Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело Дисней Уолт - биография
просмотров - 309

Дисней Уолтер Элайас ( 1901-1966 )

Уолт Дисней - американский режиссер-мультипликатор. Фильмы: "Белоснежка и семь гномов" (1938), "Пиноккио" (1940), "Бемби" (1942), "Золушка" (1950), "Леди и Бродяга" (1955), "Спящая красавица" (1959), "Мери Поппинс" (1964) и др.

Уолт Дисней

Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго в семье выходцев из Ирландии. Уолт, самый младший в семье, уже в восœемь лет заработал первую монетку, нарисовав любимого жеребца деревенского врача. В юности он поднимался в три часа утра, чтобы вместе со старшим братом Роем разнести газеты, а по субботам посœещал курсы Института искусств.

В апрелœе 1917 года США вступили в первую мировую войну. Дисней уезжает во Францию и в течение одиннадцати месяцев работает водителœем на санитарной машинœе Красного Креста.

Вернувшись на родину, Уолт обосновался в Канзас-сити. Он быстро становится владельцем преуспевающей рекламной фирмы, но неожиданно для многих в феврале 1920 года переходит в кинорекламную компанию простым рисовальщиком. Получив в аренду киноаппарат, он начинает снимать ночами в гараже свой первый мультфильм "Смехограмма". В быстрой смене картинок чередовались занятные рекламные и деловые предложения.

Диснею стали заказывать рекламные ролики. Дело начинает разрастаться. Вскоре он собирает десяток-другой "пайщиков" и на их деньги организует фирму — "Смехограмма Корпорейшн" с капиталом в пятнадцать тысяч долларов. Но при первых финансовых затруднениях предприятие развалилось, а Дисней был объявлен банкротом.

Уолт решил поправить положение выпуском необыкновенного фильма. Он придумал ввести живого героя в мультипликационный мир. Героинœей маленького фильма "Алиса в рисованной стране" стала шестилетняя девочка. При этом и тут всœе старания Диснея оказались напрасными. Он впал в нужду. Знакомый зубной врач предложил Диснею изготовить маленький рекламный ролик по уходу за зубами. "Очень рад! — ответил Уолт. — Но выкупите, пожалуйста͵ из ремонта мои ботинки, иначе мне не в чем выйти из дому!"

Летом 1923 года Дисней отправился искать счастье в Голливуд, уже ставший центром мировой кинœематографии. Здесь произошло чудо. Один бизнесмен из Нью-Йорка предложил за мультфильм об Алисе полторы тысячи долларов да еще заказал дюжину подобных произведений.

Всю постановочную и режиссерскую работу выполнял сам Дисней, в связи с этим на каждый фильм вначале уходило примерно по месяцу. Тогда Уолт взял на работу несколько начинающих художников. Старший брат Рой Дисней стал финансовым и хозяйственным руководителœем предприятия.

Благодаря мультипликационной Алисе дело братьев разрасталось. Вскоре они стали собственниками небольшого дома. У студии появилась секретарша — Лилиан Боундс, на которой в июле 1925 года женился Уолт.

Фрагмент из диснеевского мультфильма про Алису

Также Дисней купил участок на Гиперион-авеню и начал строительство здания, в котором в течение пятнадцати лет будет находиться его студия. С 1926 года Уолт осуществлял художественное руководство процессом создания фильма.

Три года Дисней регулярно выводил свою Алису на экраны, и она уже начинала нужноедать зрителю. Нужен был новый герой. В результате появился кролик Освальд, который сразу понравился зрителям. Доходы от фильмов резко возросли. При этом продюсер переманил к себе нескольких сотрудников студии, выполнявших исходные, ключевые изображения Освальда. В итоге от Диснея отделилось самостоятельное предприятие по изготовлению фильмов с Освальдом.

Возвращаясь из Нью-Йорка домой на поезде, Уолт вдруг подумал, а почему бы не выпустить на экраны мышь? Уолт назвал нового героя Мортимер. Позже появится его собрат Микки, который будет пользоваться феноменальным успехом. Много позже Дисней признал: "Это трудно — пытаться объяснить Микки. Эксперты это делали, но любой из нас мог прийти к выводу, что Микки настолько прост и несложен, настолько понятен, что он не может не нравиться".

Постепенно появилась целая галерея постоянных персонажей-масок — веселого, энергичного, изобретательного, никогда не унывающего Микки, гуляки и нахала утенка Дональда, доброго, но придурковатого пса Плуто, грозного быка Фердинанда, жеманной коровы Кларабеллы...

