Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Социология Виды социологических исследований
просмотров - 181

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование, направленное на решение каких-либо практических задач, принято называть прикладным, а исследование, имеющее своей целью преимущественно развитие научных теорий или основополагающих принципов, а не непосредственно каких-либо конкретных проблем, - фундаментальным.

Исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов, методик и техники социологического исследования, принято называть эмпирическим. Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. В случае если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальным, если выработка практических рекомендаций - к прикладным исследованиям.

Большинство социологических исследований - эмпирические исследования, направленные на решение каких-либо практических задач. В современной литературе такие исследования называются по-разному: эмпирическими (Осипов Г.В.), прикладными (Харчева В.), конкретными.

Социологическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Учитывая зависимость отсложности и масштаба поставленных задач выделяют три базовых вида исследований: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование - предварительное исследование, проводимое с целью проверки, уточнения всœех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректив. Оно охватывает небольшие совокупности людей и, как правило, предшествует более глубокому и масштабному исследованию.

Описательное исследование имеет целью определœение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса и охватывает довольно большие совокупности людей, неоднородные по своим характеристикам (коллектив предприятия, населœение района, города, региона и т.п.).

Аналитическое исследование заключается не только в описании структурных элементов изучаемого явления или процесса, но и в выявлении причин, лежащих в основе данного явления или процесса.

Социальные явления и процессы могут изучаться и в статике, и в динамике. В первом случае мы имеем дело с разовым (точечным) исследованием, во втором - с повторным исследованием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проводится последовательно через определœенные промежутки времени по единой программе и одними и теми же методами (к примеру, ежегодное исследование популярности вокально-инструментальных ансамблей). Особый вид повторного исследования - панельное исследование, проводимое через определœенные интервалы времени на одной и той же совокупности людей (к примеру, ежегодное ежеквартальное исследование бюджета определœенных семей).

Исследование проводится как в лабораторных, так и в естественных условиях изучаемых объектов. Так, изучение социально-психологического климата в трудовой бригаде проводится в обычных для нее условиях жизнедеятельности. Такое исследование принято называть полевым.

Выделяют также когортное исследование, предполагающее исследование когорт (от лат. cohoros - множество, подразделœение) - группировок, в которые включаются индивиды, подобранные потому, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени (к примеру, когорта лиц, рожденных в определœенный период времени).

Исследования, ориентированные на получение выводов, основанных на сравнении социальных явлений и процессов во времени (панельные, когортные, трендовые) или по регионам (территориальные) называются сравнительными.

В проведении социологического исследования можно выделить три базовых этапа: 1) подготовительный; 2) основной (полевой); 3) заключительный.

На подготовительном этапе разрабатывается программа социологического исследования - документ, содержащий методологическое, методическое и организационно-техническое обоснование социологического исследования. В этом документе излагаются прежде всœего теоретические основы исследования. К примеру, если проводится исследование семьи, то социологи должны иметь теоретическое представление о том, что такое семья, каковы принципы и закономерности ее функционирования и развития. В данном случае в качестве теоретической основы исследования служит одна из теорий среднего уровня -социология семьи.

При этом семья функционирует в составе такого крупного социологического образования, как общество. Следовательно, социолог при исследовании семьи должен иметь теоретическое представление о том, что такое общество, как оно функционирует и развивается, какое место и роль в обществе играет семья. Иначе говоря, он должен придерживаться какой-то социологической теории (к примеру, теории конфликта Р. Дарендрофа, теории Т. Парсонса или какой-нибудь еще).

Далее в программе излагается процедура перехода от общих теоретических положений к данному конкретному исследованию, к "переводу" их в конкретные средства и способы (методики и техники) сбора, обработки и анализа данных.

Адаптация наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу социологического знания, к конкретным особенностям изучаемого явления или процесса, к специфике решаемых задач, находит выражение в методике социологического исследования.

Методика социологического исследования - совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа.

Совокупность навыков, умений, приемов деятельности по организации и проведению социологического исследования (к примеру, искусство составления анкет, построения шкал и т.п.) принято называть его техникой.

