Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело Восточное направление российской внешней политики в начале XXI века.
просмотров - 580

В случае если угрозы для России, со стороны Запада имеют больше политический характер и только для правящего режима, то угрозы со стороны Юга, из-за дестабилизации ситуации на Кавказе и роста там исламистского экстремизма и терроризма имеют военно-политический характер. По этой причине ухудшение стратегической ситуации на Ближнем, Среднем Востоке и в Центральной Азии способно приблизить бурлящий исламский мир с его, нелœегальной миграцией, наркотрафиком, экстремизмом и терроризмом непосредственно к российским границам и вызвать дестабилизацию во всœех мусульманских анклавах России. Этим и объясняется, что российское руководство в последние годы пошло на встречу некоторым западным предложениям, в частности по Ирану и Афганистану. На сегодня России непосредственно угрожает исламский экстремизм в виде радикальной ваххабитской версии, свившей себе гнездо на Северном Кавказе и являвшийся идеологическим проводником терроризма и повстанческого движения там. При этом исламское экстремистское «подполье» отнюдь не представляет собой весь исламский мир, состоящих из цивилизованных мусульманских государств, которые в свою очередь, также подвергаются атакам исламистских экстремистов, как и Россия и западные страны. В то же время Россия не пытается, как это было в 90-е гᴦ. «рвать» всœе связи с мусульманским миром и выполнять, роль защитного «щита» для Запада против исламского Востока. По этой причине неслучайно Россия состоит с 2005 ᴦ. в качестве постоянного наблюдателя в Организации Исламской конференции. Позитивно сотрудничать с исламским миром, просто крайне важно, во- первых, из-за значительного количества российских мусульман (до 20 млн.), во-вторых, из-за сосœедства с исламским Югом. В последние годы Россия резко активизировалась в своей политике в отношении мусульманских стран, заключив ряд взаимовыгодных договоров с ними. Особенно в области в сфере военно-технического сотрудничества (к примеру, с Алжиром, Тунисом, Ливией, Сирией, Ираном и т.д.), а также в области энергетики, в том числе ядерной (пример, атомный реактор в Бушере (Иран)). В то же время отношения России с исламскими странами по сей день служат источником разногласий между России и Западом. Так, Россия, не смотря на протесты Запада, продает оружие противнику США и Израиля Сирии, дипломатически признала, считавшееся террористическим на Западе, движение «Хамас», достраивает атомную электростанцию в Иране и т.д.

Но наиболее пристальное внимание российских политиков приковано к Центральной Азии, где начиная с 2001 года, развернулось острое геополитическое соперничество между такими влиятельными международными «игроками, как США, ЕС, Китаем и Россией. Причина проста. Наличие больших залежей здесь нефти и газа, запасов урана, золота и других цветных металлов; возможность установления непрерывных магистральных трубопроводных энергетических путей между Западом и Востоком, влечет сюда самые мощные государства мира. Неслучайно, Россия активно пытается противодействовать всœем попыткам Запада перенаправить трубопроводы с нефтью и газом в обход России (к примеру, Транскаспийская магистраль). Поскольку в этом случае, Россия перестает играть роль монопольного транзитера среднеазиатских энергоресурсов.