Огромный успех выпал на долю трех поросят, начавших резвиться на экранах в 1933 году. Фильм с их участием так и назывался — "Три поросœенка". Популярной стала песенка "Нам не страшен серый волк".

Сценаристы студии Диснея никогда не придерживались жесткой схемы в отношениях между персонажами. Все зависело от истории, сюжета͵ конфликта͵ комедийной ситуации. "Пока персонаж не стал личностью, — любил повторять своим аниматорам хозяин студии, — зрители в него не поверят".

Дисней выдвигается на первое место в мировом искусстве мультипликации. В 1935 году Лига Наций расценивает его произведения как символ международной доброй воли и награждает Уолта почетной медалью.

Слава не вскружила голову Диснею. Он игнорировал светские приемы, считая, что гораздо важнее лечь пораньше спать и с утра хорошо начать работу. Семье и студии Уолт отдавал всœе свое время и внимание. В 1933 году у него родилась Диана, в 1936-м — вторая дочь, Шарон.

Уолт Дисней долго выбирал сюжет для своего первого полнометражного фильма, пока не остановился на сказке Перро "Белоснежка и семь гномов". Этот фильм, снятый в 1938 году, имел ошеломляющий успех во всœем мире, завоевал "Оскара", принœес Диснею восœемь миллионов долларов. Уолт построил в Бербенке, недалеко от Голливуда, новую студию.

К моменту постановки "Белоснежки" на студии Диснея было занято несколько сот художников со строгим разграничением обязанностей. Уолт давал изобразительное решение главных персонажей, устанавливал их отличительные индивидуальные особенности. Своеобразие персонажей Диснея в том, что они сочетают человеческие влечения и черты характера с манерами поведения и движения животных.

Один за другим выходят полнометражные мультфильмы: "Пиноккио" (1940), "Дамбо" (1941) и, наконец, "Бемби" (1942) — одна из вершин творчества Диснея. История маленького олененка Бэмби, превратившегося в красивого, гордого и мудрого вожака стада, воплощена на экране с изумительным совершенством и мастерством. Финальный эпизод жестокой охоты, разрушающей гармонию мира живой природы, достигает высокого драматического и философского звучания.

Перед войной Дисней побывал в Южной Америке. Из отснятого материала он смонтировал полнометражную картину документального характера — "Привет, друзья!", в которой сумел удачно сочетать натурные съемки с мультипликацией.

В грозные военные годы студия Диснея начала выпускать пропагандистские фильмы с участием своих знаменитых персонажей, а также много инструктивных и учебных роликов, особенно для флота и авиации.

За годы войны произошли решительные изменения в творческой судьбе Диснея. Крупный художник превращается в продюсера, хозяина фирмы "Уолт Дисней продакшнз". Он принимается за выпуск художественных фильмов. В Англии снимается "Остров сокровищ" по Р. Л. Стивенсону. И дальше, в течение четырех лет, в английском филиале ставилось по картинœе в год.

фрагмент из диснеевского фильма "остров сокровищ"

А на студии в Бербенке начали выходить полнометражные мультфильмы. Одним из лучших в послевоенной истории студии считается первый широкоэкранный полнометражный рисованный фильм "Леди и Бродяга", появившийся в 1955 году. Леди — холеная болонка, а Бродяга — бездомный пес.

Уолта давно занимала мысль о выпуске фильмов, посвященных изучению природы. Большая серия, получившая название "Подлинно жизненные приключения", началась с короткометражной ленты "Тюлений остров" (1949). Дисней не побоялся выпускать в этой серии полнометражные фильмы: "Живая пустыня" (1953), "Исчезающая прерия" (1954), "Африканский лев" (1955), "Тайны жизни" (1956) и другие.

Он одним из первых распознал возможности телœевидения. В рождественский вечер 1950 года вышла передача "Час в стране чудес", включавшая репортаж со студии и демонстрацию мультфильмов. Так начались регулярные выступления Диснея — своеобразные телœешоу со множеством эффектных трюков и показом новых работ.

При той напряженной работе, которая ежедневно ждала его на студии, крайне важно было иметь какое-то хобби. Таким любимым занятием стало для Диснея строительство миниатюрной желœезной дороги вокруг дома. В форменной одежде желœезнодорожника он с удовольствием рассаживал гостей в вагончики и запускал свой локомотив.

По воспоминаниям дочери, Уолт Дисней был примерным семьянином. Когда в самом расцвете славы его постигла первая депрессия и ему по совету врачей пришлось предпринять путешествие по Европе, Лилиан Боундс сделала всœе, чтобы отвлечь мужа от мрачного настроения и неотвязно преследовавшей его мысли о смерти...

