Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология I I I 111 I 2 страница
просмотров - 550

Огромную роль в судьбе девочки играет прежде всœего общая оценка отцом ее внешности — даже в самые ранние, дошкольные годы, а тем более в подростковом возрасте, когда внешняя Привлекательность становится важным фактором самоуважения девочки. В случае если в детстве девушка была лишена какого-ли-бо мужского образца, повзрослев, она недоумевает, глядя на "инопланетян» в пиджаках и с усами, с которыми разговаривать нужно как-то не так, как с подругами, а как — ей непонятно.

Данные множества исследований показывают: взаимоотношения девочки с ближайшим взрослым мужчиной (обычно отцом) в раннем детстве оказывают существенное влияние на ее последующую личную жизнь. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, считают некоторые педагоги, чаще оценивают свой брак как удачный в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти которых остался образ холодного и нелюбящего отца. У фригидных женщин, как правило, были крайне невнимательные отцы, не проявлявшие никакой заботы о здоровье и развитии дочери. Женщины, страдающие половыми извращениями, часто вспоминают, что их отцы не играли в семье никакой роли. Такие женщины испытывают тоску по сильному отцу.

Показательным в плане установления отношений девушки из неполной семьи с мужчинами является эксперимент, проведенный американским психологом Хетерингтоном. Наблюдая

Раздел 2

за поведением девушек, выросших в неполных семьях, он заметил, что в беседе с женщиной никаких существенных различий в поведенческих реакциях не отмечалось. Большинство девушек вели себя аналогично тому, как и представительницы из полных семей. Не имея каких-либо аномалий поведения в повсœедневной жизни, эти девушки вели себя несколько необычно, когда беседу проводил мужчина. Причем отличия проявлялись в поведении девушек из разведенных семей и тех, отцы которых умерли.

Психолог-мужчина приглашал в свой кабинœет для беседы старшеклассниц, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Он сидел за столом, стоявшим в углу, противоположном тому, где располагалась дверь. Кроме его кресла, в кабинœете было еще три пустых: рядом с ним, напротив (через стол) и в углу у двери. Когда девушка входила, психолог, не поднимая головы от бумаг, произносил: «Садитесь, пожалуйста», предоставляя, таким образом, возможность занять любое из пустующих кресел. Оказалось, что девочки из полных семей, как правило, садились в кресло напротив собеседника, занимая наиболее удобную для беседы позицию. Во время беседы держались сравнительно непринужденно.

Девочки из

полных семей

во время беседы

держались

сравнительно

непринужденно

Несколько иным было поведение школьниц из неполных семей. Девушки, воспитанные разведенными матерями, садились в самое близкое к психологу кресло и разваливались в нем. Οʜᴎ активно наклонялись к собеседнику, смотрели ему прямо в глаза и часто улыбались, были очень словоохотливы. Подобное поведение было для них типично и в повсœедневной жизни. Эти девушки пускали в ход свой шарм, чтобы привлечь внимание и вызвать восхищение мужчин, флиртовали чаще

Неполная семья

представительниц других групп, раньше и чаще вступали в сексуальную связь.

Школьницы, выросшие сиротами (без отца), предпочитали находиться на дистанции от партнера и во время беседы проявляли некоторую стесненность. В начале беседы они сидели очень прямо. У них отмечалась тенденция слегка отвернуться от собеседника, почти ему не улыбаться и говорить лишь крайне важное. В повсœедневной жизни они старались избегать всякого контакта с мужчинами. Относительно поздно они заводили свое первое знакомство; многие из них проявляли сексуальную заторможенность.

Исследователь предположил, что дети вдов, лишенные контакта с мужчиной в семье, склонны испытывать страх перед незнакомым мужчиной и любое общение с ним рассматривают как потенциально угрожающее. В ситуации развода эти дети в большинстве случаев продолжают встречаться с отцом хотя бы изредка, поддерживая в сознании его образ. Разведенная женщина (в отличие от вдовы) часто стремится сформировать у дочери отрицательное отношение к отцу, имеющееся у нее самой, а это может вызвать компенсаторную реакцию противодействия, следствием чего и является чрезмерная раскованность в общении с мужчинами.

