Категории
Социология
Виды опросов просмотров - 913
Метод опроса
Опрос как метод получения информации распространен в различных видах деятельности: опрос свидетелей, выяснение симптомов болезни, выяснение мнения читателей о газете. Опрос в социологии – метод сбора первичной фактической или оценочной информации посредством вопросов к определенной группе людей, респондентов, для получения фактической и оценочной информации.
Специфика опроса и проблема надежности информации. Источником информации является человек, непосредственный участник или «носитель» исследуемых явлений, ᴛ.ᴇ. информация связана с его опытом и интересами. Социальная реальность в этой информации «преломлена» в сознании индивида. Опрос - ϶ᴛᴏ разновидность общения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обусловлено рядом обстоятельств, влияющих на качество информации. Среди таких обстоятельств: психологическое состояние респондента в момент опроса; ситуация опроса, условия для общения в техническом и психологическом плане; содержание анкеты или устного вопроса, лексика опроса (вопросы открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные); качество работы анкетера или интервьюера: способность войти в контакт с респондентом, избежать давления на него, построить беседу, которая постепенно включала бы в разговор, поддерживала бы интерес к нему, вести беседу по намеченному плану, оставить хорошее впечатление о работе.
Использование опроса как метода получения информации присутствует в управлении, и менеджеру, к примеру, полезно учитывать факторы, которые влияют на достоверность получаемой посредством опросов информации. Помимо названных это статусные различия участников беседы, заставляющие их воспринимать информацию сквозь призму своих интересов. В исследовательской, как и в управленческой коммуникации, должны варьировать виды коммуникативной деятельности, «говорения» и «слушания», в зависимости от вида общения: сугубо делового, социального, эмоционально-личностного.
По форме общения с респондентом | |
письменные (анкетные) | устные (интервью) |
По характеру контактов с респондентом | |
Очные | заочные (почтовые, телефонные, с использованием Интернета) |
По технике проведения | |
по содержанию и конструкции задаваемых вопросов | свободные, нестандартизированные и формализованные интервью; индивидуальные и групповые интервью, вариантом которых являются «фокус-группы»; клинические, глубинные, и фокусированные |
По целям | |
Получение сведений о фактах, мнениях, отношении к проблеме и реакции на нее |
Интервью – беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись производится либо самим интервьюером, либо его ассистентом. Особая разновидность интервью со специалистами-экспертами (экспертный опрос). Стандартизированное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты ответов.
Полуструктурированное интервью предполагает в каждом блоке вопросов перечень обязательных для получения информации вопросов. Разновидность такого интервью – биографическое, где блоки соотвествуют этапам жизненного цикла. Свободные интервью - ϶ᴛᴏ длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе (путеводителю). «Клинические», интенсивные, глубинные интервью нацелены на получение информации о внутренних побуждениях и склонностях человека, а фокусированное – о реакции на заданное воздействие.
Анкета как инструмент исследования включает такие элементы, как «паспортичку», основные, вспомогательные и контрольные вопросы, представление и благодарность исследователя.
Представление и благодарность исследователя отличают «вежливые» анкеты, ведь люди соглашаются потратить время на работу с анкетой. Вместе с тем, важно снять напряженность и неуверенность в общении с незнакомым человеком, разъяснить, кем и как будут использованы полученные данные, подчеркнуть принципиально анонимный характер социологических опросов.
«Паспортичка» предполагает выяснение стандартных социально-демографических характеристик постольку, поскольку предполагается их влияние на исследуемое поведение или мнение. К примеру, для учебных исследований практиканты-социологи из ННГУ предложили для нее такой состав.
Таблица 9. Состав «паспортички»
1. Пол а)мужской; б)женский. 2. Возраст _____
3. Образование а) начальное, нет образования; б) неполное среднее; в) среднее общее; г) среднее специальное; д) незаконченное высшее; е) высшее. | 4. Социальное положение а)Рабочий; б)Предприниматель; в)Руководитель; г)Служащий без высшего образования; д)Непроизводственная интеллигенция; е)Производственная интеллигенция; ж)Пенсионер; з)Студент; и)Безработный | 5. Тип семьи а)Супружеская пара без детей б)Супружеская пара. с детьми в)Супружеская пара с детьми и родителями г)Мать или отец с детьми д)Мать или отец. с детьми и родителями е)Мать или отец Одинокие ж)другое | 6. Семейное положение а) Женат/замужем б) Гражданский брак (живем вместе, но не зарегистрированы) в) Разведен/разведена г) Вдовец/вдова д) Холост/не замужем . |
7. Место проживания ______________________________________
В основном блоке вопросы различаются по назначению: получить информацию об исследуемой проблеме, стимулировать участие и проверить серьезность отношения к анкете. Различают вопросы открытые, не предполагающие вариантов ответа͵ и закрытые, с предлагаемым перечнем ответов; вопросы прямые и косвенные, личные и безличные, актуальные и проективные.
