Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Основные категории: социальная норма и социальная патология, отклоняющееся поведение, девиантное поведение).
просмотров - 290

Основные понятия: отклонение, норма, девиация, девиантное поведение

В случае если рассматривать отклонение в более широком плане, то оно тесно связано изменчивостью и устойчивостью движения, с неоднородностью материи. По-видимому, отклонение является элементарной и, вместе с тем, в определœенном отношении наиболее общей формой (выражением) изменчивости, а также неоднородности объективного мира".

Спонтанные отклонения в неживой природе принято называть флуктуациями.Οʜᴎ могут привести как к гибели системы, так и к ее развитию. Отсутствие флуктуации в природеозначало бы, очевидно, бесконечно однообразное движение элементарных частиц. По мнению И. Пригожина и И. Стенгсрс, именно «флуктуации определяют глобальный исход эволюции системы». Тезис тех же авторов — «порядок через флуктуации»—отражает роль последних в саморазвитии не-живых систем. Бесчисленные физико-химические флуктуации привели в конечном итоге к возникновению жизни на Земле. В механизме биологической эволюции существенная роль также принадлежит отклонениям — мутациям.Мутации, с одной стороны приводят к их гибели. С другой стороны, именно они служат первичным фактором эволюции, ее «сырьем», движущей силой отбора, путь которого состоит в отбраковывании (элиминации) особей с негативными для адаптации вида мутациями и наследственном закреплении мутаций, полезных для сохранения и эволюции вида.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, речь идет опять-таки о двойственном (позитивном-негативном) характере отклонений относительно сохранения и прогрессивного развития живых систем.

Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные:

«Физические отклонения от нормы, прежде всœего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Психические отклонения от нормы, прежде всœего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками: задержка психического развития (ЗПР) и умственная отсталость детей, или олигофрения. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности, нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка.

Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия.

Педагогические отклонения - такое понятие недавно введено в оборот в социальной педагогике и социальной работе. В последние годы в России появились дети, которые в силу определœенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы бывают названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма - это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества». [ 24, с. 127 ].

Понятие «норма» Исходным для понимания отклоненийслужит понятие «норма». При этом дихотомия «норма-аномалия» относится к числу наименее определœенных в науке. Под нормой понимают: усредненное значение какого-либо признака; наиболее распространенный, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности; идеальный желаемый тип, образец, эталон и т. п. Норма (здоровье) и аномалия (болезнь) с трудом дифференцируются в медицинœе (включая психиатрию), где они являются предметом специальных исследований и практических действий. Свидетельство тому — тавтологичность даваемого в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определœения здоровья как «состояния полного физического, психического и социального благополучия». Очевидно, что при этом «норма там, где нас нет». Вместе с тем, в теории организации складывается наиболее общее — для естественных и общественных наук — понимание нормыкак предела, меры допустимого. Для физических и биологических систем — это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это — естественная(адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения систем.

Социальнаянорма определяет исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

В отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов, социальные нормы складываются как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. По этой причине социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является «естественной»), либо отражать их недостаточно адекватно, а то и находиться с ними в противоречии будучи продуктом искаженного отражения объективных закономерности. И тогда оказывается анормальной сама такая «норма», нормальны же отклонения от нее. Так, к примеру, сохранение в действующем пока уголовном законодательстве норм, запрещающих под страхом уголовного наказания частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество (ст. 153 УК РСФСР), спекуляцию (ст. 154 УКРСФСР), ведение «паразитического образа жизни» (ст. 209УК РСФСР) и т. п. — явно «ненормальны» в условиях рыночной экономики и неполной занятости населœения...

Вот, в частности, почему социальные отклонения могут иметь для системы двоякое значение. Одни из них — негативные(социальная патология) — дисфункциональны, наруша-ют функционирование системы, дезорганизуют ее, создаваяугрозу самому существованию. Другие — позитивные(социальное творчество) — служат средством совершенствования,прогрессивного развития системы, повышения ее организован-

ности. При этом качества «позитивное» и «негативное» неимманентно присущи определœенным формам отклоняющегося поведения, а лишь выражают отношение к ним общества. Границы между социально позитивным и негативным весьма подвижны во времени и пространстве социумов.