В программе формулируется проблема исследования. Для этого проводится анализ проблемной ситуации, которую можно определить как противоречие, возникающее в процессе функционирования социального объекта. Незнание путей, средств и методов решения возникающего противоречия и вынуждает обращаться за помощью к науке ("социальный заказ"). Формулировка проблемы исследования предполагает проведение определœенной теоретической работы, в частности, выявление того, какие именно аспекты проблемы может решить социология (оставляя, скажем, в стороне правовые или экономические аспекты проблемы), какие элементы проблемы являются главными, а какие -второстепенными, и главное - какие аспекты проблемы уже решены другими исследованиями, а какие - предстоит решить в данном исследовании (научная проблема).

В результате анализа проблемной ситуации определяется тема исследовательского проспекта (к примеру, исследование трудовой дисциплины на фирме "Заря"), которая содержит в себе указание на предмет исследования.

Для этого вначале определяется объект исследования. В качестве объекта выступают те или иные общности людей (к примеру, трудовой коллектив фирмы "Заря"), их деятельность и условия, в которых эта деятельность осуществляется, а затем - предмет исследования - те стороны и те свойства объекта͵ непосредственно подлежащие изучению, чтобы получить ответ на интересующий исследователя вопрос. Ни одно исследование не в состоянии охватить всœе многообразие взаимодействий, характеризующее данный объект. По этой причине в предмете исследования обозначаются пространственные границы, в пределах которых изучается объект исследования, временная граница (ведь социальные объекты постепенно видоизменяются). В качестве временной границы служит определœенный период времени. Это может быть конкретный год или даже месяц.

Выделœение объекта и предмета исследования позволяет социологу на основе системного анализа построить его гипотетическую идеализированную модель, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов изучаемого объекта и их связей. Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации и предметной области анализа позволяет перейти к определœению цели и задач исследования. Подцелью исследования принято понимать тот конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным, прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формируется в договоре наряду с темой.

В задачах исследования содержится тот круг проблем, который крайне важно проанализировать, чтобы ответить на главный целœевой вопрос исследования. К примеру, если целью исследования является изучение влияния семейного воспитания на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения подростков, то среди задач исследования можно выделить такие, как определœение роли отца и матери в формировании личности подростка, изучение системы ценностей семьи и т.п. Все это звенья, помогающие увидеть целостность явления и процессы, подлежащие изучению.

Следующим шагом в разработке программ исследования является интерпретация и операционализация базовых понятий, которые представлены в концептуальной модели проблемной ситуации и предметной области анализа.

Интерпретация понятий - теоретическое уточнение базовых (исходных) понятий проводится для того, чтобы исследователи ясно и четко представляли себе содержание (смысл) понятий (терминов), с которыми они работают, употребляли их разнообразно, не допуская различных толкований одного и того же понятия. К примеру, преступник, который совершил или совершал преступления; однако существуют и другие определœения преступника (к примеру, человек, признанный таковым и осужденный по закону). От того, какое понятие используется, будет зависеть и круг лиц, подлежащих изучению.

В результате уточнения понятий у социолога складывается некоторая модель (словесный аналог) реального объекта͵ которая позволяет уточнить, поставить более конкретно, а подчас выявить новые свойства и отношения изучаемого предмета анализа.

Цель операционализации понятий - установление связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов. К примеру, такое понятие как "отношение к труду" невозможно выразить в индикаторах, то есть в доступных для наблюдения и измерения характеристиках объекта. Это понятие можно разложить на три компонента͵ которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой эмпирической интеграции: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии; отношение к данной работе на данном предприятии. Последние также нужно разложить на ряд объективных характеристик - отношение к работе (трудовая дисциплина, производительность труда и т.п.) и ряд субъективных характеристик - отношение к работе (степень удовлетворенности работой и др.). Затем каждому этому понятию операциональному определœению можно предложить эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, операционализация понятий - совокупность операций, с помощью которых исходные понятия, используемые в конкретном социологическом исследовании, разлагаются на составные элементы (индикаторы), способные в совокупности описать их содержание.

От правильного проведения этого этапа зависит успех дальнейшего процесса исследования, в том числе в разработке гипотез. Гипотеза (от греч. hypothesis -основание, предложение) - обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки. Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся значение носит вероятностный характер.

По задачам исследования выделяют основные и не основные гипотезы, по содержанию - объяснительные, описательные гипотезы и гипотезы следствия. Выдвигаемая гипотеза должна отвечать ряду требований:

- не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических показателœей в рамках данного исследования;

- должна быть доступна проверке (верификации) в ходе исследования;

- должна содержать в своей формулировке указание на способ ее проверки;

- должна быть простой и не содержать различного рода условий и оговорок.

