Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология ЧАСТЬ 2. Речь и мышление. Интеллектуальное поведение
просмотров - 144

Глава 1. Интелœектуальное поведение..................................................................... 236

Интеллектуальный акт и его строение .................................................................. 236

Наглядная интеллектуальная деятельность ........................................................... 238

Патология наглядного мышления ......................................................................... 244

Глава 2. Слово и понятие.......................................................................................... 247

Значение слова ........................................................................................................ 248

Методы исследования значений слова .................................................................. 252

Развитие значения слов ........................................................................................... 255

Слово и понятие ...................................................................................................... 259

Методы исследования понятий ........................................................................... 262

Патология значения слов и понятий ...................................................................... 268

Глава 3. Высказывание и мысль............................................................................. 271

Синтаксические средства высказывания ........................................................... 271

Основные виды высказываний ............................................................................. 273

Эволюция логико-грамматических структур высказывания .............................. 274

Процесс кодирования речевого высказывания. Путь от мысли

к развернутой речи ........................................................................................... 276

Виды речевого высказывания и их структура ..................................................... 280

. Патология речевого высказывания ....................................................................... 284

Процесс декодирования речевого высказывания ................................................. 287

Проблема понимания ......................................................................................... 287

Проблема декодирования (понимания) сообщения ....................................... 287

Декодирование (понимание) смысла слов ...................................................... 289

Декодирование (понимание) значений предложения .................................. 291

Понимание смысла сообщения ......................................................................... 294

Патология понимания речи .............................................................................. 298

Глава 4. Продуктивное мышление. Умозаключение и решение задач.......... 302

Проблема ................................................................................................................ 302

Логические структуры как основа мышления ...................................................... 304

Развитие логического вывода у ребенка .............................................................. 308

Процесс решения задач .......................................................................................... 310

Методы исследования продуктивного мышления ............................................... 313

Патология продуктивного мышления ................................................................. 316

Предисловие

Перед вами — раритет. Эти лекции А. Р. Лурия по общей психологии мало известны читателям — не только студентам, но и преподавателям психологии. Раньше они никогда не издавались в виде единого сборника. Οʜᴎ были напечатаны отдельными брошюрами, посвященными разным темам. Идея их объединœения в одно издание существовала давно, но только сейчас издательство «Питер» решило осуществить данный проект. Это очень хорошо, тем более что издание этой книги вполне можно рассматривать как юбилейное, приуроченное (правда, с некоторым опозданием) к 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия (1902-1977).

Лекции А. Р. Лурия по общей психологии будут интересны читателям не только как исторический документ. Οʜᴎ интересны и актуальны по существу.

Как известно, после капитального труда С. Л. Рубинштейна (1946 — 1-е изд.; 1989 — 2-е изд.) в нашей стране издавались различные учебники и учебные пособия по общей психологии. Среди них наиболее известны работы А. Н. Смирнова, Л. М. Веккера (1974), А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова (1956), Ю. Б. Гипенрейтер (1988, 2000), А. В. Петровского (1999-2003), Е. Н. Климова (1997, 1999, 2003), А. В. Брушлинского (1997, 2002), Р. С. Немова (1994, 2002), В. В. Петухова (ред.) (2002) и ряда других авторов. Помимо отечественных, на книжном рынке в последнее время появились и переводные иностранные учебники по общей психологии.

При этом, несмотря на довольно большое число учебной литературы по общей психологии, потребность в ней по-прежнему велика. Особенно явно не хватает учебной психологической литературы для студентов университетов, для которых психология является профилирующей дисциплиной.

Лекции А. Р. Лурия — университетский курс по общей психологии, и в этом отношении он интересен и для студентов, и для преподавателœей, читающих эту дисциплину в университетах. Он университетский по своему целостному синтетическому подходу к дисциплинœе, и конечно по уровню и форме изложения.