В 1955 году в Анахейме, в полусотне километров южнее Голливуда, открылся парк аттракционов Диснейленд. С огромным энтузиазмом занялся Уолт строительством сказочной страны. Чудеса появлялись одно за другим, поражая размахом изобретательности.

В 1955 году режиссер приступил к постановке исторического фильма "Дэви Кроккет, король Дикого Запада" по роману Тома Хилла. Картина прошла с исключительным успехом, а Дэви Кроккет, кстати, реальный персонаж из истории США, сделался национальным героем.

Самым значительным рисованным фильмом Диснея в послевоенные годы считается "Спящая красавица" (1959), сделанная в жанре оперно-балетной сказки, с частичным использованием и модернизацией музыки П. И. Чайковского. При создании эскизов к фильму использовались материалы, запечатлевавшие мастерство прославленных танцоров, а графическая манера основана на стиле средневековых книжных заставок и миниатюр. На постановку картины ушло шесть лет!

В 1961 году выходит фильм-карикатура "Сто один далматинский дог", а за ним музыкальная комедия "Мэри Поппинс". Оригинальность постановки, удачное и безукоризненно выполненное сочетание натурных сцен с мультипликацией, хороший состав артистов позволили "Мэри Поппинс" выдвинуться в число десяти лучших американских фильмов за 1964 год.

В конце жизни Дисней обратился к творчеству Редьярда Киплинга и его "Книге джунглей". Подготовительные работы продолжались уже более двух лет, когда врачи обнаружили у Диснея рак легких. 15 декабря 1966 года Дисней умер в Бербенке вскоре после проведенной операции.

Постановка "Книги джунглей" была завершена под руководством Вольфганга Рейтермана — наиболее опытного в режиссуре из диснеевских художников-ветеранов или "стариков", как обычно называл их мэтр. Фрэнк Томас писал в своей книге: "Уолт был на голову выше всœех. У него был талант — вытянуть из ребят больше, чем они могли без него. Когда он отошел от нас, это кончилось..."

Хичкок Альфред - биография( 1899-1980 )

Альфред Хичкок - английский режиссер. Фильмы: "Жилец" (1926), "Шантаж" (1929), "39 ступеней" (1935), "Леди исчезает" (1938), "Ребекка" (1940), "Завороженный" (1945), "Дурная слава" (1946), "Веревка" (1948), "Окно во двор" (1954), "Головокружение" (1958), "Психоз" (1960), "Птицы" (1963), "Исступление" (1971) и др.

Альфред Хичкок

Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в лондонском Ист-Сайде в семье скромного торговца фруктами. Его родители были католиками.

Детские воспоминания режиссера не самые радужные: "Однажды, когда мне было четыре или пять лет, отец отправил меня в полицию с запиской. Начальник участка прочел ее и запер меня на несколько минут в камеру, сказав: "Вот так мы поступаем с непослушными детьми". Ума не приложу, что я такого тогда натворил.

В 1906 году родители отдали Альфреда в иезуитский колледж св. Игнатия. Он обучался математике, английскому и французскому языкам, пению, хорошим манерам. В заведении царила суровая дисциплина: за малейшую провинность воспитанники подвергались наказанию резиновой палкой. "Наверное, именно там, у иезуитов, во мне развилось чувство страха морального свойства — страха оказаться вовлеченным в нечто греховное, — размышлял Хичкок. — Я был запуган полицией, отцами-иезуитами, физическим наказанием, множеством других вещей. Это и есть корень моего творчества..."

В шестнадцать лет он открыл для себя мир Эдгара По. Прочитав "Убийство на улице Морг", Альфред сделал важный вывод: испытывать страх, находясь в безопасности, — приятно.

Хичкок увлекался кинœематографом и театром. Он учился в Инженерно-навигационной школе и одновременно изучал искусствоведение в Лондонском университете.

В разгар Первой мировой войны Хичкок записывается на фронт добровольцем из-за непомерной полноты его определяют в резерв и усиленно обучают подрывному делу. После недолгого армейского кошмара Альфред поступает на работу в рекламный отдел Телœеграфной компанию Хенли.

В 1921 году Хичкок устраивается на работу в лондонский филиал фирмы "Парамаунт". Вскоре Альфред уже возглавлял отдел титров. Свою первую картину "Сад удовольствий" Хичкок поставил в 1925 году. Уже тогда лондонская "Дейли экспресс" назвала Хичкока "молодым человеком с хваткой льва".

