Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело Лекция 1. Культурная атмосфера послевоенного десятилетия и 50-60-х годов. Феномен «оттепели».
просмотров - 401

Всю литературу ХХ века можно разделить на два больших периода — СЛАЙД 1. Мы будем изучать второй период, который, в свою очередь, можно разделить на следующие периоды — СЛАЙД 2. Начнем с 1950-60-х.

Первые послевоенные годы знаменовали переход от героического к прозаическому состоянию мира. Исчезла причина, кот. объединяла людей — война— и возникло чувство несовпадения личных и общественных интересов. Впервые в русле соцреализма появляются произведения, отражающие ценность отдельно взятой личности: «Золотая карета» Леонова, «Возвращение» Платонова. Война позволила взглянуть на советское общество другими глазами, в людях, привыкших рисковать собственной жизнью и берущих ответственность на себя, пошатнулась вера в справедливость существующего государственного строя. С другой стороны, сама победа воспринималась как мудрость вождя и правильность строя. По этой причине патриотический подъем сохраняется, война оставалась главным переживанием нации на протяжении 20 лет, но усиливается чувство одиночества и вины перед погибшими, такие настроения расходились с официозом. Раскрепощение масс, произошедшее в годы войны и особенно непосредственно после победы сменилось репрессиями конца 40-х — начала 50-х годов и затем «желœезным занавесом», состоянием холодной войны. Война открыла глаза на социальное устройство общества. Эти разнонаправленные настроения по-своему преломились в художественном процессе. Одну линию задал Казакевич повестями «Звезда» и «Двое в степи» (героико-романтическая), другую – психологического натурализма задал Некрасов повестью «В окопах Сталинграда». Первая линия возвышала войну до апокалиптических высот, другая – бытовая — вывела войну на нравственный уровень, сместилась вглубь советского общества, позволяя определить ценность человека в пограничных условиях.

Но этим тенденциям не дали развернуться, главная причина в жесточайшем идеологическом надзоре, установившемся сразу после войны. Один за другим выходят постановления:

§ 14 августа 1946 года о журналах «Знамя» и «Звезда» (где были напечатаны произведения Зощенко и Ахматовой, кот. оказались идеологически непроверенными);

§ 26 августа «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»;

§ 4 сентября «О кинофильме «Большая жизнь».

§ В августе 1948 года сессия ВАСХНИЛ осудила генетику и молекулярную биологию, монопольное положение заняла антинаучная группа Т. Д. Лысенко (эта борьба описана в романе В. Дудинцева «Белые одежды»)

§ 1948 — первый всœесоюзный съезд советских композиторов, в формализме обвинœены Д. Шостакович, С. Прокофьев. А. Хачатурян.

Начинается компания борьбы с космополитами, скатившаяся в откровенный антисемитизм, ошельмовываются Ахматова, Зощенко, Платонов. В этой атмосфере всячески поощряется тенденция помпезности, ложной эпичности и псевдомасштабности, особенно в этом преуспело кино: «Падение Берлина», «Сталинградская битва», «Третий удар». Вновь набирает силу производственный роман, где человек рассматривается в контексте коллектива (В.Кочетов «Журбины»). Все это свидетельствовало о том, что вновь возобладала тенденция соцреализма, кот. преодолевалась во время войны. Новых книг выходило немало, но их художественный уровень был крайне низок, это были скорее иллюстрации к идеологическим догмам, нежели полноценные произведения. Конец 40-х – начало 50-х годов - ϶ᴛᴏ самое позорное время в истории русской литературы, когда административная система с новой силой стремилась унифицировать литературу и искусство.

При этом и на этом фоне наметились некоторые тенденции, предопределившие появление таких произведений, как К. Паустовского «Далекие годы» (1945) и «Золотая роза» (1953-55), М. Пришвина «Глаза земли», Б. Пастернака «Доктор Живаго», Л. Леонова «Русский лес».

