Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Военное дело ЛЕКЦИЯ XXIV
просмотров - 388

СССР В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1945-1955 гᴦ.)

Восстановление промышленности. Сельское хозяйство в первые послевоенные годы. Материальное положение советских людей. Сталинизм после войны. СССР на международной арене

Восстановление промышленности

На землю нашей страны пришел долгожданный мир. Война и временная оккупация части территории нанесли колоссальный ущерб народному хозяйству: было разрушено или сожжено 1710 го­родов и посœелков городского типа, 70 тыс. сел и деревень. Сталинград, Воронеж, Севастополь, Смоленск, Минск, Новгород, Вязьма превратились в груды развалин, огромные разрушения были при­чинœены Ленинграду, Киеву, Одессе, Керчи и другим городам. Только на территории, подвергшейся оккупации, и в прифронтовой полосœе остались без крова 25 млн. человек. Фашисты разрушили и сожгли 84 тыс. школ, техникумов, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 32 тыс. промышленных предприятий; уничтожили или вывезли сотни тысяч станков и механизмов, взорвали 13 тыс. желœезнодорожных мостов, 400 стан­ций, 65 тыс. км желœезнодорожных путей, 1135 шахт, 60 крупных электростанций; привели в негодность 16 тыс. паровозов, 428 тыс. вагонов, потопили более 8 тыс. речных и морских судов.

Огромный урон понесло сельское хозяйство: было разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, 49 тыс. комбайнов. Фашистские оккупанты зарезали или угнали в Герма­нию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота͵ 47 млн. овец, коз и свинœей, 110 млн. голов домашней птицы; из-за войны были нарушены агротехника, семеноводство, племенное дело. Страна лишилась трети своего национального богатства. Война отвлекла от мирного труда огромное количество самого здорового и работоспособного населœения, лишила жизни 26,6 млн. человек, оставила десятки миллионов сиротами, вдовами, инвалидами.

К концу 1945 ᴦ. из армии вернулись к мирной жизни более 3 млн. солдат и офицеров. Повсœеместно действовали комиссии по приему их на работу, предоставлению материальной помощи, льгот при поступлении в учебные заведения, в строительстве и восстановле­нии жилья.

Из вражеского плена возвратились более 5 млн. человек, в том числе 0,5 млн. детей. Благородное дело репатриации граждан в об­становке подозрительности, культивируемой сталинским режимом, обернулось для многих новыми трагическими потрясениями. Об­винœенные в измене Родинœе, они вновь оказались за колючей про­волокой, но на данный раз уже советских лагерей и вместе с немецки­ми и японскими военнопленными возводили Куйбышевскую ГЭС, Волго-Донской канал, транссеверную желœезнодорожную магист­раль Салехард — Игарка и другие объекты первых послевоенных пятилеток. Те, кто остался на свободе, имели сложности с пропиской, трудоустройством, получением жилья, материальной помо­щи. На положении изгоев находились народы, репрессированные, согнанные с родных мест во время войны.

С такими разрушениями и потерями Советский Союз закончил войну, при этом его экономика характеризовалась усиленной ми­литаризацией с запущенными отраслями гражданского производ­ства и сельским хозяйством, изношенными производственными фондами, жестким централизованным снабжением и разрушенной социальной инфраструктурой.

При этом трудности восстановления не пугали: самое страшное осталось позади. Все жили надеждой на лучшую жизнь и перемены в обществе.

Мирная жизнь началась с перевода военных резервов на граж­данские нужды, сокращения расходов на вооружение, перераспре­делœения сырья, рабочей силы. На предприятиях и в учреждениях вводился восьмичасовой рабочий день, отменялись сверхурочные работы, вновь стали предоставляться оплачиваемые отпуска, вы­ходные дни.

Главная задача послевоенного развития определялась четвертым пятилетним планом на 1946—1950 гᴦ. — восстановить пострадав­шие районы страны, возродить довоенный уровень промышленно­сти и сельского хозяйства и затем превзойти его в значительных размерах. По этому плану весомая часть средств (до 40%) направ­лялась в районы, пострадавшие от оккупации.