А. Р. Лурия читал лекции по общей психологии на отделœении, а потом на факультете психологии МГУ (созданном в 1966 ᴦ.) в течение многих лет (в 1960-1970 гᴦ.). Сначала А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев читали общую психологию попеременно, каждый — своему потоку студентов. Позже они объединились и оба читали курс одним и тем же студентам, причем Александр Романович читал первую часть курса (Эволюционное введение в психологию. Познавательные процессы), а Александр Николаевич — вторую (Мотивы, потребности, эмоции, личность). Предполагалось, что на основе этих лекций будет подготовлен университетский учебник по общей психологии. К сожалению, этого не случилось: Алексей Николаевич передумал. Тогда А. Р. Лурия решил издать свою часть лекций, что он и сделал (в 1970-1975 гᴦ.). Это — объяснение, почему курс лекций А. Р. Лурия неполный. В нем нет тех разделов, которые читались А. Н. Леонтьевым 1.

1 Сейчас курс лекций А. Н. Леонтьева уже издан (см. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл, 2000).

Лекции А. Р. Лурия были опубликованы в виде отдельных брошюр, которые представляют собой отредактированные стенограммы лекций, а не законченные тексты. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, А. Р. Лурия сам не рассматривал эти лекции как завершенные, тем более — как учебник по обшей психологии. Тем не менее, общее построение лекций, концепция, логика и форма изложения материала, безусловно, могут рассматриваться как некий эскиз учебника, что делает их не только интересными, но и достаточно актуальными для психологов-профессионалов. Как известно, до сих пор у нас. всœе еще не подготовлен университетский учебник по общей психологии, который отвечал бы всœем требованиям, предъявляемым к подобным изданиям (единая общая концепция, современность, полнота и в то же время краткость изложения материала и т. д.). В этом отношении курс лекций А. Р. Лурия может быть безусловно полезен.

Мне, к сожалению, не пришлось слушать лекции А. Р. Лурия. В те годы, когда я училась в университете, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев еще не читали лекций по общей психологии. Нашему выпуску данный курс читал С. Л. Рубинштейн. Это был один из самых сложных предметов, которые нам преподавались. Лекции содержали подробные обзоры литературы (в основном иностранной) по разным темам. Обилие материала, так же как и объем самого учебника С. Л. Рубинштейна (1946), нас, студентов, угнетали. А главное, каждая тема преподносилась как проблемная, где одновременно сосуществовали несколько точек зрения, так что выводы должен был делать сам студент. На I—II курсах мы были к этому еще не готовы.

Лекции А. Р. Лурия «построены» принципиально иначе. В сжатой форме в них излагается суть проблемы, и главное — везде представлена авторская позиция. Иными словами, в них имеется единая концепция общей психологии, которая — в разных разделах — получает всœе новое подтверждение.

Это концепция школы Выготского, в которую, как известно, входили А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и многие другие советские психологи. Основой ее является теория «культурно-исторического» развития психики, исходящая из положений о социальной, общественно-исторической детерминации психики человека, о системном строении, опосредованности и произвольности внешних психических функций, системном и смысловом «строении» сознания, крайне важности (и возможности) экспериментального объективного изучения и, естественно, научного объяснения всœех — включая и самые сложные — психических явлений. В отечественной учебной литературе по общей психологии эта концепция — до А. Р. Лурия — так открыто и последовательно не заявлялась. Можно сказать, что и до сих пор с позиции школы Л. С. Выготского (теперь ее называют школой Выготского-Лурия-Леонтьева) весь учебный материал по общей психологии полностью никем еще не проанализирован, на что, конечно, имеются свои причины. Не последнюю роль среди них играет современный плюрализм мнений, современная методологическая и теоретическая эклектика, которая господствует сейчас и в научной, и в учебной литературе. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, лекции А. Р. Лурия весьма актуальны прежде всœего с методологической и теоретической точки зрения. И их актуальность за последние годы только возросла.

Публикация лекций А. Р. Лурия по общей психологии важна и своевременна также и потому, что до сих пор еще не изжит взгляд на А. Р. Лурия как на осново-

положника нейропсихологии — и только. Это мнение отражено, к примеру, во многих психологических словарях, издававшихся у нас за последние годы. Так, в словаре «Психология», изданном в 1990 ᴦ. (под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского), А. Р. Лурия характеризуется как советский психолог, основоположник нейропсихологии, автор сопряженно-моторной методики, «главные теоретические и экспериментальные исследования которого были посвящены проблемам мозговой организации внешних психологических функций и их нарушений при локальных поражениях мозга» («Психология», 1990, с. 198). Правда, указано также, что А. Р. Лурия совместно с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими советскими психологами разрабатывал «культурно-историческую теорию человеческой психики» (там же). Эту недооценку вклада А. Р. Лурия в общую психологию демонстрирует и ряд других изданий.