Следующий временной отрезок, последовавший за послевоенными годами принято называть «оттепелью» по названию одноименной повести Эренбурга. У этого периода нет четких границ, но есть некие знаки: знак начала – секретный доклад Хрущева на ХХ съезде партии (февраль 1956); знак конца – подавление «пражской весны» советскими танками (август 1968), середина — 1961 год полет Гагарина в космос, что знаменовало расцвет Сов Союза, выход вперед всœех стран по всœем показателям. Это время стало временем свободы. В культурное сознание стали возвращаться имена Булгакова, Цветаевой, Платонова, Мандельштама, 26 декабря 1962 года в Большом зале ЦДЛ прошел вечер памяти М. Цветаевой — огромное по значению событие, стало возможным знакомство с фильмами итальянского неореализма, с художественным авангардом, с книгами Камю, Хемингуэя, Фолкнера, Беккета. Такая атмосфера благоприятствовала появлению значительных произведений во всœех областях искусства. Для русской литературы первое послесталинское десятилетие стало временем возрождения утраченных ценностей. Освобождение от сталинского наследия, попытки доискаться корней несчастливого прошлого народа, стремление осмыслить современное советское общество вызвали к жизни целое литературное направление (антисталинская литература, «лагерная» проза В. Шаламова «Колымские рассказы», А. Солженицына, Е. Гинзбург «Крутой маршрут», М. Кураев «Ночной дозор», Г. Владимова «Верный Руслан»). Благодаря этому были напечаты стихотворения Евтушенко «Бабий Яр» и «наследники Сталина», сделавшие его всœемирно знаменитым.

Крупнейшим и неожиданным явлением литературы 60-х годов стало её разделœение на «городскую» и «деревенскую» вопреки всœем традициям русской литературы. Хотя эта терминология вызывала осуждение писателœей и критиков, она осталась, выражая суть литературных процессов. «Городская» проза, начинавшая как молодая и исповедальная, осваивала пласты городской жизни, с её конфликтами и бытом, поискми места в жизни и самоопределœением героев (А. Гладилин, А. Кузнецов, В. Аксенов, В. Максимов, Г. Владимов). «Деревенская» проза исследовала национальные начала народной жизни, в первую очередь крестьянства, его устои и нравственные ценности. Она опиралась на русскую классическую литературу. Проблема традиций, истории народной жизни была характерна для того времени. В 1952-54 годах в «Новом мире» были опубликованы очерки В. Овечкина «Районные будни», статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», что способствовало разворачиванию широкой дискуссии.

В 1968 году «Вопросы литературы» организовали дискуссию о славянофилах, что не случайно. Но в народопоклонстве эту литературу обвинить нельзя, она показала всю сложность и противоречивость человека из народа. Патриотизм, по Солженицыну, не угодливое служение нации, не поддержка несправедливых её притязаний, а раскаяние за пороки и грехи нации. Новый уровень общественного сознания был связан с открытием новых страниц истории и культуры. Выйдя к переоценке прошлого (коллективизация), деревенская проза обозначила новый рубеж художественного сознания.

Сдвиг в общественном сознании сказался в литературе 60-х годов в эволюции авторской позиции и типа повествования. Когда личность стала выходить на первый план, её внутренний мир получать самоценность, повествование начинает утрачивать свою безликость и отстраненность— рождение «Я». «Лирическая проза» в первую очередь продемонстрировала рождение нового художественного мышления личным тоном повествования. У Солоухина, Берггольц, в исповедальной — Гладилина, Максимова, Аксенова слово повествователя окрашивается близостью к миру героя, а эмоционально-нравственная оценка исходит от рассказчика или героя. Особенности восприятия интеллигенции: напр. Э. Неизвестный — она явилась создателœем официальной идеологии, двоемыслие как плесень стало очевидно в атмосфере оттепели и детанта. Это относится не только к общественному, но и художественному сознанию. Литература того времени показала, что двойное сознание является результатом тоталитарной несвободы, рабской зависимости человека от власти. Литература воссоздала процесс распада личности в жестких условиях тоталитарного режима. Сила литературы 60-х в том, что она обернулась лицом к нравственным проблемам человека, задавленного властью и живущего по лжи. Раздвоенное сознание оказалось не только привилегией интеллигенции, но с тало особенностью внутренней жизни людей разных общественных слоев (В.С. Синœенко Эволюция художественного сознания в лит-ре 60-х // Поэтика русской прозы ХХ века.— Уфа, 1995. С. 123-135. Здесь цитаты со стр. 126-127; 130, 131. 132).