Анкета может включать и варианты шкал, предлагающие, к примеру, оценить удовлетворенность выполняемой работой: «В какой мере удовлетворяет вас выполняемая работа: совершенно не нравится, скорее не нравится, трудно ответить определенно, нравится, очень нравится».
Контрольные вопросы или ловушки решают задачу отсеять недобросовестных респондентов. Для этого, к примеру, в перечень вариантов ответов включают заведомо несуществующие объекты. Их выбор заставляет задуматься, что и в других случаях респондент склонен фантазировать.
Формулировка вопросов – ответственная задача. Об опасности влияния формулировки вопроса на респондентов свидетельствует опыт германских социологов. Когда вопрос был задан в форме: «Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?», то 44% респондентов ответили положительно, а 36% затруднились ответить. Когда же вопрос сформулировали так: «Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза, или каждый в отдельности должен решать, хочет он быть членом профсоюза или нет?», то отрицательный ответ дали 70% респондентов, а число затруднившихся с ответом резко сократилось[12].
Основные типы вопросов приведены в таблице 10.
Таблица 10. Основные типы вопросов
По степени стандартизации | |
Открытый | Не содержит готовых вариантов ответа |
Закрытый | Предлагает исчерпывающий перечень вариантов ответа |
Полузакрытый | Предлагает готовый перечень вариантов ответа͵ но допускает возможность ответа в свободной форме |
По особенностям конструкции | |
Поливариантный | Варианты ответа не являются взаимоисключающими |
Альтернативный | Ответы на вопросы носят взаимоисключающий характер |
По цели постановки в анкете | |
Содержательные | Направленные на получение информации об объекте |
Вопросы о фактах | Направлены на получение социально-демографической и событийной информации; сведений о поведении человека в прошлом и настоящем, о наличии или отсутствии чего-либо в распоряжении респондента |
Вопросы о знаниях | Могут выступать в виде тестовых заданий, вопросов на самооценку, а также вопросов-«ловушек» |
Вопросы о мнениях, оценках, мотивах и установках поведения | Направлены на получение социально-психологической информации об объекте |
Вопросы о планах | Содержат перспективные ситуации («В случае если бы…») |
Функциональные | Предназначены для оптимизации хода опроса |
Функционально-психологические | Предназначены для создания благоприятной психологической атмосферы опроса |
Продолжение таблицы 10. | |
Вопросы-фильтры | Дают возможность выделить часть респондентов по определенному признаку |
Вопросы-глушители | Используются для нейтрализации предыдущего вопроса |
По отношению к личности респондента | |
Прямые | Обращены непосредственно к личности респондента и предполагают оценку его собственных взглядов, мотивов, причин поведения |
Косвенные | Формулируются как суждения о других людях (как правило, для того, чтобы уловить истинные взгляды, мотивы, причины поведения самого респондента) |
Специальную задачу составляет построение анкеты. Композиция анкеты должна решить задачу поддержания целевого общения с респондентами.
Таблица 11. Композиция анкеты
1. Сведения о компании, проводящей исследования (возможно, но не обязательно)
2. Вводные слова – обращение к респонденту (цель исследования).
3. Вопросы основного блока:
4. Паспортичка
5. Благодарность респонденту
Читайте также
Полевые исследования Кабинетные исследования Эти исследования являются наименее затратными по сравнению, например, с анкетными опросами. Главной целью кабинетных исследований является сбор и анализ максимального количества информации по изучаемой теме.... [читать подробенее]
Полевые исследования Кабинетные исследования Эти исследования являются наименее затратными по сравнению, например, с анкетными опросами. Главной целью кабинетных исследований является сбор и анализ максимального количества информации по изучаемой теме.... [читать подробенее]
Прессовый опрос- разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. Главные его недостатки:... [читать подробенее]
По способу распространения анкет опросы подразделяются на: - раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее - очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней -... [читать подробенее]
Тема 35. Опросные методы социологического исследования. Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма экономичным, позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития... [читать подробенее]
Метод опроса Опрос как метод получения информации распространен в различных видах деятельности: опрос свидетелей, выяснение симптомов болезни, выяснение мнения читателей о газете. Опрос в социологии – метод сбора первичной фактической или оценочной информации... [читать подробенее]
Среди множества видов опросов основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Начнем с анкетирования. Анкетирование. Анкетирование — это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется... [читать подробенее]