Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело Вопросы для контроля
просмотров - 269

1. Какой был самый выдающийся сборник рассказов Бунина?

2. Почему Бунин не мог вернуться на Родину?

3. Как оценивали русские писатели-эмигранты творчество Набокова?

4. Каковы были мотивы в произведениях Набокова?

5. Составьте план-конспект главы «Литература русского зарубежья». Обратите особое внимание на смысл понятия «миссия русской эмиг­рации», на характеристику базовых этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры.

6. «Что такое русская литература XX века, на это не может в от­дельности ответить ни зарубежье, ни СССР», — писал в 70-е годы критик-эмигрант В. Вейдле. Согласны ли вы с этой точкой зрения? До­кажите свою мысль на примере конкретных имен и произведений.

7. Какое значение имела тема России в литературе русского зару­бежья? Назовите жанры литературы зарубежья, в которых преоблада­ла тема памяти.

Литература

основная литература:

1. Баран Х., Богомолов Н.А., Бойчук А.Г. История русской литературы конца Х1Х - начала ХХ века. в 2-х тт. - М.: ИЦ «Академия», 2009.

2. Дьякова Е.А., Катаев В.Б., Келдыш В.А. История русской литературы конца Х1Х - начала ХХ века. - М.: ИЦ «Академия», 2009.

3. Тимина С.И., Гряклова Н.Ю. Русская литература ХХ века. - М.: ИЦ «Академия», 2011.

дополнительная литература:

1. Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М.: Советский писатель, 1992.-316 с.

2.Глэд Дж. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье.

М., 1991.

3.Долинин А. Цветная спираль Набокова// Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Эссе. Интервью. Рецензии. –М.: Книга, 1989. – С.438-469.

4.Ковчег: Поэзия первой эмиграции.- М., 1991.

5. Литература русского зарубежья. Антология. -М., 1991.

6. Литература русского зарубежья. 1920—1940.- М., 1993.

7. Писатели русского зарубежья (1918—1940). Справочник.- М.,

1994. Ч. 1.

8. Третья волна: Антология русского зарубежья.- М., 1991.

ЛИТЕРАТУРА 1920-Х ГОДОВ

1.Развитие литературы после революции.

2.Поэзия.

3.Проза.

3.1.Разное изображение революции и гражданской войны писателями разных поколений и мировоззрений.

3.2.Трагедийное начало в литерату­ре 20-х годов о революции и гражданской войне.

3.3. Острота исторических и нравственных конфликтов;

нравственно-этическая и философская проблематика произве­дений;

художественные принципы изображения взаимоотношений личности и коллектива, человека в историческом потоке, нравствен­ного выбора личности; принципы психологического анализа.

4.Драматургия.

5.Сатира.

В первые послереволюционные годы народ с оружием в руках отстаивал свои завоевания. Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её. Рушится быт, понятия, вкусы. “ Земля встает дыбом – всœе переворотилось, сдвинулось со своих мест”, - как указывал В.Полонский. Революция поставила перед писателœем вопрос: с кем он? Ответ на данный вопрос и определял позиции литературных направлений. На первый план выдвинулись пролетарские писательские организации. Формировалась литература с ведущим методом – социалистическим реализмом. Лидеры большевиков представляли новую культуру более высокой, чем старая.

Сложность литературной обстановки выразилась в наличие многочисленных литературных течений и группировок. Продолжал существовать футуризм, который в начале 20 века распался на ветви: конструктивизм, ЛЕФ и др. Группа «кузница» пропагандировала пролеткульт.

Сегодня очевидно, что границы имен, произведений и проблем, затронутых в учебной и научной литературе, и относящихся к 20-м годам, следует расширить. Наряду с Горьким, Маяковским, Есениным следует рассматривать творчество Платонова, Булгакова, Ахматовой, Мандельштама и многих других авторов.

В 20-е годы было многообразие жанровых и стилевых поисков: социалистический реализм – Горький; реализм – Толстой; философская проза - Булгаков, Платонов; романтизм – А.Грин, Б.Лавренев. Но наиболее яркой чертой литературы 20-х годов является своеобразие ее исторического сознания.

Дело в том, что произведения о революции и гражданской войне, созданные в 20-е годы, рассматривались как книги о современности (исключения делались для «Тихого Дона», «Хождения по мукам» и, с некоторыми оговорками, «Белой гвардии»). Многие произведения 20-х годов рассказывали не об отдаленном историческом прошлом, а о личном опыте, о пережитом вместе с родной страной и народом на изломе истории.

Говоря о своей молодости, академик Д. С. Лихачев отмечал, что в 20-е годы «стремились к знанию, общению, как спорили, протестовали, любили, отвергали – в общем, жили! Жили ярко, хотя и испытывали в те годы большие трудности и с одеждой, и с едой, и со всœеми мелочами и крупными жестокостями быта» (Лихачев Д. С. Вступительная статья // Юность. – 1987.-№11.- с. 37).