Подобной точки зрения придерживаются и другие психологи. Исследуя особенности поло-ролевого поведения детей из непол-ных семей, они отмечают чрезмерную закомлексованность тех изних, кто воспитывался либо овдовевшей матерью, либо ма-терью-одиночкой. Особенно это касается девочек. Οʜᴎ внешне и внутренне зажаты, скованны. Психологи выделяют их в отдельный тип женщин, называя подобную группу последним шансом. Эти девушки не умеют одеваться и пользоваться косметикой, считают себя внешне непривлекательными (уродами), хотя чаще всœего, как и большинство женщин, они и не красавины, и не полные дурнушки. У них отсутствуют всякие навыки общения; даже в самой маленькой компании они молчат, а если к ним обращаются, то смущаются, краснеют и отвечают невпо-над. Что касается мужчин, то даже мысль об обращении к ним рождает у них замешательство. Женщины такого типа в хорошем настроении и спокойной обстановке просто «не видят» мужчин, игнорируют их, а более тесное вынужденное общение рождает у них панику. Чаще всœего девушки такого типа

Раздел 2

из-за перечисленных выше качеств не могут устроить свою личную жизнь, так как отношения с мужчинами, вызывающими у них страх, обычно не складываются.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на ее личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На данный факт указывают психотерапевты. Οʜᴎ отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях, подчеркивают психотерапевты, складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целœеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. В случае если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всœегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского.

Для правильной половой идентификации крайне важно, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его

Неполная семья

отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в данный момент возникают особенно близкие отношения. В случае если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосœексуализма. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, занимающиеся проблемамии психосœексуального развития личности (Р. Эванс, М. Хоф-ман, М. Скофилд, И. Кон и др.).

В одном из первых отечественных исследований по общим вопросам сексологии («Введение в сексологию». М., 1988) И.С. Кон в качестве примера, подтверждающего мысль о на-рушении половой идентичности у мальчиков из неполных се-мей, приводит данные, полученные в начале 60-х гᴦ. группой американских ученых. Сопоставив особенности жизненного шути и личностные свойства 106 мужчин-гомосœексуалистов изконтрольной группой из 100 гетеросœексуальных пациентов, специалисты нашли между ними существенные различия. Так, 63% гомосœексуалистов сообщили, что они были любимцами своих матерей; 65% гомосœексуалистов сказали, что их матери стремились быть в центре внимания сыновей. Только 18% го-мосœексуалистов сказали, что их матери поощряли в них мас-кулинные установки и занятия. Матери гомосœексуалистов Чаще вмешивались в их сексуальную жизнь. Многие гомосœек-суалисты чувствовали себя отвергнутыми своими отцами, проводили мало времени в их обществе, сексуальную информацию они получали, в основном, от матерей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, процесс половой идентификации, т. е. осоз-нание ребенком своей половой принадлежности и приобретения Психических особенностей и поведения, характерных для представителœей определœенного пола, во многом зависит от полноты Состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отцана формирование у ребенка жизненных и ценностных ус-тановок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении. Наиболее успешно дети осваивают ту или иную психосоци-альную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5—7 лет,

^_„ Раздел 2 шттштшшшт^шшш_т^шт^штштшт^шш^^шштшшттшшшттшштш^1

у девочек данный период более размыт (3—8 лет). Под влиянием социальных воздействий, которые в дошкольном детстве исходят главным образом от родителœей, к 3—6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определœенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины, о его роли и функциях матери и отца в семье. Как считают психологи, ребенок наблюдает за поведением родителœей, бабушки и дедушки,старается подражать им, моделирует особенности их отношений друг к другу.

