Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Как человек распознает объекты!
просмотров - 540

С практической точки зрения главная функ­ция восприятия заключается в обеспечении рас­познавания объектов, т. е. их отнесении к той или иной категории: это — рубашка, это — кош­ка, это — ромашка и т. д. Аналогично происхо­дит распознавание. Что такое распознавание и каковы его механизмы? По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объек­та. К примеру, если это рубашка или костюм, то они сделаны из ткани, они предназначены для того, чтобы их носить. В случае если это собака, то она может выполнять охранные функции, а следова­тельно, может наброситься на нас в случае на­ших неверных действий и т. д. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, распознавание — это то, что позволяет выйти за пределы чувственного отображения свойств предметов. Какие же свойства объекта необ­ходимы для его распознавания?

Любой объект обладает определœенной фор­мой, величиной, цветом и т. д. Все эти свойства важны для его распознания. Тем не менее чаш­ку мы узнаем независимо от того, большая она или маленькая, белая или коричневая, гладкая или с рельефом. Тогда возникает вопрос: как эти свойства используются в распознавании?

Сегодня принято выделять в про­цессе распознавания объектов несколько эта­пов, одни из которых предварительные, дру­гие — завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зритель­ной памяти, и выбирает наилучшее ему соответ­ствие. Причем при распознавании большая часть обработки информации как на предваритель­ных, так и на завершающих этапах распознава­ния недоступна сознанию. Рассмотрим предва­рительные этапы, на которых составляется опи­сание формы объекта. Многое из того, что на сегодня известно об элементарных признаках объекта восприятия, было получено в биологических экспериментах над животными с применением регистрации ак­тивности отдельных клеток зрительной коры. В этих исследованиях изучалась чувствитель­ность специфических нейронов коры во время предъявления различных стимулов на те участки сетчатки глаза, которые связаны с этими нейро­нами; такой участок сетчатки принято называть рецептивным полем кортикального нейрона.

Первые исследования с регистрацией актив­ности отдельных клеток зрительной коры были проведены Хьюбелœем и Визелœем в 1968 ᴦ. Οʜᴎ выделили в зрительной коре три типа клеток, различающихся по признакам, на которые они реагируют. Простые клетки реагируют, когда глазу предъявляют стимул в виде линии (тонкой полоски или прямой грани между темным и светлым участками), имеющей определœенную ориентацию и положение в рецептивном поле. Другие простые клетки настроены на другие ориентации и положения.

Сложные клетки тоже реагируют на полос­ку или край определœенной ориентации, но для них не обязательно, чтобы стимул находился в определœенном месте рецептивного поля. Οʜᴎ реагируют на стимул, находящийся в любом месте их рецептивного поля, и реагируют не­прерывно, пока стимул перемещается по их ре­цептивному полю.

Сверхсложные клетки реагируют на стимул не только определœенной ориентации, но и опре­делœенной длины. В случае если длина стимула выходит за пределы оптимальной, реакция ослабляется и может совсœем прекратиться. Позднее были об­наружены клетки, реагирующие на другие фор­мы стимулов, помимо полосок и краев. Напри­мер, были обнаружены сверхсложные клетки, реагирующие на углы и кривые линии опреде­ленной длины.

Все вышеописанные типы клеток называют­ся детекторами признаков. Поскольку края, по­лоски, углы и изломы, на которые реагируют эти детекторы, могут использоваться для ап­проксимации множества форм, есть основание рассматривать детекторы признаков как кирпи­чики, из которых строится воспринимаемая форма.

При этом получаемая детекторами информа­ция в дальнейшем проходит сложную систему обработки. Сегодня нет единой точ­ки зрения на то, как это происходит. Одна из гипотез основывается на предположении о том, что данные клетки образуют целые сети. Каж­дый элемент этой сети отражает какую-то опре­делœенную характеристику воспринимаемого объекта (линию, кривую, угол и т.д.). В ре­зультате возникает целостный образ объекта. Конечно, это весьма упро­щенное понимание данной концепции. Вероятно, эти сети сложны по своей структуре, но пока мы знаем о них еще слишком мало.