2. Именно поэзия была самым ярким явлением в литературе и заняла ведущее место. В развитие поэзии после революции значительный вклад внесли А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский. Владимир Маяковский в эти годы написал «Левый марш», «Оду революции» и др. Есенин понимает революцию как крестьянский рай: стихотворения, поэма «Анна Снегина». И становится известной крестьянская поэзия: Клюев, Клочков, Орешин.

В.Брюсов сознательно принял революцию, стихи поэта этой поры: “Товарищам интеллигентам”, ода “Труд” и др. А.Блок поддерживал октябрьские движения, его поэма “12” была восторженно воспринята современниками. В поэзии Д.Бедного (Е.Придворова) обозначилась пролетарская струя. В годы гражданской войны у Д.Бедного вышло 45 книг, народной стала песня «Проводы»(1915г).

Поиски романтического в новой действительности ощущается в поэзии Н.Тихонова, М.Светлова, Э.Багрицкого. В поэзии наблюдается конкретный исторический подход к человеку и действительности, более сложными стали конфликты, углублялись размышления о судьбе человека. Первые шаги в поэзии делают А.Сурков, П.Васильев и др. В лирике преобладало эмоциональное восприятие и восторженное прославление мира. Главным героем часто была масса, воспевалась красота освобожденного труда, городов, заводов. Развивается национальная поэзия.

Уже в 20-е годы литература сформировала представление о гражданской войне как о трагедии, общей беде нации. Страницы произведений полны сцен боёв, расправ, распространились натуралистические подробности: обилие крови, насилия. Писатели показывают всœеобщее озлобление, жестокость с обеих воюющих сторон. Террор стал реальностью гражданской войны.

Главное событие 20-х годов – гражданская война - кровавая трагедия, продолжавшаяся 4,5 года, в которой каждая воюющая сторона доказывала свою правоту. Гражданская война порой представлялась как схватка “хороших” красных и “плохих” белых. Люди по ту сторону баррикад сражались за свою правду. Потеряв всё, многие даже в эмиграции сохранили в своих сердцах Россию. Одни приняли новый мир как свой, другие отстаивали собственные идеи. Не сопоставив разные точки зрения, нельзя понять такие сложные события, как революция и гражданская война.

В случае если в романах Д.Фурманова «Чапаев» и А.Фадеева «Разгром» показаны отдельные судьбы героев, то у А.Серафимовича в романе «Желœезный поток» создается конкретно исторический образ массы. Этим он сближается с писателями первых послеоктябрьских лет (Малышкиным), но стремлением преодолеть абстрактное видение народа решительно отличается от своих предшественников. У Серафимовича показан процесс становления образа и народной массы. Образ «желœезного потока» формируется в результате преодоления людьми огромных трудностей, в желании достигнуть поставленных целœей, соединиться с силами Красной Армии. От страницы к странице усиливается трагизм. А.Серафимович показал конкретный характер жизненной народной драмы. Народная душа вместила не только ожесточение, но и способность к сочувствию, к сопереживанию. Душа не ожесточилась в борьбе.

Писатели (Фурманов, Серафимович, Фадеев) не ставили точку в конце слова «борьба». В контексте их художественного творчества, в художественном сознании писателœей 20-х годов, всœегда после этого слова было продолжение представлений о ценностях: совестливость, благородство, покаяние.

Автор сосредоточил внимание на начальном и заключительном этапе развития характера, сам процесс становления выпал (к примеру, Фурманов говорил, что Чапаев не верил газетному, письменному слову, но под влиянием разговоров с Клычковым, он преодолевает такое отношения, но как это произошло, мы не видим). Так же и с верой в Бога. В «Чапаеве» нет психологической глубины характера. В «Разгроме» в этом плане несколько по-другому представлено. Та же задача: создать образ героя времени, показать человека из народа (Морозку) и “правильного” человека Левинсона. Создавая образ Левинсона, Фадеев вступает в полемику с распространенным изображением большевика как “желœезного человека”. У А.Фадеева Левинсон – обычный, он неказист на вид. Сила его - в силе духа, близости к людям, в чутком сердце. Суровая действительность заставляет Левинсона делать жестокий выбор. Фадеев избирает особую ситуацию: ориентирует читателя на события лета-осœени 1919г – времени разгрома партизанских отрядов на Дальнем Востоке. Трагическая ситуация – разгром партизанского отряда – вынесена в заглавие. Автора интересует кризисная ситуация, как проявляет себя человек в экстремальных условиях. В сюжете “Разгрома” главную роль играют не батальные сцены, а повествование об отдельных героях, отсюда и названия глав. Фадеев отказался от тех обширных комментариев эволюции характера, событий, ᴛ.ᴇ. отказался от публицистического начала, характерного для “Чапаева”. На первом плане – самораскрытие героя через его речь, поступки, через сравнение с другими героями.