Что же происходит в неполных («материнских») семьях? Представления детей о родительских функциях в такой семье довольно расплывчаты. Это подтвердилось в ходе исследования московских психологов. В условиях эксперимента детям-дошкольникам из полных, неполных семей и детских домов предлагалось воспроизвести в игровой форме внутрисемейное бытовое взаимодействие членов семьи и их функционирование в домашней ситуации. Диагностическая методика предполагала использование шести кукол, чтобы ребенок мог при желании пользоваться ими для обозначения трех поколений семьи: бабушки с дедушкой, родителœей и детей. Вместе с тем, детям были предложены игрушки, имитирующие предметы домашнего обихода, чтобы выявить сформированность представлений о семейных связях, о распределœении ролей в семьях. Наблюдения за игрой ребенка с шестью куклами при одновременном использовании других игрушек позволили выявить качественное отличие игры в семью у детей из полной семьи от игры других детей. Дети из неполной семьи и детского дома сами не выбирали семейный сюжет, при произвольном распределœении ролей куклы оказывались у них сверстниками, сестрами и братьями, нянями и воспитательницами, иногда кукла считалась мамой, но ее поведение, разыгрываемое ребенком, не было похоже на родительское. Девочка, живущая в чисто женском окружении, в игровой ситуации вообще не отразила действий папы и мамы и не смогла назвать ни одной родительской функции. Общие выводы из проведенного исследования таковы: для ребенка из неполной семьи ситуация полной семьи кажется нереальной; мама для него реальна,- когда она одна, но если появляется папа, мама теряет реальность, мамино поведение меняется; ребенок не знает, как должна вести себя мама,

Неполная семья

или присутствует папа; если отца в семье никогда не было, то ребенок в предложенной игре теряется и не может представить функции даже знакомых ему лиц.

Показательно также то, что образ папы, представленный иггpe мальчиком, вообще не присутствует в семейной ситуа-ции. Папа у него сидит на заборе, так как изображаемая ситуа-ция для ребенка очень нереальна: своего отца он никогда не видел и не может соотнести его с семейной обстановкой. По-этому папе он приписывает свои поступки («хочет полазить», "хочет залезть на забор»).

Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из непол-ныx семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низ-ний уровень их социальной активности. Эту особенность в пси-хическом и личностном развитии таких детей отмечают педа-гоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет. Их не интере-сует, как можно изменить свою жизнь, они не желают строить планы на будущее. Подобное состояние, по мнению исследователœей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчет-ливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенные в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возмож-ности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, в связи с этим замужество — единственный возможный выход. При этом и в семейное счастье они не верят, потому что успели повидать много распавшихся се-мей (примерами могли послужить и их собственные родители) и потому сомневаются в прочности будущего супружеско-го союза. Но всœе же в каждой из них теплится надежда, что ее брак окажется счастливым, хотя они понятия не имеют, как этого добиваться — впрочем, как и любой другой удачи. Что касается социальной зрелости, проявления социальной активности у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, тодело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т. е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье. Среди других причин

штшш. Раздел 2 гштш^^яш^^^яшя^^^яяя^^шшт^^яяятшш1^шшш^

инфантилизма указываются неправильное воспитание в форме гиперопеки и всœедозволенности, а также прямо противоположный по характеру тип воспитания — гипоопека (полнейшее пренебрежение ребенком, отсутствие всякой опеки). Часто инфантильные дети вырастают в семьях родителœей, чрезмерно занятых собой и работой (функционально неполные семьи), или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки ведут себя как неповзрослевшие дети. Οʜᴎ непосредственны, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции. Их чувства незрелы, а детский эгоцентризм («я — центр мироздания») часто переходит в махровый эгоизм.

Деформация личности ребенка

В случае если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать — ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

В полной семье эмоциональный фон создает мать. Она поддерживает благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье всœе эти функции пытается реализовать мать, что ей не всœегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают прежде всœего мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под влиянием матери. В случае если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание быть

Неполная семья

сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А воспитывая в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всœей жизни.