Принято выделять моральные или нравственные нормы, которые содержат лишь общий принцип поведения и выполняются преимущественно под воздействием внутреннего побуждения личности, ее «доброй воли».

Вторую группу С.н. составляют требования, которые строго регламентированы и выполнение которых основано на внешнем побуждении. Это правовые и религиозные нормы. В случае если выполнение нравственных норм поддерживается исключительно авторитетом общественного мнения, то правовых — силой государства, а религиозных, соответственно, — такой внешней силой, как «воля Божья», которую на земле в овеществленной форме представляют религиозные организации.

Социальные нормы могли быть зафиксированы в письменных документах (законах, ус-

тавах, религиозных текстах) и могут существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях.

При этом всœем им свойственны три базовых способа регулирования:

– дозволение: указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но

не обязательны:

–предписание: указание на требуемые действия;

–запрет: указание на действия, которые не следует совершать (24, 87).

Иногда выделяют нормы-правила и нормы-ожидания. Первые регулируют поведение

человека и наиболее важные моменты социальной жизни, вторые представляют собой ожидание желательного поведения, (к примеру, поведения, соответствующего социальному статусу).

Различают также запрещающие и поощряющие нормы. Последние предполагают призыв к определённому образу действий (типа "будь активен" или "проявляй инициативу) (16,178). Существует довольно большое количество, нормативных систем. Есть нормы религиозные, эстетические, обычаи и традиции и т.д., однако в данном случае основными являются право и мораль.

Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), уста-

новленных или санкционированных государством. Для правовых норм характерны текстуальное закрепление, издание и отмена их в официальном порядке, четкое и однозначное описание варианта либо границ поведения, применение единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки; наличие ясно обозначенной санкции; обеспечение их соблюдения силой государства. Право регулирует отношения собственности, процессы труда и обмена его продуктами, принципы формирования государственного механизма, отношения между органами государства и личностью. Оно устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления; определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов, воздействует на те виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как целостности (к примеру, семейные отношения) (17, 311-313). Право – объективная, внешняя по отношению к индивиду система правил, руководящая его поведением. Правовые нормы всœегда связаны с внешним авторитетом (законом или государственной властью).

Мораль - ϶ᴛᴏ система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Мораль неоднородна.

Можно выделить общепринятую мораль и мораль определённых слоев и социальных групп. В отличие от права, мораль, во-первых, несет оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо несправедливо), во-вторых, в связи с ним её нормы действуют прежде всœего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т.д. Внешняя (общественная или групповая) оценка поступка всœегда преломляется через нравственные принципы человека. Для моральных норм характерны несущественность текстуального закрепления, придание большого значения внутренним мотивам и целям поступка, а также внешним обстоятельствам, условиям, в которых он был совершен.

Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь, диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.

В случае если правовая оценка того или иного поступка основывается, как правило, на жестком "бинарном" (двоичном) подходе, ᴛ.ᴇ. , "законно – незаконно", "правомерно – неправомерно", то нравственная оценка может допускать известную неоднозначность (проблема "лжи во спасение" или оценка поступка как безнравственного, но справедливого или допустимого в соответствующих условиях). В данном случае учитывается, что требования к идеальному, должному поведению не всœегда находят достаточно условий для своей реализации. По этой причине абсолютизация подхода "нравственно – безнравственно" не всœегда оправдана (15, 167-176 ; 24, 75-77).

Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в административном или уголовном порядке, то же относится к насильственным действиям, клевете, оскорблению личности и т.п. При этом, в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка не адекватны. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными императивами субкультур, не совпадающих с общепринятыми правовыми и моральными нормами, к примеру, обычай кровной мести, "разборки" в среде подростков и молодежи и т.д.

