Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Спорт Технико-экономическая основа ремонта судов.
просмотров - 146

И РЕМОНТА ФЛОТА.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Современное транспортное судно представляет собой сложное инженерное сооружение, имеющее значительную первоначальную стоимость. Снижение выходных параметров судовой техники вследствие физического износа отражается на экономических показателях работы судна, к примеру, износ составных элементов главного двигателя, приводит к потере мощности и, как следствие этого, к снижению скорости хода судна, уменьшению провозной способности, и перерасходу горюче смазочных материалов. При предельных состояниях износа могут возникнуть условия, нарушающие безопасность плавания и эксплуатации судовых технических средств. По этой причине восстановление работоспособности и исправного состояния при техническом обслуживании и ремонте судна в целом и его отдельных элементов является объективной крайне важностью и позволяет восстановить спецификационные или близкие к ним технико-экономические показатели судна.

Экономическая природа ремонта и технического обслуживания связана с неравномерной долговечностью отдельных элементов базовых фондов (судов). Основные фонды в процессе восстановления утраченных ими свойств выступают не как средства труда, а как предмет труда (как материал) так как на них воздействуют при устранении появившихся отклонений от заданных параметров функционирования. По этой причине с экономической точки зрения затраты на эти работы причисляются к первоначальным издержкам на постройку судов что увеличивает их стоимость. Так как долговечность базовых фондов зависит от дополнительных затрат живого и общественного труда на восстановление работоспособности то эффективность эксплуатации средств труда (судов) определяется полной их стоимостью складывающейся из первоначально вложенных стоимостей и дополнительно присоединœенных к ним стоимостей восстановительных работ.

В последние годы разработаны и внедряются многочисленные конструктивно-технологические решения повышающие надежность судов. Но даже при самом высоком уровне проектирования, строительстве и эксплуатации флота͵ его физический износ неизбежен. В результате происходит утрата первоначальной стоимости судна.

Существует прямая зависимость между степенями физического износа и обесценивания судна (морального износа).

Объективная оценка степени физического износа является важной проблемой в решении задачи экономической целœесообразности восстановительных работ судна, механизма, устройства, системы. Сегодня применяются два базовых метода определœения физического износа техники. /13/

Первый метод экспертной оценки специалистами, которые устанавливают степень физического износа отдельных деталей, узлов, механизмов, судовых

устройств, располагая данными внешнего осмотра и измерений элементов судна. На основе оценки состояния элементов судна выводится средний процент износа судна в целом. Недостатки этого метода - субъективность и сложность оценки. К достоинствам следует отнести учёт степени физического износа отдельных элементов судна.

Второй метод - по срокам службы. При этом определяется отношение фактического срока службы к средним или нормативным срокам. К недостатку этого метода следует отнести приблизительное определœение действительного состояния судна.

На практике применяются оба метода, однако для более объективной оценки используют экономические методы совместно с техническими. Так, физический износ судна (в %) определяется по формуле:

Uф=S(UэУ)/100

Где Uэ - степень физического износа отдельного элемента судна;

У - удельный вес данного элемента судна в его восстановительной стоимости;

100 - восстановительная стоимость.

При этом утрата первоначальной стоимости происходит не только физически но и морально. Физический и моральный износ учитывается при принятии решения о целœесообразности проведения капитального ремонта и модернизации. Эти виды ремонта для морально устаревших судов, как правило менее сообразен, так как восстановление первоначальных (или близких к ним) технических возможностей судна не способствует совершенствованию структуры флота͵ а лишь удлиняет срок службы устаревшего судна.

Для обеспечения нормального функционирования базовых фондов (судов) на морском транспорте создана система восстановления их качества и приближению их к качеству новых на протяжении всœего срока эксплуатации. Эта система включает в себя береговые предприятия по техническому обслуживанию и ремонту судов (ТО и Р), технологии и кадры, являясь функциональной частью всœей транспортной системы. Система ТО и Р - это комплекс выполнения взаимосвязанных работ организационного, технического и технологического характера, направленных на поддержание нормальной работоспособности базовых фондов в течение установленного срока службы.

Все виды этих работ можно разделить на две группы, В первую группу входят работы по воспроизводству базовых фондов в натуральной форме. В эту группу входят работы выполняемые на судоремонтных предприятиях, которые и обеспечивают бесперебойное действие базовых фондов путем полной или частичной замены (или восстановления) изношенных элементов (деталей, узлов конструкций). Затраты связанные с выполнением этой группы работ составляют издержки возмещения. Ко второй группе относят и работы, не связанные с восстановлением базовых фондов, а направленные лишь на предупреждение неисправностей и отказов, ᴛ.ᴇ. на поддержание базовых фондов в эксплуатационном состоянии. Работы этой группы носят профилактический характер (проверка, очистка, регулировка, переборка смазки и т.д.), и расход по ним составляют издержки сохранения.

По причине того, что экономическая природа ремонта͵, как было отмечено ранее, основана на неравномерной долговечности отдельных элементов базовых фондов (судов), /13/, что оказывает существенное влияние на объем ремонта. Рассмотрим некоторые положения связанные с долговечностью и ремонтопригодностью транспортного флота.