Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Социология Виды опросов
просмотров - 265

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

- раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее - очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней - заочный раздаточный опрос);

- почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту);

- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган);

- телœетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телœетайпно-телœеграфной сети).

По типу исследовательских задач опросы бывают:

- глубинный (нацелœен на получение поисковой информации);

- фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации);

- стандартизированный (нацелœен на получение статистической информации);

- социометрический (нацелœен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах).

По уровню компетентности респондентов различают:

- массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме);

- массовый опрос в сотрудничестве с исследователœем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении анализируемой ситуации);

- симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целœей исследования);

- экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).

После сбора анкет в различных видах анкетного опроса начинается их обработка и анализ данных. Полученные сведения призваны подтвердить или опровергнуть первоначальные гипотезы программы социологического исследования и стать основой для теоретических выводов и практических рекомендаций.

Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в социологическом исследовании. Его подготовка, проведение и завершение требует специальной подготовки и соответствующего исследовательского опыта͵ который концентрируется в деятельности научного руководителя, возглавляющего тот или иной исследовательский коллектив.

При всœей важности этого метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии.

Документы можно классифицировать по разным основаниям. Так, по способу фиксации информации выделяются:

1. Письменные документы (которые в свою очередь делятся на вербальные и статистические). Примером письменных вербальных документов могут служить книги, письма, пресса; примером статистических докумен­тов - данные переписи населœения, данные социологических опросов, сборники статистических материалов, содержащие показатели экономического и социального развития страны или региона и т.д.

2. Фонетические, ᴛ.ᴇ. рассчитанные на слуховое восприятие документы (грампластинки и лазерные диски, магнитофонные записи и радиопередачи).

3. Иконографические документы, воспринимаемые визуально (картины, фотографии, видеозаписи).

По статусу источника документы подразделяются на:

1. Неофициальные (личные письма, семейные альбомы, дневники, ᴛ.ᴇ. всœе то, что создается частными лицами по своей инициативе).

2. Официальные (документы различных организаций). Социолог, пришедший на предприятие, в учреждение, должен знать, что официальные документы включают текущую, входящую и исходящую документацию; документы периодической отчетности - месячные, квартальные, годовые справки, отчеты, ведомости; отчеты, обзоры, доклады, не являющиеся периодическими; архивные документы постоянного и временного хранения.

С точки зрения спонтанности появления документы делятся на самопроизвольные, созданные независимо от исследователя, и заданные, созданные специально по просьбе исследователя,

По степени опосредованности выделяют первичные и вторичные документы – одни созданы на основе непосредственного опыта автора, другие – на базе обобщения первичных документов.

По критерию авторства документы классифицируют на индивидуальные, созданные одним автором, и коллективные, созданные несколькими авторами, группой.


Читайте также


  • - Основные виды опросов

    Полевые исследования Кабинетные исследования Эти исследования являются наименее затратными по сравнению, например, с анкетными опросами. Главной це­лью кабинетных исследований явля­ется сбор и анализ максимального ко­личества информации по изучаемой теме.... [читать подробенее]


  • - Основные виды опросов

    Полевые исследования Кабинетные исследования Эти исследования являются наименее затратными по сравнению, например, с анкетными опросами. Главной це­лью кабинетных исследований явля­ется сбор и анализ максимального ко­личества информации по изучаемой теме.... [читать подробенее]


  • - Другие виды опросов.

    Прессовый опрос- разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. Главные его недостатки:... [читать подробенее]


  • - Виды опросов

    По способу распространения анкет опросы подразделяются на: - раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее - очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней -... [читать подробенее]


  • - Виды опросов и понятие выборки

    Тема 35. Опросные методы социологического исследования. Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма экономичным, позволяет по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития... [читать подробенее]


  • - Виды опросов

    Метод опроса Опрос как метод получения информации распространен в различных видах деятельности: опрос свидетелей, выяснение симптомов болезни, выяснение мнения читателей о газете. Опрос в социологии – метод сбора первичной фактической или оценочной информации... [читать подробенее]


  • - Виды опросов: анкетирование и интервьюирование.

    Среди множества видов опросов основными принято считать пись­менный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Начнем с ан­кетирования. Анкетирование. Анкетирование — это письменный опрос, при ко­тором общение между исследователем и респондентом опосредуется... [читать подробенее]