Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Социология Unit One. THE NATURE OF SOCIOLOGY
просмотров - 70

Москва

Практикум по английскому языку

О СОЦИОЛОГИИ

ABOUT SOCIOLOGY IN ENGLISH

Издательство «Флинта»

Издательство «Наука»

УДК 802.0+316

ББК 81.2 Англ+60.5

O 11

Составитель: И.С. Рушинская

Рецензенты: кафедра иностранных языков Ивановского государ­ственного энергетического университета; Д.Х.Шрив, Университет Северного Техаса, США

About sociology in english. О социологии: Практикум по английскому языку. — М.: Флинта: Наука, 2000. — 112 с.

ISBN 5-89349-246-3 (Флинта)

ISBN 5-02-022546-0 (Наука)

Практикум составлен на основе оригинальных американских источ­ников и способствует усвоению и закреплению лексики, развитию раз­личных видов чтения и понимания оригинальной литературы по спе­циальности, а также отработке навыков устной речи в ситуациях про­фессионального общения.

Важно заметить, что для студентов, аспирантов, научных сотрудников.

ISBN 5-89349-246-3 (Флинта)

ISBN 5-02-022546-0 (Наука)

© Издательство «Флинта», 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Английский язык для социологов» предназ­начено для студентов и специалистов, владеющих грамматическим строем английского языка, лексическим минимумом вузовского курса и навыками разговорной речи. Пособие имеет практичес­кую направленность и готовит студентов к самостоятельному чте­нию и пониманию оригинальной литературы по социологии на английском языке. Методически пособие базируется на комму­никативно-ситуативном подходе к обучению иностранным язы­кам и учете психологических особенностей взрослых учащихся.

Целями пособия являются:

— накопление и систематизация словарного запаса, необ­ходимого для чтения и общения на профессиональные темы;

— развитие навыков чтения оригинальной литературы по спе­циальности;

— совершенствование навыков профессионального общения;

— обучение ведению дискуссий и публичным выступлениям на английском языке;

— отработка умения аргументировать свою точку зрения и раз­вернуть предложенный тезис.

Пособие написано на оригинальном английском языке, причем используется американский вариант английского языка, что позволит преподавателю познакомить студентов с его отличитель­ными особенностями, в частности в орфографии.

Пособие состоит из восьми разделов. Каждый раздел имеет:

— введение к разделу (Looking Ahead), где дается его краткое содержание;

— проблемные задания (Learning Objectives), которые явля­ются основным этапом работы над разделом, так как они позволяют осуществить контроль за усвоением изучаемого в разделœе материала и вовлекают студентов в дискуссии на профессиональные темы;

— два текста по тематике раздела, составленные на основе оригинальных материалов из учебного пособия по социо­логии Ричарда Шифера, профессора университета Запад­ного Иллинойса, США;

— упражнения для работы над лексикой текстов (Vocabulary Practice), которые являются традиционными и направлены на закрепление активной лексики, формирование автома­тизированных навыков и предупреждение типичных лекси­ческих и грамматических ошибок;

— коммуникативные задания для развития навыков устной речи (Comprehension Exercises), которые не только контро­лируют знание студентами материала текстов, но и учат их обсуждать содержащиеся в тексте или смежные с ними про­блемы, аргументировать свою точку зрения с позиции со­циологов, при этом используя дополнительную инфор­мацию, полученную из лекций и спецкурсов по социоло­гии;

— три послетекстовых упражнения для повторения и систе­матизации лексики и тематики разделов (Revision Exercises), из которых первое упражнение контролирует усвоение лек­сики раздела через перевод предложений с русского языка на английский, второе упражнение готовит студентов к за­четному занятию по тематике раздела, а третье знакомит с интересными высказываниями известных ученых по изуча­емым проблемам, которые следует обсудить в форме дело­вой беседы, дискуссии или диспута.

При написании пособия большое внимание уделялось повто­ряемости лексических единиц и принципу постепенного нарас­тания трудностей. Лексические упражнения рекомендуется вы­полнять письменно. Тексты следует читать (как вслух, так и про себя) и переводить устно, добиваясь адекватного, грамотного и литературного перевода, используя лексико-грамматический ана­лиз отдельных языковых реалий. Коммуникативные задания рас­считаны на использование активных и интенсивных методов обу­чения иностранным языкам, включая ролевые и деловые игры. Так, к примеру, изучая четвертый раздел пособия «Socialization», можно провести ролевую игру на тему «Children's Socialization and Their Self-Identity». Игра проводится в форме родительского собрания, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приглашены социологи. Студенты выступа­ют в роли социологов-лекторов, учителœей и администраторов школы, родителœей учащихся. Ролевой тренинг осуществляется через подготовку докладов по проблематике игры, спонтанные вопросы и выступления содокладчиков, общую дискуссию. В кон­це игры преподаватель анализирует работу студентов с точки зре­ния нормативности английского языка, презентации доклада, глубины раскрытия темы, умения войти в роль, степени участия в обсуждении и способности аргументировать свою точку зрения.

Автор пособия выражает благодарность преподавателю англий­ского языка из Северотехасского университета США господину Д.Х. Шриву за оказанную методическую помощь и консультации по вопросам корректного языкового оформления материала по­собия.

С 1995 года материалы пособия успешно используются в учеб­ном процессе на факультете экономики и управления Ивановс­кого энергетического университета по специальности «Приклад­ная социология». При написании данного пособия был учтен данный практический опыт и сделан акцент на реализацию комп­лексного подхода при формировании у обучаемых языковой, ре­чевой и поведенческой компетенции в процессе обучения нор­мам иноязычного общения.

Методика работы над пособием не представляет трудностей, поскольку структура разделов соответствует последовательности проработки текстового материала и упражнений.