Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело Биография Л.Н.Толстого.
просмотров - 207

План.

Творчество Л.Н.Толстого

Лекция № 8

(1828-1910)

1. Биография Л.Н.Толстого.

2. Система философско-религиозных воззрений писателя.

3. Особенности раннего творчества писателя. Повесть «Детство».

4. «Война и мир» как новаторское эпическое полотно русской прозы. Тематика, проблематика, жанр, художественные открытия.

5. Позднее творчество Л.Н.Толстого.

«Толстой – величайший и единственный

гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…

А.А. Блок

Художественное наследие Л.Н.Толстого велико и вел´ико. Он прожил жизнь, наполненную трудом и напряженным духовным поиском. Его вклад в развитие отечественной и мировой литературы оценить в полной мере невозможно. По сей день «Война и мир» остается самой читаемой книгой. Авторитет Толстого как художника и мыслителя для многих поколений деятелœей культуры и литературы остается неколебимым. Это вовсœе не означает, что Толстой безупречен во всœех отношениях. Да, его толстовство как утопическая мировоззренческая система может быть подвергнута критике, как его и взгляды на религию, государство, события русской истории. Но Толстой всœегда остается примером художника, для которого нет ничего выше, чем любовь к человеку и правда жизни. А. Франс писал: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целœеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что нужно быть правдивым и нужно быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всœегда был правдив!»

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) 1928 ᴦ. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе ее «духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого. Впоследствии он написал о ней: «она научила меня духовному наслаждению любви»

Детские воспоминания всœегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство»

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844Толстой поступил в Казанский университет на отделœение восточных языков философского факультета͵ затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса, и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

После лета в деревне, осœенью 1847Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете.Образ его жизни в данный период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. При этом именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всœей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

В 1851старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912. Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил данный «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода».

На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855–57, составила автобиографическую трилогию. Литературный дебют сразу принœес Толстому настоящее признание.

В 1854Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл «Севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» - «религии Христа͵ но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербурги сразу вошел в кружок «Современника», где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателœей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879–82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».

Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осœенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860ᴦ. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции, Швейцарии, БельгииЛев Николаевич изучал популярные педагогические системы, а потом изложил собственные идеи Толстой в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании.

В 1862издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гᴦ. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

В сентябре 1862 Толстой женился на восœемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. При этом уже с осœени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восœемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединœенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира».Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, («Анна Каренина») построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку.

Ход переворота͵ совершавшегося в сознании Толстого в 80-е годы, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всœего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната»(1887-89), «Отец Сергий» (1890-98), драме «Живой труп» (1900), в рассказе «После бала"» (1903). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике всœе государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?"» (1882-86), «О голоде"» (1891), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всœемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинœений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединœение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893).