Категории
Связь
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА просмотров - 621
Коммуникативный процесс, как уже говорилось, структурируется из таких компонентов, как коммуникаторы, то есть конкретные личности и их социальные роли, средства и технологии коммуникации, условия коммуникации в соответствии со сферой и ситуацией взаимодействия.
входит в содержание понятия личности.
Личность в коммуникации рассматривается как индивидуальность. Развитие информационной цивилизации, сменяющей индустриальное общество, требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных способностей. Человек становится не только главным социальным измерением общества, но и его главным социальным содержанием. Сегодня чрезвычайную актуальность приобретает формирование духовной, нравственной личности. Это — фундаментальная задача науки и философии. Социальное самоопределение (социализация) личности обусловлено принципиально новым технологическим способом воспроизводства всей системы общественных отношений, характером формирования и поддержания отношений между людьми.
Современная социальная система выдвигает новые объективные требования к личности:
· высокий уровень профессионализма;
· широкие познания в области духовной культуры;
· следование нормам морали;
· ответственность за результаты своей деятельности;
· требовательное отношение к себе и другим людям.
Усиление взаимозависимости людей в современном обществе требует более сложного социального, политического и экономического взаимодействия между ними с помощью новых способов коммуникации.
Содержание коммуникативной теории раскрывается через взаимосвязь понятий «коммуникация», «информация», «групповая, массовая, межличностная коммуникация» и др., среди которых особое место занимает понятие коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. При этом коммуникативная компетентность человека сводится не только к определенному состоянию сознания людей, стремящихся понять друг друга, но включает в себя и поведенческий аспект.
Трудно переоценить значение коммуникативной компетентности личности для современного общества. Усложнение общественной жизни, ее динамичность, процессы социальной дифференциации в индустриально развитых странах, трансформация старых социальных общностей и формирование новых в странах с переходной экономикой обусловливают повышение роли личности в созидании повседневной жизни общества и его культуры. В этих условиях широкий и гибкий диапазон тактик и стратегий коммуникации позволяет коммуникативной компетентности проявляться в многообразных качествах, необходимых в различных видах коммуникативного взаимодействия (компетентность юриста͵ политика, преподавателя, врача, управленца, предпринимателя, специалиста в области связей с общественностью и т.п.).
Особенно велика ее роль в сфере связей с общественностью, то есть в деятельности по изучению и формированию общественного мнения. Именно в связи с этим на четвертом курсе вы будете изучать предмет «Теория и практика public relations», то есть теория и практика связей (внутренних и внешних) организации с общественностью (средой, аудиторией), на которую ориентируется в своей деятельности данная организация (фирма, учреждение, творческая группа и т.д.).
Специфика настоящего времени связана с тем, что современный мир движется к развитию все более сложных социальных форм массовой, групповой и межличностной коммуникации. Процесс модернизации современного общества на информационно-технологической основе происходит по-разному в странах с различными национально-культурными особенностями. Это ставит глобальную проблему единства цивилизационного процесса и многообразия культур.
Среди различных стратегий взаимодействия культур наиболее приемлемой в современном мире следует считать стратегию культурного диалога, который должен способствовать не стиранию цивилизационных различий, а «единству многообразия», гармонии. Социальный диалог как наиболее оптимальная форма общения, проявляющаяся в отношении к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия, обусловливается возрастанием коммуникативной компетентности его участников.
В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. Из этого определения следует, что коммуникативная компетентность зависит:
· от присущих индивиду свойств;
· от изменений, происходящих в обществе;
· от связанной с этими изменениями социальной мобильности самого специалиста.
Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:
· социальный и культурный опыт народа;
· знание языков общения, используемых народной культурой;
· опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке;
· опыт восприятия искусства;
· знания, общая эрудиция и научные методы обучения общению.
Из этих источников формируется сложный комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуникативную компетентность личности. Этот комплекс включает в себя:
· знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);
· высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;
· понимание невербального языка общения;
· умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;
· умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;
· умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;
· способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;
· способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.
В целом формирование коммуникативной культуры, компетентности специалистов в разных сферах деятельности, в том числе и в области технологий общественных связей, предполагает всесторонность, системность знаний — гуманитарных и естественно-научных. Именно в связи с этим одной из актуальных задач современной высшей школы становится введение в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь — основ теории коммуникации. Создание модели целостного, динамичного мира выдвигает повышенные требования к уровню образованности, общей и коммуникативной культуры будущего специалиста.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности, в конечном счете, означает:
· рационализацию механизмов управления обществом;
· утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения, как единственного способа разрешения глобальной проблемы «цивилизационных вызовов»;
· формирование нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.
Современный специалист — это высококвалифицированный профессионал, сочетающий эрудицию со знанием конкретной области деятельности, умеющий выделить стратегические вопросы, наладить отношения взаимопонимания и взаимодействия с общественностью, конкретной социальной группой, отдельными людьми, ᴛ.ᴇ. обладающий высокой культурой коммуникативной деятельности.
ВЫВОДЫ
1. Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой крайне важное условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ. Этим объясняется пристальное внимание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ уделяют проблемам коммуникации социально-гуманитарные, естественные и технические науки.
2. Теория коммуникации представляет собой многоуровневую систему коммуникативного знания, в которой каждый из уровней обобщает и интегрирует теоретические результаты исследований коммуникативных процессов в природе, обществе и технике, достигнутые другими науками.
3. Теория коммуникации располагает собственным теоретическим арсеналом, отвечающим строгим критериям научности: у нее есть свой предмет, категориальный аппарат, свои законы, общие и специфические методы исследования коммуникативных процессов.
4. Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.
Возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности в конечном счете означает рационализацию механизмов управления обществом, утверждение диалога в качестве приоритетной формы общения и единственного способа разрешения глобальной проблемы цивилизации - установления взаимопонимания между социальными группами, формирование нравственной, духовной личности путем расширения уровня ответственности и свободы, в которых личность ищет свои жизненные смыслы.
Вопросы на практическое занятие:
1. Вспомните определения понятия «коммуникация».
2. Дайте определение коммуникативной компетентности.
3. Охарактеризуйте основные источники ее формирования.
4. Объясните значение процесса формирования коммуникативной компетентности в учебном процессе в вузе.
Читайте также
Коммуникативный процесс, как уже говорилось, структурируется из таких компонентов, как коммуникаторы, то есть конкретные личности и их социальные роли, средства и технологии коммуникации, условия коммуникации в соответствии со сферой и ситуацией взаимодействия. входит... [читать подробенее]