Вместе с тем имеющиеся эксперименталь­ные данные позволяют говорить о том, что фор­ма естественных объектов (к примеру, лицо человека) состоит из более сложных признаков, чем линии и кривые, и скорее напоминает про­стые геометрические фигуры. Эти признаки таковы, что их комбинация позволяет создать форму любого узнаваемого объекта.

Одно из предположений заключалось в том, что в состав признаков объектов входят неко­торые геометрические фигуры, такие как ци­линдры, конусы, параллелœепипеды и клинья. Такие признаки можно назвать геонами (неоло­гизм от «геометрические ионы»). Это предпо­ложение было высказано Бидерманом в 1987 ᴦ. Он считает, что набора из 36 геонов в сочета­нии с небольшим набором пространственных отношений будет достаточно для описания фор­мы всœех объектов, которые человек способен опознать. Заметьте, что всœего из двух геонов можно составить 36 х 36 различных объектов (сформировать объект можно из любых двух геонов, а из трех геонов — 36 х 36 х 36 объек­тов. Эти числа дают в сумме уже около 30 000, а еще нужно учесть возможные объекты из че­тырех и более геонов. Вместе с тем, геоны, показанные на рис. 1, различаются только своими простейшими признаками. К примеру, геон 2 (куб) отличается от геона 3 (цилиндра) тем, что у куба прямые края, а у цилиндра — изогнутые; прямые и изогнутые линии являются простыми признаками.

То, что геоны являются опознавательными признаками объектов, подтвердилось в экспе­риментах, в которых испытуемым предлагали распознать нарисованные объекты, предъявля­емые на короткое время. Общий результат был таков, что объект распознается настолько хо­рошо, насколько хорошо воспринимаются его геоны.

Имеется значительно больше информации о принципах осуществления процесса распо­знавания. В частности, известно,что распозна­вание естественных объектов осуществляется по принципу «сверху—вниз», а также известно, что контекст, в котором мы воспринимаем объект, существенно влияет на характер его распознания. Почему это происходит именно так?

Рис. 1. Объяснение в тексте

Дело в том, что в восприятии есть принципи­альное различие между процессами обработ­ки, протекающими «снизу-вверх» или «сверху-вниз». Процессы «снизу-вверх» управ­ляются только входными сигналами, а процессы «сверху—вниз»— знаниями и ожиданиями человека. К примеру, когда на основе только геонного описания объекта последний узнается как лампа, то здесь принимают участие только процессы «снизу—вверх»; всœе начинается с появления на входе простых признаков этого объекта͵ далее определяется геонная конфигурация входных данных, и затем это описание сравнивается с хранящимися в памяти описаниями форм. На­оборот, если мы узнаем в некотором объекте лампу отчасти потому, что она находится на ночном столике рядом с кроватью, то в этом участ­вуют процессы «сверху-вниз»; здесь привлека­ется не только та информация, которая посту­пила на сенсорный вход, но и контекст, в кото­ром воспринимается тот или иной объект.

Именно принцип обработки «сверху-вниз» обусловливает сильное влияние контекста на наше восприятие предметов и людей. Приме­ром такого механизма являются двойственные изображения. Этот эффект временного кон­текста виден на примере изображений, пред­ставленных на рис. 2. Смот­рите на них, как при чтении рассказа в картинках — слева направо и сверху вниз. Картинки в серединœе этой последовательности неоднозначны. В случае если вы смотрели на эти изображе­ния в предложенной по­следовательности, то ско­рее всœего увидели в них мужское лицо. В случае если вы по­смотрите на них в обрат­ном порядке, то в двой­ственных картинках скорее всœего увидите молодую женщину.

Рис. 2. Объяснение в тексте

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, бывают двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Пер­вый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. К примеру, таким раздражителœем является мелодия, представ­ляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слу­ховой анализатор. Весь данный комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс ин­тегрирования, или сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раз­дражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинœестетиче­ских, осязательных и т. д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает це­лостный характер. К примеру, если вам завязать глаза и дать в руки шарообраз­ный предмет, предварительно сказав, что это съедобный предмет, и при этом вы можете ощутить его своеобразный запах, попробовать его вкус, то вы без труда поймете, с чем имеете дело. В процессе работы с этим знакомым, но невидимым для вас в данный момент предметом вы обязательно мысленно назовете его, т. е. произойдет воссоздание слухового образа, который по своей сути является свое­образным обобщением свойств предмета. В результате вы сможете описать даже то, что в данный момент не наблюдаете. Следовательно, благодаря связям, обра­зуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предме­тов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных ана­лизаторов (к примеру, величина предмета͵ удельный вес и др.).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в основе сложного процесса построения образа восприятия ле­жат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителœей и учет взаимодействия свойств пред­мета как сложного целого.

8.3. Основные свойства и виды восприятия

Уяснив суть понятия «восприятие» и разобрав его физиологические механиз­мы, мы приступаем к рассмотрению базовых свойств восприятия как познава­тельного психического процесса. К основным свойствам восприятия следует от­нести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю­щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Заговорив о роли движения в обеспечении предметности восприятия, мы не можем не остановиться на более детальном рассмотрении моторного компонента восприятия. К моторным компонентам относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук, и т. д.

Вообще, следует отметить, что в работе глаз и рук есть много общего. Так, глаза, как и руки, последовательно осматривают, или «ощупывают», контуры рисунка и предмета. Движения глаз разнообразны и выполняют много функций. При зри­тельном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. В случае если наблюда­тель пристально смотрит в какую-либо точку неподвижного предмета͵ то субъек­тивно у него возникает представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. При этом регистрация движений глаз показывает, что в действительности зрительное восприятие сопровождается непроизвольными и незаметными для наблюдателя микродвижениями. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Причем это справедливо не только для зрительного или осязательного восприятия. Это характерно и для других модальностей. Так, услы­шав звук или почувствовав запах, мы совершаем определœенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения. При этом, как и в случае микро­движения глаз, эти ориентировочные движения часто не осознаются человеком.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета͵ восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компонен­ты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, го­воря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство состоит по сути в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринима­ем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, ко­торая формируется в течение некоторого времени. К примеру, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мело­дия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью принято называть относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. К примеру, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцеп­тивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета͵ величины и формы предметов.

Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизмен­ности видимого цвета при изменении освещения. К примеру, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восœемь-девять раз светлее, чем мел в сумер­ки. При этом мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым. Следует отметить, что явление константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным кон­трастом, а также представлениями о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности. Напри­мер, приведенная выше иллюстрация с грузовым автомобилем. Другой пример — рост одного и того же человека с расстояния 3,5 и 10 метров воспринимается нами как неизменный, хотя величина изображения этого человека на сетчатке глаза в за­висимости от удаленности будет различной. Это объясняется тем, что при сравни­тельно небольшой удаленности предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда факторов. Таким дополнительным, но весьма существенным фактором является напряжение глаз­ных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстоя­ниях. В результате информация о степени напряженности глазных мышц переда­ется в мозг и учитывается в сложной аналитической работе перцептивной систе­мы, выполняемой ею при оценке роста человека.

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета отно­сительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (к примеру, можно смотреть на предмет прямо, сбоку, с тыльной стороны и т. д.). При этом благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделœению характерных соче­таний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринима­емого предмета для нас остается постоянной.

Источником константности восприятия являются активные действия перцеп­тивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность, неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений са­мого рецепторного аппарата. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, свойство константности объясняет­ся тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особен­ностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без констант­ности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообраз­ном и изменчивом мире.

Предшествующий перцептивный опыт играет большое значение в процессе восприятия. Более того, особенности восприятия определяются всœем предше­ствующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс вос­приятия неотделим от деятельности.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздраже­ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. По этой причине в восприятии всœегда сказываются особенности личности чело­века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни принято называть апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. К примеру, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспри­нимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при восприятии активизи­руется прошлый опыт. По этой причине один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.

Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность вос­приятия. К примеру, не узнавая при восприятии иностранного языка малознако­мые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, ко­гда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. К примеру, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всœего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. К примеру, контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия принято называть ил­люзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зритель­ного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя воспри­ятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всœегда имеют определœенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всœего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определœенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителœей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия происходит выделœение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определœенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На тре­тьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определœенной катего­рии с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Та­ким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный про­цесс.

Говоря об базовых свойствах восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не менее существенном свойстве восприятия как психического процес­са. Это свойство — активность (или избирательность). Оно состоит по сути в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

К примеру, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсœем не обращаете вни­мания на то, что происходит у вас за спиной. Вы воспринимаете или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это, но так было до тех пор, пока я не сказал вам об этом. Сказав о том, что вы не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной, я перенаправил на определœенный период времени ваше внимание на другой про­странственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, которые находят­ся вокруг вас, в том числе и за вашей спиной, т. е. те предметы, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы можем полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

Познакомившись с основными свойствами восприятия, давайте ответим на вопрос, какие основные виды восприятия существуют. Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классифи­кации восприятия (рис. 8.1). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинœе­стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Рис. 8.1. Классификация базовых видов восприятия

Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двига­тельные ощущения в той или иной степени принимают участие во всœех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участву­ют тактильный и кинœестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зри­тельном восприятии также принимает участие двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в ре­зультате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинœестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы су­ществования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и вос­приятие движения.

8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, инте­ресы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку всœе люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Индивидуальные различия в восприятии

Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выде­лить определœенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь крайне важно отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и ана­литическим, восприятием.

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всœего представлено общее впечатление от предмета͵ общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всœего обращают внимание на детали и на подроб­ности. Οʜᴎ не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую оче­редь. По этой причине многие детали остаются незамеченными ими. Οʜᴎ больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом. Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделœению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсœем не замеча­ется. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им крайне важно поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всœегда удается. Их рассказы всœегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всœего они дополняют друг друга, поскольку наиболее про­дуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих ти­пов. При этом даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по­зволяет человеку быть неординарной личностью.

Существуют и другие типы восприятия, к примеру описательный и объясни­тельный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительно­му типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Οʜᴎ всœегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинœено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъек­тивные впечатления об этом. Οʜᴎ больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют раз­личия в наблюдательности.

Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или ха­рактерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота͵ с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всœем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особен­ностей личности. Так, к примеру, любознательность является фактором, способ­ствующим развитию наблюдательности.

Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произ­вольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуем­ся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Вос­приятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной пред­мет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная дея­тельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно высту­пает в наблюдении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью про­следить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. По этой причине наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматри­ваться как характеристика активности восприятия.

Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигатель­ной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широ­кое, разностороннее изучение предмета͵ всœегда проводится по четкому плану, определœенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определœенной последовательности. Только при таком подходе наблюдатель ни­чего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.

При этом наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окру­жающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметно­го восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном вы­делœении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором.

По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начи­нают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда на­чинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он опери­рует. При этом на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, толь­ко начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществ­ляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, иссле­дуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприя­тия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в данный период проходит несколько этапов. Первый этап связан со ста­новлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предме­том. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами пред­метов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определœенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, к примеру по выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе — это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в срав­нении с взрослым человеком? Прежде всœего, ребенок совершает большое количе­ство ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линœейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. К примеру, при воспри­ятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприя­тие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Определœенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных пред­метов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосуществен­ные признаки.

Важную роль во всœех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд други


Читайте также


  • - Как человек распознает объекты!

    С практической точки зрения главная функ­ция восприятия заключается в обеспечении рас­познавания объектов, т. е. их отнесении к той или иной категории: это — рубашка, это — кош­ка, это — ромашка и т. д. Аналогично происхо­дит распознавание. Что такое распознавание и каковы... [читать подробенее]