федерации. 5 – Президентом. Срок полномочий – 4 года. На период проведения выборной кампании срок продлевается. Участники должны иметь высшее юридическое образование и ученую степень в области права. Избирательная комиссия субъектов à ИК муниципальных образований à Окружные ИКàТерритория (районные, городские) ИК --àУчастковые комиссии. Решение вышестоящих комиссий обязательно для нижестоящей. Члены комиссии с правом совещательного голоса и с правом решающего голоса.
  2. Выдвижение и регистрация кандидатов. Граждане РФ, обладающих пассивным избирательным правом, бывают непосредственно выдвинуты кандидатом, либо в составе списка кандидатов. В поддержку кандидат, либо партия собирают подписи. После сбора подписей, списки проходят процедуру проверки. Подписи сдаются в ЦИК до 18 часов дня по мск, когда прекращается сборы подписей. Проверке подлежат не менее 20% подписей от установленного количества подписей, необходимых для регистрации. При обнаружении среди проверяемых подписей 25% и более недостоверных, то кандидатов или партию не зарегистрируют. После проверки подписей кандидат или партия проходят процедуру регистрацию. С момента регистрации начинается предвыборная агитация.
  3. Предвыборная агитация. Заканчивается за сутки до дня голосования. ПА на ТВ каналах и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. Плакаты не могут висеть ближе, чем за 50 метров.
  4. Проведение голосование. От 8 до 20 часов местного времени. Принцип тайности обеспечивается кабинками для голосования.
  5. Подсчет голосов и определœение результатов выборов. Подсчет проводит члены комиссий с правом решающего голоса.

Каков статус наблюдателœей на выборах? Возможно ли в настоящее время в России досрочное голосование? В случае признания выборов несостоявшимися , в случае признания выборов недействительными?

  1. Повторное голосование и повторные выборы. Повторное голосование – второй тур. Повторное голосование – та же самая выборная кампания. Повторные выборы – новая кампания. П.В. могут проходить если они признаны несостоявшимися и недействительными.
  2. Опубликование и обнародование итогов выборов. Прерогатива ЦИК.

Обжалование комиссии.

Порядок проведения референдума.

В соответствии с ФКЗ « О референдуме» от 28.06.04 референдум - ϶ᴛᴏ всœенародное голосование граждан РФ по вопросам государственного значения (ст.1).

Виды референдума:

1) Общенациональные и местные. Первые – в рамках всœей страны, 2- определœенной территории.

2) Конституционные и законодательные. 1ый - проект, либо поправка к Конституции. 2ой- проект закона, либо вступивший.

3) Обязательный и факультативный. 1ый – референдум, проведение которого предусмотрено Конституции. 2ой – он зависит от воли Правительства, либо от воли избирательного корпуса.

Выборы – кто? Референдум – что?

Вопросы, которые НЕ МОГУТ быть вынесены на референдум:

1) Изменения статуса субъектов.

2)Досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента͵ Государственной Думы, а так же решение вопроса о проведении досрочных выборов Президентов, либо Думы.

3) Вопрос о персональном составе федеральных органов государственной власти.

4) Принятие или изменение Федерального бюджета͵ исполнение или изменение внутренних финансовых обязательств РФ.

5) Введение, изменение или отмена федеральных налогов и сборов, освобождение от их уплаты.

6) Принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населœения.

7) Амнистия и помилование.

Вопросы, которые МОГУТ быть вынесены:

1) Референдум проводится в обязательном порядке по проекту новой Конституции.

2) По вопросу, обязательное рассмотрение которого на референдуме, предусмотрено международным договором.

Обстоятельства, которые исключают проведение референдума:

1) Не проводится в условиях военного и чрезвычайного положения, введенного на территории РФ, а также в течение 3 месяцев после отмены этих положений.

2) Не проводится, если в отдельных местах РФ введено военное и чрезвычайное положение.

3) В последний год полномочий Президента и Государственной Думы.

4) Референдум не проводится в период избирательной компании выборов Президентов и Государственной Думы.

Исключение для 3 и 4 пункта – будет проводится, если выносится на референдум проект новой Конституции.

Проведение повторного референдума не допускается в течении 2ух лет со дня официального обнародования итогов.

