Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Спорт Виды опросов: анкетирование и интервьюирование.
просмотров - 380

Среди множества видов опросов основными принято считать пись­менный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Начнем с ан­кетирования.

Анкетирование. Анкетирование — это письменный опрос, при ко­тором общение между исследователœем и респондентом опосредуется анкетой. Популярность этого метода обусловлена его оперативнос­тью и экономичностью. В короткий срок при небольшом числе анке­теров можно опросить большие совокупности людей. При этом подготовка анкетеров не требует значительных временных и финансовых затрат.

Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой и 15—20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет. Индивиду­альное анкетирование — это способ проведения опроса «одни на один» с анкетером. В этом случае у человека есть возможность спокойно по­размыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей.

Теперь главные вопросы: что такое социологическая анкета и как ее конструировать? Социологическая анкета — это объединœенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявле­ние мнений и оценок респондентов и получение от них информации а соци­альных фактах, явлениях, процессах. Выступая основным инструментом социологического опроса, анкета служит для сбора первичной социоло­гической информации. Она является самым распространенным измери­тельным средством, от качества которого зависит интерпретация полу­ченных данных.

Анкета имеет строгую структуру и включает несколько элементов: титульный лист, вводную, основную, заключительную части. Титульный лист содержит: название организации, проводящей исследова­ние; название анкеты; год исследования, регион (город), где проводит­ся опрос.

Первая часть - вводная - представляет собой непосредствен­ное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и за­дачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и гарантируется анонимность ответов. В конце вводной части выражается признательность за участие в опросœе. За­дача вводной части - создать определœенный настрой респондента͵ от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.

Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение крайне важной информации. По­скольку анкета преследует несколько задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендует­ся поставить «контактные» вопросы — простые, доходчивые, рассчи­танные вызвать интерес, расположить респондента к активному за­полнению анкеты. Это бывают вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мо­тивов, установок, мнений, оценок. При этом важно соблюдать принцип расположения вопросов: усложнение их от начала к серединœе, ан­кеты и упрощение от середины к ее концу (что связано с накоплением усталости респондента при заполнении анкеты).

Поскольку социологическое исследование предполагает решение ряда задач, то для каждой из них разрабатывается, как правило, от­дельный блок вопросов. В этом блоке можно выделить четыре типа вопросов:

1) вопросы, содержащие указание па объективную вклю­ченность респондента в ситуацию (к примеру, «Занимаетесь ли вы спортом?»);

2) «опросы, содержащие указание на мотив включеннос­ти («Что побудило нас заняться спортом?);

3) вопросы, выражающие удовлетворенность включенностью респондента в ситуацию («Удов­летворены ли вы занятиями спортом?»);

4) вопросы, раскрывающие ожидания от дальнейшего участия в этом виде деятельности («Соби­раетесь ли вы заниматься новыми для вас видами спорта?»).

Основная часть анкеты не должна быть слишком громоздкой (ᴛ.ᴇ. включать не более 30 вопросов) и содержать подряд несколько одно­типных вопросов, поскольку это вызывает у респондента чувство монотонности и утомления.

В третьей части анкеты - так называемой «паспортичке» - вы­ясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхож­дение, профессия, место учебы или работы. В заключение выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты.

Анкета не должна быть слишком длинной. Время ее заполнения для взрослого человека — 40—45 минут, для учащегося — на 10 минут мень­ше. В случае если времени требуется больше, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто про­пускаются вопросы, над которыми респонденту уже не хочется думать.

Имеет значение и процедура опроса. К нему всœе должно быть под­готовлено: место, ручки (карандаши), спокойные условия (без при­сутствия лишних людей). Важно добиться самостоятельности ответов каждого респондента͵ особенно при групповом опросœе. Здесь анкетер должен по возможности проверять заполнение каждой анкеты, начи­ная с «паспортички», но, не вникая в содержание, чтобы не нарушать принципа анонимности. Задача анкетера - быть дружелюбным, веж­ливым, разговорчивым (в меру) и беспристрастным, располагать к се­бе. В случае отказа респондента заполнить анкету постараться убе­дить его, но, если не помогает, больше «не давить».

Классификация вопросов. Теперь обратимся к более дробному анализу вопросов анкеты, поскольку их характер, содержание и фор­ма - главное в социологическом инструментарии. Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержанию, форме (схема 1).

Схема 1. Классификация вопросов

ВОПРОСЫ
По структуре По функциям По содержанию По форме
закрытые основные вопросы о событиях, фактах прямые
открытые контрольные вопросы о мотивах, оценках косвенные
полузакрытые филирующие   прожективные
  контактные    
  ловушки    

Рассмотрим делœение вопросов на открытые, полузакрытые и за­крытые. Первые не предлагают респонденту никаких вариантов отве­тов. К примеру, «Что вам не нравится в вашей работе?» _____________

Открытые вопросы дают респонденту возможность высказать предельно подробно свое мнение, здесь велика вероятность полу­чить его интересные и подчас неожиданные суждения и оценки. Но часто бывают и «отписки», пропуски, вызванные нежеланием думать над проблемой, формулировать, отвечать на вопрос. Главная трудность открытых вопросов — в сложности формализации и обра­ботки ответов.

