Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Высокие технологии Как избежать смаза
просмотров - 157

Что такое шумы

Что такое фокусное расстояние

Поскольку у меня про фокусное расстояние и ЭФР написана целая страничка, повторяться не буду, а кто не в курсе освоит здесь: Фокусное расстояние в 35 мм эквиваленте (ЭФР) остальные читают далее. Кто читать ещё не умеет, или забыл после сдачи ЕГЭ — тот учит русскую азбуку. Никакой толерантности, сайт только для знающих русский язык! :)

Цифровые шумы это разноцветные вкрапления, уродующие снимок при высоких значениях светочувствительности и длинных выдержках, которые фотограф (или автомат камеры) вынужден выставлять в следствии сложного освещения. Под сложным освещением принято понимать в первую очередь темнота:) Более подробно про шумы и светочувствительность (ISO) читайте в разделœе "Матрица. Размер матрицы"

Что такое смаз? Смаз, он же шевелёнка, это нечёткий, нерезкий снимок. Смазанный, короче:) Слева размазан весь снимок (съёмка с рук, выдержка 1/90 сек), справа только движущийся объект — девушка, всё остальное резко (съёмка со штатива, выдержка 1/4 сек).

1. 2.

Итак, начнём с извечных русских вопросов «кто виноват», и «что делать»! Не следует думать, что данный вопрос чисто русский, он касается всœех, даже негров:) Любителям поднять шум насчёт толерантности советую поискать пришлое словечко "толерантность" в толковом словаре русского языка Ожегова и Шведовой. Нет там такого, как нет и слова "политкорректность":) Равно как и слова афрофранцуз, афрокитаец, или афроамериканец — а вот негр есть. Составителям словаря и в голову не пришло, что разумные люди докатятся в 21 веке до того, что будут называть вещи НЕ СВОИМИ именами:) Мало того, даже известное слово африканец не отражает сути, это может быть белый человек, родившийся в Африке... А папуас и в Дании папуас:)

Так что же такое "толерантность"? Любой попугай с газетной полосы повторит, что это терпимость к иной культуре (религии, национальной традиции и т.п.), но не объяснит что именно нужно терпеть в чужой культуре и, главное, почему. Вместе с тем, плохо понятно, как культура может быть иной, другой — она или есть, или её, простите, нет:) В связи с этим, лучше обратится за разъяснением термина даже не к филологам, а к медикам, уверяю, вы будете в шоке: толерантность — это полное или частичное отсутствие иммунной реактивности!! Иными словами потеря иммунитета на инородное воздействие... Многих не вылечит, но задуматься заставит... Посœему не будем лечить больное общество и вернёмся к смазанным снимкам. Выберем из того же словаря след. значение: смазать — лишить чёткости, определённости, остроты. Оно для фотографов более подходит нежели "смазать по физиономии":)

Итак, кто виноват? Смаз, возникает в силу 4 базовых причин:

1. движение объекта съёмки 2. дрожание рук 3. плохая освещённость 4. съёмка на длинном фокусе

С первым пунктом всё понятно. Выше вы уже видели летящую птицу. Но быть терпимым к смазанной птице на фотографии и относиться к этому толерантно никому не захочется:) Такие "традиции" явно ведут к ущербному восприятию снимка даже на примитивном уровне, и навязывать подобную "фотокультуру", разумеется, нельзя (равно как и нельзя терпеть некоторые обычаи аборигена-людоеда из славного племени Мумбо-Юмбо). Что делать? Решение проблемы — укорачивать выдержку, чем короче, тем лучше, если позволяет светосила. В случае если нет, то можно задрать повыше ИСО, если шумы приемлемы. Опытные фотографы ещё используют движение камеры — быстро ведут её вслед за птицей, чтобы она всё время оставалась в кадре и не двигалась (разумеется, относительно объектива, иначе несчастная птица упадёт; возможно, вам на голову). Такая техника фотосъёмки принято называть "съёмка с проводкой". Ниже мы видим вполне достойно летящую чайку на выдержке 1/1500 сек. И действительно, с чего-бы ей не летать на такой короткой выдержке:)

Заметим, что фон (деревья) даже на такой короткой выдержке оказались слегка размазаны. Эффект неплохо подчёркивает движение птицы, а получился он как раз за счёт съёмки с проводкой.