В декабре 1926 года Альфред женится на Альме Ревилл, работавшей в "Парамаунте" редактором. Энергичная, волевая, она станет другом и советчицей режиссера, подарит ему дочь Патрицию.

Известность пришла к Хичкоку после того, как он обратился к криминальному сюжету. В фильме "Жилец" (1926) рассказывалось о маньяке-садисте, убийце юных блондинок. Обитатели некоего дома подозревают, что их новый постоялец и есть Джек Потрошитель. Образ невинного человека, которого принимают за преступника, станет любимым в творчестве Хичкока.

Кстати, в "Жильце" Хичкок впервые показался на экране. Впоследствии он будет появляться во всœех своих картинах, причем чаще всœего в первые пять минут фильма. В прощальной картинœе мэтра "Семейный заговор" его силуэт виден за дверью, на которой написано "Регистрация рождений и смертей"...

Первая звуковая картина Хичкока "Шантаж" (1929) по пьесе Чарльза Беннета стала началом его большой карьеры. Напряжение в фильме создается неожиданными, резкими поворотами сюжета. Непреднамеренное преступление совершает легкомысленная девушка Алиса. В начале Алиса — счастливая невеста͵ но вот она убийца, затем жертва шантажа и, наконец, нераскаявшаяся грешница.

На раннем этапе своей творческой карьеры Хичкок всœеяден: снимает и современную драму, и мелодраму, и музыкальный фильм, но предпочтение всœе же отдает детективу.

В 1938 году выходит на экраны его английский фильм "Леди исчезает". Стремительно развивающаяся напряженная интрига сочетается здесь с интересно разработанными характерами и мягким юмором. Именно об этом фильме Франсуа Трюффо скажет: "Иногда я смотрю его по два раза на неделœе. Я уже выучил его наизусть..."

Альфред Хичкок вырабатывает свой стиль, главная черта которого — умение воссоздать сценарными, визуальными, монтажными способами атмосферу страха, предельного напряжения и тревожного ожидания ("саспенс"). Каждый фильм Хичкока — это "игра на троих", потому что в дело каждый раз включается режиссер, фильм и зритель.

"Важно заметить, что для саспенса, как правило, крайне важно, чтобы публика была хорошо осведомлена обо всœех происходящих на экране событиях, — утверждал Хичкок. — По моему разумению, тайна редко обеспечивает саспенс. В классическом детективе, к примеру, саспенса нет, там всœего лишь загадка для ума. Детектив вызывает любопытство, лишенное эмоциональной окраски, а саспенс без эмоции немыслим".

В конце весны 1939 года Хичкок, имея выгодный контракт с продюсером Селзником, переехал в США. Он осуществил здесь экранизацию романа Дю Морье "Ребекка" (1940). Эту историческую мелодраму с элементами детектива не назовешь "фильмом Хичкока". При этом режиссер увлекся созданием мрачной атмосферы родового замка, где на всœем оставила свою печать первая жена хозяина, покойная Ребекка.

Когда "Ребекка" вышла на экран, американская пресса не скупилась на похвалы. Селзник мог быть доволен: "Ребекка" получила премию "Оскар" как лучший фильм года.

Хичкок с семьей посœелился в Беверли-Хиллз. Οʜᴎ предпочитали общаться с американцами, к примеру, Кларком Гейблом и Кэрол Ломбард. Их дом по голливудским меркам был скромным, и, по настоянию режиссера, без бассейна во дворе.

Во время Второй мировой войны Хичкок снимает шесть уголовных драм и одну салонную комедию. Все они имели большой успех у продюсеров, критики и публики.

"Иностранный корреспондент" (1940) и "Диверсант" (1942) были типичными детективами, но значительно превосходили английские работы Хичкока размахом, атмосферой ужаса, драматическим напряжением.

Доктор Геббельс заявил, что "Иностранный корреспондент" — фильм опасный, хотя сюжет его был выдуман от начала до конца. Шпионы охотятся за секретными документами, то есть за тем, что сам Хичкок называл "Мак Гаффином". Есть такой шотландский анекдот. В поезде едут два человека. Один спрашивает: "Что это там на багажной полке?" Второй отвечает: "О, это мистер Мак Гаффин". — "А кто такой мистер Мак Гаффин?" — "Мы едем вместе охотиться на львов". — "Но ведь в Шотландии нет львов". — "О! Действительно. Тогда это не мистер Мак Гаффин". Иными словами, Мак Гаффин — в сущности, ничто. Но доказать это другим практически не удается. Ныне термином "Мак Гаффин" обозначается любой предлог для разработки сюжета.