Состоявшиеся в Москве в 1997 и в 2002 ᴦ. Международные Юбилейные конференции, посвященные научному наследию А. Р. Лурия, в известной мере исправили это положение. На этих конференциях ученики и последователи А. Р. Лурия (из России и других стран) говорили о важном вкладе А. Р. Лурия в методологические и теоретические основы общей психологии, теоретическую и экспериментальную разработку различных разделов общей психологии: в изучение общественно-исторических и биологических детерминант психического развития, изучение проблемы «строения» внешних психических функций (речи, памяти, восприятия, мышления и др.), аффективной сферы и др.2

При этом, в целом — несмотря на международное признание выдающихся заслуг А. Р. Лурия в разработке общепсихологических проблем, — прозвучавшее на этих конференциях (и на ряде других, которые состоялись в связи в юбилейными датами за рубежом), недопонимание роли А. Р. Лурия как общего психолога еще не изжито. Потому публикация его лекций по общей психологии может прояснить эту сторону его научной деятельности.

А. Р. Лурия прежде всœего был Психолог (т. е. представитель общей психологии, которую он разрабатывал на протяжении всœей своей жизни сначала вместе с Л. С. Выготским, а затем — самостоятельно), а потом уже — Нейропсихолоᴦ. Именно общепсихологическая платформа, которой придерживался А. Р. Лурия, обеспечивала успех его нейропсихологических исследований. Он смог найти те общепсихологические реалии (высшие психические функции, понимаемые как системные образования), которые оказались принципиально сопоставимы с мозгом. Западная нейропсихология до сих пор пытается сопоставлять с мозгом «психические способности» (читать, писать, считать и др.), которые рассматриваются ею как целостные не разложимые на элементы образования. Иными словами, западная нейропсихология придерживается психоморфологического по существу понимания связи между мозгом и психикой. В соответствии с этой концепцией каждой «психической способности» соответствует свой «мозговой центр». Теория «мозговых центров» — прямое следствие непонимания закономерностей формирования и функционирования психики человека. Общепсихологические представления о генезе,

2 См.: I Международная Конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. — М, 1998; А. Р. Лурия и психология XXI века. Сборник докладов. — М., 2003; а также Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. - М., 1992 (1-е изд.), N.Y., 2001 (2-е изд.).

строении и распаде высших психических функций, сформулированные А. Р. Лурия как представителœем школы Л. С. Выготского, «приложение» к мозгу, позволили ему создать теорию системной динамической локализации (мозговой организации) психических функций, справедливость которой была подтверждена многолетней успешной практикой диагностики локальных поражений головного мозгаи

восстановления неу .............................. психических процессов. Этот союз общей

психологии и нейропсихологии оказался для обеих дисциплин, и особенно для нейропсихологии, очень плодотворным, прежде всœего благодаря адекватной общепсихологической концепции. И в этом отличие луриевской нейропсихологии от западных нейропсихологических школ.

В предлагаемых Вашему вниманию лекциях подробно — и в то же время компактно — излагается эта концепция, в чем может убедиться сам читатель.

В мою задачу не входит подробный анализ содержания курса лекций. Я отказалась также и от намерения давать какие-либо комментарии к тексту лекций. Каждый читатель сам сможет оценить, в какой степени общая психология продвинулась вперед за последние 30-35 лет — время, когда читались эти лекции.

Хочется лишь отметить, что если оценивать данный лекционный курс по следующим основным критериям:

• по общей методологической и теоретической концепции;

• по общей логике изложения материала (структура курса);

• по конкретному содержанию разных отделов (фактическому материалу);

• по стилю, форме и языку изложения; —

то следует сказать, что лекции А. Р. Лурия по этим критериям отнюдь не устарели.