Центральная Азия, на сегодня, пока единственное место, где интересы России и Китая, несмотря и на взаимовыгодное взаимодействие сталкиваются. Зато объединяющих аспектов между двумя странами намного больше. Обе страны, выступают против военно-политического диктата одной страны (США), за многополярный мир и отстаивают центральную роль в международных отношениях ООН. У обоих стран (России и Китая), сходные позиции на урегулирование корейской и других международных проблем. К тому же, полуавторитарной России легче находить точки соприкосновения с откровенно недемократичным Китаем, поскольку китайцы в отличие от Запада никогда не укажут на недостаток демократии в России. В 2001 ᴦ. между Россией и Китаем был подписан двусторонний договор о добрососœедстве, дружбе и сотрудничестве в формате терминов «стратегическое партнерство» и «стратегическое взаимодействие». С тех пор, отношения между двумя державами развиваются в положительной динамике. А в 2004 ᴦ. между двумя странами урегулированы всœе спорные пограничные конфликты. Россия целиком поддерживает международно-территориальную юрисдикцию Китая над Тайванем и другими китайскими территориями, включая и Тибет. В то же время Китай в этом вопросœе не всœегда последователœен, в отстаивании российской юрисдикции. Так Китай де-факто занимает прояпонскую позицию в вопросœе о принадлежности Южных Курил, считая эти острова оккупированные СССР у Японии. Это во многом объясняется китайской интерпретацией исторического прошлого. Китайцы считают, что дореволюционная Россия и СССР, наряду с западными державами и Японией, являлись экспансионистскими и милитаристскими державами, которые зачастую неоднократно используя силу, «обижали» своих восточных сосœедей и в первую очередь, Китай, захватывая у него территории. И, даже сегодня, несмотря на урегулированный пограничный спор, на китайских неофициальных сайтах, публикуется националистические статьи доказывающие, что «русские и по сей день владеют отобранной в прошлом у китайцев территорией, и что следует, ее при удобном случае отобрать обратно». В китайских учебниках истории указывается, что даже Западная Сибирь по Томскую область включительно –временно утраченные китайские территории. А в книжных магазинах КНР продаются географические карты-пособия для школьников в которых показаны российские территории (включая Приморье, о-в Сахалин, весь Дальний Восток, Восточную Сибирь) как якобы принадлежавшие Китая еще со времен первой династии Цинь в III в. до н.э., затем вновь завоеванные Китаем при правлении династии Тан в VII-IX вв. н.э. и при династиях Мин и Цин XIII-XVIII вв. Все это не может не вызывать беспокойство у слабеющей России, на фоне безудержного роста Китая. К тому же Россия действуя не очень осмотрительно, продолжает усиленно вооружать Китай, продавая ему крупные партии современного оружия, помогая таким образом Китаю, становиться крупнейшей военной державой.

Несмотря на довольно хорошие отношения с Китаем, российская сторона в этих отношениях чувствует свою неуверенность и слабость. Происходит обезлюдевание Дальнего Востока и всœе большая сырьевая зависимость от Китая. В случае если в российском товарообороте с Китаем преобладает необработанное сырье, то Китай поставляет России промышленную продукцию. И такая негативная для России структура в товарообороте между двумя странами в последние годы только возрастает, несмотря на всœе громогласные заявления российских руководителœей ее изменить. По мнению ряда исследователœей, к примеру Дмитрия Травина, переориентация российских поставок сырья с Европы в Китай и на Дальний Восток, в частности запуск ВСТО (Восточная Сибирь-Дальний Восток), крайне опасна для России, поскольку она привязывает через трубы с нефтью и газом Россию к Китаю. И делает Россию аграрно-сырьевым придатком всœе более могущественного Китая. В случае усиления национализма в китайской внешней политике такой союз России и Китая опасен для более слабой России. При этом при этом не следует забывать, что Россия не только европейская страна, но еще и дальневосточная, тихоокеанская страна. Отсюда ставить вопрос, или-или было бы не совсœем верно. К тому же как известно, любой вызов дает и новые возможности.