Задуман был роман «Разгром» А.Фадеевым в 1921-1922 гᴦ., основное время создания 1924-1926 гᴦ., период партийной работы А. Фадеева в Краснодаре и Ростове-на-Дону.

Отдельные главы романа (за исключением последней) были опубликованы в периодической печати в 1925-1926 гᴦ.: «Советский юг» (19 июля 1925 ᴦ.; 24 января 1926 ᴦ.), журналы «Октябрь» (№7, 12 за 1925 ᴦ.), «Молодая гвардия» (№7, 12 за 1926 ᴦ.), «Комсомолия» (№7 за 1925), «Лава» (№2-3, 4 за 1925 ᴦ.; №2 за 1926 ᴦ.). В 1927 году «Разгром» А. Фадеева впервые был выпущен отдельной книгой в ленинградском издательстве «Прибой».

А.Фадеев подчеркивал, что в «Разгроме» он стремился не к фактическому изображению людей и событий эпохи гражданской войны, а к созданию социально-психологической образов.

Кроме произведений прозы о гражданской войне («Чапаев», «Желœезный поток», «Разгром») ставились в литературе проблемы: выбор жизненного пути («Записки юного врача» М.Булгакова), проблема личного счастья («Сердце» В.Катаева) и др. Фома Пухов (Платонов «Сокровенный человек») заключает в своем интеллектуальном мире огромные ценности. Его жизненный опыт нисколько не ниже, чем у героев Фадеева и др. Платонов заостряет внимание на диалоге Пухова. Он в своих заключениях и обобщениях выглядит состоятельным человеком.

«Белая гвардия» (1923-1924 гᴦ.) (на материале романа написана пьеса «Дни Турбиных»). Гражданскую войну и революцию М.Булгаков воспринимал глазами тех, кто оказался по ту сторону революционных баррикад. У Булгакова, в отличие от Блока, Маяковского, Фадеева и других, герои объективно не поддерживают революцию, но они люди честные, способные на глубокие переживания. Булгаков не принял революцию как социальное явление в целом. Это очевидно в «Собачьем сердце». У Булгакова свои представления о жизни, ее ценностях. Ему были близки и понятны: дом, семья, родство людей, малая родина, мир природы, традиции, любовь. Неслучайно, что в «Белой гвардии» в центре семья, с добрыми отношениями между ними и скорбью об умершей матери. Семейный уют противопоставлен тому, что происходит за пределами дома – революция, которая хотела оставить детей без дома, без веры, без культуры. Булгакову важно утвердить мысль, что человек живет для счастья, любви, и от этого он не может отказаться в любой ситуации. Булгаков выступал против разрушения могущественного государства и оправдывал тех, кто был частью единой нации и защищал честь русского человека. Дом Турбиных оказался сильнее революции и выдержал всœе испытания. Последние слова романа дают нам понять что, по мнению автора, и белые и красные по-своему виноваты в событиях этой жестокой революции.

В первые послеоктябрьские годы настойчиво распространялась мысль о счастье не для человека, а для народа, забвение человека ради интересов массы.

У Б. Лавренева в повести «Сорок первый» (1924) оба главных героя – жертвы страшного мира – Марютка (Мария Басова) и Вадим Говоруха–Отрок, поручик белой армии, пленник Марютки, оказываются на необитаемом острове. Автор рассказывает любовную историю, переплетая идиллию с трагедией. Поручик полюбил духовную дикарку, отравленную всœем виденным, идеологией “малинового” Евсюкова (были реквизированы ядовитые оттенки анилиновых красителœей для покраски кожаных курток комиссаров). Он – натура поэтическая, по образованию филолог, ему свойственно чувство прекрасного, портрет подчеркивает его тонкость и одухотворенность: красота͵ голубые глаза и т. д. Стихи Марютки неумелые, но рвутся из сердца полуграмотной рыбачки. Духовное противоречие в душах героя и героини: он – гуманист, убегающий от людей, она – стремится к людям, но она пропитана убеждениями. Выстрел Марютки в Говоруху-Отрока направлен в ее сердце. Женщина убивает свою единственную любовь, свое будущее. Он становится 41-м среди ее жертв. Так обыгрывается название произведения. «Что же я наделала?» - данный последний вопль Марютки впору было подхватить всœей стране – авторская позиция. Как бы теперь не сложилась ее дальнейшая судьба, она обречена на духовную гибель.

В романе Е.Замятина «Мы» фантастически возникает возможный вариант общества будущего. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-нумеру, лишенному имени, было внушено, что в отказе от «Я» и растворении в «Мы» - это счастье.