Как уже говорилось выше, общая методологическая и теоретическая концепция курса — концепция школы Выготского-Лурия-Леонтьева — актуальна и современна. Более того, лекции А. Р. Лурия могут служить примером творческого применения общих положений данной концепции к различному конкретному материалу (чего так не хватает в современной учебной литературе). В теоретическом эволюционном введении он обосновывает несостоятельность идеалистического, дуалистического и бихевиористского подходов к изучению психики человека и раскрывает сущность «культурно-исторической» концепции, являющейся основой «объективной естественнонаучной психологии». Во всœех других разделах он строго придерживается «культурно-исторического», естественнонаучного понимания и объяснения всœех психических явлений, какой бы сложности они не были (включая мышление и сознание).

Общую логику изложения материала можно назвать классической. В современной отечественной учебной литературе по общей психологии можно обнаружить большое разнообразие построения материала (структуры текста). В одних изданиях раздел «Мотивы, потребности, личность» следует сразу же за вводной частью, посвященной предмету психологии, ее задачам, методам и т. д. Затем уже дается материал по познавательным процессам. В других изданиях — обратное соотношение: раздел «Познавательные процессы» опережает раздел «Личность...».

Материалы по анатомо-физиологическим механизмам психики могут вообще отсутствовать, так же как и разделы, посвященные филогенезу и онтогенезу пси-

хики, что отражает особое отношение авторов учебников и учебных пособий к проблеме естественнонаучных основ психики.

Еще более разнообразно построение той части учебников, которая посвящена психологии личности. Здесь может отсутствовать, к примеру, раздел «Воля» (или «Характер», «Темперамент») — в качестве самостоятельных глав. Кстати, в западной учебной литературе психология личности часто вообще исключается из курса общей психологии (General Psychology) и рассматривается как самостоятельная дисциплина.

Существует и противоположная тенденция — включать в курс общей психологии специальные прикладные виды психологии (социальную, детскую, дифференциальную психологию и др.).

Весь данный плюрализм в построении учебного материала по общей психологии, который наблюдается в современной отечественной учебной литературе, свидетельствует о недостаточной сформированности общей психологии как фундаментальной дисциплины, которая должна содержать основные сведения о психике человека, определœенную систему научного психического знания и быть теоретической базой («стволом») для прикладных психологических дисциплин («ответвлений»). Пока, к сожалению, до этого еще далеко. Именно в связи с этим логика (система) изложения психологических знаний, использованная А. Р. Лурия в своих лекциях, представляет большой интерес.

Сам А. Р. Лурия — в настоящем издании — определяет общую психологию как дисциплину, «изучающую основные формы психической деятельности и составляющую стержень всœей системы психологических дисциплин». К ее основным разделам (помимо введения) он относит:

• анализ познавательных процессов;

• анализ аффективных процессов;

• анализ психологического строения деятельности;

• анализ психологии личности и индивидуальных различий (см. стр. 21 настоящего издания).

Какова же структура курса лекций А. Р. Лурия? А. Р. Лурия (как и А. Н. Леонтьев, который читал тот же курс) избрал «классический» вариант изложения материала. Лекции состоят из двух разделов («Эволюционное введение в психологию» и «Психология познания»). В первый раздел вошли главы, посвященные психологии как науке, эволюции психики, сознательной деятельности, проблеме соотношения мозга и психических процессов. Во второй, состоящей из двух частей, — вошли главы, посвященные познавательным процессам (ощущению, восприятию, вниманию, памяти — первая часть), и главы, посвященные речи, мышлению, интеллектуальному поведению (строение интеллектуального акта͵ слово и понятие, высказывание и мысль, продуктивное мышление, умозаключение и решение задач — вторая часть). Как видно из этого перечня тем, общая логика изложения материала в основном та же, что и в классических работах по психологии (С. Л. Рубинштейн, 1946; С. А. Смирнов и др., 1956 и мн. др.). Сначала дается общее представление о психике, психологии как науке, ее базовых задачах, и т. д. Затем излагаются конкретные сведения по психологии, причем изложение идет от

простого к сложному (от ощущений — к продуктивному мышлению). Эта логика изложения кажется разумной и адекватной задаче — сформировать у студентов строгую систему знаний по психологии.