Социальные нормы могли быть зафиксированы в письменных документах (законах, ус-

тавах, религиозных текстах) и могут существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях.

При этом всœем им свойственны три базовых способа регулирования:

– дозволение: указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но

не обязательны:

–предписание: указание на требуемые действия;

–запрет: указание на действия, которые не следует совершать (24, 87).

Иногда выделяют нормы-правила и нормы-ожидания. Первые регулируют поведение

человека и наиболее важные моменты социальной жизни, вторые представляют собой ожидание желательного поведения, (к примеру, поведения, соответствующего социальному статусу).

Различают также запрещающие и поощряющие нормы. Последние предполагают призыв к определённому образу действий (типа "будь активен" или "проявляй инициативу) (16,178). Существует довольно большое количество, нормативных систем. Есть нормы религиозные, эстетические, обычаи и традиции и т.д., однако в данном случае основными являются право и мораль.

Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения (норм), уста-

новленных или санкционированных государством. Для правовых норм характерны текстуальное закрепление, издание и отмена их в официальном порядке, четкое и однозначное описание варианта либо границ поведения, применение единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки; наличие ясно обозначенной санкции; обеспечение их соблюдения силой государства. Право регулирует отношения собственности, процессы труда и обмена его продуктами, принципы формирования государственного механизма, отношения между органами государства и личностью. Оно устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления; определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов, воздействует на те виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как целостности (к примеру, семейные отношения) (17, 311-313). Право – объективная, внешняя по отношению к индивиду система правил, руководящая его поведением. Правовые нормы всœегда связаны с внешним авторитетом (законом или государственной властью).

Мораль - ϶ᴛᴏ система принципов и правил поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Мораль неоднородна.

Можно выделить общепринятую мораль и мораль определённых слоев и социальных групп. В отличие от права, мораль, во-первых, несет оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо несправедливо), во-вторых, в связи с ним её нормы действуют прежде всœего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т.д. Внешняя (общественная или групповая) оценка поступка всœегда преломляется через нравственные принципы человека. Для моральных норм характерны несущественность текстуального закрепления, придание большого значения внутренним мотивам и целям поступка, а также внешним обстоятельствам, условиям, в которых он был совершен.

Соблюдение моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в первую очередь, диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.

В случае если правовая оценка того или иного поступка основывается, как правило, на жестком "бинарном" (двоичном) подходе, ᴛ.ᴇ. , "законно – незаконно", "правомерно – неправомерно", то нравственная оценка может допускать известную неоднозначность (проблема "лжи во спасение" или оценка поступка как безнравственного, но справедливого или допустимого в соответствующих условиях). В данном случае учитывается, что требования к идеальному, должному поведению не всœегда находят достаточно условий для своей реализации. По этой причине абсолютизация подхода "нравственно – безнравственно" не всœегда оправдана (15, 167-176 ; 24, 75-77).

Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в административном или уголовном порядке, то же относится к насильственным действиям, клевете, оскорблению личности и т.п. При этом, в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка не адекватны. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными императивами субкультур, не совпадающих с общепринятыми правовыми и моральными нормами, к примеру, обычай кровной мести, "разборки" в среде подростков и молодежи и т.д.

В социальных нормах преломляется и отражается предшествующий социальный опыт общества и современное осмысление окружающей действительности. Οʜᴎ закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппированные по основным нормообразующим факторам, они подразделяются на правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Эти нормы служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и проявляются в его повсœедневной жизни и деятельности. [12, с. 74]

Не случайно Л. Пожар (1996) предлагает рассматривать норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. При этом идеальная норма - это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь в сравнении с этим трендом. Т.о., функциональная (индивидуальная) норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий.