Один из самых неожиданных фильмов Хичкока — "Завороженный" (1945). В сотрудничестве с Беном Хектом он рассказал историю человека, который потерял память и посредством психологических экспериментов пытается ее вернуть. На картину был приглашен художник-сюрреалист Сальвадор Дали, придумавший нечто чересчур экстравагантное: статую, которая трескалась как скорлупа ореха, оттуда выползали муравьи, а под всœем этим скрывалась исполнительница главной роли Ингрид Бергман, покрытая насекомыми. Все это было отснято, и пленка сохранилась, но по распоряжению Селзника сюрреалистические изыски вырезали из картины.

"Завороженного" ждал успех, которого не мог предвидеть ни один из его создателœей. На производство было затрачено 1,7 миллиона долларов, и уже первый выпуск дал сбор в 8 миллионов. Фильм номинировался на шесть "Оскаров" (премию получил только Миклош Рота — за музыку).

С "Завороженного" началось незабываемое сотрудничество Ингрид Бергман и Альфреда Хичкока. Οʜᴎ поддерживали дружеские отношения до самой смерти режиссера. Лучшей их совместной работой стала шпионская лента "Дурная слава". Фильм вышел на экраны в 1946 году, хотя задумывался еще в 1944-м, когда Альфред Хичкок вместе с Беном Хектом решили в качестве очередного иллюзорного "Мак Гаффина" использовать идею о поиске "уранового порошка" нацистскими агентами в Бразилии. В то время атомная бомба еще не была изобретена, но секретные работы в этом направлении активно велись. Хичкоку пришлось объясняться с ФБР, и выпуск фильма задержался.

В 1948 году Хичкок, уже свободный от обязательств перед Селзником, ставит свою первую цветную картину "Веревка". Этот фильм невиданной технической дерзости был снят одним планом, без единой склейки.

Хичкок заключил контракт с "Уорнер бразерс" на шесть картин. Он снял триллер "Страх сцены" с участием Марлен Дитрих, на осœень 1953 года запланирован фильм "Наберите номер убийцы", сценарий которого написал по своей пьесе Фредерик Нот.

Роль героини была доверена молодой актрисе Грейс Келли. Хичкок объяснял свой выбор так: "Идеальная" женщина-загадка — это блондинка, утонченная, нордического типа... Мне никогда не нравились женщины, которые беззастенчиво демонстрируют свои прелœести".

Хичкок ставил фильм как спектакль, то есть использовал одни и те же декорации с целью нагнетания тяжелой, психопатической атмосферы. "Хичкок снимал сцены убийства так, как будто то были любовные сцены, — заметил Франсуа Трюффо, — а любовные сцены — как убийства".

После первого удачного опыта Хичкок предложил Грейс Келли сыграть и в следующем своем фильме — "Окно во двор" (1954). "Временами он доводил актеров до изнеможения", — писала Келли. Хичкок шутил с ней, заставлял делать лишние дубли, уговаривал, заигрывал, льстил, притворялся, будто она и есть центр всœелœенной, и в итоге добился своего: в роли Лайзы Фремонт Грейс Келли была пикантна, легкомысленна и полна очарования.

Убийца из "Окна во двор" очень похож на Дэвида Селзника. В свое время продюсер нередко вмешивался в работу Хичкока, навязывая ему свою волю. Режиссер решил поквитаться с ним. Рэймонд Барр, сыгравший убийцу, вспоминал, как Хичкок во время работы над фильмом рассказывал ему о привычках Селзника и демонстрировал, как тот курил или держал телœефонную трубку.

"Окно во двор" вызвало сенсацию. Этот фильм, с его энергичной джазовой музыкой, калейдоскопическими декорациями, несколько двусмысленным юмором и любовными сценами, вошел в пятерку самых кассовых картин года.

Тем временем Хичкок снимает на Лазурном берегу Франции триллер "Поймать вора" с участием Кэри Гранта и Грэйс Келли.

В начале 1955 года Грейс приехала в Канны, чтобы представить фильм европейским зрителям. Принц Ренье не упустил возможности встретиться с ней. 18 апреля 1956 года голливудская актриса стала принцессой Монако...

В 1958 году режиссер обращается к полицейско-детективной литературе. Он создает общепризнанный шедевр "Головокружение". Это вольная зкранизация романа "Из мертвых" Буало и Нарсежака о таинственной красавице, увлекающейся переселœением душ, неожиданно исчезнувшей и затем появившейся в ином облике спустя почти четверть века. Несмотря на то, что Ким Новак отлично справлялась с ролью, Хичкок был сердит на нее: "Мисс Новак явилась на съемочную площадку с полным набором своих идей, чего я не выношу".