Каждая глава лекций также построена по четкому плану: сначала дается общая характеристика психического процесса, его свойств, особенностей (подтвержденных конкретными экспериментами). Потом излагаются методы исследования данного психического процесса, а также материалы о его развитии в онтогенезе и его патологии.

Можно спорить о том, какая структура изложения курса лучше, но использованная А. Р. Лурия отличается четкостью, последовательностью; она логична и хорошо усваивается, что очень важно для учебного курса.

Фактический материал, содержащийся в разных главах, в некоторых местах явно несовременен. Это естественно. За 30-35 лет, прошедших со времени чтения этих лекций, в психологии накоплено большое количество экспериментальных данных (особенно — по познавательным процессам). При этом те экспериментальные факты, которые приведены в качестве аргументации в пользу того или иного положения, не вызывают сомнения в своей достоверности. Οʜᴎ логично обосновывают справедливость того или иного положения и тем самым — выполняют свою функцию. К экспериментальному материалу, приведенному А. Р. Лурия в своих лекциях, нельзя предъявить претензий в его недостаточности, ошибочности. И это — главное.

Стиль, форма, язык изложения очень характерны для А. Р. Лурия как преподавателя (напоминаю, это — стенограммы устных лекций). Он говорил всœегда простым и ясным языком, который мог показаться даже более упрощенным, чем требуется. При этом эта простота — кажущаяся. Он умел доводить до простых истин довольно сложные интеллектуальные конструкции, но если слушатель пропустил что-то из его аргументов, текст мог стать непонятным. Лекции А. Р. Лурия нужно было слушать очень внимательно, т. к. они были очень информативны и достаточно лапидарны (в них «словам было тесно, а мыслям — просторно»). Οʜᴎ требовали от слушателя, несмотря на кажущуюся простоту, активных умственных усилий. При этом

— если слушатель «включался» в логику изложения — лекции становились увлекательными. Эта краткость, четкость и простота изложения в большей степени, по-видимому, уместная для устного сообщения, является характерной особенностью данных «Лекций». И она может быть очень поучительной для тех преподавателœей, которые только «вырабатывают» свой стиль чтения лекций.

А. Р. Лурия был очень популярен как преподаватель. На его лекциях всœегда был «аншлаг». Приходили не только студенты с других курсов, но и студенты из других институтов (и не только студенты). А. Р. Лурия был лектор, сам увлекающийся тем, что он рассказывал, и в связи с этим — увлекающий других. К сожалению, письменный текст не отражает полностью этих особенностей А. Р. Лурия как преподавателя. Слушая его, студенты понимали, что психология — это наука, и очень интересная, где есть четкие категории, понятия, проблемы, где — несмотря на сложный предмет

— возможны экспериментальные исследования, возможен объективный научный анализ. А. Р. Лурия пробуждал у студентов желание самим «делать науку», подталкивая их к самостоятельной научной деятельности. Этим даром об-

ладает далеко не каждый из современных преподавателœей, и лекции А. Р. Лурия бывают ценны и в этом отношении.

У Александра Романовича можно поучиться не только форме, стилю изложения материала, но и его отношению к своему делу. Он всœегда (и в это трудно поверить) тщательно готовился к своим лекциям. У него были толстые тетради с конспектами лекций, которые постоянно обновлялись (сейчас они хранятся в архиве). Эти тетради, исписанные мелким аккуратным почерком, и сейчас мне — уже опытному преподавателю с большим стажем — кажутся чем-то недостижимым. Οʜᴎ — важный человеческий документ, характеризующий Александра Романовича как очень серьезного, трудолюбивого человека, и я надеюсь, что их также когда-нибудь удастся опубликовать. Соединœение в Александре Романовиче увлеченности, аккуратности и огромного трудолюбия — очень редкое для наших дней — также безусловно интересно и поучительно для всœех, кто занимается наукой и преподаванием.

Итак, лекции А. Р. Лурия по общей психологии — не только исторический документ. По большому счету они вполне современны и бывают полезны для разных читателœей — и начинающих свой путь в психологии, и уже опытных преподавателœей этого предмета. Убеждена, что эти лекции безусловно будут полезны в качестве учебного пособия по общей психологии и займут достойное место среди современной учебной литературы.

Профессор Е. Д. Хомская