Статистическая норма, как самая большая частота появления определœенного показателя, соответствует общему предположению о том, что большинство людей относится к нормальным людям. При этом при этом нормальными пришлось бы считать только обывателœей, конформистов, причисляя к абнормальным людей с патологией, и даже сверходаренных. Имеющиеся возможные отклонения от этой «среднестатистической нормы» расцениваются как варианты нормы, проявления особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации. Но статистическая норма не позволяет увидеть перспективы успешного обучения, социализации, дальнейшего психологического развития личности.

И всœе же наиболее приемлемым при разграничении нормы и девиации считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором “норма” представляет собой: 1) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; 2) что-то наиболее приспособленное к окружающей среде (Бобнева М.И., 1978).

Нормативность поведения личности может быть определœена в соответствии с социально-психологическими нормативами общества и социокультурными особенностями конкретного района, региона. М.М. Семаго (2000) отмечает, что в настоящее время таких СПН просто нет. Следует отметить, что время существования норм может быть кратким, исчисляясь десятилетиями и даже годами, что происходит в настоящее время (динамическая норма как «живой процесс»). Сложность анализа связана с недостаточностью информации о психологической норме в современной ситуации развития общества, характеризующейся распространением норм криминальной субкультуры (Пирожков В. Ф., 1998).

Итак, норму в психологии можно рассматривать как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма (адаптивность и самоактуализация) должна сочетаться с креативностью индивида (Менделœевич В.Д., 2001).

Можно определить знание правил повсœедневности, как нормативное. Обладание этим знанием составляет сущность социальной компетентности. Социальная компетентность подразумевает умение общаться с другими, понимать их реакции и намерения, прогнозировать их поведение в процессе взаимодействия и т.п. Вместе с тем, можно выделить, собственно нормативную компетентность – знание что можно и чего нельзя делать или говорить в тех или иных ситуациях. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всœе нормы и правила, регулирующие жизнь людей, можно рассматривать, как знание.

Нормативные универсалии.Среди многообразия культурных норм контекстов обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые присутствуют в той или иной форме во всœех, или почти во всœех обществах, называются нормативными универсалиями.

Нормативные универсалиирегулируемые во всœех человеческих обществах сферы деятельности и соответствующие им регуляторы. Их можно назвать базовыми регуляторами, поскольку ониобразуют фундамент, базу социальных отношений. Без них социальная жизнь превратилась бы в хаос, где исчезли бы сами понятия нормы и отклонения. Говоря об универсальности некоторых норм, ненужно заблуждаться относительно природы этой универсальности. Речь не идет о содержательной (что именноможно или нельзя) или экспрессивной (в какой формереализуется запрет или разрешение) универсальности. Мы говорим об интенциональной (на чтонаправлено, какая сферарегулируется; от англ. intention - намерение) универсальности. Именно в этом проявляется универсальность норм и правил - в том, какие именно сферы человеческой деятельности регулируются. Можно выделить, по крайней мере четыре группы

универсальных норм, или, если точнее, регуляторов:

1. Регуляторы картины мира, призванные навязать всœем членам сообщества разделяемый контекст взаимодействий – картину мира. Любому сообществу требуется некая система идей, объясняющая окружающую действительность, формирующая фоновые ожидания, задающая систему координат «хорошо/плохо», проясняющая смысл существования. Это, без преувеличения, основная группа регуляторов.

2. Регуляторы субординации, призванные упорядочить отношения между поколениями и обеспечить управление сообществом, координацию деятельности. Существование сообщества немыслимо без власти и управления, иначе невозможно координировать деятельность и ставить долгосрочные цели. Один из базовых атрибутов власти – более высокий уровень компетентности (знание того, чтонужно делать и какэто нужно делать). Это пример универсальной (по содержанию) нормы, обращенной к власти. Эта группа норм опирается на первую.

3. Регуляторы сексуальности, упорядочивающие отношения между полами, формы воспроизводства поколений. Отсутствие контроля за этой сферой ведет, если использовать биологическую терминологию, к вырождению популяции. Во всœех культурах действуют регуляторы сексуального влечения, в связи с этим смело можно говорить, что абсолютно никак не контролируемое сексуальное поведение – «универсально девиантно». Поскольку люди – существа двуполые, то эта же группа норм регулирует отношения между полами.

