Категории
Психология
Чувства просмотров - 221
Эти пять элементов проявляются в функциях пяти чувств человека, так же как и в его физиологии. Эти элементы непосредственно связаны со способностью человека воспринимать окружающий его мир. Через органы чувств они также связаны с пятью действиями, соответствующими функциям сенсорных органов.
Основные элементы - эфир, воздух, огонь, вода и земля - связаны со слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием, соответственно.
Эфир является посредником, передающим звук. Этот эфирный элемент связан с функцией слуха. Ухо, орган слуха, выражает действие через органы речи, которые придают смысл человеческому звуку.
Воздух связан с чувством осязания; органом осязания является кожа. Органом, передающим чувство осязания, является рука. Кожа на руке очень чувствительна, рука наделена способностью держать, давать и принимать.
Огонь, проявленный как свет, тепло и цвет, связан со зрением. Глаз, орган зрения, управляет ходьбой и таким образом связан с ногой. Слепой человек может ходить, но без выбора направления. Глаза дают направление действиям при ходьбе.
Вода связана с органом вкуса - без воды язык не может ощущать вкус. Язык тесно связан с функциями гениталий (пенис и клитер). В Аюрведе пенис или клитер считаются низшим языком, а язык во рту - высшим языком. Человек, контролирующий высший язык, естественно контролирует и низший язык.
Элемент земля связан с чувством обоняния. Нос, орган обоняния, функционально связан с действиями ануса, органа выделения. Эта связь проявляется у человека, имеющего запор или нечистую прямую кишку, - у него дурное дыхание, его обоняние притуплено.
Аюрведа относится к телу человека и его чувственным ощущениям как к проявлению космической энергии, выраженной в пяти базовых элементах. Древние риши постигли, что эти элементы берут начало из чистого Космического Сознания. Аюрведа стремится дать возможность каждой индивидуальности привести свое тело в совершенную и гармоничную связь с этим Сознанием.
ТАБЛИЦА 1
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ИХ ДЕЙСТВИЯ
ЭЛЕМЕНТ | ЧУВСТВА | ОРГАНЫ ЧУВСТВ | ДЕЙСТВИЕ | ОРГАН ДЕЙСТВИЯ |
Эфир | Слух | Ухо | Речь | Органы речи (язык, голосовые связки, рот) |
Воздух | Осязание | Кожа | Держание | Рука |
Огонь | Зрение | Глаза | Ходьба | Стопа |
Вода | Вкус | Язык | Воспроизведение | Гениталии |
Земля | Обоняние | Нос | Выделение | Анус |
Глава 3. Строение человека
Основные элементы - эфир, воздух, огонь, вода и земля проявляются в человеческом теле как три фундаментальных принципа, или признака, известных как тридоша. Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата (по санскритски - вата доша). Огонь вместе с водой проявляются в теле как принцип огня, именуемый питта. Земля с водой проявлены как вода тела, известная как капха.
Эти три элемента - вата͵ питта͵ капха - ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические функции тела, ума и сознания. Οʜᴎ действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.
Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д. (см. главу 8, описание этих склонностей). Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций - понимание, сочувствие и любовь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, тридоша - основа психосоматического существования человека.
Основная конституция каждой индивидуальности определяется при зачатии. Во время оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом - яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума путем комбинаций телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.
Обычно, существуют семь типов конституции тела: 1)вата 2) питта 3) капха 4) вата-питта 5)питта-капха 6) вата-капха и 7) питта-капха. Среди этих семи базовых типов есть множество вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-питта-капха в конституции тела.
Конституция по санскритски принято называть пракрити. Этот термин означает - «природа», «сотворенное» или «первоначально созданное». Первично выраженные пять элементов в теле являются его конституцией. Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. При этом комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле, варьируются в зависимости от изменений внешней среды.
