Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Cоциальная ситуация развития, ведущие психологические новообразования подросткового возраста
просмотров - 84

Развитие личности

В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и т.д.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Развитие личности характеризуется тем, что у детей в начале среднего детства имеется ожидание и устремленность на самоактуализацию. Перспективы дальнейшей жизни ребенка расширяют сферу его осознания себя. При поступлении ребенка в школу у него формируется образ ученика. Значительное место в развитии личности растущего ребенка занимает образ тела и его внешность.

Взаимодействие эмоционального и когнитивного компонентов в самооценке ребенка на этапе среднего детства неоднозначно. Наиболее высокий уровень развития когнитивного компонента соотносится либо с адекватно высокой, либо с явно заниженной самооценкой, с выраженной неудовлетворенностью ребенка собой. Самооценка ребенка сказывается на степени успешности его школьной успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости школьника оказывает существенное влияние на формирование его самооценки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Чем характеризуется учебная деятельность и как происходит процесс ее становления?

2. Каковы основные психологические новообразования младшего школьника?

3. Опишите проблемы, возникающие в первые дни пребывания ребенка в школе.

4. Раскройте роль сверстника в психическом развитии младшего школьника.

5. Перечислите мотивы учебной деятельности у младших школьников.

ГЛАВА VIII

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Подростковый возраст – один из самых непростых детских возрастов. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое и значение личного настоящего, заглянуть в будущее, определить в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Подросток соотносит присущие себе особенности со сверстниками и взрослыми; у него меняется социальный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны взрослых.

Одна из особенностей данного периода – бурное физическое и половое развитие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осознается и переживается подростками по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние этих изменений на его психику и поведение.

В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Своеобразие социальной ситуации, присущей этому периоду состоит в том, что ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Это проявляется в умении устанавливать отношения с большим количеством людей, учитывая их личностные особенности и требования. Главное изменение в социальной ситуации развития в подростковом возрасте по сравнению с младшим школьным возрастом состоит в том, что учащиеся включаются в различные виды деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств личности. В коллективе формируются важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков: чувство долга, коллективизма, товарищества.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Основным видом деятельности подросткового возраста называют общение со сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В случае если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто ищет такое общение вне школы.

Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наединœе с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время старается ничем не выделяться среди сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность к усвоению человеком определœенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.

В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в целом. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы всœе – и взрослые и сверстники относились к нему как ко взрослому, равному. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.


Читайте также


  • - Population Allocation

    Population density is the number of inhabitants per a unit of area. Population density depends on a number of factors: 1) natural conditions. Favorable climate, fertile soil and sea attract population. 80 of every 100 inhabitants live in lowland, i.e. lower than 500 meters above the sea level; 2) historical factor; 3) demographic factor. High or low natality can influence population density of a territory. 4) social and economic factors.These include occupational structure of... [читать подробенее]


  • - Вимоги до рівнів напруги в EEC.

    Протікання струму елемента електричної мережі супроводжується втратами напруги. В результаті міру віддалення від джерела живлення напруга зменшується. В той же для нормальної роботи електроприймачів напруга може лише трохи, відрізнятися від номінальної напруги і... [читать подробенее]


  • - Ocean Dome, Миядзаки, Япония

    Ocean Dome ("Купол океана") в японском городе Миядзаки является прекрасной альтернативой пляжу. Считаясь самым большим крытым в мире аквапарком, он является также местом с крупнейшей убирающейся крышей - в комплекте с искусственным небом и облаками, ложным вулканом,... [читать подробенее]


  • - Стандарты бизнес-плана TACIS

    Стандарты бизнес-планирования Электронный бизнес-план В современном информационном обществе все важные расчеты делаются с использованием компьютеров, специализированных программ для разработки планов. С их помощью оформляются и переводятся в доступную... [читать подробенее]


  • - ЮНЕСКО – ООН по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization).

    Организация была создана 16 ноября 1945 и её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В состав организации входит 67 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира. Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 и вступил в силу 4 ноября 1946... [читать подробенее]


  • - Тип Mollusca. Моллюски или мягкотелые.

    Геологическое значение. Брахиоподы имеют большое значение для установления относительного возраста горных пород. Многие роды плеченогих широко распространены, но существовали в сравнительно ограниченное геологическое время. К таким родам относятся Conchidium, Atrypa, Productus... [читать подробенее]


  • - Протокол надежной доставки сообщений TCP

    IP-адресация. Согласно IP-протоколу у каждого компьютера, входящего во Всемирную сеть, есть свой уникальный IP-адрес. IP-адрес имеет длину 4 байта и обычно записывается четырьмя числами, представляющими значения каждого байта в десятичной форме (в диапазоне от 0 до 255),... [читать подробенее]


  • - SPIDER PROJECT

    Без преувеличения можно сказать, что Spider Project лучшая отечественная система управления проектами. Минимальные требования к системе: процессор i486 или выше; операционная система Windows (95, 98, 2000, ХР); оперативная память не менее 32М; свободное место на диске для установки... [читать подробенее]


  • - Вентильовані фасадні системи з опорядженням панелями Alucobond

    Фасадні панелі Alucobond (рис. 4.18) успішно застосовуються для будівель з підвищеними вимогами пожежної безпеки. Наприклад, Alucobond A2 відноситься до негорючих матеріалів, і може бути застосований до будівель з будь-якими вимогами по вогнестійкості лицювальних матеріалів. ... [читать подробенее]


  • - Система заземления TN-C-S

    Март 1st, 2012 Рубрика: Заземление, Электромонтаж Дорогие гости, сайта заметки электрика. Продолжаю серию статей про системы заземления. В прошлой статье мы рассмотрелисистему заземления TN-C. Наша сегодняшняя тема статьи — это система заземления TN-C-S. Чем же эта... [читать подробенее]