Периодика:В журнал «Новый мир» возвратился Твардовский, в 1963 году «Известия» напечали его поэму «Теркин на том свете», напечан рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». «Новый мир» становится центром нонконформистских взглядов. Литература этого времени поставила главный вопрос — вопрос о духовных ценностях и, прежде всœего, о свободе во всœех её проявлениях. В конце 50-х годов родился Самиздат — СЛАЙД 8, так была названа литература, ходившая по рукам в виде списков и машинописи. Среди произведений, появившихся в Самиздате, были воспоминания Е. Гинзбург, «Колымские рассказы» Шаламова. В 1959-61 годах появились рукописные журналы «Синтаксис» под редакцией Александра Гинзбурга, «Феникс» — Юрий Галансков, «Метрополь».

1960-е — время возникновения диссидентского движения СЛАЙД 7

В официальной критике также возникли многие литературно-художественные журналы, это «Дружба народов» 1955, «Юность» 1955, «Москва» 1957, «Вопросы литературы» 1957, «Наш современник» 1964. На страницах этих журналов развернулись глобальные споры о положительном герое, о художественной правде, о народном и национальном, о путях развития рассказа и романа, эти споры определил развитие русской литературы.

ВЫВОД: Основные черты поэтики литературного процесса этого времени. СЛАЙД 10. Литературу этого времени интересует либо конкретный маленький человек (успех «Судьбы человека» Шолохова), либо лит. выходит к общечеловеческим проблемам, прислушивается к законам бытия (Гроссман «Жизнь и судьба»). Возникает чувство тотального одиночества, отделœенности от семьи, от общества, социума. Это чувство экзистенциальное, эстетика 60-х воплотила тоску по свободной социальной единœенности. Потеснился исторический априоризм (литература ушла от программ, манифестов, канонов, происходит отталкивание от эстетики соцреализма). Уходит принцип идеализации действительности, на смену ему приходят принципы аналитизма и критики. Изменяется историзм литературы, интересным становится не будущее, а настоящее. Мир перестает быть четко поляризованным, он становится поликонфликтным, это связано с тем, что личность становится более суверенной, на первый план выходит личность неповторимая и противоречивая, большую роль начинает играть психологизм. А затем придет и философское видение мира, уходит авторитарный авторский голос, появляется диалогичность, исповедальность, возникает чувство живой, полной конфликтов жизни, постепенно изменяется жанровый состав лит-ры: на первый план выходят новелла и рассказ.

J 1960 дают литературе второй половинœе ХХ века литературные течения, что определят всё её развитие — Основные литературные течения 60-90-х годов.СЛАЙДЫ 3-6

Критерии выделœения: концепция мира и человека; поэтика (принцип воплощения концепции).

1. Реализм (деревенская проза, онтологическая проза, «производственная» проза громкая лирика, тихая лирика). Представление о мире как разумно устроенном, обращенность к прошлому, кот идеализируется, настоящее и будущее плохо, ибо лишено идеалов. Человек — деятель, способный изменить обстоятельства. Поэтика: монологичное авторское слово, поэтика изобразительности (отражение действительности так, как она есть), причинно-следственные связи, целœенаправленная диалогичность, кот строится согласно воле автора.

2. Критический реализм. Малый мир (быт) и малый человек в нем. Хаотично устроенный мир, давление обстоятельств над человеком (детерминированный человек). Мир видится как нечто целое, неделимое, без Бога, без бытия. Поэтика: мощный психологизм, изобразительное начало, детализация, аппеляция к голосу жизни, выход голоса персонажа на первый план.

3. Экзистенциальный реализм (военная проза, Домбровский, Солженицын, лирика экзистенц переживания: Тарковский, Ахмадулина, Самойлов). Мир состоит из реальности и надреальности, кот воплощается в культуре, истории, Боге. Человек самодостаточен, духовен, существуя в мире реальном, должен выйти за его пределы своим сознанием и постичь мироздание, законы жизни, экзистенции. Поэтика: ситуация пограничья, ситуация выбора, отказ автора от слова, символизация, притчевость, использование коллективного бессознательного.

4. Неоавангардная литература (модернизм, постмодернизм). Мир видится как разрушение целостности, обломки, исчезают абсолюты, идеологические, культурные, социальные ценности, человек приобретает черты маргинальности, отстраненности от мира и культуры. Поэтика: «смерть автора», сюжетная «сетка», отрицание причинно-следственных связей, неомифологизм, интертекст, гипертекст, диалогизм.