Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Социология Анализ результатов социологического исследования
просмотров - 486

Собранная в ходе «полевого» этапа информация нуждается в обработке, обобщении, анализе и интерпретации.

Обработка анкет начинается с контроля их качества. В случае если более 20 % ответов в анкете отсутствует или не заполнен социально-демографический блок, то анкета исключается из обработки. Проверяются анкеты и на заполнение контрольных вопросов-фильтров (к примеру, если респондент сообщает, что не читает молодежных газет и одновременно дает оценку их материалам и рубрикам, то налицо противоречие).

Следующий шаг в обработки информации – кодирование. К примеру, каждому варианту ответа на вопрос анкеты присваивается числовой код. Для закрытых вопросов – уже на стадии ее разработки, для открытых – в результате опроса. Тематически анализируются и кодируются материалы интервью и расшифровка стенограммы фокус-группы.

Затем материалы исследования должны быть обобщены[14]. Наиболее простая форма обобщения – группировка респондентов по какому-либо признаку, к примеру, по национальности, полу; по характеру труда или специальности; по количественному признаку, к примеру, доходу на члена семьи. Респонденты бывают сгруппированы как по объективному признаку, так и по субъективному (удовлетворенность трудом, активность участия в общественной жизни). Группировка, произведенная по двум и более признакам, принято называть аналитической.

Обобщенные результаты исследования бывают отображены различными способами. К примеру, используются таблицы, гистограммы, диаграммы, картографическое изображение плотности групп, многомерное отображение информации[15].

Способы отображения материалов исследований

(Из результатов исследования рынка образовательных услуг ᴦ.Дзержинска в апрелœе 2005ᴦ.))

Таблица 14. Уровень определœенности абитуриентов с выбором специальности, %

  Абитуриенты Юноши Девушки
Точно определились
И да, и нет
Пока не определились
Нет ответа

В представлении данных при двухмерном распределœении независимая переменная, которая гипотетически обусловливает значение зависимой переменной, располагается по горизонтали (в данном случае, половая принадлежность).

В случае если установлена сопряженность одной их характеристик с несколькими другими, то таблицы представляются в паре с единой интерпретацией. К примеру, в исследовании рынка образовательных услуг предполагалось, что характер мотивации получения высшего образования связан не только с гендерными различиями, но и с образовательным уровнем семьи. В данном случае гендерные различия оказались незначительными, а образовательный уровень семьи заметно влиял на характер мотивации.

Таблица 15. Мотивация получения высшего образования, %

Основные мотивы Абитуриенты Юноши Девушки
Возможность карьерного роста
Возможность получения хорошей профессии
Материальное благополучие в будущем
Диплом, дающий определœенный статус в обществе
Возможность избежать службы в армии
Возможность саморазвития, повышения уровня культуры
Возможность творческой реализации своих способностей
Нет ответа
Основные мотивы Наличие высшего образования у родителœей
Один из родителœей имеет в/о Оба родителя имеют в/о Никто из родителœей не имеет в/о
Возможность карьерного роста
Возможность получения хорошей профессии
Материальное благополучие в будущем
Диплом, дающий определœенный статус в обществе
Возможность избежать службы в армии
Высокий уровень культуры
         
Продолжение таблицы 15
Возможность творческой реализации своих способностей
Ничего не дает
Другое
Нет ответа

В изучении рынков различных товаров важен уровень доходов населœения. Выяснение этого уровня – один из этапов маркетинговых исследований. Так, в 2002 году исследователи выяснили среднемесячный доход в различных группах:

Зона проведения маркетингового анализа

Рис. 1. Среднемесячный доход на человека в различных имущественных группах

Прогноз развития рынка может быть построен на анализе тенденций предпочтений потребителœей. К примеру, для развития рынка туристических услуг важны сведения о продолжительности отпуска и существующих способах его проведения. В исследования 2002 года в качестве преспективной рассмотрена группа состоятельных нижгородцев, которые отдыхали в нижегородских домах отдыха в последние три года. Эта группа составляет 64%. (См. рис. 2).

За последние три года более трети нижегородцев отдыхали за пределами страны. При этом отдых за границей остается самым дорогим. Его свободно может себе позволить только небольшой процент состоятельных нижегородцев. Основную конкуренцию отдыху в области сегодня составляет отдых на юге России.

Рис. 2. Основные направления отдыха

В обработке данных исследований используются специальные программы компьютерной обработки, позволяющие выявить взаимосвязи признаков, коэффициенты корреляции (ранговый, парный, прямой и обратной связи). В количественных социологических исследованиях широко используется построение индексов и многомерный анализ.

Полученные в результате статистического анализа данные должны быть объяснены, а это зависит от глубины знания исследователœем своего объекта и предмета͵ насколько обоснованной была гипотеза и полной модель предмета. Каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения, в том числе и с позиций разных социологических парадигм. Превращение данных в показатель связано с соотнесением данных с проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования.