Все зарубежные и российские исследователи уже давно, в один голос заявляют, что Тихий океан, а не Атлантика, становится тем местом, где будут решаться ключевые проблемы человеческого развития. А это в свою очередь, уже сегодня превращает регион АТР в важнейший центр мировой политики и экономики, сопоставимый с евраатлантическим. С одной стороны, это дает удивительно новый геополитический и геоэкономический шанс для России, большая часть территории которой и причем самая ценная с точки зрения природных ресурсов, расположена за Уралом, в Азии. Отсюда российский Дальний Восток и в частности, город Владивосток, может сыграть для страны ту роль, которую сыграл Петербург, а именно стать тихоокеанской столицей России и главными воротами в Тихий океан и Восточную Азию. Очевидно, что роль Европы в мировом балансе сил падает, однако по укорененной исторической традиции и инœерции мышления, Россия буквально зациклена на европейском континœенте. И хотя Европа крайне необходима для будущего России, пренебрежение Восточной Азией, тихоокеанскими геополитическими проблемами может дорого стоить стране. А именно, это может стоить в будущем потерей российского Дальнего Востока. Где продолжается исход людей в европейскую часть страны и где на сегодня проживает не более 7 млн. человек. На одном лишь Сахалинœе населœение за 15 лет сократилось с 750 тыс. до 530 тыс. человек. Но хуже всœего то, что, по опросам общественного мнения, от 40 до 50% проживающего там молодого населœения при возможности хотели бы уехать с Дальнего Востока. По этой причине проблема удержания и демографического и технологического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, через 10-20 лет станет ключевой проблемой России в XXI веке. В то же время следует отметить, что сам факт намеченного проведения саммита АТЭС на острове Русский, близ Владивостока в 2012 ᴦ., и строительство здесь производственной и научно-образовательной инфраструктуры, свидетельствует о возросшем внимании российских властей к этому региону страны, исходя из осознания роли АТР в мировой политике.

На Тихом океане, Россия сталкивается и взаимодействует с такими ведущими силами как Китай, Япония и США. Несмотря на территориальные претензии Японии к России (4 южнокурильских острова), эту проблему для России нельзя назвать угрожающей, в силу отсутствия у Японии ядерного оружия и демократического харатера ее государственности. Да, и всœе возрастающая зависимость японской экономики от российских энергоресурсов, вряд ли позволит Японии пойти на серьезный разрыв всœех отношений с Россией из-за Курил. Тем более что после трагедии на японской АЭС в Фукусимо в марте 2011 ᴦ., Япония еще долго будет не до Курил. Другое дело, северокорейская ядерная программа, которая может в любой момент привести к настоящей войне между Южной и Северной Кореей, с участием США. Здесь любой военный конфликт, с применением ядерного оружия мог бы иметь катастрофические последствия для всœего российского Дальнего Востока. Именно в связи с этим Россия активно принимает участие в шестисторонних переговорах по урегулированию этой проблемы, с участием Северной и Южной Кореи, Китая, Японии и США.

Исходя из долгосрочных интересов России в этом регионе, следует, что нашей стране крайне важно всœе теснее вовлекаться паутину экономической интеграции со всœеми ее основными участниками, включая и АТЭС, АСЕАН и Восточноазиатское сообщество. Замыкание на Европе, не сделает Россию тихоокеанской державой и она не сможет удержать без японских, корейских, китайских капиталов Дальний Восток, это также непреложный факт. Но нужно ли России на Тихом океане, делать безоглядную ставку на Азию? Нет, Россия должна наоборот стремиться подвинуть сюда Европу, заинтересовать ее и вовлечь в Восточную Азию, Дальний Восток, через различные совместные проекты. И уж конечно, для России, в настоящее время возможный уход США из этого региона не отвечал бы ее долгосрочным национальным интересам. Это оставило бы ее один на один с китайским драконом и имеющей территориальные претензии к России Японией. По этой причине главенствующая роль США в этом регионе полностью отвечает пока особенно слабой на Дальнем Востоке России. США отдают себе отчет, что возможная утрата России Дальнего Востока и Восточной Сибири и возможное приобретение этих территорий Китаем, сделает Китай непобедимым гигантом в мировой политике. А это не входит в планы Вашингтона, а значит, Америка не позволит Китаю аннексировать российский Дальний Восток. Значит России, предстоит вовлекаясь в восточноазиатские дела, вести тонкую игру на противоречиях между всœеми глобальными конкурентами в этом регионе.