Карта 2
ФУНКЦИИ ТРИДОША
ВАТА (Эфир + Воздух) | ПИТТА (Огонь + Вода) | КАПХА (Вода + Земля) |
Движение | Телесное тепло | Стабильность |
Дыхание | Температура | Энергия |
Естественные нужды | Пищеварение | Смазка |
Трансформация тканей | Восприятие | Маслянистость |
Моторные функции | Понимание | Прощение |
Сенсорные функции | Голод | Жадность |
Беспочвенность | Жажда | Привязанность |
Выделения | Интеллект | Накопление |
Выведение | Гнев | Владение |
Страх | Ненависть | Обладание |
Пустота | Зависть | |
Беспокойство |
Питта и капха, соединяясь, обладают маслянистостью
Питта и вата͵ соединяясь, обладают легкостью
Вата и капха, соединяясь, обладают охлаждающим свойством
Диаграмма 1
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ВАТА, ПИТТА, КАПХА
В жизни повсеместно происходит непрерывное взаимодействие между внутренней и внешней средой. Внешняя среда включает в себя космические силы (макрокосмос), а внутренние силы (микрокосмос) управляются принципами вата-пита-капха. По Аюрведе основной принцип оздоровления состоит в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил, действующих в индивидууме, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять изменениям внешней среды.
Читайте также
Проводящие пути болевой и температурной чувствительности. Проводящие пути тактильной чувствительности. АФФЕРЕНТНЫЕ ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ. ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Проводящие пути разделяются на афферентные (восходящие, чувствительные) и... [читать подробенее]
Ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений). Ослабление внутреннего торможения (наблюдаемое двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность взимания). Снижение продуктивности труда... [читать подробенее]
Триданди Свами Бхактиведанта Нараяна Махараджа Июль 1999 г., Франция Начав лекцию, Шрила Гурудев заметил, что некоторые из слушателей заняты другими делами, и он сказал им: «Чем вы занимаетесь? Прекратите делать гирлянды. Попытайтесь сделать эти гирлянды в вашем сердце.... [читать подробенее]
Ингридиенты хорошего описания Теперь перейдем непосредственно к нашей сегодняшней теме. Несколько расплывчатое слово «описание» подразумевает буквально то, что означает — фрагмент текста,описывающий всё, что угодно — персонажей, их действия и эмоции, места и время.... [читать подробенее]
Для этого Третья идея «учить кратко, приятно и основательно». Образование надо начинать в детстве(весна жизни) Утренние часы более удобны Все должно быть распределено согласно ступеням возраста. Коменский вводит возрастную периодизацию по 6 лет. У одного и того... [читать подробенее]
Низкая толерантность к фрустрации Толерантность – это способность переносить, терпимость. Фрустрация происходит от латинского frustratio – обман, неудача, тщетная надежда. Фрустрация – это такое психическое состояние, которое возникает в результате крушения надежд,... [читать подробенее]
"Чайка" Еще одна серия наших постановок и работ шла по линии интуиции и чувства. К этой серии я бы причислил все пьесы Чехова, некоторые Гауптмана, отчасти "Горе от ума", пьесы Тургенева, инсценировки Достоевского и др. Первой постановкой из этой серии была... [читать подробенее]
Перед вами первоклассная псевдонейрологиче-ская чепуха о полах. Как это нередко бывает, звучит она фантастически, и в ней ровно столько науки, чтобы выглядеть так, будто Альберт Эйнштейн нацарапал эти слова на стене туалета в каком-нибудь Институте Супернаучных... [читать подробенее]
Общественно-политическая линия "Доктор Штокман" После слов: "Некоторые повскакали со своих мест и бросились к рампе". Благодаря низкой сцене и отсутствию оркестра ко мне протягивались сотни рук, которые я должен был пожимать. Те, кто помоложе, прыгали на... [читать подробенее]
"Власть тьмы" Эту новую работу я старался повести по линии интуиции и чувства, но, помимо моей воли, произошел вывих, и неожиданно для себя я очутился на линии быта. Пьеса Толстого "Власть тьмы"148 должна была идти тотчас после "Мещан". Продолжая искать... [читать подробенее]