В отличие от открытых, закрытые вопросы предлагают респон­денту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он дол­жен выбрать один или несколько из них. Закрытые вопросы бывают альтернативными, предполагающими выбор одного ответа из перечня возможных, и неальтернативными (вопросы-меню), позволяющими респонденту выбрать одновременно несколько отве­тов. Пример вопроса-меню:

Как вы считаете, что такое жизненный успех? (Можно отметить несколько пунктов).

1. Высокое служебное положение, карьера.

2. Богатство, финансовое благосостояние.

3. Удачный брак, хорошая семья.

4. Хорош здоровье.

5. Близкие друзья.

6. Любовь.

7. Реализация своих способностей.

8. Духовное общение (с книгами, искусством).

Достоинство закрытых вопросов - в их однозначном интерпретации быстрой обработке. При этом нельзя забывал, что таким путём социолог как бы «навязывает» одно из своих мнений опрашиваемому. Выход из ситуации может быть найден с помощью полузакрытых вопросов, и которых перечень возможных вар манто и ответов дополняется в конце позициями типа «Что еще вы могли бы отметить?», «В случае если у вас есть свое мнение, допишите».

Необходимо отметить, что по своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-лопушки, буферные. Об базовых речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольныевыступают как проверочные по отношению к основным. В случае если, к примеру, основ­ной вопрос стоит так: «В какой мере вы удовлетворены своей рабо­той?», то контрольный может быть сформулирован иначе: - «Хотели бы вы сменить свою работу?».

Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих ответить на один из базовых вопросов, от тех, кто этого не может. Так, если мы изучаем свободное время студен­тов и хотим выяснить, какими видами спорта они занимаются, внача­ле нужно сформулировать вопрос-фильтр: «Занимаетесь ли вы спор­том?», и только потом спросить, какими его видами. В случае если респондент отмечает на первый вопрос отрицательно, ему не нужно отвечать на серию вопросов о конкретных занятиях, удовлетворенности ими и т.д.

Вопросы-ловушки - предназначены для выявления искренно­сти и добросовестности опрашиваемых. Возьмем то же исследование свободного времени студентов, в ходе которого ставилась задача вы­явить читательские интересы и предпочтения. Социологи предложи­ли респондентам перечень знакомых им книг и их авторов и включи­ли в качестве одного из вариантов ответов книгу вымышленного писателя. Некоторые опрошенные ответили, что читали эту книгу и она им поправилась. Здесь очевидна недобросовестность респонден­та͵ которая должна быть учтена социологом при анализе. Буфер­ные, вопросы служат для разграничения отдельных смысловых бло­ков в анкете.

По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, зна­ниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мне­ниях.

По форме выделяют прямые вопросы, относящиеся непосредст­венно к личности респондента (к примеру, «Чем вы предпочитайте, заниматься в свободнее время?», «Удовлетворены ли вы вашей рабо­той?»), и косвенные, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (к примеру, «Здесь приведены три суждения о событиях X. Какое из них вы считаете наиболее спра­ведливым?»). Косвенные вопросы психологически лучше восприни­маются респондентами, не нарушают их представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе оп­роса и.т.д. По форме выделяют также прожективные вопросы, в которых ситуация как бы предполагается, задается (к примеру, «Пред­положим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вер­нулись бы вы на прежнее место работы?»).

При составлении анкеты крайне важно учитывать следующие пра­вила:

1) в анкете основной и контрольный вопросы должны перемежать­ся другими вопросами так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними;

2) реальная ситуация должна контролироваться прожективной, к примеру: «В случае если бы вам пришлось выбирать профессию, избрали бы вы свою нынешнюю?»;

3) косвенные вопросы контролируют ответы на прямой, откры­тые — на закрытые;

4) контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования;

5) вопросы нужно формулировать так, чтобы вызвать желание да­вать на них точные и достоверные ответы;

6) в вопросœе-меню крайне важно соблюдать пропорцию в подборе положительных и отрицательных суждений;

7) варианты ответов должны формулироваться по единому логи­ческому основанию;

8) в альтернативных вопросах варианты ответов должны быть взаи­моисключающими;

9) текст вопросов должен иметь нужные пояснения: сколько мож­но выбрать вариантов ответов, как заполнить ответы на табличный вопрос;

10) язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к разговорной речи обследуемых;

11) в анкете не должно быть двусмысленных вопросов, абстракт­ных и многозначных терминов, вопросы должны быть понятны рес­понденту;

12) в одном варианте ответа не должно содержаться сразу несколь­ко идей, к примеру: «Работа интересная и хорошо оплачиваемая?.;

13) в анкете не должно быть пустых, риторических, праздных во­просов;

14) вопросы следует задавать корректно, вежливо;

15) вопросы не должны задевать самолюбия и достоинства респондента͵ вызывать у него отрицательные эмоции;

16) анкета должна быть аккуратно оформлена.