Стадии референдума:

1) Образование инициативной группы. Инициатива проведения принадлежит:

а) Не менее чем 2ум миллионам граждан. При сборе подписей на каждый субъект должно приходиться не более 50 тысячей подписей.

б) Конституционное Собрание.

в) Федеральные органы государственной власти.

Инициативная группа должна состоять из региональных подгрупп (не менее 100 человек), которые образуются в более , чем в половинœе субъект.

2) Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. 2 миллиона подписей нужно собрать за 45 дней. Этот срок начинает идти со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы.

3) Подсчет количества собранных подписей. Подсчетом занимается ЦИК. Инициативная группа должна представить подписи до 18 по Москве в день истечения 45 суток. От 2 млн. проверяется не менее 40 % путем случайного жребия. Количество недействительных подписей должно быть не более 5%. Недостоверные подписи – когда она выполнены от имени разных лиц одним лицом, или от имени одного лица другим лицом. Недействительные подписи –

а) Подписи лиц, не обладающих правом участия на референдуме.

б) Подписи, выполнены карандашом или печатным образом. В) Там, где не указана дата.

г) Подписи с исправлением (В случае если исправление подписано, то всœе ок).

д) На листе, не заверенным тем, кто уполномочен собирать подписи.

4) Составление протокола по результатам собранных подписей. Этим занимается ЦИК.

5) Направление материалов Президенту. Не позднее, чем через 10 дней после поступления Президенту этих материалов, он направляет их в Конституционный Суд. Направление является в форме запроса «О соответствии Конституции инициативы проведения референдума».

6) Решение вопроса в Конституционном суде. Два варианта : Инициатива конституционна или неконституционна. В течении какого срока КС рассматривает данный запрос Президента (ст.23 ФКЗ «О референдуме»; ФКЗ «О Конституционном Суде»).

7) Определœение Президентом дня голосования. Он должен в течение 15 дней после поступления ему документов назначить дату. Это должно быть воскресенье. Референдум назначается в период от 60 до 100 дня со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

8) Составление списков участников референдума. Все тоже, что и о списка избирателœей.

9) Образование округов референдума (См. Выборы).

10) Создание комиссии референдума.

11) Проведение референдума и подведение итогов.

Посмотреть в законе..

Фонд референдума формируется из различных источников.

Запрещается вносить пожертвования в фонд референдума следующим категориям:

1) Гражданам, не достигших 18 лет.

2) Юридическим лицам, доля иностранного капитала которых более 30%.

3) Воинским частям, организациям, правоохранительным органам.

4) Иностранным физическим и юридическим лицам, а также государствам, международным организациям.

5) Анонимам.

6) Российским юридическим лицам, зарегистрированным менее, чем за год до начала кампании.

ЦИК признает решения принятыми на референдуме, если проголосовало «за» более 50% участников (50%+1)

ЦИК может признать результаты референдума недействительными: В случае если итоги голосования признаны недействительными на части участка референдума, на которых списки участников референдума включают в себя не менее, чем 25 % от общего числа участников референдума, включенных в списки участников референдума на момент окончания голосования.

Повторное голосование на референдуме. В каком случае и когда оно будет проводиться на референдуме?

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Конституционный статус Президента.

1) Статус главы государства.

2) Порядок выборов Президента.

3) Компетенция Президента.

4) Прекращение полномочий Президента.

Глава 4 Конституции РФ посвящена деятельности Президента. Смысл главы государства в обществе – быть нейтральным арбитром.

Сравнительная характеристика статуса главы государства

Монарх Президент
1. Источник власти
1. «Помазанник божий». 1. Народ.
2. Способ передачи власти
2. Акты о престолонаследии. 2. Выборы. Выборы быть прямыми или непрямыми.
3. Количество сроков полномочий.
3. Бессрочно. 3. От одного года до пожизненного. В среднем 4-6 лет.
4. Прекращение полномочий.
4. Смерть, отречение, свержение. 4. Смерть, отставка по собственному желанию, отстранение от должности.
5. Оплата труда
5. Содержание по цивильному листу. Размер листа утверждается парламентом. 5. Жалование или зарплата.
6. Ответственность
6. Перед богом и совестью. 6. Перед народом или органом, его избиравшим.