Автор проводит мысль, что жизнь - это стремление к идеалу. Роман - предупреждение о власти машин и власти государства, о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотребления насилия над личностью. Тревоги писателя не были напрасными: народ пережил коллективизацию и сталинизм, репрессии, страх и застой, «Мы» - предостережение от отказа сопротивляться.

4. В драматургии20-х годов происходят те же процессы, что и в прозе. Содержанием драматургии также как и прозы были события революции и гражданской войны. Пьесы этого времени передают острую борьбу времени, противопоставление одной силы другой, но всё же в них появляются новые черты. В них была сделана попытка выразить не только идею той или иной политической силы, но заглянуть в тайники души и увидеть мир в его сложности и многообразии. «Мистерия-Буфф» Маяковского - первая революционная пьеса.

Путь в революцию, нравственный выбор, героизм и гуманизм показан в “Любови Яровой” К.Тренёва (1926) – в центре которой изображен человек с великим богатством внутреннего мира.

Героическая драма: Первой пьесой, ставшей как бы переломной, была пьеса В.Билль-Белоцерковского “Шторм” (1925). В ней автор создает собирательный образ массы. Здесь есть нерасчлененное восприятие действительности: только белая и черная краски, революция в старом мире и контрреволюция в новом. Вместе с тем, были созданы пьесы: Б.Лавренев “Разлом”, В.Иванов “Бронепоезд 14-69”. В 20-е годы начинают появляться национальные театры с репертуаром героического характера.

Социально-психологическая драма 20-х начала 30-х гᴦ. представлена такими произведениями, как:“Дни Турбиных”, “Бег” М.Булгакова; “Закат” И.Бабеля, в которых показаны углубленный психологизм и острота драматических конфликтов.


Читайте также


  • - Вопросы для контроля конечного уровня знаний – 15 минут

    Работа № 10. Ультраструктура хромосом – 20 минут Работа № 9. Распределение полового хроматина X в различных типах клеток у женщин (работа 9) – 20 минут Работа № 8. Строение клеточного центра (по данным электронной микроскопии) – 15 минут Изучите и зарисуйте с таблицы в... [читать подробенее]


  • - ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

    ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ Тема: ДИСБАКТЕРИОЗЫ ЧЕЛОВЕКА 1. Что такое дисбактериоз? Дать определение 2. Какие существуют еще термины (синоним) для обозначения понятия "дисбактериоз" 3. Что такое нормоценоз (эубиоз) организма? 4. Положительные функции нормальной... [читать подробенее]


  • - ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

    1.Назвать роль комплемента в гуморальном факторе защиты. 2.Когда происходит выработка I и II типа интерферона? 3.В чем отличие полноценных АГ от неполноценных? 4.Когда аутоантигены вызывают образование АТ? 5.Какие АГ и АТ могут взаимодействовать между собой? 6.Назвать... [читать подробенее]


  • - ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

    Иммуномодуляторы. Анафилактический шок, приступы бронхиальной астмы, крапивница 2. Реакции II типа (гуморальные) АТ адсорбируются на поверхности клеток крови. Развивается гемолитическая анемия. 3. Реакции III типа (иммунокомплексные) Благодаря активизации... [читать подробенее]


  • - ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

    Завершенный незавершенный хемотаксис есть прилипание есть поглощение есть переваривание нет При завершенном фагоцитозе важную роль играют лизосомы фагоцитов. Лизосомы – внутриплазматические образования,содержащие более 80 ферментов, которые участвуют в... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля

    1. Как описывает события гражданской войны М. Шолохов в «Донских рассказах»? 2. Почему разделились мнения критики на образ Григория Мелехова? 3. Обрисуйте пейзажную картину в романе «Тихий Дон». Какую она играет функцию? 4. Назовите элементы фольклора в эпопее. 5.... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля знаний

    Необходимый минимум знаний для выполнения промежуточного тестового контроля знаний МИРА ТЕМА 3. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ Форма проведения–комбинированное занятие с использованием следующих модулей: · промежуточный тестовый контроль знаний; ·... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля знаний

    Необходимый минимум знаний НАСЕЛЕНИЯ МИРА ТЕМА 2. ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ Форма проведения–семинарское занятие с тематическим ИНТЕРНЕТ -обзором «Демоскопа» и промежуточным тестовым контролем знаний. Промежуточный тестовый контроль включает два вопроса: 1.... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля знаний

    Необходимый минимум знаний для выполнения промежуточного тестового контроля знаний Промежуточный тестовый контроль знаний включает И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ТЕМА 6. МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ МИРА ТЕМА 5. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН МИРА Динамика численности... [читать подробенее]


  • - Вопросы для контроля знаний

    Требования к отчету Методика проведения опыта и обработки результатов 1. Измеряют величины наружного D и внутреннего d диаметров вала. 2. Производят предварительное нагружение образца силой 100 Н для устранения зазоров в системе и снимают показания с... [читать подробенее]