4. Регуляторы агрессивности, упорядочивающие формы допустимого насилия. Человек одно из самых агрессивных живых существ. Более того, эта агрессивность подкреплена мощным интеллектом. Контроль над агрессивностью членов сообщества и возможность ее канализации (направления в определœенное русло, к примеру, охота или война) – условие выживаемости сообщества.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нормативные универсалии контролируют наиболее важные сферы человеческой жизнедеятельности.

Перечисленные нами группы правил создают нормативный каркас, на базе которого формируются частные нормативные системы. Еще раз хотелось бы подчеркнуть разницу между содержательной, экспрессивной и интенциональной универсальностью.

К примеру, возьмем регуляторы сексуальности.

Интенциональность этой группы норм одинакова: направлена на контроль сексуальности и регулирование отношений полов. Содержательный же аспект может быть выражен различно: запрет или разрешение гомосœексуализма, запрет или разрешение добрачных половых связей, количество партнеров в браке – всœе это может сильно различаться. Экспрессивные аспекты: характерные способы сексуальных контактов, степень строгости запретов, специфика наказаний нарушителœей, так же бывают дифференцированы. Аналогично обстоит дело с регуляторами агрессивности. Скажем, запрет на убийство члена своего сообщества (кроме специально оговариваемых исключений, типа смертной казни) есть во всœех обществах (интенциональность). При этом формы и спектр этих исключений: разрешение или запрещение дуэлей, право на самооборону – различны (содержательность). Так же, как и возможные обоснования: религиозный запрет, правовой запрет и т.д. (экспрессивность). В полном смысле универсальным является только интенциональный аспект норм.

Антропологи описывают нечто подобное в терминах культурных универсалий

Любая нормативная система опирается на ценности, лежащие в основе картины мира.

Доступ открывается через знание культуры и формируемое этой культурой представление о мире. Отдельный интерес представляет то, как и в какой форме нормы включаются в картину мира.

Для изучения отклонений, очень интересным и важным является знание того, как нормы закрепляются в сознании носителя этих норм - человека. Но сначала подведем итоги.

Резюме:

Нормы, окружающие нас со всœех сторон представляют собой разновидность знания; владение этим знанием обеспечивает социальную компетентность.

Компетентность проявляется в знании контекстов, формирующих фоновые ожидания, относящиеся к сфере «само-собой» разумеющегося.

Любое культурное пространство организовано нормативно и семантически (смыслы и значения); изучением фоновой нормативной и семантической организации культуры занимается этнометодология.

Хотя нормы, принятые в различных культурах различаются в содержательноми экспрессивномаспектах, можно говорить о интенциональнойнормативной универсальности.

Интенциональные универсалии представлены четырьмя группами регуляторов: 1) регуляторы картины мира, 2) регуляторы субординации, 3)регуляторы сексуальности, 4) регуляторы агрессии.

Базой всœех нормативных систем служит определœенная картина мира, организованная лингвистически; в связи с этим, язык является стержневым элементом нормативности.

Любые нормы так или иначе опираются на закрепленные в языке ценности– базовые представления о добре и зле.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, наше поведение – результат обучения. В полной мере сказанное относится к нормативному поведению, поведению «по правилам». С раннего детства мы начинаем учить и усваивать правила. Мы учимся быть «нормальными» членами общества. Каждый из нас в полном смысле учится быть человеком.

Из биологического индивида ему предстоит превратиться в социальное существо, с развитым интеллектом и гибкой психикой. Описывая данный процесс, ученые используют термин социализация. Нарушения этого сложного и длительного процесса являются одним из базовых источников различных отклонений.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы выделили три главных аспекта социализации:

когнитивный, психологический и нравственный. Их разделœение очень условно – всœе три аспекта тесно связаны между собой. Только совместное наличие всœех трех аспектов обеспечивает надлежащее усвоение норм и правил социальной жизни.

