Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Социология БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
просмотров - 59

1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учеб. пособие для вузов.-М.,2003

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие.-Минск, 2000.

3. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учеб. пособие.- Минск,2003.

4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов.- М.,2002.

5. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учеб. пособие -М.,2001.

6. Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студ. вузов.-М., 2005.

7. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. – СПб.,2002.

8. Галаева Т.С., Петинова Т.М. Прикладная социология: Учеб.-метод. пособ.- Самара,2006.

9. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб.пособие.-Самара,2000.

10.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие.-Москва, 2009.

11.Курбатов В.И, Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие.-Ростов н/Д., 2001.

12.Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования/Пер. с англ.; Предисл. А.К.Соколова.-М.,2007.

13.Попова О.В. Методика и техника эмпирических политических исследований: Учеб. пособие.-СПб., 2003.

14.Прикладная социология: Учеб. пособие /Под ред. Ю.С.Колесникова.-Ростов н/Д, 2001.

15.Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии: Учеб. для вузов.-М.,1999.

16.Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Учеб. пособие.-Москва, 2009.

17.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание реальности.- М.,2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа социологического исследования «Учебно-познавательная активность студентов СамГТУ»

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов теоретико-методологического и практического характера; Изменения, происходящие в социально-экономической жизни страны, обусловили смену парадигмы профессионального образования. Среди направлений реализации парадигмы образования, позволяющих сформировать творческую личность, важным является овладение учебно-познавательной деятельностью. К социальным аспектам актуальности проблемы овладения студентами учебно-познавательной деятельностью на высоком уровне активности можно отнести также переход общества к информационной стадии развития, что приводит к росту информационных потоков, возрастанию требований социального заказа к образовательной подготовке выпускника вуза. Использование современных коммуникаций, новых информационных технологий требует иного склада мышления личности, способной не только воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, но и производить новую, управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать. Эти умения формируются в учебно-познавательной деятельности, предметом и продуктом которой является информация. Изменившиеся требования социального заказа к образовательной подготовке заключаются также и в том, что от выпускника вуза, будущего специалиста͵ требуется умение нестандартно подходить к решению известных проблем, намечать пути решения вновь появляющихся проблем. При этом эффективность профессиональной деятельности специалистов не всœегда обеспечивается их должной подготовкой в вузе.

Проблема учебно-познавательной деятельности является весьма актуальной и исследуется представителями таких наук, как психология, педагогика, социальная психология, социология, что само по себе предполагает разные ракурсы изучения объекта исследования. На современном уровне своего развития социология исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех базовых и взаимосвязанных формах:

1) как процесс формирования у индивидов, включенных в то или иное звено образования, системы знаний о мире, в котором они живут и действуют;

2) как процесс цивилизационно-культурных изменений общественного сознания;

3) как мощный фактор социализации личности, ее воспитания;

4) как своеобразная феноменология личностного сознания, его развития и практической реализации.

Важно заметить, что для социологического исследования образовательной деятельности существенное значение имеет выделœение структурных компонентов системы образования. Обычно в образовании, как процессе усвоения и передачи знаний, умений и навыков выделяют два взаимосвязанных структурных компонента. Первый из них, исходный, базовый, составляет процесс обучения. Социология выясняет, каким образом, в процессе обучения определœенные наборы знаний, умений, культурных стандартов и навыков их реального применения в различных жизненных ситуациях, превращаются в ценностные ориентации и поступки индивидов; как всœе это обусловлено не только стандартами образования и культуры, но и мотивацией поведения отдельных личностей, особенностями их включения в определœенную социальную систему. Вторым важнейшим компонентом системы образования является процесс воспитания, который представляет собой процесс целœенаправленного воздействия на развитие личности в целях усвоения ею ценностей культуры и знаний, социального опыта͵ стандартов поведения, необходимых для подготовки индивидов к активной трудовой, общественной и культурной деятельности.

Несмотря на достаточную актуальность проблемы исследования учебно-познавательной деятельности, в последнее десятилетие практически не было предпринято сколько-нибудь значимых попыток социологического анализа означенной проблемы. Все вышеизложенное и обусловило выборпроблемы исследования: «Учебно-познавательная активность студентов вуза».

