Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Связь КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
просмотров - 547

Коммуникативный процесс, как уже говорилось, структурируется из таких компонентов, как коммуникаторы, то есть конкретные личности и их социальные роли, средства и технологии коммуникации, условия коммуникации в соответствии со сферой и ситуацией взаимодействия.

входит в содержание понятия личности.

Личность в коммуникации рассматривается как индивидуальность. Развитие информационной цивилизации, сменяющей индустри­альное общество, требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Сегодня чрезвычай­ную актуальность приобретает формирование духовной, нравст­венной личности. Это — фундаментальная задача науки и филосо­фии. Социальное самоопределœение (социализация) личности обусловлено принципиально новым технологическим способом воспро­изводства всœей системы общественных отношений, характе­ром формирования и поддержания отношений между людьми.

Современная социальная система выдвигает новые объектив­ные требования к личности:

· высокий уровень профессионализма;

· широкие познания в области духовной культуры;

· следование нормам морали;

· ответственность за результаты своей деятельности;

· требовательное отношение к себе и другим людям.

Усиление взаимозависимости людей в современном обществе требует более сложного социального, политического и экономи­ческого взаимодействия между ними с помощью новых способов коммуникации.

Содержание коммуникативной теории раскрывается через взаи­мосвязь понятий «коммуникация», «информация», «групповая, мас­совая, межличностная коммуникация» и др., среди которых особое место занимает понятие коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (меж­личностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. При этом коммуника­тивная компетентность человека сводится не только к определœен­ному состоянию сознания людей, стремящихся понять друг друга, но включает в себя и поведенческий аспект.

Трудно переоценить значение коммуникативной компетентности личности для современного общества. Усложнение обществен­ной жизни, ее динамичность, процессы социальной дифференциа­ции в индустриально развитых странах, трансформация старых со­циальных общностей и формирование новых в странах с переход­ной экономикой обусловливают повышение роли личности в созидании повсœедневной жизни общества и его культуры. В этих условиях широкий и гибкий диапазон тактик и стратегий коммуника­ции позволяет коммуникативной компетентности проявляться в многообразных качествах, необходимых в различных видах комму­никативного взаимодействия (компетентность юриста͵ политика, преподавателя, врача, управленца, предпринимателя, специалиста в области свя­зей с общественностью и т.п.).

Особенно велика ее роль в сфере связей с общественностью, то есть в деятельности по изучению и формированию общественного мнения. Именно в связи с этим на четвертом курсе вы будете изучать предмет «Теория и практика public relations», то есть теория и практика связей (внутренних и внешних) организации с общественностью (средой, аудиторией), на которую ориентируется в своей деятельности данная организация (фирма, учреждение, творческая группа и т.д.).

Специфика настоящего времени связана с тем, что современ­ный мир движется к развитию всœе более сложных со­циальных форм массовой, групповой и межличностной коммуни­кации. Процесс модернизации современного об­щества на информационно-технологической основе происходит по-разному в странах с различными национально-культурными осо­бенностями. Это ставит глобальную проблему единства цивилизационного процесса и многообразия культур.

Среди различных стра­тегий взаимодействия культур наиболее приемлемой в современ­ном мире следует считать стратегию культурного диалога, который должен способствовать не стиранию цивилизационных различий, а «единству многообразия», гармонии. Социальный диалог как наиболее опти­мальная форма общения, проявляющаяся в отношении к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодейст­вия, обусловливается возрастанием коммуникативной компетент­ности его участников.

В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специа­листа можно охарактеризовать как определœенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружа­ющими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Из этого определœения следует, что коммуникатив­ная компетентность зависит:

· от присущих индивиду свойств;

· от из­менений, происходящих в обществе;

· от связанной с этими измене­ниями социальной мобильности самого специалиста.

Основными источниками приобретения коммуникативной ком­петентности являются:

· социальный и культурный опыт народа;

· знание языков общения, используемых народной культурой;

· опыт межличностного общения в деловой, повсœедневной и празд­ничной обстановке;

· опыт восприятия искусства;

· знания, общая эру­диция и научные методы обучения общению.

Из этих источников формируется сложный комплекс коммуни­кативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную ком­петентность личности. Этот комплекс включает в себя:

· знание норм и правил общения (делового, повсœедневного, праздничного и др.);

· высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать инфор­мацию;

· понимание невербального языка общения;

· умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозраст­ных, социально-культурных, статусных характеристик;

· умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специ­фику для достижения собственных коммуникативных целœей;

· умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

· способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собствен­ную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;

· способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

В целом формирование коммуникативной культуры, компетент­ности специалистов в разных сферах деятельности, в том числе и в области технологий общественных связей, предполагает всœесто­ронность, системность знаний — гуманитарных и естественно-науч­ных. Именно в связи с этим одной из актуальных задач современной выс­шей школы становится введение в образовательный стандарт ком­плекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь — основ теории коммуникации. Создание модели целостного, дина­мичного мира выдвигает повышенные требования к уровню образованности, общей и коммуникативной культу­ры будущего специалиста.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возрастание коммуникативной компетентности во всœех сферах жизнедеятельности, в конечном счете, означает:

· рационализацию механизмов управления обществом;

· утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения, как единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов»;

· формирование нравственной, духовной личности путем расши­рения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.

Современный специалист — это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной об­ласти деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить отношения взаимопонимания и взаимодействия с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, ᴛ.ᴇ. обла­дающий высокой культурой коммуникативной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой крайне важное условие и фундаментальную основу существования чело­веческого общества и природных сообществ. Этим объясняется присталь­ное внимание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ уделяют проблемам коммуникации социально-гума­нитарные, естественные и технические науки.

2. Теория коммуникации представляет собой многоуровневую систему коммуникативного знания, в которой каждый из уровней обобщает и ин­тегрирует теоретические результаты исследований коммуникативных процессов в природе, обществе и технике, достигнутые другими науками.

3. Теория коммуникации располагает собственным теоретическим арсе­налом, отвечающим строгим критериям научности: у нее есть свой пред­мет, категориальный аппарат, свои законы, общие и специфические мето­ды исследования коммуникативных процессов.

4. Коммуникативная компетентность представляет собой определœенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаи­модействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рам­ках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.

Возрастание коммуникативной ком­петентности во всœех сферах жизнедеятельности в конечном счете означа­ет рационализацию механизмов управления обществом, утверждение диа­лога в качестве приоритетной формы общения и единственного способа разрешения глобальной проблемы цивилизации - установления взаимопонимания между социальными группами, формирова­ние нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответст­венности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.

Вопросы на практическое занятие:

1. Вспомните определœения понятия «коммуникация».

2. Дайте определœение коммуникативной компетентности.

3. Охарактеризуйте основ­ные источники ее формирования.

4. Объясните значение процесса формирования коммуникативной компетентности в учебном процессе в вузе.


Читайте также


  • - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

    Коммуникативный процесс, как уже говорилось, структурируется из таких компонентов, как коммуникаторы, то есть конкретные личности и их социальные роли, средства и технологии коммуникации, условия коммуникации в соответствии со сферой и ситуацией взаимодействия. входит... [читать подробенее]