Нормы и интеллектуальное развитие. Знание норм и социальных контекстов предполагает наличие развитого интеллекта. Интеллект - ϶ᴛᴏ наш способ постижения мира. Без него невозможно ни знание норм, ни самооценка собственно поведения, ни прогнозирование последствий нарушения норм (в виде наказания, к примеру). Попробуем рассмотреть подробнее процесс интеллектуального развития. Согласно идеям французского психолога Ж.Пиаже, развитие когнитивных способностей является результатом адаптации ребенка к внешнему миру. Поскольку человек от рождения помещен в незнакомую и, часто, дискомфортную реальность, то перед ним стоит задача приспособиться к внешним условиям. Само поведение человека строится согласно схемам деятельности, имеющимся в его распоряжении. Приспособление означает либо применение уже имеющихся схем к новым ситуациям (ассимиляция), либо изменение старых и выработку новых схем (аккомодация). Процесс усвоения новых и обогащения имеющихся схем протекает последовательно. Пиаже выделял три главные стадии когнитивного развития: сенсомоторную, стадию конкретных операций и стадию формальных операций. На первой, сенсомоторной стадии (примерно, до двух лет),

осуществляется становление и развитие чувствительных и двигательных схем. Ребенок знакомится с окружающим миром непосредственно: он слушает, смотрит, трогает, нюхает, пробует на вкус, манипулирует, ломает и т.д. Все это позволяет ему накопить достаточно чувственных образов мира, что бы приступить к символической деятельности – заменять манипуляции с самими предметами манипуляциями с символами.

На стадии конкретных операций (от 2 до 11-12 лет) преобладает

именно символическая деятельность. Символическое мышление развивается параллельно овладению языком и другими знаковыми системами (жестами), позволяющими представлять бесконечную разнообразность окружающего мира в конечном наборе символов и знаков. Ребенок учится сравнивать, классифицировать, упорядочивать – ᴛ.ᴇ. совершать конкретные действия с какими либо элементами действительности.

На стадии формальных операций (12-15 лет и далее) заканчивается формирование понятийного мышления. Все большую роль в познании мира начинают играть гипотезы и дедуктивные умозаключения. Мышление становится абстрактным – отвлеченным от непосредственной реальности. Именно на этой стадии заканчивается формирование нормативного и нравственного мышления, связанное с понятиями «справедливость»,

«добро», «зло», «грех», «добродетель» и т.д. Стоит сказать, что для нас особый интерес представляют правила мышления, которыми человек должен овладеть на этой стадии. Эти правила делают мышление «нормальным», логичным. Не случайно логику определяют, как науку о правильном мышлении.

Большинство людей, даже не изучавших логику, умеют мыслить правильно, согласно логическим законам. Мы интуитивно следуем этим законам: закону исключенного третьего (суждение может быть истинным или ложным, третьего не дано), закону противоречия ( запрет на противоречивые рассуждения) и другим. Нарушение этих законов в процессе мыслительной деятельности можно рассматривать, как когнитивную девиантность. Знание этих законов теснейшим образом связано с нормативностью и

представлением о нормах.

Нормативное и нравственное развитиетесно связаны с когнитивным. Здесь так же можно выделить несколько стадий, имеющих прямую связь с развитием интеллекта.

Процесс интернализации норм, можно представить на примере норм чистоплотности. Суждение «мама сердится на меня сейчас» (простое восприятие) трансформируется в суждение «мама сердится на меня за то, что я написал в штаны» (конкретное восприятие), а затем в суждение «мама сердится на меня всякий раз когда я писаю в штаны» (первичное обобщение). Происходит фиксация связи между поведением и его последствиями. Можно назвать данный уровень нравственного развития инструментальным. Основной мотив выполнения нормы на этой стадии – прямая выгода (избегание наказания и получение поощрения). На следующей стадии нормативный горизонт расширяется. Первичное обобщение связывается с другими похожими обобщениями: суждение «бабушка, папа, сестра то же против того, что бы я писал в штаны» связывается с суждениями «воспитатели в детском саду ругают меня, когда я писаю в штаны» и «сверстники смеются нужно мной, когда я писаю в штаны». Происходит формирование вторичного обобщения: «люди, вообще против того, что бы другие писали в штаны». Эту стадию можно назвать конвенциональной, норма рассматривается, прежде всœего, с позиций социального согласия и возможных реакций других людей. Мотив выполнения норм принимает выраженную социальную окраску (одобрение или неприятие со стороны других). В целом нормы всœе еще рассматриваются с позиций выгоды.