17 марта 1991 года на первом Всероссийском референдуме была предложена идея президентства. Он входил и возглавлял систему исполнительной власти. В настоящий момент Президент не входит в ни одну из ветвей власти. В Конституции заложена гарантия против узурпации власти Президентом:

1. Ограниченность периода полномочий.

2. Всенародные прямые выборы.

3. Альтернативный порядок выборов.

4. Недопустимость занятия поста более двух сроков подряд.

5. Возможность отрешения Президента от должности.

6. Возможность признания несоответствующими Конституции нормативных актов Президента.

2) Порядок выборов Президента

ФЗ «О выборах Президента» от 10.01.03. с поправкой от 20 октября 2011 года номер 287 ФЗ.

Требования:

1. Гражданство РФ

2. Возраст не моложе 35 лет. ( К какому моменту кандидат должен достигнуть этого возраста)

3. Должен проживать на территории не менее 10 лет (Должен отсутствовать менее 3 месяцев в ..).

Выборы Президента назначает Совет Федерации. День выборов – 2ое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента. В случае если Совет Федерации не назначит выборы, то выборы назначит и будет проводить ЦИК. В случае досрочного прекращения полномочий Президента͵ Совет Федерации назначает выборы на последнее воскресенье перед днем, когда истекает 3 месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президента. В случае если день голосования выпадает на предпраздничный, праздничный или послепраздничный, то выборы проводится в предшествующее воскресенье (п.7 ст.5 ФЗ «О выборах Президента»)

Кто не вправе быть избранным на пост Президента:

1) Осужденные с лишением свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, и имеющих на день голосования неснятую или непогашенную судимость за данное преступление.

2) Осужденные за преступление экстримисткого характера и имеющие на день выборов неснятую и непогашенную судимость.

3) Подвергнутые административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование нацисткой атрибутики, а так же за производство и распространение экстримистких материалов, если голосование пройдет до конца срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

4) В отношение которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственную должность.

Этапы выборов схожи с рассмотренными, только вся страна – единый федеральный окруᴦ.

Кто может выдвигать кандидатов: политическая партия или путем самовыдвижения.

1) Самовыдвижение. Для поддержки самовыдвижение нужно собрать инициативную группу из 500 человек. Эта группа должна быть зарегистрирована ЦИК.

2) Выдвижение политической партии. Решение о выдвижении кандидата должно приниматься на съезде. Каждая партия может выдвинуть только одного кандидата. Можно ли выдвигать беспартийного от партии??

Оба кандидата должны собрать не менее 2 миллионов подписей в поддержку. Партии, представленные в Гос.Думе не собирают подписей. После сбора подписей ЦИК их проверяет и регистрирует. Проверке подлежат 20% подписей. Кандидатам дается удостоверение, с этого момента начинается агитация. Кандидат назначает около 600 доверенных лиц.

Кандидат в праве в любое время, но не позднее чем за 5 дней до голосования, снять свою кандидатуру.

Каждый кандидат обязан создать избирательный фонд (ст.58 ФЗ). Расходы не должны превышать 400 млн рублей, во втором 500 млн рублей.

Принцип равенства на ТВ, газетах и т.д. Предоставление бесплатного времени на определœенных телœеканалах. На общероссийских каналах: максимум час времени, на региональных – получаса предоставляется времени.

Агитационные мероприятия возможно проводить через печатные СМИ.

Общий еженедельный минимальный бесплатной печатной площади – не менее 5% от общего объема еженедельной печатной площади.

За 5 дней до дня голосования и в сам день голосования запрещено проводить и публиковать опросы общественного мнения.

Помимо бесплатного времени кандидат вправе купить эфирное время.

Таким образом агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на ТРК, а также в печатных СМИ начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается до дня голосования.

В случае отсутствия в день голосования на своем участке, избиратель вправе получить открепительное удостоверение. В территориальной избирательной комиссии – в промежутке от 45 до 20 дней до начала выборов, в участковой комиссии – менее чем за 19 дней.

Не ранее, чем за 15 дней до дня голосования – досрочное голосование.

Голосования в воскресенье с 8 до 29 часов местного времени. Избранным считается – 50% +1 голос, принявших участие в голосовании. В случае если никто не набрал, то через 21 день проводится повторное голосование (второй тур). Во втором туре достаточно относительного большинства.