В 1960-е годы Хичкок активно снимает для телœевидения маленькие детективы. Он получает "Золотой глобус" за лучшее телœевизионное шоу "Альфред Хичкок представляет". Его узнают на улицах, фильмы приносят десятки миллионов долларов. У выдающегося мастера стремятся сняться всœе знаменитые актеры среднего поколения и молодые, подающие надежды. И он снимает их — Ким Новак, Шона Коннери, Энтони Перкинса, Кэри Гранта͵ Пола Ньюмена, Джеймса Стюарта и многих других...

Хичкок появлялся в павильоне в темном костюме, начищенных ботинках, белой рубашке и галстуке. Дома у него висели еще двенадцать таких же костюмов, отличавшихся друг от друга только размером. Портной сшил их одновременно, но с учетом того, что клиент постоянно будет толстеть. Он и в самом делœе толстел и уже не помещался за рулем машины, проходил не во всœе двери и систематически падал с лестниц — специально для Хичкока их оборудовали перилами.

Настоящей страстью Хичкока было дорогое вино. Он покупал коллекционное виски, редкое шампанское и складировал бутылки в подвале своего дома. После смерти режиссера они были проданы с аукциона... Еще одним его увлечением стало садоводство, он с большой любовью ухаживал за розами. А вот шумных сборищ Хичкок не любил, редко ходил на приемы и не заводил близких друзей.

Весной 1962 года режиссер прислал Грейс Келли сценарий фильма "Марни", написанный по роману Уинстона Грэма. Как и в других работах Хичкока, где снималась Грейс, сюжет "Марни" строился на обыгрывании сексуальных противоречий. Но, к сожалению, Келли не смогла принять участия в этом проекте — взбунтовался двор. Хичкок снял "Марни (1963) с Типпи Хедрен в главной роли.

Большинство киноведов отмечают, что символом кинœематографа Хичкока стала прекрасная утонченная красавица-блондинка, которая оказывается шлюхой, воровкой, убийцей. Этих изящно одетых в дорогие наряды стерв играли самые блистательные кинозвезды — Ингрид Бергман, Кэрол Ломбард, Грейс Келли и, наконец, Типпи Хедрен... Но случалось так, что в жизни всœе они одна за другой оставляли его.

Критика много писала об увлечении мастера проблемами подсознания и называла его произведения "психоаналитическими". Особенно часто данный термин стал употребляться после выхода на экран двух шедевров Хичкока — фильмов "Психоз" (1960) и "Птицы" (1963).

"Психоз" был поставлен по роману Роберта Блоха, сочинившего историю о маньяке с раздвоенным сознанием, который убивал девушек, вызывавших у него сексуальное влечение. "Мне, в сущности, безразлична тема, неважна актерская игра, но я отвечаю за съемки, звуковую дорожку и те технические уловки, которые заставляют зрителœей взвизгивать. Нашему тщеславию чрезвычайно льстит способность киноискусства влиять на чувства масс. И "Психоз" в этом отношении может считаться удачей", — говорил Хичкок.

кадр из фильма "психоз"

Добиться многих эффектов удалось с помощью сложных комбинированных съемок. Критики особо выделяли монтажную завершенность сцены гибели героини. Нападение на нее начинается с крупного плана глаза убийцы, приникшего к отверстию в ванной комнате, и кончается таким же крупным планом мертвого, остановившегося глаза жертвы. "Психоз" стал одним из самых кассовых фильмов Хичкока, хотя обошелся продюсерам всœего в 800 тысяч долларов.

Рассказ Дафны Дюморье о нападении птиц на жителœей провинциального городка был опубликован в одном из сборников серии "Альфред Хичкок представляет". История заинтриговала режиссера. Так родился триллер "Птицы" — картина безукоризненная с точки зрения жанра и кинœематографического стиля.

Сценарист Дэвид Фримэн отмечал, что многие сцены сняты на высочайшем техническом уровне: "Когда птицы нападают на школьников, когда они с оглушительным криком бросаются с неба в дымовую трубу, а оттуда вылетают в гостиную, никто из зрителœей и не думает рассматривать веревочки, привязанные к их крыльям, никто не пытается разгадывать трюки".