Цель исследования – получение социологической информации о различных условиях учебно-познавательной деятельности студентов, детерминирующих повышение активности последней.

Предмет исследования – выявление уровня учебно-познавательной активности студентов и факторов, влияющих на нее.

Объект исследования - студенты Самарского государственного технического университета.

Задачи исследования:

- Выявление уровня учебно-познавательной активности студентов вуза.

- Определœение мотивации выбора профиля образования и, соответственно, целœевых установок студентов в учебном процессе.

- Выявление влияния на успеваемость, инициативность и активность студентов таких факторов, как: уровень довузовской подготовки, наличие чрезмерных увлечений другими видами деятельности,

- Определœение возможных связей между материальными и психологическими проблемами в семье и познавательной активностью студентов.


Читайте также


  • - БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ Вопросы 1. Предмет начертательной геометрии. 2. Методы проецирования. 3. Основные инвариантные свойства параллельного проецирования 4. Эпюр Монжа. 5. Проецирование прямой линии. 6. Определение расстояния между двумя... [читать подробенее]


  • - Библиографический список

    Распределение учебного времени на изучение дисциплины По учебному плану, утвержденному советом ВСХИЗО 28.02.90 г., на первом курсе студент должен изучить разделы— цитологию, гистологию, органографию и размножение растений, выполнить одну контрольную работу, сдать... [читать подробенее]


  • - БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Барсенков, А.С. История России, 1917–2007: учебное пособие для вузов / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2008. 2. Воронкова, С.В. История России, 1801–1917: учебное пособие для вузов / С.В. Воронкова, Н.И. Цимбаев. – М.: Аспект Пресс, 2007. 3. История России (Россия в мировой... [читать подробенее]


  • - Библиографический список 3 страница

    Евразия и раньше играла объединительную роль в Старом Свете. Со­временная Россия, воспринимая эту традицию, должна решительно и бесповоротно отказаться от прежних методов объединения, принадлежа­щих изжитой и преодоленной эпохе,— методов насилия и войны. В совре­менный... [читать подробенее]


  • - Библиографический список 2 страница

    * Богданович. [М. И.] Ист[ория] войны 1813 года [за независимость Германии: В 2т. СПб., 1863.] Т.1. С.2. Не из-за Европы ли, следовательно, не из-за Германии ли в особенности приняла Россия на свою грудь грозу Двенадцатого года? Двенадцатый год был собственно великою политическою... [читать подробенее]


  • - Библиографический список 1 страница

    Бабурин С.Н. Российский путь: становление российской гео­политики накануне XXI в. — М.: АНКО, 1995. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. — М.: Международ­ные отношения, 1998. Гаджиев К.Э. Геополитика. М.: Международные отношения, 1997. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. — М,: ЭКОПРОС, 1993. ... [читать подробенее]


  • - Библиографический список.

    Вопрос № 50. В. В. Путин и государственно-конституционное реформирование России. 1) С именем второго Президента России В. В. Путина (с 2000 г.) связана серия проведённых им государственно-конституционных реформ, целью которых было укрепить «властную вертикаль» Российского... [читать подробенее]


  • - БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Основная литература: 1. Астапенко, М.П. История донского казачества с древнейших времён до 1920 г. [Текст] : учебное пособие / М.П. Астапенко. – Ростов н/Д : ООО «Мини Тайп», 2004. – 608 с. 2. Астапенко, М.П. История Донского края [Текст] : учебное пособие / М.П. Астапенко, Е.М. Астапенко. –... [читать подробенее]


  • - РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Васьков С.Т. и др. Открытые системы реального времени//ИВТ, 1995, №1-2. 2. Калядин А. Системы реального времени. Архитектура современных промышленных систем//Открытые системы. 1998. №3. 3. Хухлаев Е. Операционные системы реального времени и Windows NT//Открытые системы. 1997. №5. 4.... [читать подробенее]


  • - Библиографический список

    Согласно ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. В ст. 65 СК РФ определено, что... [читать подробенее]