Отвечающие данным требованиям гипотезы как предварительные (предположительные) объяснения явления называющие рабочими. Οʜᴎ повышают оперативность исследования, подсказывают правильность выбора объекта и предмета исследования, а также методов сбора социальной информации.

После формирования гипотез можно переходить к разработке инструментария исследования, то есть совокупности методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах и представленных в форме разнообразных документов. В состав инструментария входят методики сбора первичных данных, опросные листы и прочее, способы обработки и анализа данных, в том числе обоснование и перечень соответствующих социальных показателœей (индикаторов) и шкал, служащих инструментом для оценки социальной информации, инструкции для научно-вспомогательного персонала и руководителœей этапов исследования и т.д.

Шкалы бывают: вербальными, то есть иметь словесное выражение (к примеру, показатель - уровень образования, шкала: начальное, среднее, высшее); числовыми, графическими, номинальными (неупорядоченными), состоящими из перечня качественных объективных характеристик (к примеру, пол, возраст или мотивы, мнения и т.д.); ранговыми (порядковыми) - шкала упорядочения проявлений изучаемого свойства в строгом порядке от наиболее значимого к наименее и наоборот; интервальными (метрическими) - шкалы разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства (к примеру, возраст, пол, стаж работы и др.).

В социологической практике, как правило, используются ранговые шкалы с тремя или пятью позициями, расположенными симметрично.

Основной характеристикой качества измерения в социологии является степень соответствия измеренного показателя (средства измерения) тому, что подлежит измерению - валидность (от лат valid - имеющий силу, обоснованный).

Определœением объекта исследования не завершается решение вопроса о количестве и характере той совокупности объектов, которая должна быть непосредственно охвачена данным исследованием. Обследование всœей совокупности индивидов объекта - "генеральная совокупность" (к примеру, всœе подразделœения АО "Норильский никель" или всœе жители города N) требует значительных финансовых затрат и затрат времени, что удлиняет сроки исследования.

По этой причине, как правило, непосредственно обследуется часть элементов генеральной совокупности, отобранной при помощи специальных методов (выборочная совокупность).

Процедура отбора подмножества элементов (наблюдений) генеральной совокупности, позволяющей делать выводы обо всœем множестве элементов (наблюдений) принято называть выборкой.

Помимо экономии средств и сокращения сроков исследования, выборка реализует фундаментальный принцип рандомизации (от англ, слова random -соучастный, выбранный наугад), то есть случайного отбора. Лишь равенство шансов попадания в выборку для каждого наблюдения, то есть отбор "наугад" гарантирует от намеренных и непреднамеренных искажений. Сама процедура выборки состоит по сути в том, что вначале определяется единица выборки -элемент генеральной совокупности, выступающий в качестве единицы отсчета при различных процедурах формирования выборки (это может быть индивид, группа, акт поведения, организация и т.п.). Затем составляется список (перечень) элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, точности, адекватности, удобства работы с ним, исключающий дублирование единиц наблюдения (основа выборки). Это может быть, к примеру, список всœех членов обсуждаемого трудового коллектива или жителœей города. А уже из основы выборки осуществляется отбор единиц наблюдения.

Наилучшей моделью образования выборки из генеральной совокупности считается вероятностная или случайная выборка - метод, при котором строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку для всœех единиц изучаемой совокупности и для любых последовательностей таких единиц.

Существует множество типов выборки, различающихся характером процедуры: простая случайная; многоступенчатая (тип вероятностной выборки, осуществляемой в несколько этапов); пропорциональная (квотная), при которой воспроизводится структура генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределœения изучаемых признаков; стратифицированная, при которой генеральная совокупность разделœена на частные совокупности (классы, слои), которые сами по себе должны быть однородными, а между собой разнообразны; серийная (гнездовая), при которой единицы отбора представляют собой статистические серии, то есть совокупности статистически различных единиц, в качестве каковых могут выступать семья, бригада, коллективы кафедр в вузах и т.п.; районированная и др.

Типичные размеры выборок для общенациональных опросов колеблются в пределах 1000-2500 респондентов (в зависимости от числа анализируемых групп), для региональных опросов и опросов специальных популяций (молодежи, пенсионеров и т.п.) - от 200 до 500 (при анализе многочисленных подгрупп размер региональной выборки увеличивается обычно до 1000 респондентов).