При этом, не следует забывать о другом демографическом гиганте-Индии, с которой у России сохраняются довольно теплые и старые (с советских времен) дружеские отношения. Следует заметить, что между Россией и Индией, не было в прошлом, и нет в настоящем, каких либо спорных и неурегулированных конфликтов. По этой причине неслучайно двустороннее взаимодействие для нейтрализации подобных угроз, год от года крепнет. Между обеими странами проводятся совместные военные учения. На сегодня Индия занимает одно из первых мест, в закупках российских вооружений. Параллельно военно-техническому сотрудничеству развивается научно-техническое сотрудничество. К началу XXI в. было завершено свыше 100 совместных проектов в различных областях науки и техники, одобрено и уже осуществляется еще около 130 новых программ. Индийские нефтегазовые компании разрабатывают нефтегазовые месторождения на Сахалинœе, а Росатом достраивает АЭС в южноиндийском штате Тамил-Наду и готовится построить еще 16 блоков АЭС в Индии. Еще одной площадкой для взаимодействия двух стран стал БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). При поддержке России Индия стала постоянным наблюдателœем в ШОС, с возможным вступлением в эту крупнейшую евразийскую организацию.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, стратегическое партнерство между Россией и Индией развивается и имеет дальнейшую перспективу развития, по самому широкому кругу воспросов: от военно-технического, до научно-образовательного и культурного.

Исторически Россия утверждала и продолжает утверждать себя великой державой, даже не смотря на резкое уменьшение в настоящем (и еще большее в будущем), человеческих, военных, экономических и научно-технологических ресурсов. Это определяется историей, географией и присущей российской элите и обществу неискоренимому чувству великодержавия. Из всœех наиболее крупных внешнеполитических направлений: западное (евроатлантическое), постсоветское (самый ближний круг), центральноазиатское, восточноазиатское (в первую очередь, Китай), исламское (Ближний и Средний Восток) и южноазиатское (Индия), западное и особенно европейское направление занимает ключевое место в российской внешней политике, несмотря на всœе сложности с западными партнерами. Это определяется, во-первых, тем, что по своему менталитету, культуре и национально-историческим традициям Россия в большей степени связана с евро-американским миром, во-вторых, осознанием невозможности изолированно от Европы и Запада, «очеловечить» российское государство и сделать его конкурентноспособным на мировой арене. Вместе с тем, Россия продолжает рассматривать как центр притяжения и интеграции вокруг себя постсоветского пространства, несмотря на то, что оно сжимается как шагреневая кожа. Осознавая происходящие за последние века, изменения в геополитике и геоэкономике, российское руководство стремится по возможности укрепить и всœе больше открывать для себя «окно» в Тихий океан, океан будущего, по мнению всœех исследователœей. И, несмотря на свое удачное геополитическое положение и большие азиатские территории, следует признать, что пока ситуация, на этом фланге является кризисной (вследствие убывания населœения), но может стать и катастрофической, если не предпринимать радикальные меры. Пока с Китаем отношения у России весьма и весьма благоприятные. Но каковы бывают последствия, в случае прихода к власти китайских реваншистов-националистов, в этой абсолютно недемократической стране? При условии, что рядом находится сказочно богатая и огромная, но плохо управляемая территория и почти без людей, на которую в Китае до сих пор есть притязания. И кто может стать союзником России, если китайские притязания будут выражаться в открытой форме? В России любят рассуждать о будущем мироустройстве в моделях многополярного мира. Но, исходя из своих более скромных возможностей по сравнению с США, ЕС, Китаем и Индией, Россия просто не сможет быть одним из самодостаточных и равновеликих, по сравнению с другими потенциальными мировыми полюсами, центром. А это означает, что играть роль подобного центра, сохраняя при этом контроль над своей территорией и странами-саттелитами, у России не будет ни сил, ни средств. Значит, придется выбирать тот полюс и центр, при котором Россия максимально сохранила бы свою мировую субъектность, идентичность и территорию. В случае если всœерьез рассмотреть пессимистический прогноз (хотя автор в него пока не верит-В.Б.) на будущее, и представить в духе идей Хантингтона войну цивилизаций между исламским миром и Западом, между Западом и Китаем, то следует определить и место России в этих глобальных конфликтах. Печальный опыт Второй мировой войны показывает что долго придерживаться нейтральной позиции России не удасться, к тому же она может стать опасной для России. И уж если не дай бог конечно, но, такой выбор сделать придется, то это выбор должен быть выбором в пользу Запада.Но это будет исключительно тяжелый выбор, и он может быть сделан только в военное время. Пока же Россия, исходя из национальных интересов должна максимально быть вовлеченной и в Запад и в Восток, и причем не в один, но отдавая при этом первенство западному направлению.


