Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Высокие технологии Что такое диафрагма
просмотров - 242

На длинных выдержках снимать движение нежелательно, т.к. перемещающийся объект может быть смазан.

По этой причине чтобы остановить мгновение, нужна короткая выдержка. В случае если вы навскидку понимаете расстояние, то быстрее усвоите мысль — чем ближе к вам движущийся объект, тем короче нужна выдержка. Вы никогда не обманете ситуацию, приблизив объект длиннофокусным объективом; считайте, что подошли ближе ногами. А коли ситуация не обманывается, извольте соблюдать дистанцию и выдержку :)

Съёмка с 20-30 метров широкоугольным объективом. Выдержка 1/500 сек. Большие гонки!

Как правильно фотографировать движение на короткой выдержке мы уяснили: чем короче, тем лучше. Иногда это правило намеренно нарушают для достижения красивых эффектов. Это тоже такое правило, к нему мы ещё вернёмся. Потому что основы фотографии подразумевают подобные нарушения.

Теперь о диафрагме. Собственно, это отверстие в объективе, через ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проникает свет. С помощью механики и электроники диаметр этого отверстия может меняться. Чем больше отверстие диафрагмы, тем больше на матрицу (или плёнку) попадает света. В результате на датчиках матрицы генерируется больший, или меньший электрический сигнал, который (после обработки процессором камеры) преобразуется в один из компьютерных графических форматов файла, к примеру, JPEG.

Наибольший размер диафрагмы фотографы называют светосилой объектива, которая может обозначаться, к примеру, так: f/2.8 (или 1/2.8, или 1:2.8 или просто 2.8), как, к примеру, видно на маркировке известного в своё время объектива "Индустар" (на цифру 55 пока не обращаем внимания — это фокусное расстояние объектива, равное, в данном случае 55 мм.).

Чем больше число диафрагмы (имею ввиду знаменатель), тем слабее объектив. Т.е. объектив 1:3.5 уже менее светосилен, чем 1:2.8, или, скажем, 1.7. Собственно эти цифры указывают лишь для сравнения, поскольку светосила оптики (пропускание света) — понятие более широкое, куда входит качество изготовления линз, их обработка, просветление и т.д. В технологические дебри производства мы не полезем, а разберёмся с более простыми вещами.

Итак, диафрагма, как и выдержка, дозирует свет, но не по времени, а по количеству света. Чем больше отверстие диафрагмы, тем больше на датчики матрицы попадает света͵ и наоборот, чем меньше диаметр отверстия, тем, соответственно, меньше попадает света! Это лучше 1 раз увидеть, чем 2 раза читать:

Такие значения диафрагмы чаще всœего бывают у компактов (да и то не у всœех), у объективов зеркалок он более широк. Вот, к примеру, диапазон некоторых светосильных фиксов — объективов с постоянным фокусным расстоянием:

1.4; 2; 2.8; 4; 5.6; 8; 11; 16; 22

У зумов идущих в комплекте, он, конечно, меньше, вот типичный пример:

3.5; 5.6; 8; 11; 16; 22

На самом делœе в кит-объективе (недорогой объектив, идущий в поставке с фотоаппаратом) светосила не одинакова на всœех концах фокусного расстояния, поскольку она падает в положении телœефото. К примеру, возьмём объектив 18 — 55 mm f/3.5-5.6 AF-S DX NIKKOR. Здесь 18 — 55 это фокусное расстояние, а 3.5 — 5.6 это соответствующая ему светосила. Т.е. при фокусном расстоянии 18 мм светосила будет 3.5, но при увеличении зума светосила будет плавно падать, и, к положению фокусного расстояния 55 мм достигнет 5.6. А диапазон диафрагмы при этом будет не 3.5 — 22 (как на широком угле), а 5.6 — 38, как, собственно, и есть в положении телœефото. Что касается загадочно-непонятных аглицких буковок, то узнать их расшифровку можно на страницеМаркировка объективов.

Почему первое число 3.5, а не 4? Ведь стандартные значения диафрагмы основаны на увеличении или уменьшении освещённости объекта в два раза (а по математике в √ 2-х, ᴛ.ᴇ. в 1.4142 раз :)

f1; f1.4; f2; f2.8; f4; f5.6; f8; f11; f16; f22; f32.

При этом, первые диафрагментные числа на объективах могут и не совпадать со стандартными и быть, к примеру, f3.5; или f1.8 — это связано с конструкцией объектива. Перевод диафрагмы на одно делœение изменяет выдержку тоже на одно делœение (обычно в два раза по значению выдержки, но это можно регулировать, задавая для большей точности промежуточные значения). Тем самым достигается одна и та же освещённость.

Фотография для начинающих подразумевает владение выдержкой и диафрагмой. Выдержкой не владеют только очень резкие и вспыльчивые люди, но фотограф обязан — в любом случае! Установка выдержки и диафрагмы принято называть экспозицией. Обычно для определённого освещения крайне важно соответствие этих двух величин, которые, иногда, ещё называют экспопарой. Правила таковы: