Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Коммуникативная компетентность
просмотров - 546

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме.

Коммуникативная компетентность - ϶ᴛᴏ обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Структура коммуникативной компетентности.

Структурные компоненты:

Когнитивный компонент связан с познавательными процессами личности, особенностями их развития, формированием специфических и общекультурных знаний, коммуникативных умений и т.д.

Следующий компонент коммуникативной компетентности – мотивационно-ценностный. В основе мотивации лежит потребность, которую многие считают решающим фактором поведения человека.

Рефлексивный компонент отражает интерес к самоанализу коммуникативной деятельности, к самоисследованию, самопознанию и т.д. Коммуникативная рефлексия, как известно, отвечает за осознание и рациональное объяснение чувств, эмоций, возникающих при общении.

Функциональная структура коммуникативной компетентности включает следующие компоненты:

Перцептивный компонент коммуникативной компетентности предполагает познание людьми друг друга на основе процесса восприятия, соотнесения обнаруженных характеристик с особенностями собственной личности, оценку ситуации, интерпретацию и прогнозирование на этой основе поступков собеседника. Этот аспект коммуникативной компетентности характеризуется адекватным осмыслением ситуации и адекватным восприятием собеседника.

Речевой компоненткоммуникативной компетентности характеризуется адекватным обменом информацией с учетом соответствующих норм и образцов коммуникативного поведения. Качества, составляющие речевой аспект, - наиболее «видимая» сторона коммуникативной компетентности. В их числе: грамотное оформление речи; адекватное применение средств невербального общения; адекватная эмоциональная насыщенность речи; рациональное использование языковых средств; значимость речевого высказывания для собеседника; выбор языковых средств, доступных для собеседника; связность и логичность высказываний; богатство речи; располагающие манеры общения и голос.

Интерактивно-практический компоненткоммуникативной компетентности раскрывается через следующие характеристики: адекватная постановка целœей общения и эффективность их выполнения, соотношение рационального и эмоционального в общении, умение занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, конструктивно разрешать коммуникативные конфликты. Этот аспект отражает взаимодействие людей с учетом имеющихся у них коммуникативных умений, способы непосредственной организации их совместной деятельности.

Осознавая, что подобное выделœение коммуникативных качеств не является универсальным при структурировании коммуникативной компетентности личности, подчеркнем, что перечень коммуникативных качеств может варьироваться в том или ином диапазоне в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Дайте определœение общения. Что входит в его структуру?

2. Опишите процедуру общения по этапам.

3. Перечислите функции общения.

4. Назовите виды общения и типы межличностного общения, охарактеризуйте последние.

5. Какие уровни общения вы знаете?

6. Что такое коммуникативная компетентность?

7. Какие структурные компоненты коммуникативной компетентности выделяются в психологии?

8. Перечислите средства общения. Приведите классификацию.

9. Охарактеризуйте вербальный уровень общения. В чем отличие языка от речи?

10. Охарактеризуйте невербальный уровень общения.

Рекомендуемая литература.

Основные источники:

1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.

Дополнительные источники:

1. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

2. Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.

3. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.

4. Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Психология личности: учебное пособие. Издание второе. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 575 с.


Читайте также


  • - Тема 1.3 Коммуникативная компетентность менеджеров

    Сегодня к руководителю предъявляются достаточно высокие требования. Эффективность управления процессами и людьми в ситуациях большого информационного насыщения, постоянно изменяющихся условий и быстро растущих оборотов, зависит от образования и образованности... [читать подробенее]


  • - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии. Финансовые вопросы при организации экскурсии Выбор методики проведения экскурсии Выбор методики проведения экскурсии- это умение показать объект, умение рассказать о нем и о событиях с ним связанных.... [читать подробенее]


  • - Коммуникативная компетентность

    Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности... [читать подробенее]


  • - Общение. Коммуникативная компетентность

    Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и... [читать подробенее]


  • - Коммуникативная компетентность личности

    В процессе жизнедеятельности группы между ее участниками складываются те или иные взаимоотношения – официальные (деловые) и неофициальные (личные). [3, 32] Официальные отношения складываются на должностной основе, регламентируются официальными документами, должностными... [читать подробенее]


  • - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода... [читать подробенее]


  • - IV фактор — коммуникативная компетентность юриста.

    Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста Определение путей повышения эффективности и качества право­охранительной деятельности предполагает всестороннее изучение ин­дивидуально-психологических особенностей,... [читать подробенее]


  • - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода... [читать подробенее]


  • - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода... [читать подробенее]


  • - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

    Коммуникативный процесс, как уже говорилось, структурируется из таких компонентов, как коммуникаторы, то есть конкретные личности и их социальные роли, средства и технологии коммуникации, условия коммуникации в соответствии со сферой и ситуацией взаимодействия. входит... [читать подробенее]