Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Речевая деятельность. Виды РД. Речевая деятельность и речевое общение.
просмотров - 242

Соссюр считал язык и речь двумя сторонами такого явления как РД – к-ая будучи одновременно физич., физиологич. и психической, помимо того относится к сфере индивидуального и социального. Язык – есть социальное и психическая сторона РД, необходим, для того чтобы речь была понята и производила всœе свое действие. Речь – индивид. и психофизич. сторона РД. Соссюр ввел понятие РД, чтобы показать что речь и язык находятся в диалектич. единстве и сосуществуют вместе, РД – свойство присущее ч-ку, она многообразна, имеет внешнюю (звуковую) и внутр. (психическую) стороны. РД включает в себя процесс расчленения мыслей посредством языка, процесс перевода ее из глубины чел. сознания во внешние материальные формы с помощью внутренней речи, а также в обратной последовательности процесс восприятия речи и усваивания ее содержания. Выделяют типы речи: 1. внутр. речь (внутр. проговаривание – речь про себя). 2. Речь дактильная – воспроизводящая слова при помощи определœенных конфигураций пальцев и их движений. 3. Речь жестами– речь хар-ся своеобразными лексич. и граммат. закономерностями. 4. Речь письменная – вербальная (словесное) общение при помощи письменных текстов, оно может быть отсроченным (письмо) и непосредственным (обмен записями Вов время заседания). 5. Речь устная – вербальная (словесная) общение при помощи языковых средств воспринимаемых на слух. 6. Речь эгоцентрическая – обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

Реч. деят-ть – деят-ть, орудием к-ой является язык и у к-ой есть свой мотив, цель, конечный результат. Человек действует, когда говорит, пишет и читает, когда слушает другого. Т.о., различают 4 вида реч. деят-ти. Два из них производят текст — это говорение, письмо, и два из них осуществляют восприятие текста — это слушание и чтение. Как видим, язык здесь воплощается в письм. форме (когда мы пишем и читаем) и в устной (когда мы говорим и слушаем).

РО – процесс установления и поддержания целœенапр. прямого или опосредованного контакта м/у людьми при помощи языка. Мотив – потребность индивидов в обмене смысловой и оценочной информации. Цель – взаимодействие участников общения в разл. сферах своего существования и воздействие друг на друга в целях коммуникации разнообразных типов. РО бывает офиц. и неофициальным, публичным и не публ.. Обращение к тому или иному виду РО задается ситуацией и индивид. особенностями говорящих и слушающих. РО зависит от коммуникат. ситуации и обуславливается ею.

РО — обмен инфо (текстами), в таком обмене действуют по крайней мере двое — передающий и воспринимающий. По этой причине, изучая общение, мы оцениваем реч. взаимодействия коммуникантов — адресанта и адресата: достижение ими поставленных целœей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые партнерами яз. ср-ва и тактику реч. ходов. В сущности, в любой реч. деят-ти так или иначе происходит общение: читая научн. статью или рассказ, я «общаюсь» с автором в том или ином речевом жанре и стиле.

Общение — сложное явление, к-ое изучается целым рядом наук: психологией, в том числе социальной, и социологией — со стороны индивид. и групповых черт общающихся с позиции соц. ролей говорящих; лингвистикой и психолингвистикой — со стороны специфики яз. и реч. единиц общения, разнообразия текстов с точки зрения композиции, стилей и жанров, и др.; этнографией — со стороны нац. и групповой специфики общения, в том числе общения ритуального, обрядового; даже врачи-психиатры изучают общение с точки зрения разного рода болезненных нарушений и способов их преодоления.