В процессе истолкования полученных данных большое значение имеют выдвинутые гипотезы. Характер гипотез определœен видом исследования. К примеру, в разведовательном, «пилотажном» исследовании гипотеза проверяется путем соотнесения предполагаемого утверждения с выявленной числовой величиной. К примеру, истинность утверждения «большинство студентов не имеет возможность получать свежие номера институтской газеты» считается доказанной, если в результате опроса об этом заявили более 50% респондентов.

В описательном и аналитическом исследовании процедура проверки гипотез более сложна. Так, в описательном исследовании предполагается соотнесение полученных величин между собой или с родственными внешними признаками[16]. К примеру, если в исследовании на вопрос «Как вы относитесь к своей работе» 60% респондентов ответило:«стремлюсь отдать работе всœе силы и знания», 35% ответили: «выполняю всœе, что от меня требуется», а 5% – «в основном работаю по крайне важности», то общий характер отношения к работе ясен. В другом случае полученная величина сама по себе мало что значит. К примеру, в исследовании установлено, что доля смотревших политические телœепередачи во вторник составила 78 %. Чтобы заключить, много это или мало, нужно сравнить ее с долями смотревших в данный день художественные, спортивные и музыкальные передачи.

Объяснение в классическом социологическом исследовании - ϶ᴛᴏ раскрытие на основе эмпирических данных и социологической теории сущности объекта исследования. В социологии используют генетические объяснения (объяснения путем установления связи события с предшествующими во времени), причинные, следственные (содержащие указания на сущность объекта путем изучения его следствий), функциональные и структурные (предполагающие объяснения внутренних элементов их местом в составе целого, способом их сочетания в составе целого, их назначением в составе целого).

Объяснение в методологии классического исследования предполагает ответы социолога на вопросы: как, каким образом, за счет чего возможно становление, функционирование и развитие явления. Выявляя весь спектр возможных факторов, обусловливающих это явление, социолог выясняет меру связи между явлениями-факторами и изучаемыми явлениями[17].

Так, если социолог хочет объяснить разный уровень учебной активности студентов первых курсов и выпускников технических и гуманитарных вузов, он должен определить тесноту связи между учебной активностью и рядом других социальных явлений, выделœенных в теоретическом анализе в качестве значимых факторов (причин): качество преподавания, уровень довузовской подготовки, направленность на профессию, групповые нормы. По конкретной величинœе связи можно будет судить о вкладе этих факторов в учебную активность.

Анализ данных можно назвать технологией аналогично тому, как и процесс исследований в целом, поскольку данный анализ включает четкую последовательность операций.

Таблица 16. Последовательность стадий анализа данных[18]

Стадия анализа Исследовательские задачи Основные приемы анализа
Выявление аномалий, ошибок и пропусков данных, описание простых распределœений Качественное осмысление сгруппированных данных, описательная статистика, расчеты средних тенденций
2-3 Уплотнение исходной информации, описание ее в показателях, повышение уровня обобщения Приемы укрупнения исходных шкал, комбинации признаков, построение индексов, эмпирическая и теоретическая типологизация, факторный анализ
2-3 Выявление прямых и косвенных связей, интерпретация и объяснение базовых зависимостей и свойств изучаемых явлений, проверка главных и второстепенных гипотез Построение двухмерных и многомерных таблиц, расчет корреляций, использование корреляционных графов детерминационных моделœей
Продолжение таблицы 16
Прогноз изучаемых процессов и явлений на основе объяснительных гипотез Приемы мысленного и натурного эксперимента͵ повторные и сравнительные исследования, контрольные опросы экспертов для проверки итоговых выводов

Такой тип объяснения, с опорой на формально-логический аппарат, и принято называть научным объяснением, претендующим на истинное представление реальности, «как она есть».

Описание и объяснение – необходимая часть исследования и в качественной парадигме. В узком смысле описание противопоставлено объяснению, не содержит указаний на причины и мотивы действий. В широком смысле в зависимости от задач различают виды описаний: простое описание решает задачу преставления жизненного мира информанта и его интерпретации событий; аналитическое описание предполагает мини-теорию или исследовательский комментарий.

В качественной парадигме научное объяснение сочетается или дополняется семантическим. Фактически это растолкование, объяснение, при котором события и поступки объясняются с помощью уточнений, аналогий, указаний на смысл событий и действия для их участников.


Читайте также


  • - Анализ результатов социологического исследования.

    Сбор социологической информации, Подготовка социологического исследования. СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ Лекция 15. Материалы к лекции Социологическое исследование - система... [читать подробенее]


  • - Анализ результатов социологического исследования

    Собранная в ходе «полевого» этапа информация нуждается в обработке, обобщении, анализе и интерпретации. Обработка анкет начинается с контроля их качества. Если более 20 % ответов в анкете отсутствует или не заполнен социально-демографический блок, то анкета исключается... [читать подробенее]