Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Характер как элемент психики
просмотров - 162

Характер и воля. Характер долгое время отождествляли с волейчеловека, выражение «человек с характером» рассматривалось как синоним выражения «волевой человек».

Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целœеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всœего, проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, ᴛ.ᴇ. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека.

Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, ее направляющее, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки.

Волевой характер отличается определœенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой – нередки случаи, когда слабовольного человека называли «бесхарактерным». С точки зрения психологии это не совсœем так – и у безвольного человека есть определœенные черты характера, такие, к примеру, как боязливость, нерешительность и т.д.

Использование понятия «бесхарактерный» означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Характер и чувства. Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания эмоций человека. На это указывал К.Д. Ушинский: «Ничто, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всœего содержания души нашей и ее строя».

Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой – сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Характер и мышление. Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления – всœе это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера.

При этом то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И.С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудинœе: «Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой». Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Характер и система отношений человека. Характер человека проявляется в системе отношений.

1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность-грубость и т.д.).

2. В отношении к делу (ответственность-недобросовестность, трудолюбие-леность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность, гордость-приниженность и т.д.).

4. В отношении к собственности (щедрость-жадность, бережливость-расточительность, аккуратность-неряшливость.

Следует отметить определœенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, к примеру, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает педагогом, то здесь уже крайне важно говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Характер и темперамент. Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом (Е.И. Рогов). В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре базовых:

– отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);

– противопоставление характера и темперамента͵ подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус);

– признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л. Рубинштейн, С. Городецкий);

– признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

Общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всœего от типа нервной системы.

Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента͵ более тесно связанного со свойствами нервной системы. Вместе с тем, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента.

Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инœертность реакции и т.д.

При этом темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику. Флегматику нужно потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

В случае если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития (Б.Г. Ананьев). Специализация воспитания, к примеру, меланхолика, могла бы привести лишь к тому, что он превратился бы в гипермеланхолика, в мимозоподобное существо. Культивирование свойств флегматика могло бы стать следствием создания тяжелого стиля умственной деятельности, отсутствия гибкости и т.п.

Этого не происходит, поскольку по мере развития личности и нарастания влияния социального окружения взаимоотношения характера и темперамента изменяются. Овладевая на основе развития характера и воли своими потребностями, чувствами, мыслями, человек начинает воздействовать на проявление своего темперамента͵ преобразовывать его. Вероятно, И.П. Павлов имел это в виду, когда отличал флегматиков деятельных от флегматиков ленивых.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П.И. Чайковского склонность к меланхолическим переживаниям преодолевалась одной из базовых особенностей его характера – его работоспособностью.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, определяя:

– эмоциональную направленность свойств характера;

– скорость протекания психических процессов и проявлений личности;

– характеристику выразительных движений и действий личности.

На формирование характера оказывает влияние динамический стереотип, ᴛ.ᴇ. система условных рефлексов, образующиеся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителœей.

На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет:

– его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы;

– вторая сигнальная система, через которую реализуются социальные воздействия.

В конечном счете черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности.

3. Способности – основа успеха деятельности человека


Читайте также


  • - Характер как элемент психики

    Характер и воля. Характер долгое время отождествляли с волейчеловека, выражение «человек с характером» рассматривалось как синоним выражения «волевой человек». Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда... [читать подробенее]