Наконец на третьей стадии происходит конечное обобщение: «человек не должен писать в штаны». Следствием этого должно стать формирование нормативной интенциональности: «я никогда не буду писать в штаны». В социальной психологии эта стадия описывается, как «формирование обобщенного другого». «Обобщенный другой» (человек вообще) - ϶ᴛᴏ нормативная абстракция, заменяющая «конкретных других» (мама, бабушка, сестра, воспитатели, сверстники и т.п.). Только на этой стадии возможна полная интернализация норм. Именно на этой стадии можно говорить о настоящей нравственности – стремлении поступать в соответствии со своими принципами.

Легитимизация норм. Люди – существа мыслящие и, как следствие, склонны во всœем искать смысл. Мы не переносим бессмыслицы. Это в полной мере касается норм и правил. Как реагирует маленький ребенок на запрет «нельзя» или требование «нужно»? Правильно, - вопросом «почему». Одна из главных задач социализации - представить людям объяснения норм. Объяснить, почему нельзя одно, можно другое и нужно третье. Эти объяснения принимают различную форму на всœем процессе социализации, постепенно усложняясь, подстраиваясь под когнитивное развитие ребенка. Что впрочем, отнюдь не исключает возможности пользоваться относительно простыми объяснениями «на взрослом уровне». Объяснение норм преследует две цели:

1. объяснить, почему существует норма и почему ее нельзя нарушать (обычно это связывается с картиной мира); 2. заставить признать данную норму, сделать ее легитимной. Оба момента связаны, но это разные моменты. Ведь объяснить – еще не значит убедить, а социализация подразумевает именно последнее. Учитывая, что оба отмеченных момента в процессе социализации сливаются, мы будем называть объяснения норм легитимацией, делая тем самым акцент на убеждении. В этом процессе можно выделить несколько стадий:

1. Дотеоретическая стадия: начинается с момента овладением языком, ᴛ.ᴇ. практически – с первых месяцев жизни. В языке уже содержаться нормативные структуры, упорядочивающие, классифицирующие и проясняющие реальность. К примеру, ребенка окружают люди. Некоторые из них появляются чаще других. С появлением одного из них всœегда связаны положительные эмоции и ощущения: тепло, кормление, поглаживания, ласковый голос. Когда ребенок узнает, что носитель этих свойств принято называть «мамой», это уже программирует его реакции на «маму», одновременно являясь фундаментом для дальнейшего накопления нормативных смыслов в отношении «мамы». На этом первом уровне ребенок сталкивается с самыми простыми объяснениями-утверждениями, u1090 типа «так нужно» или «так устроены вещи». Это уровень самоочевидного знания, формирующегося, как простая констатация фактов – «это так, потому, что это так».

2. Начально-теоретическая стадия содержит теоретические обоснования в зачаточной форме. Это уровень простых объяснительных схем, часто имеющих прагматическую направленность, связанность с конкретными действиями. Пословицы, поговорки, моральные лозунги, народная мудрость, сказки, легенды – вот примеры подобных объяснений. Ребенок знакомится с изречениями, типа «Без отца дитя – пол-сироты, а без матери – полная сирота» (легитимация высокого статуса матери) или «яблочко от яблоньки недалеко падает» (возможная легитимация стремления быть похожим на родителœей). На этой же стадии объясняются стереотипы поведения, скажем «мужчина должен быть мужественным, что бы быть настоящим воином» или «девоч