Восстановление разрушенной промышленности шло чрезвычай­но быстрыми темпами. Важнейшей базой восстановления явилась относительно развитая экономика восточных районов страны. Так,по сравнению с довоенным временем промышленное производст­во в Западной Сибири увеличилось в 34 раза.

При рассмотрении условии выполнения плана следует учиты­вать, что после войны СССР получал репарации от Германии и ее союзниц: эта сумма должна была составить менее '/ю прямого ущерба.

При этом в мае 1950 ᴦ. советское правительство наполовину сни­зило оставшуюся сумму репараций (к серединœе 1950 ᴦ. было выпла­чено 3658 тыс. дол.) и установило рассрочку платежей на 15 лет.

Энергия восстановления породила массовые движения новато­ров производства. В мае 1946 ᴦ. началось всœесоюзное социалисти­ческое соревнование. Его инициатором выступили металлурги Макеевского завода. Развернувшееся соревнование характеризова­лось разнообразными формами. Это помогло изыскать и привести в действие новые резервы экономического развития. Огромен был вклад ученых в послевоенное развитие страны. Особенностью развития науки в послевоенные годы было установление тесной связи с производством: крупные результаты достигнуты, в частности, в области атомной энергетики. В годы первой послевоенной пяти­летки, несмотря на условия жесткой административно-командной системы управления, предпринимались попытки оживления ини­циативы предприятий. Чтобы ускорить оборачиваемость средств и полнее вовлечь ресурсы в хозяйственный оборот, крайне важно было организовать выявление остаточных ресурсов там, где они не мог­ли быть использованы при развертывании производства граждан­ской продукции, и ускорить их передачу по указанию главков или министерств другим предприятиям, нуждающимся в таких матери­алах. Для этого директорам предприятия предоставлялось право в виде исключения производить с разрешения министерства реали­зацию другим государственным предприятиям и учреждениям вы­явленных излишков и ненужных материалов. Организовался фонд директора, сначала только на промышленных предприятиях, а в 1947—1948 гᴦ. он был распространен уже на всœе другие отрасли народного хозяйства. При этом постепенно материальные стимулы стали исчезать; при повышении производительности труда снижа­лись расценки, увеличивался план.

Серьезным недостатком в развитии послевоенной промышлен­ности было технологическое отставание от мирового научно-тех­нического прогресса. Это отставание произошло из-за «желœезного занавеса», возникшего после окончания войны между СССР и капиталистическим миром. К тому же огромные средства были затрачены на восстановление разрушенного, а также на военную промышленность. Тем не менее значителœен и важен один из глав­ных итогов четвертой пятилетки — восстановление промышленно­сти в исключительно короткий срок: в 1948 ᴦ. объем промышлен­ности превзошел довоенный уровень. К 1951 ᴦ. было восстановлено, построено и введено в действие около 7 тыс. крупных предприя­тий.


Читайте также


  • - Лекция №26

    Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в... [читать подробенее]


  • - Лекция №25.

    Строительный контроль Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов,... [читать подробенее]


  • - Лекция №24

    Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов... [читать подробенее]


  • - Лекция №23

    Выдача разрешений на строительство Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство,... [читать подробенее]


  • - Лекция №22.

    Государственная экспертиза проектной документации Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе. Государственная... [читать подробенее]


  • - Лекция №21.

    Архитектурно-строительное проектирование Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего... [читать подробенее]


  • - Лекция №18.

    Правила проведения работ по сертификации На основе специально разработанных методик («Методика оценки соответствия систем менеджмента качества строительных организаций требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001» (СТО-44416204-007-2005) разработана ФГУ «Федеральный центр технической... [читать подробенее]


  • - Лекция №14.

    Градостроительные планы земельных участков В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест... [читать подробенее]


  • - Лекция №10.

    Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов... [читать подробенее]


  • - Лекция 8. Материнский (семейный) капитал

    Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Этот нормативный акт... [читать подробенее]