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности принято называть репрезентативностью.

Разумеется, при осуществлении выборки возможны ошибки как при ее построении, так и в ходе использования списков элементов, которые могут оказаться неполными (ошибки выборки).

К ошибкам выборки могут добавляться ошибки измерения. В результате точность измерения (репрезентативность), составляющая 95%, является достаточной для исследования.

Каждое конкретное социологическое исследование представляет собой уникальное сочетание объекта и предмета изучения, целœей и задач и, соответственно, методов исследования. В каждом исследовании разрабатывается одна или несколько специализированных процедур сбора информации: описываются методы и методики сбора, способ и порядок их применения. При этом нужно обосновать выбор методов и методик в соответствии с гипотезами и продумать способы и методы и анализ собранного материала с тем, чтобы они дали информацию, необходимую для проверки именно данной гипотезы.


Читайте также


  • - Значение социологических исследований для юридической науки. Виды социологических исследований. Методы сбора данных, их обработки и анализа

    Юридическая наука использует весь арсенал методов познания, вырабатываемых наукой в целом. Не исключение из правила — наука социология, которая в своих недрах разрабатывает методы так называемых социологических исследований: интерпретации, анкетирования лиц, опроса,... [читать подробенее]


  • - Виды социологических исследований

    Тема 4. Социологические методы исследования систем управления Недостатки метода Достоинства метода · Метод Дельфи способствует выработке независимости мышления членов группы. · Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.·... [читать подробенее]


  • - Понятие и виды социологических исследований

    Тема 13. Методология и методика социологических исследований. Мировое общественное мнение Необходимо обозначить еще одну сторону рассматриваемого феномена. По проблемам, волнующим все население земного шара, может формироваться мировое общественное мнение... [читать подробенее]


  • - Виды социологических исследований

    Объект и предмет исследования. Объект социологического исследования — область социальной действительности, на которую направлен процесс научного познания. Выбор объекта исследования обусловлен проблемной ситуацией исследования. Объектом исследования могут стать... [читать подробенее]


  • - Виды социологических исследований систем управления

    Сoциoлoгичecким иccлeдoвaниeм cиcтeмы yпpaвлeния бyдeм нaзывaть paзнoвиднocть иccлeдoвaний, в кoтopoй paccмaтpивaют oбщecтвo, кoллeктив, индивидyyмa кaк цeлocтнyю coциoкyльтypнyю пoдcиcтeмy, влияющyю нa эффeктивнocть, зaтpaты, pиcк cиcтeмы yпpaвлeния, и иcпoльзyют cпeцифичecкиe пpиeмы cбopa, oбpaбoтки и aнaлизa пepвичнoй... [читать подробенее]


  • - Виды социологических исследований.

    Методология и методы социологических исследований. Понятия прикладного и социологического исследования. Прикладная социология – это отрасль научного знания, направленная на решение и изучение конкретных социальных проблем. 1) Метод в социологии –... [читать подробенее]


  • - Методология социологии и виды социологических исследований.

    Методология это система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу данной науки. Понятие методологии может просматриваться в двух аспектах: 1) Методология понимается как система определённых способов и приёмов. 2) Методология понимается как... [читать подробенее]


  • - ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Методы социологических исследований – способы построения и обоснования социологического знания. Пилотажное(разведывательное)исследование– предварительное пробное исследование, проводимое с целью проверки, уточнения всех элементов основного исследования и... [читать подробенее]


  • - ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

    Теплота фазового перетворення В стані фазової рівноваги, як вже відмічалося раніше, дві або більше різних фаз співіснують одночасно при однакових тисках і температурах, розділені границею, і маса однієї з них не зростає за рахунок іншої. Для того, щоб маса однієї з фаз... [читать подробенее]


  • - ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

    Key findings V theory of philosophy V history of philosophy Functions of philosophy Four basic functions of philosophy: 1. Outlook functionof philosophy is the ability to give a united picture of the world in general, to combine data of sciences, arts, practices. 2. Methodological functionis to identify ways to achieve some goal, such as scientific knowledge, aesthetic creativity, social practice. 3. Humanistic functionis implemented in a very careful attention to... [читать подробенее]