В случае если выборы признаны недействительными или несостоявшимися (ст.76), то будут назначены повторные выборы. Не позднее 4х месяцев со дня голосования на первоначальных выборах, либо со дня признания выборов недействительными. Вступление нового президента прекращает полномочия старого. Новый президент вступает в должность произнесением присяги. Инаугурация.

Присяга президента произносится при наличии государственных символов: флага, герба.

ФКЗ «О флаге» от 25.12.2000, ФКЗ «О гербе» от 25.12.2000, ФКЗ «О гимне» от 25.12.2000.

14.11.11

22 декабря – День государственного флага.

Государственный флаᴦ.

Флаг – прямоугольное полотнище с тремя равно равновеликими горизонтальными полосами (белый, синий, красный). Отношение ширины к длинœе – 2 к 3.

Коммерческий флаг – появился при Петре I (по легенде – заимствован у голладнцев).

1858 - Императорский флаг – черный, желтый, белый.

1912 – флаг армии Корнилова.

В царской России с каждым правителœем принимался новый флаᴦ.

После развала СССР

Герб – золотой двуглавый орел на красном геральдическом щите. Над головами орла три короны. В лапах у орла скипетр и держава. На щите изображен всадник, побеждающий змея (дракона).

Гимн. «Старый новый» гимн

Компетенция Президента

1. Полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти:

А) Назначает Председателя Правительства (Премьер – министр) (С согласия Государственной Думы) п. А, ст.83 Конституции РФ.

Б) Назначает заместителя Председателя Правительства (По предложению Премьера)

В) Назначает или отстраняет от должности

Г) Имеет право председательствовать на заседании Правительства.

Д) Принимает решение об отставки Правительства (п. в, ст.83 Конституции РФ)

1) По собственному желанию Правительства

2) Случаи выражения недоверия Правительству Государственной Думой.

Е) Предлагает кандидатуру Председателя Верховного, Высшего Арбитражного и Конституционного судов. Назначение производит Совет Федерации.

Ё) Предлагает кандидатуру Председателя Центрального Банка, освобождает от должности (принимает Гос.Думы)

Ж) Назначает 5 членов ЦИК.

З) Предлагает кандидатуру Председателя Счетной Палаты.

И) Формирует и возглавляет Совет Безопасности.

К) Формирует администрацию Президента : 9 помощников, 2 главных управления, 17 управлений. Аппарат Совета Безопасности входит в Совет Безопасности. Возглавляет – руководитель администрации, у которого есть 2 заместителя. В администрации работает около 2000 человек. Администрация – НЕ орган государственной власти.

Л) Участвует в формировании общественной палаты. ФЗ от 11 апреля 2005 №32 – ФЗ «Об общественной палате». Общественной палата обеспечение взаимодействие граждан РФ с органами государственной власти с целью учета потребностей гражданина, защиты его прав и свобод, реализация гос. политики, в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.

Формирования (ступени):

1. Президент назначает 42 человека (представители общественности, активные деятели).

2. Эта группа из 42 человека назначает 2ую группу из 42 человек (общероссийские региональные организации)

3. 2ая группа назначает 3ю группу из 42 человек (представители региональных общественных объединœений)

Цензы: гражданство, возраст, состояние в общественной организации.

Срок службы 2 года (на 2ой срок не назначаются)

Могут выйти из состава или отказаться

М) Назначает и освобождает от должности руководство высших военных сил (по представлению министра обороны)

Н) Назначает и отсылает дипломатических представителœей (после консультаций с профильным комитетом парламента)

О) Формирует Государственный Совет – совещательный орган при Президенте (Указ от 1.09.2001). В его состав входят всœе руководители субъектов, председатель – Президент.

Президент и Федеральное Собрание.

1. Назначает выборы депутатов

2. Распускает Государственную Думу, если

А) Гос.Дума трижды отказала Президенту в кандидатуре на пост Председателя Правительства.

Б) В случае если Государственная Дума в течении трех месяцев повторно выражает вотум недоверия Правительству.

В) В случае если Гос.Дума отказывает в вотуме доверия Правительству.

Вотум недоверия Вотум доверия
Вопрос ставит Государственная Дума Выступает инициатором Председатель Правительства

3. Назначает референдум.

4. Обладает правом законодательной инициативы.

5. Подписывает и обнародует федеральные законы.

