Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Социология В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием.
просмотров - 67

В качестве ее базовых элементов можно выделить

1. учебно-воспитательные учреждения как социальные организации,

2. социальные общности (педагоги и учащиеся),

3. учебный процесс как вид социокультурной деятельности

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посœещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс правил учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Система образования включает:

систему дошкольного воспитания,

общеобразовательную школу,

профессионально-техническое образование,

среднее специальное образование,

высшее образование,

послевузовское образование,

систему повышения квалификации и переподготовки кадров,

образование по интересам.

Важнейшая роль принадлежит системе дошкольного воспитания: основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве дошкольным образованием.

Дошкольное образование (домашнее или в детском дошкольном учреждении) прививает первичные познавательные навыки, отчасти — чтение и письмо. В начальной школе детей обучают более сложным познавательным навыкам, упор делается на усвоение знаний общего характера. В системе среднего образования главное внимание уделяется более специальным знаниям, в том числе и начальным знаниям и навыкам профессионального обучения. На уровне высшего образования делается упор на изучение точных и гуманитарных наук, технических дисциплин.

Формальное образование подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определœенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определœенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать:

а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;

б) нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей.

Неформальное образование – несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям.

В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделœения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования.Школы, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицинœе появились в Древней Греции и Древнем Риме. В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населœения.

В Древнем мире и Средневековье всœе образование можно было назвать элитарным. Оно было доступно от 1 до 5 % населœения. Главное внимание уделялось высоко специализированному гуманитарному знанию. Тенденция элитарности высшего образования сохраняется в большинстве стран и сегодня. К примеру, в колледжах и университетах Китая и Турции обучается не более 10 % потенциальных студентов. Главное внимание в них по-прежнему уделяется усвоению теоретических и абстрактных концепций, а не овладению практическими знаниями в различных областях, которые могли бы в большей мере пригодиться студенту после окончания учебы. В США, Канаде, России и Японии наблюдается распад элитарного образования, т.к. высшее образование получило широкое распространение.


Читайте также


  • - В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием.

    В качестве ее основных элементов можно выделить 1. учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, 2. социальные общности (педагоги и учащиеся), 3. учебный процесс как вид социокультурной деятельности Признаками института образования являются: 1.... [читать подробенее]