Читайте также


  • - Лекция № XXXII).

    Невроз- хроническое нарушение высшей нервной деятельности, вызванное психоэмоциональным перенапряжением и проявляющееся нарушениями интегральной деятельности мозга - поведения, сна, эмоциональной сферы и сомато-вегетативной деятельности. Это психогенное заболевание,... [читать подробенее]


  • - Россия в 90-е гг. ХХ в. — начале XXI в.

    Формирование территории Российской Федерации. Взаимоотношения с субъектами. Чеченский кризис. В 1991 г. в результате распада СССР на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 регионов,... [читать подробенее]


  • - ЛЕКЦИЯ XXIV

    СССР В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1945-1955 гг.) Восстановление промышленности. Сельское хозяйство в первые послевоенные годы. Материальное положение советских людей. Сталинизм после войны. СССР на международной арене Восстановление промышленности На землю нашей страны... [читать подробенее]


  • - ФРГ в 80-е гг. ХХ — начале XXI вв.

    1. Политика правительств Г. Коля. Особенности германского варианта неолилиберальных реформ. 2. Объединение Германии, его экономические и политические последствия. 3. Политика «нового центра» правительств Г. Шредера. 4. Политика правительств А. Меркель. Изменения в... [читать подробенее]


  • - Международные отношения в 80-е гг. ХХ — начале XXI вв.

    1. Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. 2. Перестройка в СССР и изменения в отношениях Востока и Запада. 3. Система международных отношений на рубеже веков. На рубеже 70 – 80-х годов разрядка сменилась новым обострением международной... [читать подробенее]


  • - Испания в 80-е гг. ХХ — начале XXI вв.

    1. Активизация политической борьбы в начале 80х гг. Приход к власти социалистов. 2. Испания под руководством ИСРП. 3. Социально-экономическое и политическое развитие страны на рубеже веков. Компромиссная политика правительства А. Суареса первоначально пользовалась... [читать подробенее]


  • - Военная реформа Российских Вооруженных Сил конца XX начала XXI века.

    В период с 27 по 30 мая 1992 г. под руководством министра обороны Российской Федерации генерала армии П.С. Грачева в Военной академии Генерального штаба была проведена военно-научная конференция. Она предшествовала важному событию в стране - созданию российских Министерства... [читать подробенее]


  • - Россия на международной арене в конце XX — начале XXI в.

    После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенци­ал. Российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным стреми­лось к укреплению отношений с США и... [читать подробенее]


  • - Международные отношения в конце ХХ - начале XXI в.

    Разрядка. С середины 1950-х гг. СССР выступал с инициати­вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был До­гoвop о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важнейшие шаги по смягчению международной обстановки были сде­ланы в 70-e гг. ХХ в. И в США и в СССР... [читать подробенее]


  • - В первое десятилетие XXI века

    Внутриполитическая ситуация в России Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации в 90-е годы ХХ века Изменение роли России в мире в результате распада СССР. Выработка новой концепции внешней политики, определение государственных и национальных... [читать подробенее]