Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Функции семьи
просмотров - 185

Содержание сотрудничества, формы и методы совместной деятельности

Сотрудничество специальной школы, семьи и общественных организаций

Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций способно принœести самые полноценные плоды в сфере социализации личности, развитии интеллекта и чувства полноценности ребенка с проблемами в развитии. В данном случае необыкновенно важной представляется работа психолога, которая в первую очередь должна быть направлена на гуманизацию педагогического процесса, формирование культуры общения и эмпатического («чувствование») понимания в системах «ребенок – педагог», «ребенок – ребенок», «ребенок – родители», «ребенок – социум». Также крайне важно педагогическое сотрудничество учителя с родителями. Психолог и педагоги должны помочь им понять содержание педагогической работы, увидеть в ней свои функции.

Речь идет о приучении ребенка к твердому распорядку дня, выполнению правил поведения и выполнению трудовых поручений. Также важно поощрение дружбы ребенка со сверстниками (если она возможна по медицинским показаниям). Родители должны быть ориентированы на гуманное отношение к ребенку, на приложение максимальных усилий в делœе социальной адаптации ребенка. Основными путями взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественных организаций являются:

1) совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителœей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;

2) совместное программирование содержания воспитательной и образовательной работы;

3) совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы;

4) совместный анализ ее результатов с последующим учетом в дальнейших программах.

Цель такого взаимодействия – перестройка семейного воспитания и образовательной работы в отношении детей с особенностями в развитии. Успешному решению задач подобной работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, специальном образовательном учреждении, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка), так и специальные:

· организация успеха ребенка в ролевой игре;

· учение, руководство его поведением путем опоры на положительные качества;

· формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизни и деятельности в коллективе;

· преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития.

В сферу деятельности общественных организаций и органов соцзащиты может в данном случае входить:

1) повышение психолого-педагогической грамотности родителœей;

2) организация психологического обследования ребенка и оказание ему крайне важной психологической помощи;

3) индивидуальные консультации и помощь родителям по вопросам воспитательного процесса; контроль за организацией нормального режима жизни и деятельности ребенка;

4) помощь в приобретении лекарственных и иных необходимых средств;

5) организация санаторно-курортного лечения.

«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта͵ взаимной помощью и моральной ответственностью...» (Советский энциклопедический словарь, 1985). «Семья ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта͵ основанная на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Н.Я. Соловьев).

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определœенных потребностей ее членов, принято называть функцией семьи. Выделяют следующие функции семьи.

1. Воспитательная – удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании.

2. Хозяйственно-бытовая – удовлетворение материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья.

3. Эмоциональная – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, активно содействует сохранению психического здоровья семьи.

4. Духовного (культурного) общения удовлетворение потребностей в совместном досуге, взаимном духовном обогащении, играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

5. Первичного социального контроля обеспечение выполнения социальных норм, особенно теми, кто в силу обстоятельств (возраст, болезнь) не обладает способностью самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

6. Сексуально-эротическая удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества семья обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

Нарушения функций семьи особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнение семьей ее функций.


Читайте также


  • - Функции семьи и их реализация в сфере досуга

    Функции семьи представляют собой набор исторически обу­словленных форм деятельности, роль и значение которых меня­ется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связа­ны с потребностью общества в институте семьи и с потребно­стью личности в принадлежности к... [читать подробенее]


  • - Функции семьи и их реализация в сфере досуга

    Функции семьи представляют собой набор исторически обу­словленных форм деятельности, роль и значение которых меня­ется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связа­ны с потребностью общества в институте семьи и с потребно­стью личности в принадлежности к... [читать подробенее]


  • - Понятие семейного воспитания. Воспитательный потенциал современной семьи. Функции семьи.

    Роль семьи в формировании личности ребенка Вывод Рабочие (электромеханические) характеристики двигателя Снимают зависимости частоты вращения тока якоря от момента нагрузки на валу n = ¦(М2), Iя = ¦(М2), при U = Uном, Iв = Iв. ном. По опытным данным рассчитывают... [читать подробенее]


  • - Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

    Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе,... [читать подробенее]


  • - Основные функции семьи

    План ЛЕКЦИЯ 13 Назовите типы отклонений Теории социальных отклонений, не связанных с физическими и психическими нарушениями, будут рассмотрены ниже, при характеристике девиаций. Таким образом, социальная модель позволила рассматривать поведение ребенка... [читать подробенее]


  • - Основные функции семьи и их характеристика

    Коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма достигается различными путями и средствами. Конформизм – это приспособленчество, принятие мнения большинства,... [читать подробенее]


  • - Социальные функции семьи

    Исследование функций семьи – это один из ведущих аспектов исследования семьи как социального института. Семья, как уже отмечалось, играет очень важную роль в жизни общества. Эта ее роль непосредственно реализуется через выполнение ею своих функций. Существуют... [читать подробенее]


  • - Важнейшие функции семьи

    Семья является предметом исследования многих обще­ственных наук. Каждая из этих наук стремится дать опре­деление семьи и ее функций. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой... [читать подробенее]


  • - Важнейшие функции семьи

    Семья является предметом исследования многих обще­ственных наук. Каждая из этих наук стремится дать опре­деление семьи и ее функций. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой... [читать подробенее]


  • - Функции семьи

    Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов... [читать подробенее]