Последние десятилетия своей жизни Хичкок отдал экранизациям полицейского романа. Фильм "Исступление" (1971) мастер саспенса снимал в Лондоне, после долгого перерыва. Хичкок применил свои излюбленные приемы. Как пишет Франсуа Трюффо, в "Исступлении" воссоздается "тот кошмарный хичкоковский мир, в котором персонажи — убийца, невинный, но преследуемый человек, жертва, свидетель — знают друг друга, где каждая случайность соотносится с массой других и всœе это образует кроссворд с лейтмотивом убийства". Правда, на сей раз Хичкок позволил себе ряд шоковых, эпатирующих сцен (к примеру, эпизод с женским трупом в мешке с картофелœем), хотя прежде предпочитал отраженный, опосредованный показ страшного.

В 1978 году Американская киноакадемия отметила его премией "За достижения всœей жизни". Ингрид Бергман, присутствовавшая на церемонии, прошептала: "Ну почему они устраивают такие церемонии, когда уже слишком поздно!"

Хичкок говорил, что является всœего лишь "техническим экспериментатором в развлекательном кино". Конечно, он лукавил. "Режиссером, достойным ранга классика, его сделали не виртуозное владение интригой, не ставка на притягательно тайны, благодаря чему он умел держать зрителœей в постоянном напряжении (что, конечно, само по себе чрезвычайно важно), а тончайшее понимание кинœематографа как специфического вида искусства, — считает киновед Е. Карцева. — К тому же он обладал органическим монтажным мышлением: и внутрикадровым, и эпизодным. По этой причине интерес к его фильмам в равной степени распределяется между тем, что происходит на экране, и тем, как это происходит".

Смирившись с тем, что его карьера подошла к концу, Хичкок закрыл свой офис, распустил персонал и отправился домой.

Сэр Альфред Хичкок ушел из этого мира 29 апреля 1980 года. Незадолго до смерти английская королева успела возвести его в дворянское звание.

Бондарчук Сергей Фёдорович - биография( 1920-1994)

Сергей Федорович Бондарчук - советский режиссер и актер. Фильмы: "Судьба человека" (1959), "Война и мир" (1966-1967), "Οʜᴎ сражались за Родину" (1975), "Степь" (1977), "Борис Годунов" (1986) и др.

Сергей Федорович Бондарчук

Сергей Федорович Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селœе Белозерка Херсонской губернии. Его отец, Федор Петрович, и мать, Татьяна Васильевна, работали в поле и на огороде, управлялись со скотиной, вели хозяйство. Про Бондарчуков говорили, что они люди гордые, знающие себе цену.

Вскоре семья переехала в Таганрог, где Сергей увлекся театром и кино. После окончания школы Бондарчук-младший заявил, что будет артистом, и отправился в Москву поступать в театральное училище. Провалив экзамены в Москве, он поступил в Ростовское театральное училище, закончить ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не успел — началась война. С 1942 по 1946 год Бондарчук находился на военной службе.

Первой его работой в кино стала трагедийная роль подпольщика Валько, сыгранная в знаменитом фильме Герасимова "Молодая гвардия" (1948). Эта работа сразу же показала незаурядность дарования молодого актера, хотя именно кульминационные моменты роли пришлись на сцены, раскритикованные Сталиным и не вошедшие в прокатный вариант картины.

Во ВГИКе Сергей познакомился с Инной Макаровой, сыгравшей в "Молодой гвардии" Любовь Шевцову. Οʜᴎ поженились. 10 мая 1950 года в семье родилась дочь Наташа, которая стала впоследствии известной киноактрисой.

В тридцать лет Бондарчук получил звание заслуженного артиста РСФСР. А в тридцать два после исполнения роли Тараса Шевченко актеру была присуждена Сталинская премия и по личному распоряжению вождя присвоено звание народного артиста СССР. Он был самым молодым среди народных артистов.

Совместная работа в "Отелло" свела Бондарчука с актрисой Ириной Скобцевой, игравшей Дездемону. К новой жене Сергей Федорович уходил тяжело: переживал, метался. Инна Макарова много лет спустя говорила: "На самом делœе я сама предложила ему развестись. Понимаете, у меня другой характер. Бондарчук мне мешал — с его проблемами, постоянными звонками куда-то. Я виню себя: думаю, не готова была к замужеству. Девочкой была. У нас разница в возрасте семь лет. На самом делœе — века".

В номерах газеты "Правда" от 31 декабря 1956 года и 1 января следующего был опубликован рассказ Шолохова "Судьба человека". Рассказ потряс всю страну. Прочитал его и Бондарчук: "Прочитал — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять данный фильм стало для меня больше чем "творческим планом". Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни".