6. Обладает правом вето (вето – запрет). На ФКЗ и ФЗ о поправках к Конституции правом вето не обладают. После преодоления (опрокидывания) вето, Президент должен в течение 7 дней подписать и обнародовать закон.

7. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями.

21.11.11

1. Назначает полномочных представителœей в Федеральных округах.

Полномочный представитель - ϶ᴛᴏ должностное лицо, представляющее президента в пределах федерального округа. Это федеральное должностное лицо, входит в состав администрации президента.

Задачи пол.преда:

А) Организация работы в целях реализации внутренней и внешней политики.

Б) Организация контроля за исполнением решений федеральных органов власти

В) Представление президенту ежегодных докладов об обеспечении безопасности в округе.

2) Предлагает законодательной власти субъекта кандидатуру на должность руководителя субъекта.

3) Отстраняет от должностей руководителœей субъектов.

4) Президент вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов, в случае если они противоречат Конституции, международным организациям или нарушает права и свободы граждан (ч.2 ст.85 Конституции РФ)

5) Президент вправе роспуска законодательного органа субъекта.

6) Президент вправе отстранить от должности главу муниципального образования.

7) Имеет право внести в Государственную Думу проект ФЗ о роспуске органа местного самоуправления.

8) Обладает право использования согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов, а также между органами государственной власти субъектов (ч.1 ст.85)

Президент и судебная власть

1. Президент предлагает кандидатуры судей ВС, КС, ВАС. Назначение этих лиц проводит Совет Федерации.

2. Президент назначает других судей федеральных судов.

3. Предлагает кандидатуру генерального прокурора. Назначает Совет Федерации.

1 декабря 1993 года Конституционный Суд в своем постановлении установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела, Президент обязан издать акт о временном отстранении его от должности на время расследования дела.

4. Президент вправе обратиться с запросом в Конституционный Суд.

5. Осуществляет помилование (п.В ст. 89 Конституции РФ)

Военные полномочия Президента

1. Президент утверждает военную доктрину. Военная доктрина – система, официально принятых в государстве, взглядов, определяющих военно-политические, военно-стратегические, военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России.

2. Президент является Верховным Главнокомандующим (ч.1, ст.87).

3. В случае агрессии или угрозы агрессии вводит на территории РФ или на определœенной местности военное положение. ФКЗ от 31.01.02 № 1–ФКЗ «О военном положении». Актами агрессии против государств будут считаться:

А) Нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию РФ (включается территория посольств, кораблей, трубопроводов, арктических секторов)

Б) Военная оккупация

В) Бомбардировка территории Федерации.

Г) Блокада портов и берегов.

Д) Засылка иностранным государством вооруженных банд, наемников на территорию РФ от имени иностранного государства.

Президент вводит военное положение своим указом, о чем немедленно сообщают Совету Федерации и Государственной Думе. Должен быть рассмотрен Советом Федерации. Режим военного положения включает в себя применение следующих мер:

1) Усиление охраны общественного порядка.

2) Эвакуация объектов хозяйственного, культурного и социального значения.

3) Установление особого порядка въезда на данную территорию.

4) Привлечение граждан к выполнению работ.

5) Запрет забастовок, митингов.

6) Ограничение транспортных средств.

7) Комендантский час

8) Запрет продажи оружия, взрывчатых, ядовитых веществ.

9) Введение военной цензуры, вскрытие почтовой корреспонденции.

И так далее.

4. Президент издает указу о призыве граждан на военную службу с указанием численности призывников.

Полномочия в сфере внешней политики и чрезвычайного положения.

1) В соотвествии с ФКЗ о военном положении президент может ввести на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Главное цель – защита и свобод граждан и конституционного строя.

Основания введения чрезвычайного положения:

1. Попытка насильственного изменения конституционного строя – захват власти, беспорядки, мятежи.

2. Чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера.

Сроки введения чрезвычайного положения на территории всœей страны не дольше 30 суток, если в отдельных местностях – 60 суток.

В случае если сроки истекли, то считается, что чрезвычайное положение исчерпало, но если причины остались, то президент его продлевает.

Какие меры реализуются при введении ЧП:

1. Полное или частичное приостановление органов исполнительной власти субъектов.

2. Установление ограничение на свободное передвижение по данной территории. Может быть установлено ограничение иностранцев по передвижению..