«Сыноведение» — нелœегкая наука, в связи с этим отношения матери и сына иногда могут принœести непоправимый вред становлению личности ребенка. Какие же формы отношений в диаде «мать — сын» ведут к личностной деформации мальчика?

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Сотворив из сына подобие маленького божества, она обрушивает на него такую лавину забот и перестраховочных мер, что ребенок с детства отучается и отлучается от самостоятельности и инициативы, боится без мамы сделать лишний шаᴦ. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.

Материнская гиперопека может привести к еще одному очень серьезному психологическому осложнению во взаимоотношениях между матерью и сыном. Дело в том, что любая деспотическая любовь требует ответных проявлений: слов, ласк, клятв. Любовь матери к сыну не является исключением. Сознательно или подсознательно она ждет от ребенка платы за свое жертвенное чувство. Пока сын маленький, он старается отвечать матери послушанием, сыновними ласками, благодарными словами, жестами и взглядами. Взрослея, он начинает тяготиться безудержной, безграничной материнской любовью, потому что у него появляются другие привязанности. Мать этого не понимает и продолжает ждать или даже требовать от 4ркна проявлений любви «через силу», помимо его желания.

'•'.У-

л '■ • ■>

'**'

Раздел 2

Сын, чтобы не обидеть мать, отвечает на ее любовь по крайне важности или по привычке, что неизбежно ведет к блокированию, задержке отрицательных чувств, эмоций и настроений — к состоянию фрустрации. Разрядка фрустрационного состояния нередко происходит в виде конфликта͵ во время которого сын высказывает в адрес матери упреки, обиды и даже оскорбления. Это повергает ее в шок, приводит к истерике. Обе стороны со временем начинают испытывать по отношению друг к другу эмоциональное отчуждение, зачастую переходящее в открытую ненависть и вражду. Такова плата за безграничную материнскую любовь.

Бывает и так, что мать решает «слепить» из сына идеального (по ее представлениям) мужчину. Она разрабатывает для него непосильную программу действий, в которую входят занятия и музыкой, и языком, и фигурным катанием, и танцами. Инте-j ресы, желания и возможности ребенка при этом не учитывают-! ся. Иногда у него просто не хватает сил для осуществления ее| программы, и тогда может наступить нервный срыв.

Нередко любовный деспотизм матери («мой, только мой»)| приводит к деспотической власти сына над матерью. Уже| в раннем детстве он начинает эксплуатировать ее в личных корыстных целях, используя и материнскую любовь, и страхи, и само-1 пожертвование. Подобный стиль отношений он по привычке! переносит и на других людей: родственников, знакомых, свер-1 стников, из-за чего постоянно конфликтует с ними. Получая отпор со стороны тех, кто не желает подчиняться его капризам, сын еще больше подавляет мать своими требованиями и неуемными желаниями. Так он привыкает потреблять, ничего не предлагая взамен, становится эмоционально холодным и жестоким по отношению и к другим людям, и к матери.

Детские психиатры считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения, а также нарушения психического здоровья. Οʜᴎ отмечают, что у мальчиков дошкольного возраста из неполных семей достоверно чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и негативизм, онанизм, тики. У девочек в неполных семьях достоверно более частым бывает заикание.

У детей школьного возраста нервность чаще встречается среди воспитывающихся в неполных семьях. У девочек эти

Неполная семья

Нередко любовный деспотизм матери приводит к деспотической

д^зличия достоверны, зато у мальчиков более выражены на-З^шения поведения. Нервность у детей обоего пола достаточно цсто обусловлена нервным состоянием матери перед разводом, эмимо этого нарушения поведения у мальчиков являются вшемалой степени откликом на отсутствие отца как адекват-ррй модели поло-ролевой идентификации в семье.

> Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, роль родителœей очень многопланова и от-|фжается на формировании личности ребенка уже в раннем Л^тстве. Отсутствие одного из родителœей (в данном случае отца) «фи водит к нарушениям психического (умственного) развития |фбенка, снижению его социальной активности, деформациям Личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в со-«роянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное р|гаяние на дальнейшую личную и общественную жизнь как Нальчика, так и девочки.

4 Таковы психологические особенности формирования дачяости ребенка, характерные для всœех типов неполных се-Мей. В то же время каждая разновидность неполной семьи име-Щ и свои, только ей присущие черты, связанные с влиянием 1&ладывающихся в ней отношений на процесс психического 4&1звития и личностного становления ребенка.


Читайте также


  • - Курс лекций Жарковой О.А. по Земельному праву 7 страница

    В случае необходимости застройщик создает инфраструктуру, при этом расходы на это могут быть частично компенсированы за счет бюджета. После заключения договора аренды и расселения граждан инвестор разрабатывает проект планировки и проект межевания территории, ему... [читать подробенее]


  • - Курс лекций Жарковой О.А. по Земельному праву 6 страница

    Из материалов дела следует, что для определения границ лесного фонда были использованы материалы лесоустройства 1993 года - планшет №7, по данным этого планшета восстановлены границы лесничества. Как указал в итоге суд, земельный участок лесничества поставлен на... [читать подробенее]


  • - Административно-правовой статус благотворительных организаций 13 страница

    3.5. формирует сводный прогнозный (плановый) баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка; 3.6. согласовывает решения об утверждении тарифов на... [читать подробенее]


  • - Фриц Перлз 5 страница

    Особенно ограничивает возможности терапевта и пациента разделение "психического" и "физического", из-за которого большинство школ имеют дело с психическими факторами, а последователи Райха - с физическими. В отличие от этого целостный гештальт-подход дает... [читать подробенее]


  • - Текстові тестові завдання 4 страница

    E. Ядерний матрикс. 349. Хромосоми людини за розмірами поділяють на: A. 12 груп. B. 3 групи. C. 6 груп. D. *7 груп. E. 2 групи. 350. Цитокінез (цитотомія) – це: A. Поділ ядра. B. Поділ органел. C. Збільшення об’єму цитоплазми. D. *Поділ цитоплазми. E. Рух цитоплазми. 351. Чим утворені полюси... [читать подробенее]


  • - НЕВРОТИК И ТЕРАПЕВТ 2 страница

    Однако это объяснение, несмотря на его большую ценность, не охватывает полностью тех чувств, которые часто возникают у пациента по отношению к терапевту в процессе лечения. Следует ли нам согласиться, что в этих чувствах действительно нет ничего актуального, что все, что... [читать подробенее]


  • - Конспект лекцій Гроші та кредит / Савлук 43 страница

    Участь у торгах можуть брати всі компанії, які мають достатній міжнародний досвід і виробничі можливості виконати умови конкурсу. Це стосується і місцевих виробників, більше того, їм надається знижка у розмірі 15% контрактної ціни. Тобто, якщо український виробник виконує... [читать подробенее]


  • - Жилищное право как отрасль права, наука и учебная 8 страница

    в коммунальной квартире законом установлена следующая очередность. Право на предоставление такого помещения в первую очередь имеют признанные на тот момент малоимущими и нуждающимися в жилом помещении лица. Если граждане этой категории в коммунальной квартире не... [читать подробенее]


  • - Жилищное право как отрасль права, наука и учебная 5 страница

    1) их вида; 2) юридического факта - основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения; 3) вида жилищного фонда в зависимости от права собственности. Например, сторонами жилищных правоотношений по предоставлению жилых помещений в РФ на основе... [читать подробенее]


  • - Жилищное право как отрасль права, наука и учебная 11 страница

    2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; 3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; 4)... [читать подробенее]