Со вторым случаем (дрожание рук) не всё просто. Дрожание рук передаётся камере, но почему дрожат руки? Вопрос, конечно, риторический! От напряжения мышц, от неудобного хвата͵ от усталости, от старости и даже от плохого настроения. Ладно, так и быть — не забыл я, помню что вы хотели услышать... и от выпивки тоже. Увы, руки дрожат всœегда:) Что делать? Хотя руки у всœех дрожат по-разному, совет один: вести здоровый образ жизни, правильно удерживать камеру и плавно нажимать кнопку!

Пункт три: плохая освещённость. Почему возникает плохая освещённость? Кто не знает, я прямо сейчас открою страшную тайну. А потому что Земля вращается вокруг своей оси, и день сменяется ночью :) И сколько фанатики не сожгли народу на кострах инквизиции, всё таки она вертится! Верующие, прочтите 7 раз 10 заповедей Христовых прежде чем воспользоваться жутким законом о ваших правах, принятых неверующими политиканами. Папа Римский, покайся в ереси неразумных, замучивших в подвалах средневековья тысячи людей, а чтобы хруст костей и вопли не омрачали по ночам спящего разума, купи очки и читай поутру школьные учебники. Она действительно вертится (а солнце светится)!

Итак, причину плохой освещённости мы выяснили. Почему же при этом возникает смаз? Дрожит фотокамера. Конечно, нужно понимать, что дрожит, собственно, не камера, а опять ваши руки. Но это уже не совсœем ваша вина! При очень плохой освещённости (вечер, ночь, пасмурно) нужно длительное время выдержки, к примеру, секунда, две, иногда и больше — а это делает весьма заметным даже минимальное дрожание рук. Тут не спасёт ни здоровый образ жизни, ни стабилизатор изображения, ни правильный хват камеры. Чем хуже освещён объект съёмки, тем проклятая шевелёнка больше портит ваш шедевр. Что делать? Коренным образом эту напасть лечит только штатив. А нашествие голодных аборигенов из далёкого Мумбо-Юмбо излечит только здоровая миграционная политика и крепкая государственная граница!:) Непонятно как оздоровить руководителœей страны демагогов, вещающих "нам не хватает рабочих рук" — и это при наличии безработицы… Вместе с тем, дешёвые руки полуграмотных таджиков аукнутся снижением зарплат и окажутся куда дороже уезжающих из страны учёных. В итоге покупаем штативы и фотокамеры, спроектированные где угодно, только не в России.

Пункт четвёртый. На разных фокусных расстояниях смаз тоже разный: чем длиннее фокус, тем больше смаз. Кто виноват? Собственно, это тоже дрожание рук. Понятно, что нужно укоротить выдержку, если нет штатива, но бывает крайне важно быстро определить, какое нужно выставлять минимальное значение выдержки для определённого фокусного расстояния. Что делать? В случае если взять степень дрожания рук за величину примерно постоянную (не выходящую за рамки трезвой жизни и глубокой старости), то рассчитана приблизительная формула определœения выдержки — значения её знаменателя должно быть больше фокусного расстояния объектива. Стоит сказать, что для неполнокадровых зеркалок и компактов сначала высчитываем ЭФР, затем "примеряем" к нему выдержки.

К примеру, при фокусном расстоянии 30 мм в ЭФР, лучше не снимать с выдержкой, длиннее 1/30 сек., а снимать с 1/60, или ещё короче. Для объектива 100 мм, используйте выдержку короче 1/100, к примеру, 1/128. Разумеется, если объект съёмки движется, то следует укоротить ещё больше.

Конечно, определœение трясучки рук точному измерению не поддаётся, и некоторые личности могут выходить за рамки правила в ту или иную сторону, но в большинстве случаев правило всё же работает вполне исправно. Следует помнить, что полнокадровый фотоаппарат (камера 35 мм формата) имеет фокусное расстояние и ЭФР равным друг другу, в связи с этим определять выдержку для борьбы с шевелёнкой здесь ещё легче.

Нелишне добавить, что многие гадости проще всœего лечить штативом (лучший стабилизатор изображения!), но он не всœегда имеется под рукой. Что делать?