Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Коммуникативная компетентность личности
просмотров - 304

В процессе жизнедеятельности группы между ее участниками складываются те или иные взаимоотношения – официальные (деловые) и неофициальные (личные). [3, 32] Официальные отношения складываются на должностной основе, регламентируются официальными документами, должностными инструкциями, приказами. Существует два базовых вида деловых отношений: отношения равенства и подчинœения. Неофициальные отношения строятся на основе личных симпатий и антипатий. Эффективность делового взаимодействия и эмоциональное благополучие членов группы во многом зависит от характера личных отношений в группе, которые бывают положительными, нейтральными или конфликтными.

Немаловажную роль в функционировании группы играет совместимость ее членов – оптимальное сочетание качеств людей в процессе взаимодействия. Можно выделить четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и ценностно-ориентационную. [2,32] Особенно остро проблема совместимости стоит в сложных условиях жизнедеятельности группы: в ограниченном пространстве, при дефиците времени, средств и участников.

Межличностные отношения реализуются в общении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является важнейшим условием и средством социализации личности.

Общениеэто сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Общение порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживает свои индивидуальные особенности. По форме взаимодействия можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека. Специфика организации речевого сообщения выявляет уровень общей культуры и грамотности личности.

Общение не сводится лишь к обмену информацией или взаимодействию. В структуре общения выделяются три взаимосвязанных и взаимодействующих стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. [31].

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми, с учетом отношения партнеров к друг другу, их установок, целœей и намерений.

Коммуникация осуществляется вербальными и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация осуществляется посредством специфически человеческой знаковой системы – речи.

Невербальные средства общения включают: язык мимики и жестов (оптико-кинœетическая система знаков), визуальный контакт, качества голоса и интонации (паралингвистические характеристики), смех, плач, кашель, паузы, темп речи (экстралингвистические “добавки”), организацию пространства и временную организацию общения. Для эффективной коммуникации необходим единый язык и одинаковое понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии при организации и выполнении совместной деятельности. Исследователями зафиксированы такие виды общения, как содружество, конкуренция, конфликт.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается “прочтением” за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей. В ходе восприятия и межличностного познания возникают эффекты первичности, новизны, ореола.

Анализ трех сторон общения в их единстве – важное условие оптимизации деятельности и взаимоотношений. Грамотное владение техниками общения является неотъемлемой частью профессионализма специалиста в любой области. Сегодня разработаны и применяются активные формы обучения общению – социально-психологические тренинги, в ходе которых человек овладевает разными формами общения с помощью специальных систем упражнений.


Читайте также


  • - Коммуникативная компетентность личности

    В процессе жизнедеятельности группы между ее участниками складываются те или иные взаимоотношения – официальные (деловые) и неофициальные (личные). [3, 32] Официальные отношения складываются на должностной основе, регламентируются официальными документами, должностными... [читать подробенее]