Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Социология Апробация и доработка инструментария
просмотров - 133

После подготовки первого варианта͵ собственно, и начинается работа͵ необходимая для разработки инструментария, пригодного для получения качественной информации. В методической литературе данный этап принято называть апробацией анкеты или пилотажным исследованием. Речь идет о микромодели крупномасштабного исследования, по которой опрашивается несколько десятков респондентов, и на основании анализа их ответов вносятся коррективы в анкету или в инструкцию к опросу.

Поскольку эта работа требует дополнительных сил, времени, средств и ресурсов, то исследователи очень часто вообще отказываются от проведения этого этапа (правда, чаще всœего об этом скромно умалчивают).

При этом между повышенными академическими требованиями, не учитывающими жизненных реалий, и широко распространяющейся, ничем не обоснованной и не выдерживающей никакой профессиональной критики практикой существует компромиссный путь завершения работы над инструментарием. Он заключается в соблюдении следующих правил.

1. Анкета должна «отлежаться». Первый вариант анкеты, даже если он не вызывает никаких сомнений у разработчиков, не следует сразу же тиражировать. Необходимо время, чтобы проявились латентные (не всœегда осознаваемые) творческие возможности участников исследования, которые были инициированы первым форсированным этапом работы. Психологический механизм творческой работы таков, что исследователь, даже завершив какой-либо этап работы, осознанно или неосознанно возвращается к анализу поставленной проблемы. В первую очередь, в голову приходят новые дополнительные варианты редакции вопросов или возможных показателœей, неучтенные факторы и т.п. Во-вторых, перечитывая еще и еще раз анкету, исследователь может сам обнаружить ошибки, которые не были замечены в процессе подготовки первоначального варианта͵ когда внимание распределяется и на содержательную часть, и на возможности верификации, и на особенности формулировок, и на порядок вопросов и т.п. элементы работы над инструментарием.

2. Исследователь должен своими глазами увидеть «живую реакцию» потенциальных респондентов на разработанный инструментарий. Другими словами, он должен сам по подготовленной анкете опросить несколько человек, чтобы увидеть, как «работают вопросы». В качестве таких респондентов могут выступать родственники или знакомые. В определœенном отношении хорошо знакомых людей даже лучше опрашивать на этом этапе работы, так как они в меньшей степени реагируют на самого «интервьюера», не стесняются переспросить в том случае, если не понимают смысл вопроса, высказать критические замечания и т.п.

В последующей доработке анкеты исследователь, естественно, будет учитывать не каждое замечание «человека с улицы», тем не менее, кроме отдельных полезных для себя наблюдений, он может установить некоторые типичные реакции, которые крайне важно учесть или в самой анкете, или в инструкции интервьюерам.

Такие пробные интервью позволяют также убрать из анкеты «неработающие» вопросы и дополнить полузакрытые вопросы, если в вариативном вопросœе вариант «другой ответ» выбирают более 5% опрошенных всœеми соисполнителями. «Неработающими» считаются вопросы, не позволяющие дифференцировать респондентов, к примеру, если на какой-либо вопрос более 80% опрошенных дают один и тот же ответ.«Неработающими» также считаются вопросы, на которые более половины людей затрудняются ответить.

Вместе с тем, апробацию проходят формулировки, которые при обсуждении анкеты ряду соисполнителœей казались сомнительными с точки зрения возможности их восприятия «простыми людьми». Нередко предварительно проведенные опросы показывают: то, что кажется слишком трудным для понимания самим социологам, не вызывает трудностей и негативных реакций у опрашиваемых людей.

3. Анкета должна пройти неформальную экспертизу. Неформальная экспертиза инструментария коллегами-социологами часто бывает полезнее официальных обсуждений. Во время формального обсуждения эксперт может, во-первых, из соображений гуманного характера не высказать всœе критические замечания, а во-вторых, не выносить на всœеобщее обсуждения вещи, которые вызывают у него сомнения, но он не полностью уверен в своей позиции, в-третьих, высказав свою точку зрения публично и вполне официально, эксперт в определœенной степени чувствует крайне важность ее отстаивать даже тогда, когда под влиянием аргументов автора в глубинœе души уже не полностью уверен в своей правоте. Неформальная же просьба к коллеге посмотреть инструментарий и высказать свои замечания позволяет эксперту в полном объеме высказать всœе замечания и указать на обнаруженные им ошибки. Естественно, не всœе замечания и предложения коллег будут полностью приняты. Но, по крайней мере, у авторов анкеты возникнет крайне важность либо более аргументированно остановиться на первоначальном варианте, либо с благодарностью за затраченные усилия исправить незамеченную в первоначальном хаосœе работы ошибку. По этой причине мы настоятельно рекомендуем подготовленную анкету «подсовывать» коллегам, имеющим опыт подобной работы.

Именно на данный второй этап работы над анкетой не следует жалеть времени: 1-2 недели должны быть потрачены на то, чтобы избавиться от всœех возможных ошибок и погрешностей, которые неизбежно возникают на первом этапе в силу специфики этой работы, отличающейся многоуровневым распределœением внимания.

На заключительном этапе — перепечатке окончательного варианта особое внимание крайне важно уделить вычитыванию (корректуре) тех частей анкеты, где были сделаны содержательные исправления.

Даже анкеты, подготовленные в оперативном порядке для экспресс-опросов, при проведении которых нет времени выдерживать необходимую технологию, следует задним числом (в период сбора информации) подвергнуть прохождению той же процедуры, чтобы по крайней мере при анализе результатов была возможность учесть погрешности в качестве инструментария.


Читайте также


  • - Апробация и доработка инструментария

    После подготовки первого варианта, собственно, и начинается работа, необходимая для разработки инструментария, пригодного для получения качественной информации. В методической литературе этот этап принято называть апробацией анкеты или пилотажным исследованием. Речь... [читать подробенее]