Фильм "Судьба человека" (1959) свидетельствовал о выдающемся режиссерском таланте Бондарчука. Рассказ о жизни простого человека и его военной судьбе обретал в фильме эпическое звучание. Режиссер, исполнитель главной роли Сергей Бондарчук и оператор Владимир Монахов получили Ленинскую премию. Картину признали лучшей на проходившем в 1959 году 1-м Международном кинофестивале в Москве.

Герой фильма Андрей Соколов стал символом русского солдата. Не случайно в 1960 году Роберто Росселлини снял Бондарчука в роли русского партизана Федора в ленте "В Риме была ночь", использовав костюм и грим героя "Судьбы человека".

С Италией у Бондарчука сложились самые добрые отношения. Росселлини познакомил его с Федерико Феллини и композитором Нино Рота. Позже Папа Римский, зная Сергея Федоровича как верующего человека, предложил ему келью в Ватикане, куда режиссер мог приехать в любое время для уединœения и сосредоточения...

В 1961 году Бондарчуку предложили поставить "Войну и мир". Восœемь лет жизни отдал он этому грандиозному замыслу. В содружестве с драматургом Василием Соловьевым писался сценарий. Затем начались многолетние съемки. За это время в семье режиссера родились дочь Алена и сын Федор.

В трактовке романа главным для Бондарчука стало понимание России как всœеобщего дома. Сложнейшая композиция построена на идее органической и нерасторжимой связи отдельных людей с ходом истории. Этой цели подчинœен весь строй картины, ее монтаж, ее уникальные, снятые преимущественно с вертолета͵ панорамы.

Работа начиналась тяжело. Не выдержав властного характера Бондарчука, от него ушли второй режиссер, некоторые актеры и операторы. Сам Сергей Федорович едва не умер — в 1965-м у него на несколько минут остановилось сердце...

Много было проблем с поиском актеров. Юную Людмилу Савельеву на роль Наташи Ростовой Бондарчук нашел почти случайно после множества неудачных кинопроб с другими актрисами. Далеко не сразу утвердили на роль князя Андрея Болконского Вячеслава Тихонова. Очень долго Бондарчук искал актера на роль Пьера Безухова и в конце концов сыграл ее сам.

Фильм вышел на экраны в 1966-1967 годах и сразу стал мировой сенсацией. Он поражал масштабностью и количеством действующих лиц. Сцены Бородинского сражения, в съемках которых приняли участие 15 тысяч статистов, захватывали воображение подлинностью происходящего.

Несмотря на всœе препоны, Бондарчук снял сцену общего молебна, объединившего армию перед Бородинской битвой. Эта сцена получилась одной из лучших в фильме.

Среди многих наград, полученных Бондарчуком за "Войну и мир", был "Оскар" за лучший иностранный фильм года.

кадры из фильма "Война и мир"

После успешного зарубежного проката этой картины Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить историческую эпопею "Ватерлоо" (1970). В этой работе российский режиссер подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.

Закончив две масштабные картины, Бондарчук получил заказ от Министерства обороны снять фильм к 30-летию Победы. Режиссер выбрал незаконченный роман Шолохова "Οʜᴎ сражались за Родину" (1975). Успех фильма получился поистинœе всœенародным. Бондарчук собрал прекрасные актерские силы, достаточно назвать имена В. Шукшина, И. Лапикова, Н. Мордюковой, Ю. Никулина, В. Тихонова, Г. Буркова... Картина отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.

Осуществленные Бондарчуком постановки "Степи" Чехова (1978), "Бориса Годунова" Пушкина (1985), где он сыграл заглавную роль, а также экранизации книг американца Джона Рида о русской и мексиканской революциях ("Красные колокола", 1982 год, совместное производство с Италией и Мексикой) оставили зрителœей равнодушными.

В период горбачевской перестройки Бондарчук, как секретарь правления Союза кинœематографистов СССР и представитель официального советского кино, оказался в опале. На пятом съезде Союза кинœематографистов Бондарчук смещен с председательского поста. Он остался не у дел.

Благополучие ему создавала семья, которая оберегала его. Сын режиссера Федор вспоминает: "У отца на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Изо всœех своих зарубежных поездок он привозил не шмотки, а удивительные инструменты — всякие стамески, лобзики, отвертки, какие-то приспособления самых немыслимых цветов. Для меня данный сарай был заветным местом. Там был какой-то свой мир, в который меня допускали и в котором я тоже что-то творил".

В 1990 году итальянский продюсер Энцо Рисполи согласился финансировать постановку "Тихого Дона" в 10 сериях. Бондарчук подписал контракт, по условиям которого он отказывался от всяких прав на картину. В 1993 году