3. Усиление мер по охране общественного порядка.

4. Приостановление деятельности опасных производств.

5. Установление особого порядка продажи продовольствия и предметов первой крайне важности.

6. Ограничение передвижение транспортных средств.

7. Установление ограничения на осуществление финансовой и экономической деятельности.

2) В соответствии с Федеральным законом от 23.06.95 « О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» Президент принимает решение о направлении контингента вооруженных сил за пределы РФ для миротворческой деятельности.

3) Осуществляет руководство внешней политике ( пункт а, ст.86)

4) В соответствие с ФЗ « О мобилизационной подготовке и мобилизации РФ» от 21.03.2002 в случае агрессии / угрозы агрессии президент объявляет о мобилизации ( с незамедлительным информированием Федерального Собрания).

28.11.11

5) Ведет международные переговоры (п.Б ст.86).

6) Подписывает ратификационные грамоты (п.в, ст.86). Ратификация – процесс «вживления» норм международного права в российское законодательство.

7) Принимает верительные грамоты и отзывные грамоты дипломатических представителœей.

Гражданство и награды.

1. Решает вопросы гражданства. Вопросы приема, восстановления гражданства, предоставляет почетное гражданство.

2. Предоставляет политическое убежище. Как иностранцам, так и апатридам.

3. Награждает государственными наградами. Помимо награждения существующими наградами, Президент может учреждать их. 2 марта 1994 года Указом Президента был учрежден Орден мужества, медаль Суворова, Ушакова. 30 декабря 1995 года Указом Президента был учрежден Орден Жукова и медаль Жукова.

4. Присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

Для исполнения своих полномочий Президент издает Указы и распоряжения. Распоряжение касается конкретного лица, Указ – группы лиц.

Условие вступления в силу, если иное не оговорено, то через 7 дней.

Прекращение полномочий Президента.

1. Нормальный порядок – присяга нового Президента является момента окончания полномочия старого.

2. Досрочное прекращение полномочий Президента.

Существует три процедуры в данном варианте:

1) Отставка. Инициатива прекращения полномочий идет от самого Президента͵ ᴛ.ᴇ. добровольный уход с подписанием документа.

2) По независящим от его воли причинам. По причинœе смерти или состояния здоровья (в коме). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда. В соответствии с Постановление КС от 11.07.2002 ᴦ. № 12 – П «По делу от толковании ст. 91, ч.2 ст.92 КС…»

3) Отрешение Президента от должности. Так называемый импичмент.

Основания:

1) Государственная измена.

2) Совершение умышленного тяжкого преступления (свыше 5 лет лишения).

Выдвижение обвинœений против Президента – инициатива принадлежит не менее, чем 1\3 депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения вопроса об отрешении в Думе создается специальная комиссия, которая готовит основания для отрешения. Решение об отрешении принимается на пленарном заседании Государственной Думы квалифицированным большинством (2\3). Подтверждение решений Государственной Думы заключениями ВС и КС. ВС суд проверяет наличие в действиях Президен


Читайте также


  • - Виды избирательных систем.

    Визбирательном праве каждойстраны закрепляется определеннаясистема представительства. Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, – избирательная система. Эти правила закрепляются в избирательном праве каждой страны. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды избирательных систем в зарубежных странах

    Прямое и косвенное избирательное право. Применение того или другого из указанных принципов или их определенное со­четание зависят от порядка формирования выборного органа. Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды избирательных систем.

    В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значения - широком и узком. В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды избирательных систем

    Избирательная система – установленный правом порядок организации и проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов различных уровней.     При мажоритарной избирательной системе избиратель голосует за конкретного кандидата. При... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Избирательные комиссии Избирательная система Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. Избираются: 1)Президент РФ, ... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Избирательные комиссии Избирательная система Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. Избираются: 1)Президент РФ, ... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Должностных лиц , а также определение результатов голосования. ЛЕКЦИЯ 71. Избирательная кампания в РФ. Публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, т.е она... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    Понятие избирательного права и процесса Тема 14. Российское избирательное право 1. Понятие избирательного права и процесса. 2. Виды избирательных систем. 3. Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса. Термин «избирательное право» употребляется в... [читать подробенее]


  • - Виды избирательных систем

    В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. Мажоритарная система– это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом... [читать подробенее]