Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Социология Структура личности и иерархия диспозиции. Личность как деятельный субъект.
просмотров - 347

В структуре личности можно выделить три уровня:

биологичес­кий, психологический и социальный.

Первый уровень представлен ге­нетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность, ᴛ.ᴇ. наделяют ее неповтори­мыми, уникальными качествами. Второй уровень включает потребнос­ти, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «Я». Субъек­тивное «Я» формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе.

С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются соци­альные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельнос­ти и при участии в различных общностях и объединœениях—совокуп­ность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентации.

В социологии рассматривается набор элементов внутренней струк­туры личности, определяющий готовность к тому или иному поведе­нию: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции.

Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение. Совокупность сложившихся ценност­ных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемствен­ность определœенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.

Самосознание личности трансформируется в жизненную по­зицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведе­ния, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Зна­чение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio — расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социоло­ги Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию ак­тивно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологи­ческим поведением личности.

Диспозиция (от лат. dispositio—расположение) означает предрас­положенность личности к определœенному восприятию условий дея­тельности и к поведению в этих условиях.

Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Понятие ус­тановки связывается с состоянием психики индивида, под ней пони­мается предрасположенность к действию как некое состояние психи­ки индивида.

Иерархия диспозиций:

- к низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях.

- второй уровень диспозиционной структуры личности — социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех базовых компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого.

- третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности (в профессиональной сфере, проведение досуга, семейно-бытовые отношения и т.д.);

- высший диспозиционный уровень образуют ценностные ориентации.

Диспозиционная структура характеризует свойства «модальной» личности. «Модальная» личность, обладает общими для данного об­щества чертами. Вместе с тем, различают базисный тип личности, наи­лучшим образом отвечающий объективным условиям современного этапа развития общества и идеал личности—личность, которую об­щество провозглашает эталоном.

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».